Система методической работы школы.
статья по теме

Елгишиева Кабират Халидулаевна

 

Основные составляющие элементы методической деятельности
МБОУ «Эдигейская СОШ»в 2011-2012 учебном году:
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_metodicheskoy_raboty.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

                           Система методической работы школы.

Основные составляющие элементы методической деятельности

МБОУ «Эдигейская  СОШ»в 2011-2012 учебном году:

- оказание помощи учителям в реализации принципов инновационных и методических приёмов обучения и воспитания в рамках программы развития школы;

- включение учителей в творческий педагогический поиск;

- внедрение в практику работы школы результатов  исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;

- разработка методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса в условиях развития школы;

- создание информационного банка учебно-методической литературы ;

- организация системы повышения квалификации педагогов;

- руководство работой методических объединений;

- доведение до сведения педагогов нормативных документов;

- обобщение и внедрение опыта по методической проблеме школы;

- организация и проведение мониторинга с целью выявления результативности и необходимости изменения статуса школы.

 Состав методического совета школы.

МО учителей начальных классов                Давлетова БА.

МО учителей гуманитарных дисциплин                       Умарова АА

МО учителей математики, физики                Сагиндикова СЮ
и информатики

МО классных руководителей                Юзманбетова Г.М

Секция  учителей биологии,                Нугманова О.Р
химии, географии, природоведения

        

Каждое МО работали над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, а также оперативно, эффективно решали управленческие задачи. Каждое МО работали по плану на 2011-2012 учебный год, свою деятельность направляли на организацию помощи учителю, на обсуждение теоретической и практической информации по своим темам, на организацию проектной и исследовательской деятельности, на оптимизацию учебного процесса и др. Работа МО давала возможность проявить активность, творчество, реализовать познавательные процессы учителей и учащихся, организовать и провести информационные другие многоплановые мероприятия.

Задачи методической работы школы на 2011-2012 учебный год.



Задачи методической работы

Сроки осуществления задач методической работы

1. Организация оптимального учебно-воспитательного процесса на базе личностно ориентированного подхода

В течение учебного года

2. Оперативное решение учебно-воспитательных и научно-методических вопросов

В течение учебного года

3. Внедрение новых технологий обучения и воспитания

В течение учебного года

4. Формирование оптимального учебного плана для школы с учётом уровня развития и потребностей обучающихся

Август-сентябрь

5. Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы.

В течение учебного года

6. Развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя

В течение учебного года

7. Развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя

В течение учебного года

8. Развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой

В течение учебного года

9. Разработка системы диагностики и мониторинга с целью определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания роста учащихся

Сентябрь

10. Разработка системы диагностики и мониторинга с целью определения готовности и необходимости изменения статуса школы

В течение учебного года

11. Научно-методическое обеспечение проведения плановых мероприятий

По плану

12. Работа с педагогическими кадрами

По плану

Повышение квалификации учителей.

В 2011-2012 учебном году следующие учителя прошли курсовую переподготовку:

№п\п

Ф.И.О.учителя

Название курсов

1

Махмудов КД

Курсы учителей физической культуры

2

Давлетов АБ

Курсы учителей физической культуры

3

Нугманова ОР

Курсы учителей биологии

4

Джумалиева НМ

Дистанционные курсы учителей математики

5

Юзманбетова ГМ

Курсы зам.директора по патриотическому воспитанию

6

Темирова КК

Курсы классных руководителей

Работа с педагогическими кадрами.

В 2011-2012 учебном году следующие учителя были аттестованы:

№п\п

Ф.И.О.учителя

1

Юзманбетова ГМ

2

Давлетова БА

3

Нугманова ОР

4

Нугманова ГА

Результативность работы по методической проблеме.

В 2011-2012 учебном году коллектив школы работал над методической темой: «Личностно ориентированное обучение и воспитание как средство развития и саморазвития личности».

За время  реализации поставленных задач по методической проблемой педагогический коллектив получил большой педагогический опыт в образовательной, воспитательной и методической деятельности.

