Мастер-класс «Метод проекта и внеурочная деятельность учащихся»
учебно-методический материал на тему

В педагогической практике метод проектов сегодня занимает ведущее место. Его можно рассматривать как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, решать проблемы с помощью полученных знаний, прогнозировать возможные последствия разных вариантов решения. «Все,что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»-вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Метод проекта и внеурочная деятельность учащихся»

Участники: классные руководители, мастер (педагог, имеющий эффективный опыт использования проектного метода в организации воспитательного процесса).

Цель: обучение классных руководителей использованию проектного метода в организации воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Повышать мотивацию педагогов к применению в организации внеурочной деятельности учащихся метода проектов.
  2. Совершенствовать умение коллег работать в команде.
  3. Способствовать развитию и проявлению у классных руководителей творческих способностей.

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование классных руководителей с целью изучения их готовности к организации проектной деятельности учащихся.
  2. Изготовление табличек для столов с названиями областей интересов людей.
  3. Оформление зала для работы групп.

Оборудование и инвентарь: мультимедийная установка, бумага, ручки.

Ход мастер – класса.

Организационный момент

При входе в зал классные руководители делятся на группы, рассаживаясь за выбранные столы в соответствии с обозначенной на них областью интересов. Мастер приветствует участников мастер-класса и предлагает рассказать, что их объединяет в группе.

Теоретическая часть

Мастер предлагает вниманию участников презентацию теоретического материала о проектном методе.

Метод проектов возник давно. Его основоположником его основоположником считают американского философа-прагматика Джона Дьюи (1859-1952 гг.)

В педагогической практике метод проектов сегодня занимает ведущее место. Его можно рассматривать как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, решать проблемы с помощью полученных знаний, прогнозировать возможные последствия разных вариантов решения. «Все,что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»-вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Данный метод ориентирован на интерес, творческую самореализацию личности растущего человека, на развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению той или иной проблемы.

Что привлекает ребенка в проектной деятельности? В первую очередь, возможность настоящего дела.

Когда ребенок понимает важность того, что он делает, видит результат своего труда, то начинает верить в свои силы, в то, что он талантлив, а значит, интерес. Работа над проектом дает ребенку почувствовать свою значимость, способность преодолевать различные проблемные ситуации, повышает его активность, помогает находить себе дело по душе и по своим возможностям.

Проекты классифицируются по различным признакам:

  • по доминирующему целевому ориентиру  ( исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, прикладные);
  • по характеру контактов(региональные, сетевые, международные и т. д.);
  • по предметно-содержательной области (монопроекты, межпредметные проекты);
  • по числу участников (индивидуальные и групповые);
  • по продолжительности выполнения (краткосрочные, долгосрочные и т. д.)

Главными условиями использования метода проектов в воспитательной деятельности являются владение ИКТ – технологиями  и готовность педагога  быть для воспитанника партнером, примером исследователя, координатором проектной деятельности.

Модель проекта можно представить как 5 «П»:

  • Проблема
  • Проектирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация проекта

Наиболее трудная задача- это правильно выделить проблему. Проблема-это социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, носить исследовательский характер.

Далее определяется объект и предмет исследования. Объект исследования- процесс или  явление порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – то, что находится в границах объектах исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Цель проекта- желаемый конечный результат. Цель может быть определена с помощью глаголов: доказать, записать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, проверить, продемонстрировать, проследить, разработать,, рассчитать, собрать, создать, сравнить, установить и т. д.

Задачи проекта – это выбор путей и средств, для достижения целей. Постановка задач основывается на дроблении цели и подцели.

Затем выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте – это предлагаемый вывод о существовании объекта, связях и причинах явления. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом. Она формируется в виде определенных отношений между двумя событиями или явлениями.

Второй этап работы над проектом – это планирование. На этом этапе участники распределяются по группам, выбирают ответственных, определяют конечный продукт проекта, сроки его реализации и сроки консультаций.

Формировать проектные группы лучше по симпатиям. Несмотря на то, что вся группа проводит исследование, важно распределить ответственных:

  •  Руководитель группы (несет ответственность за ход внутригрупповой работы, всегда готов взять инициативу на себя, отвечает за результат работы группы);

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.

Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Научно-методическая работа «Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе» . Призёр районной научно-методич...

Статья "Метод проектов во внеурочной деятельности"

Текст данной статьи содержит полное теоретическое обоснование метода проектов, который является актуальным в сфере применения новых ФГОСов. А также заинтересующийся данной темой может на практическом ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Мастер класс “Реализация технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством методов визуализации учебной информации”

Данная презентация иллюстрирует технологию активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством визуализации учебной информации....