«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)
статья по географии по теме
География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, истории, экономики и др. Все это придает данному предмету особую значимость в решении проблемы патриотического воспитания, социализации личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_i_vospitanie.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА РАБОТЫ:
«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ»
(из опыта работы)
Выполнила
учитель географии
МКОУ СОШ с. Бутурлинка
Екатериновского района
Наянова В.В.
Содержание стр.
Введение……………………………………………………………………………………………-3-
Особенности воспитания в сельской школе…………………………………………………..4-5
Программа «Здоровье»……………………………………………………………………………6-7
Программа «Учение»……………………………………………………………………………..7-8
Программа «Досуг»……………………………………………………………………………….8-9
Программа «Образ жизни»………………………………………………………………………-9-
Программа «Память»……………………………………………………………………………10-11
Программа «Я и моя Родина»…………………………………………………………………12-13
Заключение………………………………………………………………………………………14-
Список источников……………………………………………………………………………..15-
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………16
Введение.
В обществе бытует мнение, что уровень воспитанности любого человека, в отличие от его интеллектуального уровня, нельзя выразить в числовом эквиваленте. Нет математической единицы, которая сможет показать степень нравственного и тем более духовного составляющего каждого из нас. Но в разрез этому мнению, в СМИ, а в частности в сети Интернет, появилась статья, под названием «Нашу нравственность посчитали». В статье говорилось о том, что в Институте психологии РАН вывели индекс психологического состояния общества, а также измерили нравственность в России. Сравнили с другими странами — оказалось, наши показатели хуже украинских, белорусских и тем более европейских.
• ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;
• каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;
• ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;
• насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;
• 12% подростков употребляют наркотики;
• более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;
• около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;
• детское и подростковое "социальное дно" охватывает не менее 4 млн. человек;
• темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;
• в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности? И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. В обществе не хватает уважения к старшим, терпения и снисходительности к окружающим, умения признавать свои ошибки, послушания, целомудрия, милосердия.
Особенности воспитания в сельской школе
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Сельская школа, не смотря на некоторые ограничения учащихся в плане реализации своих интересов, относительную замкнутость социального пространства, удалённость культурных центров имеет все возможности регулировать воспитательный процесс в ученическом коллективе. Это аргументируется тем, что в сельской местности в гораздо большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине, природе. Сельская нравственно – этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважительное отношение к истории России, милосердие и взаимопомощь. Целую теорию духовно-нравственного воспитания создал Л.Н. Толстой для сельских школьников в Яснополянской школе, стержнем которой является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни. Главная составляющая сущности человека – его «духовное начало». Л.Н. Толстой высказывает мысль о том, что развитие ребёнка происходит не только в школах путем принудительного обучения, сколько его развивает и воспитывает сама жизнь и окружающая среда. Духовно - нравственное воспитание является особенно важным для становления подрастающего поколения и молодых граждан, так как именно оно закладывает основу единства и сплочённости общества, воспроизводства и развития трудового и интеллектуального потенциала страны, стремления к укреплению государства. Концепция ДНР учащихся, определяет основные ценностные ориентиры, которые должен воспитать учитель: человек, Родина, многонациональность России и мира, семья, труд, искусство, наука, религия, природа.
Большая часть из перечисленных качеств формируется в процессе воспитания, которое мы рассматриваем, как одну из функций обучения географии. Географическое образование является надёжной основой для воспитания как заботливого хозяина своей страны и Земли, так и общего дома человечества. Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о социально- экономическом окружении подростка. Воспитание уважения к другим народам и странам особенно важно, ведь средства массовой информации иногда дают о них противоречивую информацию, порождая национализм, неуважение и непонимание обычаев и жизни других народов. Все чаще в сети Интернет появляются сайты с националистическим содержанием. Подростки забывают, что их страна многонациональная, появляется недоверие, агрессия к другим этносам.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках географии должно включать:
1) подачу материала урока, обязательно выделяя нравственную составляющую в каждой изученной теме в правильной и понятной для детей форме;
2) воспитание уважения к истории, традициям, культуре своего и других народов;
3) воспитание любви к природе, своему краю, ко всей Земле.
