Система методической работы школы.
статья по теме
Основные составляющие элементы методической деятельности
МБОУ «Эдигейская СОШ»в 2011-2012 учебном году:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_metodicheskoy_raboty.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Система методической работы школы.
Основные составляющие элементы методической деятельности
МБОУ «Эдигейская СОШ»в 2011-2012 учебном году:
- оказание помощи учителям в реализации принципов инновационных и методических приёмов обучения и воспитания в рамках программы развития школы;
- включение учителей в творческий педагогический поиск;
- внедрение в практику работы школы результатов исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;
- разработка методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса в условиях развития школы;
- создание информационного банка учебно-методической литературы ;
- организация системы повышения квалификации педагогов;
- руководство работой методических объединений;
- доведение до сведения педагогов нормативных документов;
- обобщение и внедрение опыта по методической проблеме школы;
- организация и проведение мониторинга с целью выявления результативности и необходимости изменения статуса школы.
Состав методического совета школы.
МО учителей начальных классов Давлетова БА.
МО учителей гуманитарных дисциплин Умарова АА
МО учителей математики, физики Сагиндикова СЮ
и информатики
МО классных руководителей Юзманбетова Г.М
Секция учителей биологии, Нугманова О.Р
химии, географии, природоведения
Каждое МО работали над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, а также оперативно, эффективно решали управленческие задачи. Каждое МО работали по плану на 2011-2012 учебный год, свою деятельность направляли на организацию помощи учителю, на обсуждение теоретической и практической информации по своим темам, на организацию проектной и исследовательской деятельности, на оптимизацию учебного процесса и др. Работа МО давала возможность проявить активность, творчество, реализовать познавательные процессы учителей и учащихся, организовать и провести информационные другие многоплановые мероприятия.
Задачи методической работы школы на 2011-2012 учебный год.
Задачи методической работы | Сроки осуществления задач методической работы |
1. Организация оптимального учебно-воспитательного процесса на базе личностно ориентированного подхода | В течение учебного года |
2. Оперативное решение учебно-воспитательных и научно-методических вопросов | В течение учебного года |
3. Внедрение новых технологий обучения и воспитания | В течение учебного года |
4. Формирование оптимального учебного плана для школы с учётом уровня развития и потребностей обучающихся | Август-сентябрь |
5. Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы. | В течение учебного года |
6. Развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя | В течение учебного года |
7. Развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя | В течение учебного года |
8. Развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой | В течение учебного года |
9. Разработка системы диагностики и мониторинга с целью определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания роста учащихся | Сентябрь |
10. Разработка системы диагностики и мониторинга с целью определения готовности и необходимости изменения статуса школы | В течение учебного года |
11. Научно-методическое обеспечение проведения плановых мероприятий | По плану |
12. Работа с педагогическими кадрами | По плану |
Повышение квалификации учителей.
В 2011-2012 учебном году следующие учителя прошли курсовую переподготовку:
№п\п | Ф.И.О.учителя | Название курсов |
1 | Махмудов КД | Курсы учителей физической культуры |
2 | Давлетов АБ | Курсы учителей физической культуры |
3 | Нугманова ОР | Курсы учителей биологии |
4 | Джумалиева НМ | Дистанционные курсы учителей математики |
5 | Юзманбетова ГМ | Курсы зам.директора по патриотическому воспитанию |
6 | Темирова КК | Курсы классных руководителей |
Работа с педагогическими кадрами.
В 2011-2012 учебном году следующие учителя были аттестованы:
№п\п | Ф.И.О.учителя |
1 | Юзманбетова ГМ |
2 | Давлетова БА |
3 | Нугманова ОР |
4 | Нугманова ГА |
Результативность работы по методической проблеме.
В 2011-2012 учебном году коллектив школы работал над методической темой: «Личностно ориентированное обучение и воспитание как средство развития и саморазвития личности».
За время реализации поставленных задач по методической проблемой педагогический коллектив получил большой педагогический опыт в образовательной, воспитательной и методической деятельности.
