Система ПТО в школе
учебно-методический материал по технологии (9 класс) на тему
Система работы с учащимися в столярной и швейной мастерских школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ориентация на профессию в школе | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат»
Педсовет: «Школа-центр социализации и профориентации учащихся»
СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
Учителя профессионально-трудового обучения Ширчков В.И., Колпакиди Ю.Д., Лебедев А.Е., Морозова Н.В., Мартышова Е.Н., Семенова М.Б.
«…Труд во вспомогательной школе можно рассматривать как средство подготовки учащихся к жизни, как средство профессионального образования учащихся.»
А. Н . Грабаров
Профессиональная ориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии.
Профессиональная ориентация –
1) умение разобраться, осведомлённость в чём-либо.
2) направленность деятельности в интересах кого-нибудь или чего-нибудь.
Задачи профориентации в школе
1.Показать значимость труда и необходимость приобретения профессии для дальнейшей жизни.
2.Расширить представления учащихся о перечне рабочих профессий, которые доступны учащимся
3. Развивать профессиональные компетенции в области технологии столярного и швейного дела, устройства станков и оборудования
4. Оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении и становлении.
Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Приемлемые профили рабочих профессий , осваиваемые детьми с интеллектуальной недостаточностью
- Штукатур – маляр
- Столяр
- Грузчик
- Дворник
- Подсобный рабочий
- Уборщик служебных помещений
- Озеленитель
- Младший обслуживающий персонал
Притча про рыбу и удочку
«Дай голодному рыбу - и ты накормишь его на один день.
Дай ему удочку, научи его ловить рыбу - и ты накормишь его на всю жизнь».
Кем бы не стал выпускник он должен уметь пользоваться инструментами, иметь навыки трудовой деятельности
Зная особенности учащихся школы 8 вида, а именно их отставание в умственном, а часто и физическом развитии, становится понятным, что для выпускников этих школ единственной возможностью занять своё место в обществе является овладение рабочей профессией, в частности, профессией столяра, а для успешного обучения столярному делу в школе должна быть хорошо оборудованная столярная и швейная мастерские.
В школе созданы 4 кабинета столярного и швейного дела, оснащенные современным оборудованием и интерактивной доской.
Система профориентации в школе
Трудовое обучение столярному и швейному делу начинается с 4, 5 классов. Уже начиная с 4,5 классов воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знании по видам труда; формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду.
Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, наша работа, нацелена на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков.
Пичугина Лена, Нутрихина Зина выполняют ручные швы для альбома, используют впервые иголку, нитки и ножницы.
Ученики 5 класса первыми изделиями стали стусло и вешалка. Здесь учатся пилить, строгать, сверлить, соединять.
6-7 классы: у школьников происходит развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях.
Пример. Шарова Дарья, Сухарева Дарина Выполнение практической работы «Обработка среза детали поперечной обтачкой на лицевую сторону» (6 класс)
Изготовление косынки и фартука на поясе (6 класс) Работа на швейной машинке
6-7 классы :В процессе обучения учащиеся знакомятся с материалами, разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.
Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители.
Пример. 7 класс (уч. Лебедев А.Е.) изготовление кухонного набора и резной скамейки
8-9 классы: формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Уделяется внимание формированию оценивать результаты своей и чужой работы. Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто пока не знает, как это надо сделать, ему нужно показать. Но работать он должен сам.
Пример. Тестова Настя, Игольникова Люба Изготовление платков подарков ко дню пожилого человека. (Уч. Семенова М.Б.)
Несложную работу дети выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью учителя. Дети должны сами уметь и, главное, всегда выполнять посильные виды работы.
Пример. Тестова Настя, Финагина Юля, Костина Таня Изготовление пижамы для кукол, пошив постельного белья, ремонт жилетов для спортзала, пошив гусарского мундира. (Уч. Семенова М.Б.)
При обучении технологии является обязательным обучение составлению и чтению чертежей, планированию последовательности выполнения трудовых операций. Составляются проекты по изготовлению изделий.
Пример. Проект «Изготовление домашнего халата» 9 класс (Уч. Морозова Н.В.)
Проект «Качели» 9 класс Уч. Колпакиди Ю.Д.)
10-11 классы с углубленной трудовой подготовкой: формирование профессиональных качеств по профилю профессиональной подготовки, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности
Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело, такие личностные качества. как настойчивость, честность, воспитывает привычку к труду.
Пример. Разделочные доски в подарок. Изготовление крышки люка, перегородки с дверью в спортивном зале. 10-11 классы Уч. Ширчков В.И.
Производительный труд в школе способствует знакомству с близкой к производственной организацией труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе
Пример. Чехлы на кресла, занавески на примерочную, Занавески на окна. 10-11 классы (Уч. Морозова Н.В.)
Развёрнутая помощь в планировании заключается в обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся
Пример. Крыльцо в кабинет СБО, балкон в интернате, перила входа в интернат 8-11 классы (Уч. Ширчков В.И. Колпакиди Ю.Д,)
На глазах растет веранда , растет и уверенность учащихся в своих силах
- Установка стропил крыши
- Обрешетка крыши
- Обводка веранды резными перилами
- Вставка оконных коробок с рамами и фигурная обрешетка межоконных проемов
- Покрытие веранды железом
- Установка дверей
- Настилка полов
Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.
Цель:
- контроль знаний и умений учащихся
- содействие творческому развитию
- формирование системы интеллектуальных и трудовых знаний и умений
- воплощение идей в конкретные изделия
Для эффективного обучения в школе 8 вида необходимо проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей учащихся. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся.
Пример. Проекты учащихся 10 – 11 классы Изготовление туалетного столика, кухонного столика, тумбы, шахматного столика, журнального столика, шахматной доски (Уч. Ширчков В.И,)
Мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию учащихся
- Проведение экскурсий в Ковернинское ПТУ, Семеновский художественно-промышленный техникум
- Участие в выставках, ярмарках продаж изделий, изготовленных учащимися ;
- Проведение ежегодных предметных недель по технологии.
Заключение
Работа по профессиональной ориентации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида играет ведущую роль во всей системе образования данной категории детей. Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении будет способствовать профессиональному самоопределению воспитанников и поможет им успешно адаптироваться в социуме после выхода из стен школы-интерната
Учитель ПТО ___________________ В.И. Ширчков
31.10.2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....
Система работы Лыкошинской школы-интерната №2 по краеведческому направлению. «Родиноведческое содержание образования»
Выступление на региональных педагогических краеведческих чтениях....
"Система работы Осташевской школы по распространению и обобщению передового педагогического опыта"
Педагогическая наука часто называет передовой педагогический опыт новаторством учителя, которое напрямую связано с умением педагога наблюдать и видеть необычное в обычных будничных вещах, это мастерст...
«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)
География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...
Система методической работы школы.
Основные составляющие элементы методической деятельностиМБОУ «Эдигейская СОШ»в 2011-2012 учебном году: ...
Концепция воспитательной системы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска
В материале описана воспитательная система ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска.Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью...
Использование системы Консультант+:Средняя школа
Урок с инспользованием СПС "Консультант+:Средняя школа"...