Тема занятия: «Изготовление куклы - берегини». Модуль: Послушные кусочки тканей. Тип занятия: комбинированный. Педагогическая технология: метод проектов.
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)
Занятие можно проводить как в творческой мастерской, так и на уроках технологии. Возраст учащихся 5-7 класс, возможны разновозрастные группы. На занятии учащиеся научатся изготавливать куклу-берегиня в подарок близким людям на 8 марта и познакомятся с русскими народными традициями по изготовлению кукол.
Тема занятия: «Изготовление куклы - берегини».
Модуль: Послушные кусочки тканей.
Тип занятия: комбинированный.
Педагогическая технология: метод проектов.
Цели:
Предметные: Овладение новыми знаниями и технологическими операциями по изготовлению народной игрушки. Изготовление народной куклы – берегини.
Метапредметные: Отработка навыков проектной деятельности. Определение последовательности действий. Развитие мышления и речи в логике поставленных вопросов. Умение вести учебное сотрудничество при работе в разновозрастной группе.
Личностные: Привитие самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; умение представлять свои мысли. Умение провести самооценку и взаимопомощь в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие "Изготовление куклы-берегини" | 59 КБ |
Презентация к занятию "Изготовление куклы-берегини" | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Яковлева Елена Михайловна,
руководитель творческой мастерской «Дизайн-салон «Шарм»
МАОУ «Городская гимназия №1» г. Усть-Илимск
Тема занятия: «Изготовление куклы - берегини».
Модуль: Послушные кусочки тканей.
Тип занятия: комбинированный.
Педагогическая технология: метод проектов.
Цели:
Предметные: Овладение новыми знаниями и технологическими операциями по изготовлению народной игрушки. Изготовление народной куклы – берегини.
Метапредметные: Отработка навыков проектной деятельности. Определение последовательности действий. Развитие мышления и речи в логике поставленных вопросов. Умение вести учебное сотрудничество при работе в разновозрастной группе.
Личностные: Привитие самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; умение представлять свои мысли. Умение провести самооценку и взаимопомощь в группе.
Техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, материалы и инструменты для проведения занятия.
План занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент (5 мин) | ||
- Здравствуйте. Проверьте все готовы к занятию (СЛАЙД 1). | Проверяют свою готовность к занятию. | К (планирование сотрудничества) |
1. Постановка учебных задач | ||
У нас сегодня необычное занятие. Мы будем делать с вами проект. В. Как переводится слово проект? В. А скажите, с чего начинается любой проект? (СЛАЙД 2). В. Какой прекрасный весенний праздник скоро наступит? В. Что принято делать в этот замечательный, всеми нами любимый день? В. А кто для вас самая любимая и дорогая женщина на свете? Согласитесь, что выбрать подарок - это достаточно сложная проблема. В. Скажите, а какие подарки от вас любит получать ваша мама? В. Как вы думаете, какой будет тема нашего занятия? В. Чтобы вы желали для своей любимой мамы? К сожалению, мы не волшебники и не можем все это подарить своим мамам, но русские люди издавна верили, что если сделать оберег, то он обязательно будет беречь человека. В. Как вы думаете, какой подарок мы можем сделать сегодня своими руками. Цель нашего занятия: «Изготовление куклы –берегини своими руками». | Ответ: Брошенный вперед. Ответ: С постановки проблемы. Ответ: 8 марта Ответы обучающихся: Поздравлять женщин и дарить им подарки. Ответы учащихся: Мама. Ответ: Да Ответы учащихся: Подарки, сделанные своими руками. Ответы: Подарок на 8 МАРТА. Ответы: Здоровья, счастья, любви, благополучия, удачи и т.д. Ответы: Изготовить куклу – берегиню. | П (работа с информацией, распознавание объектов) Л (Самоопределение внутренней позиции) К (речевая деятельность, инициативное сотрудничество) Р (инициативность и самостоятельность) |