Наша малокомплектная школа осуществляет целенаправленную работу практически по всем направлениям духовно – нравственного развития учащихся в ходе реализации воспитательной системы «Ты - Россиянин!». Система внеурочной работы обеспечивает разнообразие потребностей воспитанников через отдельные воспитательные программы (направления): «Здоровье», «Общение и культура», «Учение», «Досуг», «Образ жизни», «Память», «Я и моя Родина». Планирование, формы и методы воспитательного процесса направлены на формирование и осмысление имеющихся ценностных основ, нравственного самосознания.
Основных задачи воспитательной системы «Ты – Россиянин!»:
- воспитание любви к родной школе, России, ответственности за судьбу Родины.
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
- развитие творческих способностей, представление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
Школа живёт как одна большая семья, все проекты, начинания осуществляем только сообща. Такая ситуация способствует развитию тонкости чувств в отношении к другим, радости совместных удач и сопереживание, сострадание. С огромным энтузиазмом ведём волонтёрскую работу в социальной сфере, экологии. Ценим огромный краеведческий материал, школьный музей. Особо охраняем военную память. Наша школа – единственный в селе достойный центр культуры. Работает система дополнительного образования. Не растеряны народные промыслы, фольклор. Имеем прекрасные условия для физического развития и воспитания здорового образа жизни. Активно участвуем в проектах различного уровня и имеем прекрасные результаты. Не смотря на малую наполняемость классов, хорошо налажена система самоуправления в школе, классах. Функционирует Детская школьная организация «Юная Россия». Такая большая, насыщенная работа в такой маленькой школе, ставит перед собой самую главной цель - воспитание патриота, Гражданина России, уважающего свою культуру, народ, историю, стремящегося передать эти же качества своим потомкам.
В данной работе хочется осветить реализацию основных задач духовно- нравственного и патриотического воспитания учащихся в рамках воспитательной системы школы, в процессе обучения географии, а так же во внеклассной работе по предмету.
Программа «Здоровье».
Здоровье - величайшая ценность человека. Наступивший 21 век со всеми его технологическими достижениями и фундаментальными открытиями в самых разных областях знания провозглашают Человека и его Здоровье главной и до конца не понятной тайной Вселенной. Множество специалистов трудятся над разгадкой этой тайны: врачи различных специальностей, биологи, генетики, экологи, психологи, социологи. А мы, как педагоги, наставники должны в полной мере направить все усилия на то, чтобы здоровье наших воспитанников оставалось на высоте на долгие годы. Программа «Здоровье» предполагает: целенаправленную работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии реализуются посредством применения рекомендованных ЗСТ, профилактической работой, использованием активных методов обучения, разнообразными видами деятельности во избежание переутомления, гиподинамии и пр.
На уроках географии и во внеклассной работе осуществляются массовые походы в лес, экскурсии. Два раза в год организовываются общешкольные Дни здоровья, которые проводятся на природе. Тематика мероприятия различна, но традиционной остаётся подвижная, спортивная игра под названием «Географическая зарница» (по подобию военно-патриотической «Зарницы»). Соревнуясь, учащиеся демонстрируют свои знания в ориентировании, умении читать топографические знаки, характеризовать ПК, и т.п. Таким образом соревнование приобретает оздоровительный и , конечно же, образовательный характер.
Очень интересной для учащихся стала, так же, подвижная географическая игра «Форд Бойард», в которой ребята собирают не ключи, как в оригинальной телевизионной игре, а материки, выполняя различные задания на знание предмета, в то же время, проявляя спортивную подготовку.
Немаловажными являются профилактические беседы на уроках о ценности здоровья, например при изучении темы «Население России», «Население мира» и т.п. Делается акцент на нестабильную демографическую ситуацию в современной России, одним из факторов которой, является именно невнимательное отношение к своему здоровью. Проводились исследования с обзором СМИ о степени распространения вредных привычек в странах Мира, и ребят очень удивили меры борьбы, наказание за пристрастие к некоторым. Данный подход расширил географический кругозор учащихся, одновременно воспитывая в них культуру ЗОЖ. Так же в процессе изучения населения и исследования семей учащихся в проекте «Я и моя семья» мы проводили анонимный опрос среди учащихся о родственниках, близких, которые склонны к табакокурению, алкоголизму, наркомании.