1. В школе сложилась определенная система работы по формированию, развитию, совершенствованию профессиональных качеств учителей. В плане  школы работе с кадрами отводится значительная часть: педагогические советы, производственные собрания, НПК, психолого-педагогические семинары, совещания при директоре и зам. директора. Структура методической работы включает ШМО учителей.Координирует всю работу ШМС, в состав которого входят руководители ШМО, наиболее опытные учителя, психолог школы. Задачи методической работы, поставленные в 2011/2012 учебном году,  –  обеспечение высокого  методического уровня качественного проведения учебных занятий, на основе  внедрения новых информационных технологий, выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта, внедрение в учебный процесс учебно-методический и дидактических материалов и программного обеспечения через работу педагогических советов, методического совета, школьных методический объединений.

Несмотря на наличие факторов успешности деятельности педагогического коллектива, остаются проблемы: недостаточное использование новых педагогических и ИКТ в образовательном процессе,  неумение видеть в учениках и их родителях  равноправных участников образовательного процесса. Не всегда реализуются в полной мере потенциальные возможности педагогов. Необходимо продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства по овладению методикой системного анализа результатов образовательного процесса, по вовлечению педагогических кадров в инновационную деятельность

Наблюдается положительная динамика сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся в результате осуществления программы развития школы.

Выполнение программы развития школы предусматривает формирование и развитие у обучающихся общих учебных умений и навыков, столь необходимых современному выпускнику. Школа осуществляет учебно-воспитательный процесс по личностной образовательной парадигме, что способствует формированию общих учебных умений и навыков.

Процесс формирования общих учебных умений и навыков у учащихся  проходит четыре последовательных уровня:

№ п\п

Уровень

Сформированность общеучебных умений и навыков

1

Репродуктивный

В задаче заданы цель, ситуация и действия по её решению. От учащихся требуется дать заключение о соответствии всех трёх компонентах в структуре задачи.

2

Алгоритмический

В задаче заданы цель и ситуация; от учащихся требуется применить ранее усвоенные действия по её решению. Уч-ся самостоятельно воспроизводят и применяют полученную информацию.

3

Конструктивный

В задаче задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель будет достигнута. От уч-ся требуется уточнить ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения задачи.

4

Творческий

В задаче известна лишь в общей форме цель деятельности; поиску подвергаются и подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Учащиеся действуют в известной им области, создавая новые правила действия.

Проведённый среди учащихся мониторинг позволил сделать следующие выводы. Программа развития школы способствовала позитивной динамике развития ОУУН учеников на всех ступенях обучения

Выполняя программу развития школы, с целью формирования ОУУН педагогический коллектив ведёт целенаправленную работу: осуществляет компетентностный подход к преподаванию учебных предметов, разъясняет значимость ключевых компетенций, выстраивает воспитательную работу на  практических примерах из жизни в социуме человека компетентного, образованного. Тем самым повышает мотивацию детей к процессу обучения, желание овладевать различными видами деятельности. Программа развития школы предполагает формирование и развитие ОУУН выпускников в процессе учебной и воспитательной деятельности:

Согласно социальному заказу государства школе, педколлектив работает над формированием выпускника – мобильной личности, приобщённой к социуму, к жизни в современном высокотехнологичном мире.

  Работа методической службы   была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития школы, задач, определённых в качестве приоритетных в результате анализа предыдущего учебного года:

        1. Обеспечить научно – методическое сопровождение образовательных стандартов.

      2. Способствовать созданию необходимых условий для  разработки и введения в УВП педагогических инноваций, способствовать росту педагогического мастерства учителей, раскрытию их творческого потенциала в условиях инновационной деятельности, совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.

3. Совершенствовать приемы повышения педагогического мастерства через овладение новыми образовательными технологиями, в том числе здоровьесберегающими.

4. Активизировать работу МО по повышению профессионального мастерства педагогов, обратить внимание на следующие умения: технология подготовки нетрадиционных форм урока, самоанализ, самоконтроль своей деятельности, активное использование передовых педагогических технологий их элементов в целях развития познавательного интереса учащихся, формирования предметных компетенций.

     5. Активизировать работу учителей по темам самообразования, способствовать распространению передового педагогического опыта, обобщению опыта учителей школы.

    6. Совершенствовать  систему мониторинга и диагностики успешности образовательного процесса, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.

7. Рассмотреть и проанализировать результативность работы над методической проблемой школы.

Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:

1.

Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования.

2.

Утверждены учебные планы  образования,  позволяющие осуществить вариативность среднего (полного) общего образования.

3.

Составлены и утверждены планы работы методического совета школы, педагогического совета.

4.

Методические объединения работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой  школы.

5.

Составлены индивидуальные планы работы учителей-предметников над темами самообразования.