| ||
Познакомьтесь, с исторической справкой об оберегах (СЛАЙД 3). Давайте рассмотрим классификацию кукол и попробуем предположить, для чего они предназначались (СЛАЙД 4). | Учащиеся предлагают свои варианты назначения кукол, в зависимости от их названия. | П (распознавание объектов) |
III. Актуализация знаний (5 мин) | ||
Сегодня изготовим Вепсскую куклу, и наш выбор не случаен, так как она исполняет именно то, что вы желали своим мамам (СЛАЙД 5) Мы приступаем к технологической части проекта (СЛАЙД 6-7). В. Скажите, что в нее входит? В. Что вам потребуется для изготовления куклы? В. Что необходимо соблюдать при её изготовлении. Нам понадобится…. (СЛАЙД 8). Я так же прошу обратить ваше внимание на маленькие секреты, которые необходимо соблюдать при изготовлении куклы – берегини (СЛАЙД 9). | Ответ: Выбор материалов и инструментов, изготовление куклы. Ответ:
Ответ: Правила Т.Б. | П (выполнение логических операций, распознавание объектов) Р (выбор метода решения проблемы) Л (Способы решение проблем для достижения результатов) |
Физкультминутка | ||
Перед работой давайте немного разомнемся. И проверим, хорошие ли мы исполнители? Я буду давать команды, а вы выполнять. Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п. | Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. | Р (волевая саморегуляция) |
IV. Практическая работа. (10 мин) | ||
Инструктаж учителя. Изготовление куклы по инструкционной карте на слайдах (СЛАЙД 10 – 16). Учитель: Гостям я предлагаю так же сделать подарок своим близким. Или себе любимой. Учитель предлагает при изготовлении каждой детали куклы, проговаривать вслух добрые пожелания. Для большего накопления куклой коллективной положительной энергетики. Учитель совершает целевой обход и оказывает помощь в случае необходимости. | Учащиеся и гости выполняют практическую работу. Все выполняющие работу проговаривают добрые пожелания. В случае необходимости, если в группе есть отстающие, те кто справился с работой помогают остальным. | П (работа с информацией, установление аналогий, рефлексия учебной деятельности) Р (инициативность и самоконтроль, формирование результатов собственной деятельности) К (планирование и инициативность в общей деятельности и сотрудничество) Л (сформированность мотивации деятельности) |
V. Рефлексия. Целостное осмысление и обобщение полученной информации (5 мин). | ||
1. Подведение итогов занятия | ||
Мы подошли к заключительному этапу нашего проекта. В. Скажите, что в него входит? (СЛАЙД 17) Защиту мы проведем в необычной форме. Сделайте рекламу своей куклы и представьте её. | Ответ: Проверка качества работы. Защита проекта. Самооценка. Реклама. Желающие, представляет рекламу своей куклы. Делают самооценку. | П (рефлексия учебной деятельности) Р (Оценка собственной деятельности) |
2. Домашнее задание. Информация к размышлению. | ||
В. Почему эта кукла – оберег называется ВЕПССКАЯ? (СЛАЙД 18) | Обучающиеся находят информацию в любых доступных для них источниках (интернет, книга, родители и т.д.) | П (поиск дополнительной информации) |
3. Рефлексия. Целостное осмысление и обобщение полученной информации. | ||
Ответьте на любой из предложенных вопросов (СЛАЙД 19). | Обучающиеся отвечают на вопросы. | Р (достижение и осмысление цели урока) К (речевая деятельность) |
Желаю всем творческих успехов. Спасибо за работу (СЛАЙД 20). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организационно-подготовительный этап Обоснование проблемы (Что подарить на 8 МАРТА?). Выбор модели ( дизайнерская разработка).
Историческая справка Куклы – обереги издавна использовались в качестве подарков или обрядовых символов, спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых тканей. Еще нам понадобятся прочные красные нитки. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.
