урок технологии в 6 классе
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Урок технологии разработан для 6 класса по теме "Материаловедение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_materialovedenie_6kl.docx | 533.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
6 класс
Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей. Дефекты тканей.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование знаний по натуральным волокнам животного происхождения; по свойствам тканей из волокон животного происхождения; по дефектам тканей.
Задачи урока:
Обучающие –ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, со свойствами шерстяных и шелковых тканей, научить использовать знания об этих свойствах при изготовлении швейных изделий.
Развивающие – развивать познавательный интерес, логическое мышление, навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями.
Воспитательные – воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность.
Оборудование урока: распечатанные таблицы «шелковые и шерстяные волокна тканей», пинцет, огнеупорная чашка, спички, тетрадь, компьютер, проектор.
Дидактическое обеспечение: презентация учителя «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей. Дефекты тканей».
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Форма работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Диагностика результатов: таблица для заполнения и тест по свойствам тканей.
Межпредметные связи: биология.
Ход урока:
- Организационный момент (2мин)
приветствие; отметить отсутствующих учащихся; проверить готовность учащихся к уроку.
- Постановка целей и задач (1мин)
- Повторение пройденного материала (2мин)
Какие существуют два класса текстильных? (Натуральные волокна и химические).
Волокна какого происхождения изучались в 5 классе? (натуральные волокна растительного происхождения).
Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения? (лен и хлопок).
- Изучение новой темы (30мин, включая работу в парах)
Если присмотреться очень близко к ткани, расслоить ее на отдельные нити, тогда можно заметить, что каждая нить состоит из тончайших волосков, которые называются волокнами. Из них получают нити, пряжу. А уже впоследствии из этих нитей и пряжи получают ткань.
Как мы с вами уже повторили, волокна делятся на натуральные, подаренные нам природой, и химические, которые получают посредством химических процессов.
Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним видом натуральных волокон – животного происхождения. Само название «животное» происхождение уже дает нам понятие, откуда получают эти волокна – это всем нам известная шерсть. Ткани, вытканные из шерстяных волокон являются экологически чистыми, приятными на ощупь и не приносят вреда здоровью человека. С древних времен люди использовали для прядения в основном овечью шерсть. Однако находили применение и другие виды: козья, собачья, коровья, верблюжья, кроличья и т.д.
В зависимости от толщины волокон, образующих волосяной покров овцы, шерсть делят на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую. Сегодня в мире существует около 40 пород овец, производящих более 200 различных типов шерсти. Лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы.
Шерстью называют волосяной покров овец, коз, верблюдов и других животных. Основную массу шерсти (94-96%) для предприятий текстильной промышленности поставляет овцеводство. Самая мягкая, шелковистая шерсть высшей категории получается из стриженой шерсти маленьких ягнят. Шерсть должна иметь определенную длину. Нормальной длины шерсть достигает у овец большинства пород в возрасте одного года, поэтому овец принято стричь один раз в год весной с наступлением теплой устойчивой погоды. Шерсть состриженная одним пластом с овцы называется руно.
Овцы породы меринос признаны с самой лучшей шерстью – она очень длинная и тонкая (разводят в Новой Зеландии и Австралии). С одной овцы этой породы удается получить до 10 килограммов шерсти за одну стрижку. Стригут овец специальными инструментами.
Строение волокна шерсти
Волокно шерсти состоит из:
чешуйчатого слоя – наружный слой в виде чешуек, плотно прилегающих друг к другу, защищает тело волоса от разрушения. От вида чешуек и их расположения зависит степень блеска волокна и его способность свойлачиваться (скатываться, сваливаться);
коркового слоя – основной слой, образует тело волоса, определяет его качества;
сердцевины – находится в центре волокна, состоит из клеток, заполненных воздухом.
В зависимости от соотношения отдельных слоев волокна шерсти подразделяются на 4 типа:
пуха – очень тонкого, извитого, мягкого и прочного волокна, круглого в поперечном сечении
переходного волоса – более толстого и грубого волокна, чем пух
ости – волокна, более жесткого, чем переходный волос
мертвого волоса – очень толстого в поперечнике и грубого неизвитого волокна, покрытого крупными пластинчатыми чешуйками.
Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую, для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, высокоупругие прокладочные материалы получают из лошадиного волоса.
После стрижки шерсть пройдет множество этапов обработки, прежде чем превратится в теплую благородную, шерстяную нить. Поскольку овцы пасутся под открытым небом, шерсть сильно загрязнена, поэтому волокна сначала проходят первичную обработку.