В течение нескольких лет в нашей школе преподается элективный курс «Мир профессий в географии». Занятия предполагают знакомство с профессиограммами, их самостоятельное составление в которых содержится информация об основных критериях той или иной «географической» профессии. Одним из пунктов профессиограммы является медицинские противопоказания. Мною практикуется такой подход: учащиеся выбирают ту или иную понравившуюся профессию и составляют перспективный план учебных, общественных, в том числе и оздоровительных, профилактических мероприятий, направленных на создание благоприятных предпосылок для успешного освоения данной профессии. Работая над таким заданием, учащиеся по - настоящему осознают значимость состояния здоровья не только для долголетней жизни, но и для возможной будущей профессии.
Программа «Учение».
Бесспорно, что главной функцией школы, есть образование учащихся. Но, ни для кого не секрет, современный ученик не такой, каким был его сверстник лет 10 – 15 назад. Нет той тяги к знаниям. В умах, порой даже самых маленьких, укоренился уже сложившийся в обществе стереотип «бесполезности» хороших крепких знаний, а лишь практическая и материальная сторона всей предшествующей взрослой жизни. Итогом претворения в жизнь программы «Учение», есть развитие способностей личности ученика, самостоятельное, рациональное, критическое мышление, убеждённость, готовность к самореализации. Неизменными остаются предметные недели, в ходе которых перед учениками открываются более широкие грани географии, ребята сами того не ожидая, открывают в себе способности к изучению науки. Запланированные мероприятия обогащают знания детей, инициируют их к самостоятельности, индивидуальности. В процессе внеклассной работы по географии, формируется положительный мотив к учению, создаются условия для развития познавательных интересов. Ежегодно проводится школьный конкурс «Самый умный географ». За победу вручаются призы, которые напоминают о предмете и дополнительно образовывают ребят , это глобусы, атласы, географическая литература и прочее . Ведётся дополнительная дифференцированная работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Посильно принимаем участие в предметных олимпиадах Всероссийского и Международного уровня. Не смотря на малую количество детей в классах, активно применяем проектный метод в обучении. Во внеклассной работе по географии осуществились очень интересные и социально значимые мероприятия. В год переписи населения в нашей школе так же прошла своеобразная школьная перепись, моделирующая в се тонкости данной процедуры. Школьники получили практические знания, умения и навыки осуществления данной процедуры, и, то очень важно, осознали всю государственную значимость переписи населения.
Многолетние наблюдения за погодой, которые, как правило, закреплены за учащимися 6 класса, позволили нам отследить климатические изменения, происходящие в нашей местности за 5 лет.
Большую роль отводим изучению населения села, района, области. Значение краеведческого подхода в воспитании патриотизма, духовно-нравственных качеств освещены во многих литературных источниках и не требуют цитирования, результат виден из практики. Нами собран богатый материал об истории нашего населённого пункта, хозяйства, школы, населения. Сбор данного материала позволял попутно изучать темы «Городское и сельское население России», факторы размещения промышленности. Данный подход ориентирован на более понятое восприятие тем учебного курса, таким образом осуществляя личностно- ориентированы подход в образовании.
Изучение природы, населения своего села, или других текущих тем, входящих в курс географии на примере краеведческого материала, позволяет учащимся ощутить себя частицей своей необъятной страны, осознать, прочувствовать гордость за своих земляков, односельчан.
Большое образовательное и воспитывающее воздействие оказывает на школьников практикуемое в течение нескольких лет ведение ежедневника «Этот день в географии», необходимые заимствуются в сети Интернет на одноимённом сайте.
Участвуя в прошедшем учебном году в Международной дистанционной олимпиаде по географии, организованной Департаментом образования г. Москвы, Методической лабораторией географии, Московским институтом открытого образования, позволило нам на практике определить географические координаты нашего населённого пункта. Ребята были очень довольны получившимися результатами, не смотря на то, что мы подошли к данному заданию несколько нестандартно.
