Конспект занятия по технологии 5 класс Метод проектов.
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

Малахова Надежда Александровна

- Сформировать знания о проектной деятель­ности, этапах выполнения проектов.

- закрепить знания о технике  изготовления изделия.

- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инстру­ментов для работы; развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.

- воспитание эстетического вкуса, осоз­нание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

Тип урока: комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl_-metod_proektov-.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Конспект занятия по технологии

   5 класс

    Метод проектов.

- Сформировать знания о проектной деятельности, этапах выполнения проектов.

- закрепить знания о технике  изготовления изделия.

- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инструментов для работы; развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.

- воспитание эстетического вкуса, осознание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическими материалами, демонстрация); поисковый; инструктаж; практическая работа, самостоятельная работа.

МТО урока: учебник "Технология" (для девочек)  Кожина.О.А. Технология 5 класс. М: Дрофа, 2014г., рабочая тетрадь,  образцы проектов, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные – Учащиеся научатся выполнять первые этапы творческого проекта.

     Метапредметные (УУД):                                                                          Познавательные:                                                                                                                        умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Учиться критично относиться к своему мнению.

Регулятивные:                                                                                                            учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. Составлять план выполнения проекта совместно. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ).

Ход урока

I. Оргмомент 

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация рабочего места.

Включение всех учащихся в деловой ритм.

II. Повторение. Подготовка к работе на основном этапе.

Учащимся предлагается посмотреть на презентацию салфеток с различной аппликацией, выполненных учащимися 5 классов прошлых лет.

Слайд 2

Подведение учащихся к формулировке темы и постановки цели задания.

Вопрос.

- Как можно охарактеризовать деятельность учащихся? (По очереди дети называют свои варианты ответов?)

- Как называется деятельность создания и реализации замысла, его детализация и воплощения? ( ответы детей)

III. Усвоение новых знаний и способов действия.

Учащиеся формулируют тему урока , определяют средства ( алгоритмы).

Составление кластера к слову «проект» ( мозговой штурм). Слайды 3,4

Технология составления:

  • В центре классной доски или листа бумаги записывается ключевое слово ;
  • Далее записываются слова, вокруг основного слова, которые связаны с данной темой;
  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

                           раскрытие  замысла

                                     

                                        образ

                                       

                                        идея

                             

                ПРОЕКТ                            работа               создание нового продукта                      

                                       

                                        деятельность

                                       познавательная

                                     творческая                  

Учитель.

Существует множество определений слову «проект».

Проект - идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. (материал из Википедии)

Слайды 5,6

Школьный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для ученика проект – это возможность себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные. По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняться на материале конкретного предмета) и межпредметным .По продолжительности выполнения проекты бывают  мини-проекты(1 урок) краткосрочными (2-4 урока), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (четвертные и годичные).

Так же проекты могут быть индивидуальные и групповые.

Работа с учебником, с. 6-8.

При работе над проектом можно выделить основные 3 этапа

1. Формулировка проблемы – выдвижение проблемы и поиск информации, выбор лучшего варианта.

2. Технологический – составление плана работы, практическое выполнение проекта.

3. Заключительный – оформление и защита проекта.

Этапы выполнения творческого проекта.

Выполняемая деятельность

Этапы выполнения
учебного проекта

 1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта,      актуальность и необходимость проекта), её обсуждение и анализ.

2. Требования, ограничения, условия, необходимые для выполнения проекта. Конкретизация задачи.

3. Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта.

4. Поиск оптимального решения задачи (рассмотрение различных идей и вариантов).

5. Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др.

Формулировка проблемы

6. Составление плана практической реализации проекта (технология изготовления изделия), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования.

7. Изготовление изделия с текущим контролем качества (по необходимости внесение в конструкцию и технологию).

Технология выполнения

8. Оценка качества выполнения проекта.

9. Анализ результатов выполненного проекта (достоинства и недостатки проекта).

10. Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости изделия, экологическая экспертиза).

11. Защита проекта (доклад и демонстрация, ответы на вопросы).

Заключительный

Слайды 7-9

Задание.

Расставьте этапы выполнения творческого проекта в правильной последовательности: аналитический, конструкторский, поисковый,

технологический.

Таким образом, чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.