Подготовительное производство
Вначале состриженную шерсть перебирают и сортируют в соответствии с прочностью, тонкостью, волнистостью, цветом; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; далее происходит тщательная мойка шерсти от грязи и песка с мылом и содой; затем сушат в сушильных машинах.
Производство шерсти для текстильной промышленности
Чесание (чесальный цех) – получение волокнистой ленты. На чесальных машинах его пропускают между двух поверхностей, покрытых тонкими металлическими иглами.
Ленточный цех – выравнивание направления волокон шерсти в ленте, вытягивание, уменьшение ленты по толщине (тонине) на ленточной машине
Ровничный цех – скручивание и вытягивание волокнистой ленты в ровницу.
Прядильное производство – вытягивание и скручивание ровницы в шерстяную пряжу на прядильной машине и наматывание в виде початков. Из коротких шерстяных волокон получают более толстую и грубую пряжу, из длинных – тонкую, ровную, гладкую. Здесь изготавливают пряжу.(Запись схемы в тетрадь и просмотр видеоролика о производстве шерстяных тканей).
Ткани из шерстяного волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым "теплым" волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело "дышит".
Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. Шерстяные ткани имеют такие названия: драп, сукно, габардин, кашемир и др.
Для определения ткани по происхождению – шерстяная перед вами ткань или нет нужно кусочек ткани (нити из ткани) поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовывавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера. Так можно определить чистая перед вами ткань или искусственная (учитель проводит демонстрацию спекшегося волокна).
Шелк, а точнее, шелковая нить – это продукт деятельности тутового шелкопряда. Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен
Технология получения шелковых тканей корнями уходит в страны Дальнего Востока и ее рождение соответствует ~ 3000 лет до н.э. Китайцы довели культуру и производство шелка и шелковых тканей до совершенства и примерно 1400 лет до н.э. ткани из шелка различного вида и одежда из них стали предметом обычного потребления в этих странах. В Китае существовал в то время налог на использование изделий из шелка.
Тутовый шелкопряд это разновидность бабочки, но в природе они уже не встречаются. Их разводят на специальных фермах. Гусенички тутового шелкопряда выводятся из яиц (грены) при температуре 23–25°С.
Для развития яиц требуется 8–10 дней, после чего на свет появляются маленькие, длиной всего около 3мм, личинки. Они окрашены в темно-бурый цвет и покрыты пучками длинных волос. Личинки тутового шелкопряда питаются исключительно листьями тутовника (шелковицы), они поедают листья без остановки и днём и ночью, из-за чего очень быстро растут. Длина тела взрослой гусеницы составляет около 8см, толщина – около 1см, окрашено тело в беловатый, жемчужный цвет или цвет слоновой кости. Но главное – это маленький бугорок под нижней губой, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить.
Даже самая маленькая, только что появившаяся из яйца гусеница уже может выделять тонкую нить. С каждым днем гусеница все больше и больше готовится к окукливанию. На изготовление кокона уходит около 4 суток. Примерно через 20 дней куколка превращается в бабочку.
Бабочка тутового шелкопряда невзрачная, окраска ее толстенького мохнатого тельца белая с легким кремовым рисунком, или темно-серовато-коричневая. Размах крыльев тутового шелкопряда – около 4,5см, но летать эти бабочки не умеют. Они утратили эту способность. Живут бабочки тутового шелкопряда около 12 дней. Самка откладывает яички от 300 до 800 штук. Этот процесс занимает у нее 5–6 дней. Яйца тутового шелкопряда очень мелкие, в одном грамме их примерно 1500 штук. Спустя 10—20 суток после кладки бабочки погибают.
Но далеко не каждой соткавшей кокон гусенице дано превратиться в бабочку и прожить свои 20 дней. Большая часть коконов идет на получение шелка-сырца – материала, получаемого при совместной размотке нескольких коконов.
Цель первичной обработки шелка — размотать коконную нить. Коконы, предназначенные для размотки, морят, чтобы умертвить куколку и не допустить превращения её в бабочку, которая портит кокон, делая в нём выходное отверстие.
Для замаривания коконы отправляют в гигантскую печь, где коконы обрабатывают горячим паром: вначале температуру увеличивают до 110°С, затем через каждый час снижают на 10°С. Это необходимо для того чтобы слои шелковой нити равномерно просохли и не испортились при хранении.
Затем рассортированные коконы запаривают, чтобы размягчить склеивающий их нити серицин, после чего отыскивают концы нитей.