Классификация кукол по назначению и по технологии изготовления
Вепсские куколки Главные помощницы женщины, берегини её судьбы. Сделайте такую куколку себе или в подарок - и будет в доме спокойствие и умиротворение. Если куколка предназначена в дар или сделана для себя, то надо наполнить её самыми добрыми образами, искренне пожелать всего самого хорошего будущей владелице куколки. Необходимо помнить, что с этой минуты Ваша куколка становится самостоятельной энергетической единицей, делящей судьбу будущей хозяйки. Обращаться надо с ней очень бережно, помня о её высоком предназначении – хранить здоровье, дух, благосостояние, любовь и всё, что Вы ещё захотите у неё попросить.
Вепсская кукла-оберег
Технологический этап Подготовка к работе (выбор материалы и инструментов). Изготовление деталей куклы. Соединение деталей. Окончательная отделка. Во время работы необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Для изготовления куколки Вам потребуется: Для изготовления куколки Вам потребуется: один квадрат 15х15 белой ткани, два квадрата цветной ткани 10х10 для сарафана, один квадрат цветной ткани 20х20 для сарафана, один небольшой треугольник для косынки, лоскуток для передника, белая и красная нить, немного ваты или синтепона.
Секреты изготовления куклы - берегини Помните, что когда Вы будете заниматься данным рукоделием, в одном помещении с Вами не должно находиться мужчин. Не забывайте, необходимо считать навивки (то есть обороты ниткой вокруг ткани), они должны быть всегда чётные по количеству, а вот узелки, закрепляющие навивки - нечётные. Ткань для изготовления куклы рвут руками. Допускается обрезать только нитки, если они достаточно прочные, нельзя пользоваться иглами.
Аккуратно скатанный шарик из ватки кладётся в центр белого квадрата. Шарик аккуратно перевязывается красной нитью
Обвяжите ручки красной ниткой. Потом соберите висящие тряпочки в кучку и сформируйте талию
В центр двух квадратов с изнанки положите небольшой ватный шарик и оберните ткань вокруг шарика и обвяжите красной нитью
Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем лоскутиком-юбочкой. Перевязываем ниточкой под грудью
Также подвязываем и передничек (отгибаем на лицо куклы, туго перетягиваем на поясе и отворачиваем)
На голову кукле повязываем платок
Куколка - оберег готова!
Заключительный этап Проверка качества Защита проекта Самооценка работы Реклама
Информация к размышлению Почему эта кукла – оберег называется ВЕПССКАЯ?
Берегите себя и своих близких Понравилось ли вам делать подарки своими руками? Что запомнилось? Что понравилось? Что не понравилось? Что вызвало особые трудности? Какие у вас ощущения, какое настроение?
Используемые ресурсы http://www.winalite.cc/kak-sdelat-vepsskuyu-kuklu-obereg.html http://sowdagman.ru/masterskaya/669 http://tikoroleva.ucoz.ru/news/master_klass_kukla_bereginja_doma/2011-06-07-92 ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление куклы-берегини "Горошинка"
В данном мастер-классе рассказывается о традиционных народных куклах....
Разработка интегрированного урока "Кукольный сундучок. Изготовление куклы-берегини"
Урок разработан совместно с учителем краеведения, где ученики демонстрируют свои исследовательские наблюдения после посещения краеведческого музея, учатся изготавливать традиционную народную куклу, уз...
Изготовление куклы-берегини «Семейная».
План - конспект урока....
Изготовление "куклы – берегини" в русском народном костюме 5 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Цели и задачи курса Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного...
5 класс. Изготовление куклы Берегини
5 класс. Изготовление куклы Берегини...
Мастер -класс "Изготовление куклы Берегини" 6 класс АООП 1 вариант
Знакомить детей с историей развития русской тряпичной куклы...
Мастер-класс с родителями по изготовлению куклы "Берегиня"
Цель: Формировать активную педагогическую позицию родителей: вызвать интерес к занятию ребенка, привлечение родителей к участию в жизни творческого объединения. Задачи:1. Обучающие:Познакомить...