6.

Создана система ВШК, как одно из условий эффективной работы.

5.

Создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся.

6.

Проведены мероприятия по улучшению материально-технической базы кабинетов.

В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:

- 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения;

- 75% учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно;

- выработан механизм использования в обучающих целях всех предметов базового компонента в компьютерном классе школы;

- использование развивающих технологий позволило разработать концепцию школьного образования

- 65% учителей готовы обобщить ППО по теме «Личностно ориентированное обучение и воспитание как средство развития личности».

                                     

Положительные результаты методической работы:

- все МО имеют хорошую профессиональную категорию;

- МО обладают достаточной методической культурой;

- методический совет школы пользуется уважением коллег-предметников, учителей и администрации школы;

- руководители МО обладают  коммуникативной культурой;

- в течение года велась работа по использованию учителями современных педагогических технологий, методов ведения личностно ориентированного урока;

- на высоком уровне была проведена методическая работа с педкадрами: своевременное прохождение курсов повышения педагогической квалификации, успешная аттестация педагогов , успешное проведение методических семинаров;

- возросла активность учителей, их стремление к творчеству: участие в профессиональных конкурсах и победа в них;

- учителя школы осознают необходимость самоанализа своей педагогической деятельности, самообразования, а это – основа осуществления личностно ориентированного обучения .

В результате данного анализа считаю методическую работу, запланированную на 2011-2012 учебный год, выполненной успешно. Проанализировав методическую работу школы, методический совет разработал направления деятельности и задачи на следующий учебный год.

Заместитель директора по УВР                          Елгишиева К.Х

 Анализ 

методической работы

МБОУ «Эдигейская СОШ»

за 2011-2012 учебный год

Содержание и формы

методической работы

Управленческая деятельность

(планирование, прогнозирование,рецензирование, мониторинг, организация конкурсов.

Профессиональное самообразование педколлектива

(организация семинаров, мастер-классов, методических консультаций, наставничество).

Инновационная деятельность

(апробация новых программ, технологий, методик)

Формы целевой разработки образовательных проблем

(МСШ, педсовет, совещания)

Презентация результатов деятельности педагогов

(участие в конференциях всех уровней, аттестация, публикации, обмен опытом, методические недели).

Информационно-коммуникативная деятельность

Познавательная деятельность

Рефлексивная деятельность

-учитель предлагает упражнения поискового, исследовательского характера;

-создаёт проблемные ситуации;

-предлагает работу с различными информационными источниками: словарями, справочниками, СМИ, в сети Интернет и др.;

-информирует о способах добывания информации;

-инициирует проектную, исследовательскую деятельность;

- объективно оценивает результат, продукт деятельности, поощряет творческую деятельность, нестандартность мышления, индивидуальность в решении предложенной задачи.

  1. Изучение передовых технологий
  2. Самообразование
  3. Обучение на курсах повышения квалификации
  4. Изучение психолого-педагогической литературы
  5. Посещение уроков коллег
  6. Тематические педсоветы
  7. Методические дни

Прежде всего, это творческое сотрудничество ученик-учитель, использование  нетрадиционных методик обучения, повышающих мотивацию обучения и интерес детей к школе. Мотивация умений учить самого себя.

Личностно-   ориентированный                              подход

Повышение

профессионального

уровня учителя                      Компетентность

Формирование и развитие педагога

  1. Изучение новинок педагогической литературы, дополнительного научного материала по преподаваемому предмету;
  2. Изучение новых программ и учебников, уяснение их требований и особенностей;
  3. Использование навыков работы на компьютере, ТСО на уроках;

  1. Духовно-нравственная компетентность;
  2. Правовая компетентность;
  3. Интеллектуальная компетентность;
  4. Коммуникативная компетентность;
  5. Социально-культурная компетентность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Характеристика компонентов системы методической работы с педагогическими кадрами в школе.

Жизнь образовательного учреждения, повседневная творческая деятельность всех членов педагогического коллектива при активной помощи родительского коллектива и общественности, несомненно, будут способст...

Система методической работы в школе

Презентация полезна для заместителей директоров по УВР. В ней представлена система работы методической службы в средней школе....

Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий (из опыта работы школы)

Внедрение новых образовательных технологий тем эффективнее, чем больше педагогов активно применяют их в своей практике. Найдите единомышленников и внедряйте НОТ в соответствии с предложенной в статье ...

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"

"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...

Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...