Этапы работ над проектом

Этапы

Для учителя

Для ученика

1

Введение в проектную деятельность

(требования, рекомендации, план выполнения)

Получает информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы)

2

Определение и утверждение тематики проектов

Выбирает тему проекта и утверждает ее

5

Анализ и контроль процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации)

Оформляет проект

8

Контроль за доработкой проекта

Защищает проект

9

Защита проекта

Обсуждает результат работы

10

Подведение итогов

-

Физ-минутка.

        «Лебеди летят, крыльями машут,

         Присели над водою, качают головою.

 Гордо и важно умеют держаться,

 Тихо, бесшумно на воду садятся».

И.п.: руки в стороны; 1-2 - руки вверх; 3-4 - руки вниз; 5-6 - присесть, обнять колени; 7 -8 - посмотреть направо, налево; 9-10 встать, руки за спину, поднять голову; 11-12тихо сесть за парту.                                          

IV. Практическая работа.  Выполнение проекта «Салфетка с аппликацией»

Слайд 11,12

1.Запись в тетради основных этапов выполнения  творческих проектов.

2.Вводный инструктаж: организовать учащихся на выполнение задания.

     На предыдущих уроках учащиеся выполнили по образцу учителя салфетку с аппликацией с использованием ручных швов «вперед иголку» и «назад иголку».  Детям предоставляется выполнить свою салфетку с аппликацией с элементами проектной деятельности, предоставляется свобода для творчества.

3. Выполнение проекта «Салфетка с аппликацией»,

 Выполнение этапов проекта (фронтально).

1). Формулировка проблемы:

-выбор темы;

-рассмотрение различных идей.

 - выбор лучшего варианта.                                                                                                    2).Технологический:                                                                                                                             - составление плана практической реализации проекта ( эскиз, технология  изготовления изделия);

V. Текущий инструктаж:

- проверить организацию рабочих мест;

- проверить правильность выполнения трудовых приемов;

- выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученицам.

VI. Рефлексия.

Вопросы.

- На каком этапе проектной деятельности определяется тема проекта?

Учащиеся формулируют новые понятия: «творческий проект», поисковый, технологический, заключительный этапы проекта.

- Что нового вы узнали?

Учащимся предлагается посмотреть проектные работы сверстников и старшеклассников.

Слайды 13-18

VII. Заключительный инструктаж:

  • подведение итогов занятия;
  • анализ характерных ошибок и причин;
  • сообщение оценки работы учащихся.

Контрольный лист

Этапы выполнения проекта

Что оценивать

Оценка

Формулировка проблемы

  • Выбор и обоснование темы проекта
  • Работа с информацией
  • Составление плана работы

Технологический

  • Разработка технологического процесса
  • Составление технологических карт
  • Практическая работа (по урокам)

Заключительный

  • Разработка этикетки или рекламного проспекта
  • Самоанализ
  • Готовое изделие
  • Публичное выступление

Домашнее задание: принести материал и инструменты для выполнения проекта; поиск своих вариантов проектной деятельности с аппликацией.

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:«КОНТРОЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ПИЖАМЫ»

С большой радостью приходят учащиеся на контрольно-игровые уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.Начинается урок , как и любой с повторения. Они заполняют инструкционную карту, фланелеграф...

Методическая разработка. Мастер-класс «Метод проекта: от замысла до воплощения».

Раскрываются пять этапов работы над проектом: пяь П - проблема, планирование, поиск информации, продукт,  презентация проекта....

МАСТЕР -КЛАСС "Метод проектов в обучении иностранному языку"

Для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования...

Мастер-класс «Метод проекта и внеурочная деятельность учащихся»

В педагогической практике метод проектов сегодня занимает ведущее место. Его можно рассматривать как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению результата, который можно ув...

Конспект урока в 10 классе "Методы решения логических задач"

Конспект урока в 10 классе "Методы решения логических задач". Профильный уровень. По программе Семакина...

План-конспект занятия на тему «Некоторые методы решения иррациональных уравнений»

План-конспект занятия  на тему «Некоторые методы решения иррациональных уравнений» Цель занятия: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.Задачи: Образовательн...

Тема занятия: «Изготовление куклы - берегини». Модуль: Послушные кусочки тканей. Тип занятия: комбинированный. Педагогическая технология: метод проектов.

Занятие можно проводить как в творческой мастерской, так и на уроках технологии. Возраст учащихся 5-7 класс, возможны разновозрастные группы. На занятии учащиеся научатся изготавливать куклу-берегиня ...