Пространство школы позволяет получать дополнительное образование. Оно осуществляется по нескольким направлениям:
- Художественно – эстетическое («Весёлые нотки» и «Умелые ручки»)
- Физкультурно – оздоровительное («Русские богатыри»)
- Эколого – краеведческое - направление осуществляется в кружке «Эколог», в котором учащиеся изучают экосистемы своей местности, осуществляют походы и экскурсии, природоохранную деятельность, прокладывают «Экологические и географические тропы», и многое другое.
Программа «Досуг».
Слово «школа» первоначально возникло в Древней Греции, но его значение было совсем другим — «досуг, отдых». Однако этот досуг не был праздным — он подразумевал философские беседы в свободное от работы время. Постепенно у философов появились постоянные ученики, и это понятие стало обозначать учебный процесс. А когда возникла необходимость в специальных помещениях для обучения детей, их в дань этой традиции тоже назвали школами. Таким образом, досуг и образование, вещи неразделимые, ровно так, как работа и отдых, учение и воспитание и т.п. Но не одно общешкольное мероприятие не передать во всех красках так, как если бы вы подготовили и провели его сами. Планирование и осуществление досуговой деятельности в нашем ОУ, направлено на удовлетворение интересов учащихся, на поддержание многолетних традиций празднования знаменательных и календарных дат, и мероприятий, которые стали организовываться так же из года в год, но по инициативе некоторых учителей предметников и, конечно – же, самих ребят. Если сказать точнее, – основная целевая установка программы «Досуг» - создание зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, а так же развитие способностей, талантов ребёнка и его интересов. С большой радостью и отдачей ребята готовят общешкольные вечера различной тематики. Программа всегда насыщенна, разнообразна. Не было ни одного мероприятия, чтобы сюжет каким либо образом повторялся. Мы всегда фантазируем, выдумываем, постоянно находимся в творческом поиске. Не смотря на малое количество детей – посмотреть на нас приходит всё село. Все очень талантливы в том или ином жанре. Очень часто проводим обычные вечера отдыха, на которых играем, веселимся, общаемся. Весьма ценно то, что в процессе отдыха, сближаются дети, родители. Школа выступает в роли маленького, но яркого маячка, среди бури проблем, невзгод, разочарований.
Веденная стимулирующая часть оплаты учителя, одним из критериев которой является количество внеклассных мероприятий проведенных им, или других мероприятий, любой направленности, конечно - же, позволяет лишний раз учителю- предметнику вовлечь учащихся в организацию учебной, познавательной деятельности в процессе досуга, ненавязчиво, но целенаправленно. Каждый настоящий педагог-профессионал ревностно относится к своему предмету, и не секрет, считает его «главным». В своей деятельности я стараюсь любое мероприятие, различной направленности пропустить через призму географической науки. Любой календарный праздник легко связать с подобной датой любой страны мира, к примеру. Турнир материков, Географический бал, Бал национальных костюмов народов мира, народных игр, народных песен - это ли не связь с географией?
Программа «Образ жизни»
Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни ученика. Сюда входят: учёба, быт, досуг, увлечения, потребности, общественная жизнь, отношение к своему здоровью, нравственное поведение и культура. Данная программа направлена на повышение педагогической культуры семьи учащихся, предполагает социальную защиту и охрану детства. Ни одно, даже самое сильное, образцовое ОУ не сможет воспитать достойного Гражданина без участия семьи. Частые асоциальные явления среди подростков, безнравственность, чёрствость – частичный результат неиспользованного резерва семейного воспитания. В этих условиях первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи довели, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главным критерием воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы. Программа «Образ жизни» как раз и направлена на поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия «СЕМЬЯ – ШКОЛА». Основными формами работы в данном направлении стали проведение совместных внеклассных мероприятий, классных часов, собраний, анкетирования, опросы, Дни открытых дверей, походы, экскурсии, Праздники семьи др. Наши родители очень активны в плане помощи в подготовке больших общешкольных мероприятий и праздников. Но как может сблизить семью и школу география? Как было упомянуто выше, такие проекты, как «Я и моя семья», «Школьная перепись населения» (ПРИЛОЖЕНИЕ), совместное проведение различных внеклассных мероприятий краеведческой направленности обращает внимание семьи на школу, личность Ученика, а не их ребёнка, уважительного отношения к культуре других народов, если таковые имеются в образовательном учреждении. Совместно с родителями учащихся мы осуществляли проектирование семейной геральдики, одновременно изучая определённые её правила. Бабушки и дедушки ребят помогали нам в исследовании погода и климата нашего села, рассказывая нам о некоторых особенностях, приметах прошлых лет.
