ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧЕНИКАМИ
статья по технологии на тему

Русскина Наталья Викторовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_ikt_na_urokah_tehnologii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:


 ДОКЛАД НА ТЕМУ:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧЕНИКАМИ

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что обучение современного школьника происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция информационно-коммуникационных технологий в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

Цели использования информационных технологий на уроке:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В СТРУКТУРЕ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Использование ИКТ в структуре урока технологии повышает интерес к предмету, полезно для усвоения материала и способствует развитию креативного мышления обучающихся, позволяет учителю повысить свою профессиональную компетентность, а его ученикам раскрыть и расширить свой творческий потенциал.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования до игры. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютер позволяет усилить мотивацию обучающихся. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая обучающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Готовясь к своим урокам, начинаю с поиска дополнительной информации и наглядности в сети Интернет. Затем тщательно продумываю, в каком виде лучше подать материал, какие формы организации учебной деятельности применить.

Текстовый редактор Microsoft Word позволяет разрабатывать памятки, технологические карты, листы опроса, карточки заданий и самоконтроля и т.д., вставлять картинки.  Для учащихся редактор Microsoft Word ещё и необходимость при изготовлении творческих проектов.  А графический редактор, встроенный в Word, и растровый редактор Paint дают возможность создавать простые чертежи и эскизы.

Но наибольшую помощь в проведении урока, на мой взгляд, учителю оказывают презентации, которые можно создавать в Microsoft Office PowerPoint. Ценность и главное преимущество Microsoft Office PowerPoint над остальными офисными программами в возможности использования анимации. Вообще ценность слайда, в котором только набран текст, весьма сомнительна. Зачем напрягать зрение, читая с экрана, когда на столе лежит учебник? Другое дело, когда тот же самый текст на слайде является неотъемлемой частью мультимедийного действия по объяснению сути материала. Например, на своем уроке по  моделированию юбки на экране появляется презентация по созданию выкройки юбки, но не сразу, а построение идет поэтапное. И дети легче ориентируются в конструировании изделия.

Так же офисную программу Microsoft Office PowerPoint учащийся на уроке используют при создании творческих проектов, например «Умный дом». А также эта программа хорошая помощь при защите проекта.

Первое, о чем стоит подумать, когда перед вами встал вопрос разработки слайдов к какой-либо теме урока, это то, как в образном виде представить объясняемое. Образы скрываются в любом предмете, действии, процессе или явлении. Нужно научиться их находить. А рассмотрение темы своего урока с точки зрения связанных с ней предметов и позволяет находить образность в тех вещах, где раньше эта образность и не предполагалась. Лучший метод создания образов – метод объяснения с помощью проведения аналогий между сложным для понимания объектом, процессом или явлением и тем, с чем каждый человек сталкивается в повседневности. Поэтому нужно находить или создавать аналоговые изображения в слайдах.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Использование мультимедийных продуктов актуально тем, в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований:

  • узнаваемость – соответствие предъявляемой информации;
  • динамика – время демонстрации должно быть оптимальным. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
  • продуманный алгоритм видеоряда изображений;
  • оптимальный размер – это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников;
  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников и не дают сосредоточиться на главном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются...

Организация сетевого взаимодействия педагога и учеников на уроках английского языка.

Всем наверняка известны различные средства организации сетевого взаимодействия учителя и обучающихся – это ставшие популярными в последнее время блоги и сайты педагогов, ICQ и Skype,   стара...

Новые формы организации учебной деятельности, взаимодействие педагога и обучающегося на уроках английского языка

Позиции английского языка в мире все более и более усиливаются, проблема использования эффективных форм и методов преподавания английского языка представляется крайне важной...

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ

Проблема эффективности взаимодействия педагогов и  учеников всегда актуальна. Изучение этого вопроса является одним из основных условий успешного воспитания подрастающего поколения. В педагогичес...

Размышление на педсовете. О психологическом взаимодействии педагога, концертмейстера, ученика.

С самого начала обучения ребенка педагог должен заботиться о гармоничном увязывании каждого нового технического приема, с какой -либо конкретной художественной задачей, например, чистого и ритмичного ...

Интерактивное обучение как современная модель взаимодействия учителя и ученика

Интерактивное обучение – это один из методов обучения, который подразумевает под собой взаимодействие педагога и ученика, а  также работу в группах, сотрудничество, диалог, игра между учащи...