Размотка коконов выполняется на автоматических кокономотальных станках в кокономотальных тазах при температуре 40-55°С. Коконная нить слишком тонка для изготовления из неё текстильных изделий, поэтому шёлк разматывают, складывая вместе нити нескольких коконов (от 3 до 10 и более), которые склеиваются серицином в комплексную нить шёлка-сырца.* Обычно в шелке-сырце содержится от 26 до 32% серицина, однако при последующих обработках содержание его в готовых тканях снижается до 4-5%.
Шелк-сырец должен обладать равномерностью по тонине, чистотой (отсутствием на коротких участках нити утолщений или расщеплений), связностью (склеенностью) шелковин.
Чтобы получить 1кг шелка-сырца, нужна примерно тысяча гусениц, поедающих за полтора месяца 60кг листьев тутовника – это три тутовых дерева! Коконы держат в специальной печи 2-2,5 часа при температуре около 100 °C. Это убивает гусениц, находящихся в коконах и упрощается его раскручивание. Длина коконной нити достигает от 800м до 3км.
Ткани из шелковых волокон имеют следующие свойства: они обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волока. Горит шелк также как и шерсть. Изделия из натурального шелка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.
Вот таким образом люди получают шелковую нить, из которой потом шьют красивую пижамы, халаты, платья, нижнее и постельное белье и другую одежду.
Теперь я прошу вас объединиться по два человека и изучить фотографии двух из платьев на карточке (на партах лежат карточки с фотографиями). Вашим заданием будет заполнить левые колонки двух таблиц, в которые вы вносите все ваши описания касательно ткани, из которой изготовлено то или иное платье, его свойства. Рассмотрим задание на примере женского пальто: оно изготовлено из прочной, тяжелой ткани, по визуальной оценке теплая и очень плотная, не мнущаяся, хорошо держит форму, но плохо ляжет волнами, не скользкая (ученики визуально оценивают свойства ткани и записывают в таблицу) (приложение 1).
Рассматривая натуральные ткани, мы с вами рассмотрели некоторые их свойства. При конструировании модели важно учитывать свойства ткани, из которой планируется шить изделие.
К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические.
Механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.
Прочность - способность ткани противостоять разрыву; зависит от прочности волокон, структуры ткани, характера разрыва.
Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать морщины и складки; зависит от свойств волокон, вида пряжи и ткани, характера отделки ткани.
Драпируемость - способность ткани, когда она висит, опускаться мелкими складками.
Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.
Физические свойства - свойства, направленные на сохранение здоровья человека.
Теплозащитные свойства - способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.
Гигиенические свойства – способность ткани впитывать влагу.
Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.
Технологические свойства - свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.
Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.
Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.
Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.
Теперь вернемся к нашим таблицам в карточках. Сейчас вы должны будете заполнить правые колонки двух таблиц, но уже используя термины свойств, изученных на уроке (ученики заполняют таблицы свойств тканей – приложение 1).
Дефекты тканей.
Итак, мы рассмотрели с вами, из каких волокон изготавливают ткани шерстяные и шелковые, свойства тканей.
Как вы уже знаете, ткани вырабатывают путем переплетения нитей основы и утка. Но при изготовлении ткани возможны сбои в работе ткацкого или печатного станка, обрыв нити, и на полотне могут образоваться так называемые дефекты.
Дефекты – это недостатки и повреждения ткани. Различают:
Ткацкие дефекты:
нарушение целостности ткани (дыры, пробоины)
утолщение нити
Дефекты печати:
непропечатанные места (участки с отсутствием рисунка или нечетким изображением);
перекос рисунка (особенно видно на тканях в полоску и клетку не параллельность кромке);
засечка (полоса ткани без рисунка).
- Закрепление пройденного материала (7мин)
Тестовое задание:
Подчеркните все правильные ответы в бланках (приложение 2).
- Итоги урока (0,5 мин)
На уроке сегодня мы изучили натуральные волокна животного происхождения, свойства и дефекты тканей. Надеюсь, что вам не только пригодятся эти знания в вашей дальнейшей повседневной жизни, но вы ими успешно будете пользоваться.
- Домашнее задание (2мин)
Придумать и нарисовать в тетради модель юбки из шерстяной ткани.
Составить список свойств данной модели.
Написать советы по уходу за юбкой.
- Оценки за урок (0,5 мин)
Резерв времени
Ответьте на вопросы:
Какие волокна натурального происхождения вы знаете?
Из каких четырех типов волокон состоит овечья шерсть?
Откуда появляется шелковая нить?