В ноябре, в День толерантности, нами был проведён общешкольный классный час «Жить вместе, оставаясь разными», проходящий, так же, через призму географии. Расовое разнообразие, многообразие языков, народов и этносов – не повод для войн, конфликтов, ненависти. Формирование уважения к культуре, обычаям, образу жизни других людей - одна из воспитательных задач географического образования. Но нельзя умалять той - же возможности и значимости родительского воспитания. Необходимо привлекать семьи учащихся в образовательный процесс, осуществляя совместные проекты, исследования и прочее.
Программа «Общение и культура».
Ещё в начале 20 века английский философ, психолог и педагог Уильям Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находится в обществе и быть не замеченным другими людьми. Одна из потребностей человека – потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определённое место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих. Эта потребность учит нас эффективно общаться, понимать и принимать окружающих нас людей. Программа «Общение и культура» направлена на организацию работы по повышению культуры общения и культуры поведения; создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе. С этой целью организуются различного рода КТД, классные часы, которые раскрывают главные нравственные ориентиры, необходимые, прежде всего, в воспитание нравственных качеств:
- ответственность перед обществом, государством, семьёй;
- патриотизм;
- ответственное отношение к деятельности;
- чувство собственного достоинства;
- уважительное отношение к людям,
- правовое воспитание.
Как может география повлиять на перечисленные качества, или, способствовать их формированию? Обращаясь к опыту работы, учитывая возможности данной науки, её способность интегрировать в себе множество других дисциплин, в том числе обществознание, историю и даже право – в процессе преподавания происходит невольное вовлечение участников образовательного процесса в ситуации, моделирующие жизненные обстоятельства, заставляют критически мыслить. В процессе проектной работы происходит то самое самоутверждение учащихся в коллективе, демонстрирование и проявление немаловажных человеческих качеств.
Участие школьников в различных дистанционных мероприятиях по географии, происходит общение обучающихся со своими сверстниками со всех концов страны. Формируется не только культура человека как таковая, формируется и географическая культура, что не маловажно для современной молодёжи.
Хочется отметить, что программа «Общение и культура» в условиях малокомплектной школы работает очень естествен. непринуждённо. В нашем коллективе детей можно с удивлением заметить стоящую на перемене группу девочек, например, и оживлённо беседующих. А группа эта, состоит из уч-ся с 5 по 11 классы. Это отклонение от нормы? Для нас это, несомненно, счастье. Это счастье созерцать положительных ребят, неиспорченных безнравственностью мегаполисов, не озлобленных, бескорыстных, вежливых и культурных. У нас есть самые главные человеческие ценности в их непорочности, чистоте, искренности – это доброта, уважение и любовь к ближнему.
Программа «Память»
Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу» . Эти слова принадлежат А.С. Пушкину. Они вполне подходят в качестве своеобразного эпиграфа к данной теме. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясающих планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Основная цель воспитательной программы «Память» - помощь учащимся в осознании нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. На наш взгляд, данная программа красной линией пронизывает все предыдущие. Духовное единение с судьбой народа, гордость за свою страну, сопричастность поколений к истории Отечества – есть истинное счастье Гражданина любой страны. Прошло уже более полувека, как закончилась Великая Отечественная война. Но мы не имеем право забывать тех людей, которые увидели весь ужас этих событий. Тех, кого больше с нами нет и тех, кого остались единицы среди нас. В нашем селе остался на сегодняшний день всего один ветеран, женщина, и вы знаете какое счастье – это моя родная бабушка – Балмышова Екатерина Филипповна, которая прошагала в пехоте от самого Сталинграда до стен Рейхстага, оставив там свой росчерк. Зачастую, именно на её рассказах мы с ребятами восстанавливали невыдуманные военные события, с неподдельным ужасом, болью, состраданием. На уроках географии мы собрали по карте весь её боевой путь, это же тысячи километров!!! С одной из учениц 6 класса, на уроках краеведения, провели своеобразную поисково-исследовательскую работу «Моя военная родословная», в хронику которого вошли родственники ученицы со многих концов страны. Были восстановлены события, запечатлены населённые пункты, в которых побывали участники ВОВ – её родственники.