1. В школе сложилась определенная система работы по формированию, развитию, совершенствованию профессиональных качеств учителей. В плане школы работе с кадрами отводится значительная часть: педагогические советы, производственные собрания, НПК, психолого-педагогические семинары, совещания при директоре и зам. директора. Структура методической работы включает ШМО учителей.Координирует всю работу ШМС, в состав которого входят руководители ШМО, наиболее опытные учителя, психолог школы. Задачи методической работы, поставленные в 2011/2012 учебном году, – обеспечение высокого методического уровня качественного проведения учебных занятий, на основе внедрения новых информационных технологий, выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта, внедрение в учебный процесс учебно-методический и дидактических материалов и программного обеспечения через работу педагогических советов, методического совета, школьных методический объединений.
Несмотря на наличие факторов успешности деятельности педагогического коллектива, остаются проблемы: недостаточное использование новых педагогических и ИКТ в образовательном процессе, неумение видеть в учениках и их родителях равноправных участников образовательного процесса. Не всегда реализуются в полной мере потенциальные возможности педагогов. Необходимо продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства по овладению методикой системного анализа результатов образовательного процесса, по вовлечению педагогических кадров в инновационную деятельность
Наблюдается положительная динамика сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся в результате осуществления программы развития школы.
Выполнение программы развития школы предусматривает формирование и развитие у обучающихся общих учебных умений и навыков, столь необходимых современному выпускнику. Школа осуществляет учебно-воспитательный процесс по личностной образовательной парадигме, что способствует формированию общих учебных умений и навыков.
Процесс формирования общих учебных умений и навыков у учащихся проходит четыре последовательных уровня:
№ п\п | Уровень | Сформированность общеучебных умений и навыков |
1 | Репродуктивный | В задаче заданы цель, ситуация и действия по её решению. От учащихся требуется дать заключение о соответствии всех трёх компонентах в структуре задачи. |
2 | Алгоритмический | В задаче заданы цель и ситуация; от учащихся требуется применить ранее усвоенные действия по её решению. Уч-ся самостоятельно воспроизводят и применяют полученную информацию. |
3 | Конструктивный | В задаче задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель будет достигнута. От уч-ся требуется уточнить ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения задачи. |
4 | Творческий | В задаче известна лишь в общей форме цель деятельности; поиску подвергаются и подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Учащиеся действуют в известной им области, создавая новые правила действия. |
Проведённый среди учащихся мониторинг позволил сделать следующие выводы. Программа развития школы способствовала позитивной динамике развития ОУУН учеников на всех ступенях обучения
Выполняя программу развития школы, с целью формирования ОУУН педагогический коллектив ведёт целенаправленную работу: осуществляет компетентностный подход к преподаванию учебных предметов, разъясняет значимость ключевых компетенций, выстраивает воспитательную работу на практических примерах из жизни в социуме человека компетентного, образованного. Тем самым повышает мотивацию детей к процессу обучения, желание овладевать различными видами деятельности. Программа развития школы предполагает формирование и развитие ОУУН выпускников в процессе учебной и воспитательной деятельности:
Согласно социальному заказу государства школе, педколлектив работает над формированием выпускника – мобильной личности, приобщённой к социуму, к жизни в современном высокотехнологичном мире.
Работа методической службы была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития школы, задач, определённых в качестве приоритетных в результате анализа предыдущего учебного года:
1. Обеспечить научно – методическое сопровождение образовательных стандартов.
2. Способствовать созданию необходимых условий для разработки и введения в УВП педагогических инноваций, способствовать росту педагогического мастерства учителей, раскрытию их творческого потенциала в условиях инновационной деятельности, совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
3. Совершенствовать приемы повышения педагогического мастерства через овладение новыми образовательными технологиями, в том числе здоровьесберегающими.
4. Активизировать работу МО по повышению профессионального мастерства педагогов, обратить внимание на следующие умения: технология подготовки нетрадиционных форм урока, самоанализ, самоконтроль своей деятельности, активное использование передовых педагогических технологий их элементов в целях развития познавательного интереса учащихся, формирования предметных компетенций.
5. Активизировать работу учителей по темам самообразования, способствовать распространению передового педагогического опыта, обобщению опыта учителей школы.
6. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образовательного процесса, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
7. Рассмотреть и проанализировать результативность работы над методической проблемой школы.
Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:
1. | Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования. |
2. | Утверждены учебные планы образования, позволяющие осуществить вариативность среднего (полного) общего образования. |
3. | Составлены и утверждены планы работы методического совета школы, педагогического совета. |
4. | Методические объединения работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы. |
5. | Составлены индивидуальные планы работы учителей-предметников над темами самообразования. |
6. | Создана система ВШК, как одно из условий эффективной работы. |
5. | Создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся. |
6. | Проведены мероприятия по улучшению материально-технической базы кабинетов. |
В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:
- 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения;
- 75% учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно;
- выработан механизм использования в обучающих целях всех предметов базового компонента в компьютерном классе школы;
- использование развивающих технологий позволило разработать концепцию школьного образования
- 65% учителей готовы обобщить ППО по теме «Личностно ориентированное обучение и воспитание как средство развития личности».
Положительные результаты методической работы:
- все МО имеют хорошую профессиональную категорию;
- МО обладают достаточной методической культурой;
- методический совет школы пользуется уважением коллег-предметников, учителей и администрации школы;
- руководители МО обладают коммуникативной культурой;
- в течение года велась работа по использованию учителями современных педагогических технологий, методов ведения личностно ориентированного урока;
- на высоком уровне была проведена методическая работа с педкадрами: своевременное прохождение курсов повышения педагогической квалификации, успешная аттестация педагогов , успешное проведение методических семинаров;
- возросла активность учителей, их стремление к творчеству: участие в профессиональных конкурсах и победа в них;
- учителя школы осознают необходимость самоанализа своей педагогической деятельности, самообразования, а это – основа осуществления личностно ориентированного обучения .
В результате данного анализа считаю методическую работу, запланированную на 2011-2012 учебный год, выполненной успешно. Проанализировав методическую работу школы, методический совет разработал направления деятельности и задачи на следующий учебный год.
Заместитель директора по УВР Елгишиева К.Х
Анализ
методической работы
МБОУ «Эдигейская СОШ»
за 2011-2012 учебный год
Содержание и формы
методической работы
Управленческая деятельность
(планирование, прогнозирование,рецензирование, мониторинг, организация конкурсов.
Профессиональное самообразование педколлектива
(организация семинаров, мастер-классов, методических консультаций, наставничество).
Инновационная деятельность
(апробация новых программ, технологий, методик)
Формы целевой разработки образовательных проблем
(МСШ, педсовет, совещания)
Презентация результатов деятельности педагогов
(участие в конференциях всех уровней, аттестация, публикации, обмен опытом, методические недели).
Информационно-коммуникативная деятельность
Познавательная деятельность
Рефлексивная деятельность
-учитель предлагает упражнения поискового, исследовательского характера;
-создаёт проблемные ситуации;
-предлагает работу с различными информационными источниками: словарями, справочниками, СМИ, в сети Интернет и др.;
-информирует о способах добывания информации;
-инициирует проектную, исследовательскую деятельность;
- объективно оценивает результат, продукт деятельности, поощряет творческую деятельность, нестандартность мышления, индивидуальность в решении предложенной задачи.
- Изучение передовых технологий
- Самообразование
- Обучение на курсах повышения квалификации
- Изучение психолого-педагогической литературы
- Посещение уроков коллег
- Тематические педсоветы
- Методические дни
Прежде всего, это творческое сотрудничество ученик-учитель, использование нетрадиционных методик обучения, повышающих мотивацию обучения и интерес детей к школе. Мотивация умений учить самого себя.
Личностно- ориентированный подход
Повышение
профессионального
уровня учителя Компетентность
Формирование и развитие педагога
- Изучение новинок педагогической литературы, дополнительного научного материала по преподаваемому предмету;
- Изучение новых программ и учебников, уяснение их требований и особенностей;
- Использование навыков работы на компьютере, ТСО на уроках;
- Духовно-нравственная компетентность;
- Правовая компетентность;
- Интеллектуальная компетентность;
- Коммуникативная компетентность;
- Социально-культурная компетентность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)
География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...
Характеристика компонентов системы методической работы с педагогическими кадрами в школе.
Жизнь образовательного учреждения, повседневная творческая деятельность всех членов педагогического коллектива при активной помощи родительского коллектива и общественности, несомненно, будут способст...
Система методической работы в школе
Презентация полезна для заместителей директоров по УВР. В ней представлена система работы методической службы в средней школе....
Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий (из опыта работы школы)
Внедрение новых образовательных технологий тем эффективнее, чем больше педагогов активно применяют их в своей практике. Найдите единомышленников и внедряйте НОТ в соответствии с предложенной в статье ...
"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"
"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...
Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...