Мастер-класс «Метод проекта и внеурочная деятельность учащихся»
учебно-методический материал на тему
В педагогической практике метод проектов сегодня занимает ведущее место. Его можно рассматривать как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, решать проблемы с помощью полученных знаний, прогнозировать возможные последствия разных вариантов решения. «Все,что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»-вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Метод проекта и внеурочная деятельность учащихся»
Участники: классные руководители, мастер (педагог, имеющий эффективный опыт использования проектного метода в организации воспитательного процесса).
Цель: обучение классных руководителей использованию проектного метода в организации воспитательного процесса.
Задачи:
- Повышать мотивацию педагогов к применению в организации внеурочной деятельности учащихся метода проектов.
- Совершенствовать умение коллег работать в команде.
- Способствовать развитию и проявлению у классных руководителей творческих способностей.
Подготовительная работа:
- Анкетирование классных руководителей с целью изучения их готовности к организации проектной деятельности учащихся.
- Изготовление табличек для столов с названиями областей интересов людей.
- Оформление зала для работы групп.
Оборудование и инвентарь: мультимедийная установка, бумага, ручки.
Ход мастер – класса.
Организационный момент
При входе в зал классные руководители делятся на группы, рассаживаясь за выбранные столы в соответствии с обозначенной на них областью интересов. Мастер приветствует участников мастер-класса и предлагает рассказать, что их объединяет в группе.
Теоретическая часть
Мастер предлагает вниманию участников презентацию теоретического материала о проектном методе.
Метод проектов возник давно. Его основоположником его основоположником считают американского философа-прагматика Джона Дьюи (1859-1952 гг.)
В педагогической практике метод проектов сегодня занимает ведущее место. Его можно рассматривать как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, решать проблемы с помощью полученных знаний, прогнозировать возможные последствия разных вариантов решения. «Все,что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»-вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Данный метод ориентирован на интерес, творческую самореализацию личности растущего человека, на развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению той или иной проблемы.
Что привлекает ребенка в проектной деятельности? В первую очередь, возможность настоящего дела.
Когда ребенок понимает важность того, что он делает, видит результат своего труда, то начинает верить в свои силы, в то, что он талантлив, а значит, интерес. Работа над проектом дает ребенку почувствовать свою значимость, способность преодолевать различные проблемные ситуации, повышает его активность, помогает находить себе дело по душе и по своим возможностям.
Проекты классифицируются по различным признакам:
- по доминирующему целевому ориентиру ( исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, прикладные);
- по характеру контактов(региональные, сетевые, международные и т. д.);
- по предметно-содержательной области (монопроекты, межпредметные проекты);
- по числу участников (индивидуальные и групповые);
- по продолжительности выполнения (краткосрочные, долгосрочные и т. д.)
Главными условиями использования метода проектов в воспитательной деятельности являются владение ИКТ – технологиями и готовность педагога быть для воспитанника партнером, примером исследователя, координатором проектной деятельности.
Модель проекта можно представить как 5 «П»:
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация проекта
Наиболее трудная задача- это правильно выделить проблему. Проблема-это социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, носить исследовательский характер.
Далее определяется объект и предмет исследования. Объект исследования- процесс или явление порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – то, что находится в границах объектах исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Цель проекта- желаемый конечный результат. Цель может быть определена с помощью глаголов: доказать, записать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, проверить, продемонстрировать, проследить, разработать,, рассчитать, собрать, создать, сравнить, установить и т. д.
Задачи проекта – это выбор путей и средств, для достижения целей. Постановка задач основывается на дроблении цели и подцели.
Затем выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте – это предлагаемый вывод о существовании объекта, связях и причинах явления. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом. Она формируется в виде определенных отношений между двумя событиями или явлениями.
Второй этап работы над проектом – это планирование. На этом этапе участники распределяются по группам, выбирают ответственных, определяют конечный продукт проекта, сроки его реализации и сроки консультаций.
Формировать проектные группы лучше по симпатиям. Несмотря на то, что вся группа проводит исследование, важно распределить ответственных:
- Руководитель группы (несет ответственность за ход внутригрупповой работы, всегда готов взять инициативу на себя, отвечает за результат работы группы);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.
Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...
Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Научно-методическая работа «Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе» . Призёр районной научно-методич...
Применение метода проектов во внеурочной деятельности
Метод проектов...
Статья "Метод проектов во внеурочной деятельности"
Текст данной статьи содержит полное теоретическое обоснование метода проектов, который является актуальным в сфере применения новых ФГОСов. А также заинтересующийся данной темой может на практическом ...
План-конспект мастер-класса по здоровьесберегающим технологиям во внеурочной деятельности учащихся «Путешествие в зимний лес. Рисование в нетрадиционной технике».
Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности с учащимися начальных классов....
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Мастер класс “Реализация технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством методов визуализации учебной информации”
Данная презентация иллюстрирует технологию активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством визуализации учебной информации....