Стены нашей школы на протяжении всех лет с любовью встречали наших уважаемых ветеранов, которых тогда было в нашем селе в десятки раз больше, чем сейчас. Тогда, в далёкие 70-е, ещё только – только заживающая людская рана, подвигла образованию в нашей школе своеобразного поискового клуба, задачей которого было собрать весь материал о живых и мертвых земляках. Это сейчас опубликована официальная Книга Памяти. А воспоминания восьмидесятых годов напоминают школьные годы, когда мы вместе с одноклассниками обходили всех жителей села, собирая хоть какую - то информацию для своей, школьной книги памяти. Был собран большой материал. Сведения о 133 участниках, живых и мёртвых. По сей день он хранится в нашей школе и является источником вдохновения, гордости за свой народ для ребят. Восстановлены на карте места гибели ушедших и не вернувшихся с фронта. Случались даже такие ситуации, что в нашем архиве находились такие фотографии, которых нет в семьях родственников ветеранов, они оказывались единственными. И сейчас, по прошествии стольких лет, они им так интересны! Мы ухаживаем за памятником погибшим землякам, который находится прямо перед школой в Парке Победы, когда то тоже выращенный папами и мамами наших ребят.
Шествуя в ногу со временем, география «участвовала» в чествовании Года Российской Истории. Одним из самых ярких получилось внеклассное мероприятие по географии, творческий проект, носящий межпредметный характер - «Как не любить мне эту землю…» (ПРИЛОЖЕНИЕ). Основная цель данного мероприятии – воспитание любви к Родине, её неповторимой природе, уважения к выдающимся личностям, в лице которых Россия была и остается Великой державой. Идея мероприятия была позаимствована у телепроекта «Мультироссия». Учащиеся собирали информацию, затем презентуя её перед зрителями на тему географии России, исторических личностях в области науки, культуры, военного дела, политических и государственных деятелей.
Программа «Я и моя Родина».
«Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека». Наполеон Бонопарт.
«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству».
Белинский В. Г.
Родина — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе, которой, ощущает свою сопричастность.
Основная цель данной программы – воспитание патриотизма, толерантности, развитие качеств самостоятельного гражданина своей Родины, воспитание бережного отношение к природе родного края.
Патриотизм… С удивлением читала такие высказывания, и ещё больше была удивлена, что среди них были слова известных деятелей, что патриотизм – качество отрицательное. Что оно порождает неприятие других стран, других народов, и весь мир в целом. Но наше воспитание должно зарождать такой патриотизм, который бы не отвергал всех «КТО НЕ С НАМИ», а Патриотизм предполагающий гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать его интересы и интересы Родины. Мне как то попалось интервью Алексия II. Он говорил очень правильные слова:
«…Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны».
Долгое время наша школа шла по пути воспитания на народных традициях. Затем настал момент, что это стало никому не нужным. Всё в стране перевернулось, разрушилось, растерялось. Но мы сумели сохранить.
Ровно так, как мы храним память о военном времени, мы храним культурное наследие наших предков. Ещё в начале 70 – х годов прошлого века начался сбор краеведческого материала для музейной комнаты школы, но теперь собрался большой музей. В нём можно было увидеть всё: от столовой утвари до орудий труда местного населения Позже, уже в 90 –х, музей преобразовали в «КРЕСТЬЯНСКУЮ ИЗБУ», которую попытались обставить так же, как жилое помещение крестьянина. Сейчас эта комната служит экспонатом для изучения краеведения. Большой материал собран в школьной библиотеке. В неё можно найти историю нашего села, со времён крепостничества, военных лет до наших дней, историю, когда то успешного колхоза «Родина», историю школы, жизнь школы во время Войны, и многое другое. Много лет в нашей школе существовал фольклорный кружок «Венец». Собран большой литературный, песенный материал. Коллектив становился победителем во многих фольклорно- этнографических конкурсах.