Какие три типа основных свойств тканей вы узнали?
Перечислите дефекты ткани.
Приложение 1
Заполните таблицы поэтапно (сначала левую колонку, затем правую)
Приложение 2
Тест «натуральные волокна животного происхождения»
Подчеркните все правильные варианты ответов
- К волокнам животного происхождения относится
Шерсть
Джут
Конопля
Шелк
- Шерсть, снятая с овец, называется
Мех
Шкура
Руно
Пряжа
- К животным, от которых получают шерсть, относят
Кенаф
Коза
Тутовый шелкопряд
Верблюд
- Коконную нить вырабатывает
Куколка
Бабочка
Гусеница
- Схема обработки шелка включает операции
Промывание волокна мылом и содой
Сушка горячим воздухом
Разрыхление, удаление примесей
Сматывание нитей в одну
- К положительным свойствам шерстяных тканей относятся
Воздухопроницаемость
Осыпаемость
Драпируемость
Пылеемкость
Теплозащитность
- Для изготовления летней одежды лучше использовать ткани с
Высокой воздухопроницаемостью
Слабой сминаемостью
Большой пылеемкостью
Плохой драпируемостью
Высокой гигроскопичностью
Шелковые волокна ткани
Длина – 600-900м
Толщина – очень тонкие, как паутина, но прочные
Цвет – белый, кремовый
Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), воздухопроницаемостью
Упругие, поэтому малосминаемы
Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются
Недостатки: растягиваются, имеют значительную усадку.
После сгорания образуют черный комочек, который растирается пальцами, оставляет запах жженого пера.
Стирают вручную при температуре 30-40*С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при температуре 150-160*С с изнаночной стороны.
Шерстяные волокна ткани
Длина – 2-45см
Толщина – различная, чем толще, тем прочнее
Цвет – белый, серый, рыжий, черный
Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами
Упругие, поэтому малосминаемы
Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются
Недостатки: пылеемкость, усадка.
После сгорания образуют черный комочек, который растирается пальцами, оставляет запах жженого пера.
Стирают вручную при температуре 30*С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде. Утюжат при температуре 150-200*С через проутюжильник.
Использованные ресурсы
http://t-stile.info/volokno-shersti-stroenie-svojstva/
http://www.otkani.ru/silk/silkcloth/7.html
http://pokroyka.ru/podgotovka/vidy-tkanej/
http://govservices.kg/textiles/yarn/53-tkackie-defekty-defekty-po-osnove-obschie-defekty.html
http://www.londonstreet.ru/images/catalog/78/78152/3/0-big.jpg
http://ib1.keep4u.ru/b/080305/8d/8d7361a5a7f7dcdfff.jpg
http://pisatelei.clan.su/_fr/17/2748034.jpeg
http://cs1.livemaster.ru/foto/large/5a74881965-materialy-dlya-tvorchestva-
kokony-tutovogo-shelkopryada.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2012/09/29/7105.jpg
http://noskitlt.ru/articles/upload/normal/58.jpg
http://img.tyt.by/620x620s/n/reuters/08/3/05_strizhka_ovec.jpg
http://kak-eto-sdelano.livejournal.com/108001.html?thread=2380513
http://woman7life.ru/wp-content/uploads/2014/05/114.jpg
http://www.veskoeslovo.ru/add-farm-pages/06shelkopryad/sh-farm02.php
http://sunny7.ua/upload/photos/escada.lookmart.ru__articles_slide_big.jpg
http://hilt.com.ua/admin/bindata/_0032536_image2.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.
Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...
Урок технологии 6 класс (девочки) «Стилевые и цветовые решения в интерьере» (2 урока -80 минут).
Тип урока – изучение новых знаний. Согласно программе И.А. Сасовой проводится в рамках раздела «Проектирование интерьера и оформление детской комнаты или детского уголка».Учащиеся должны и...
Урок технологии 8 класс Тема урока"Технология установки врезного замка"
Цель урока: Ознакомить детей с приёмами , способами и инструментами , необходимыми для установки врезного замка...
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....
урок технологии 8 класс Технология построения семейного бюджета.
Тема урока: Технология построения семейного бюджета.Цель: Создать условия формирования умений планировать расходы финансов в семье. Содействовать формирован...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...
"Ты сам мастер - технология проектирования" урок технологии 5 класс
Блок уроков: Творческий проект (5 класс).Тип урока: урок открытия нового знания.Межпредметные связи: ИКТ, ИЗО, технология.Ресурсы урока: презентация; творческие проекты учащихся прошлых лет; таблица ...