В нашей школе существует волонтерский клуб «Доброе сердце», одним из направлений деятельности которого, является природоохранная и экологическая деятельность. Во внеурочное время или в процессе внеклассной работы по географии ребята несколько раз в учебном году организуют экологические десанты «Один час ради природы». Мы очищаем прилежащие территории школы, улиц, речки. Участвуем в экологических акциях и конкурсах.
В 6 классе, в курсе краеведения при изучении внутренних вод Саратовской области провели исследовательскую работу по изучению рек, озёр, подземных вод своего села и их экологического состояния, а так же хозяйственного значения для жителей села.
Наверняка не будет ошибочным утверждение, что все выше перечисленные воспитательные программы сходятся в одной – «Я и моя Родина». Поскольку одной из главных задач воспитательной работы школы, является воспитание, основанное на базовых национальных ценностях, та работа, которая осуществляется, использует весь имеющийся потенциал в связи краеведения с другими науками. И тут снова хочется отметить обширные возможности географической науки буквально объять необъятное. Знания о своем родном крае, своей стране сами собой перерастают в любовь к ней.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, экстримизм, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. В нашем ОУ сейчас учатся дети только русской национальности, но это первый год. Только в прошлом году, наше село покинуло несколько семей из Армении, Азербайджана, и окончил школу мальчик из Дагестана. Конечно же, как и в притче о блудном сыне, настоящая их родина, это страна их предков. И как бы долго они не находились среди нас, они с огромной любовью вспоминают о СВОЕМ Отечестве. Мы никогда ни ущемляли, не принижали естественных чувств наших детей, а только лишь помогали им сохранить их, одновременно прививая русским ребятам уважение к культуре других народов. Уже традиционным стал в стенах нашей школы географический праздник «Народы в гостях у России». (ПРИЛОЖЕНИЕ). Интересное, живое, содержательное мероприятие, имеющее большой воспитательный потенциал, дающий возможность показать культуру народов ближнего и дальнего зарубежья.
Свою причастность к Родине ребята дополняют членствуя в рядах в ДШО «Юная Россия», которая существует в нашей школе с 1994 года. Девиз организации «СБЕРЕЧЬ СЕБЯ ДЛЯ РОССИИ, И РОССИЮ ДЛЯ СЕБЯ». Ежегодно проходит церемония вступления новых участников в наши ряды в торжественной обстановке.
Организация подразумевает существование парламента и президента, который так же ежегодно избирается общешкольным тайным голосованием. Выборы проходят «ПО ВЗРОСЛЫМ ПРАВИЛАМ» - с агитацией, подписными листами, бюллетенями, тайным голосованием, подсчётом голосов. В таких условиях, приближенным к реальным, ученик получает правовое воспитание, обретает коммуникативные навыки, свободу выбора, способности руководителя.
Заключение.
Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества. В современных условиях роль школьной дисциплины «География» возрастает, она на международном уровне признана, наряду с философией, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов. Только на уроках географии школьники изучают пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, роль человека и человечества в географической среде, вклад людей в развитие мировой цивилизации, т. е. жизнь во всем ее разнообразии.
География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, истории, экономики и др.
Все это придает данному предмету особую значимость в решении проблемы патриотического воспитания, социализации личности гражданина России.
Предмет география имеет большие возможности пробудить нравственность у детей. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы России, родного края. Для того, чтобы природа воспринималась как объект красоты, необходимо вызывать положительные эмоции. Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек по отношению к людям, окружающим их. Прививается любовь к Родине, гордость за свою страну, восхищение красотой её просторов, уважение и гордость к людям, внесших вклад в географическую науку и не только. Чтобы воспитывать эти чувства к России необходимо их знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой.
Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству, - именно такими положениями должен руководствоваться учитель географии, организуя будь то краеведческую деятельность учащихся, досуговую, общественную. Они созвучны с идеями, нашедшими отражение в последних документах правительства, направленных на преобразование российской школы, а так же соответствует Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....
Система воспитательной работы школы
В работе приводится система воспитательной работы в МОУ "Ялгинская СОШ"...
"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"
"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...
Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Практика организациИ сетевых теллекоммуникационных проектов в воспитательной работе школы (из опыта работы)
Практика организациИ сетевых теллекоммуникационных проектов в воспитательной работе школы (из опыта работы)...