Новые формы организации учебной деятельности, взаимодействие педагога и обучающегося на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Позиции английского языка в мире все более и более усиливаются, проблема использования эффективных форм и методов преподавания английского языка представляется крайне важной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_vysotskaya_a_a.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Новые формы организации учебной деятельности, взаимодействие педагога и обучающегося на уроках английского языка».

Высоцкая Анастасия Александровна,

МАОУ СОШ № 3с УИОП г.о.Балашиха, учитель английского языка

Английский считается самым распространенным языком в мире. По данным ООН, на нем говорит более миллиарда человек в нескольких десятках стран. Наряду с французским является рабочим языком секретариата Организации объединенных наций, а также входит в число шести официальных языков ООН. «Популяризация английского языка только увеличивается, - заявила в своём выступлении на телеканале «Россия сегодня» заведующая кафедрой английской филологии Тамбовского государственного университета (ТГУ) имени Державина Людмила Фурс, - это подтверждают многочисленные заимствования. Вывески на магазинах часто бывают транслитерацией английского языка или же просто на английском языке без перевода. Мы наблюдаем не только в столичных регионах, но и на периферии, что популяризация английского языка только увеличивается. Технологическая революция и компьютеризация заставляет всех изучать английский язык»[7].

Ориентируясь на вышесказанное мнение лингвиста, можно сделать вывод, что позиции английского языка в мире все более и более усиливаются, проблема использования эффективных форм и методов преподавания английского языка представляется крайне важной.

Приоритетной целью современного образования является полноценное формирование и развитие способностей учащегося самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, анализировать её, находить пути решения и выстраивать алгоритм, а также контролировать данный процесс и оценивать полученный результат, то есть - научить учиться. Сегодня учитель при подготовке к уроку должен ставить перед собой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Как я могу научить его учиться?».

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим более внимательно само определение «современного урока», под которым мы подразумеваем такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на компетентностном уровне, позволяет каждому проявить и познать самого себя.

Урок, как форма организации учебной работы, существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 -19 веках в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Классно-урочная система, была разработана и описана Яном Амосом Коменским в его книге «Великая дидактика».В наши дни специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

С введением федерального государственного образовательного стандарта, понимание урока как такового претерпевает кардинальные изменения.  Другими словами, учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам, так называемыми компетенциями. Современный урок направлен на то, чтобы учащиеся, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся оправдано регулярное применение нетрадиционных, новых форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся. Необходимо использовать неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин, это всегда подразумевает оживление, позитивный настрой учащихся, их активность. Такие уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов.

Проанализировав разработки многих ученых практиков-теоретиков,  делаем выводы, что форма урока  зависит от целей и возрастных особенной учащихся, однако,  каким сделать урок, как его провести, «оживить», как создать то самое «активное» взаимодействие между учителем и учащимся, внести что-то «своё» интересное и новое – это полностью выбор и творение самого учителя.

Какие формы организации образовательного процесса можно использовать на уроках английского языка и как на этих уроках создать наиболее тесное взаимодействие учителя и учащегося? Представим следующую классификацию, относительно целей урока:

  1. Урок изучения нового материала.
  • Урок-игра - это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация, учебная задача ставится как игровая и урок подчиняется правилам игры. Учащимся нравится такие уроки, так как игровая деятельность в школьном возрасте (особенно младшем школьном возрасте) всё еще стоит на уровне ведущей деятельности.
  • Уроки-сказки, уроки-путешествия – это необычные уроки, которые опираются на фантазию детей и развивают её. Проведение таких уроков возможно в разных видах, жанрах, ситуациях: возможны варианты, когда у учителя есть уже определенный сценарий, по которому он ведёт своих обучающихся, а возможен и вариант, когда учащимся самим предлагается выступать в роли ведущего, экскурсовода, сценариста. Такие уроки развивают коммуникативные навыки, а так же способствуют совместному творчеству педагога и ученика.
  • Интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Слово «праздник» уже формируют у учащихся положительное отношение к уроку, настрой и мотивацию. Праздники любят абсолютно все. На данных уроках каждый может проявить себя. Такая форма урока, помимо этого, расширяет знания учащихся о традициях и обычаях изучаемого языка, стремление к иноязычному общению, способствующее участию в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

  1. Урок проявления знаний
  • Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике. Такие как: урок-исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, репортаж, рецензия и др. На представленных уроках все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков. Учитель сам может принимать любые стороны на этом уроке: быть в роли генератора, или присоединится к «критикам». С помощью таких приёмов можно не только  с лёгкостью установить взаимосвязь и контакт с учащимся, а также и между ними, развить творческое мышление целой команды.
  • Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций - деловая играУрок-суд, урок-аукцион, урок-биржазнаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, здесь проявляются инициатива и артистизм школьников, неординарность мышления.
  • Урок-интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний,расширяет кругозор.

  1. Урок закрепление материала
  • Урок-экскурсия - это развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества. Ученик должен уметь проводить экскурсию, применить весь изученный материал по теме в речи, использовать изученные клише. Учитель может выступать в роли «слушателя» или «помощника», что обеспечит между ними взаимодействие и в тоже время даст возможность учащемуся проявить свои способности. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
  • Уроки-состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры-соревнования могут являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний, что создаст более благоприятную атмосферу на уроке, мотивируют учащихся к активной деятельности.
  • Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков общения детей на иностранном языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, объединяет всех участников данного процесса воедино.

Следует помнить, что подобные уроки должны проводиться в системе, но не каждый день. Учащиеся, во-первых должны будут подготовиться, во-вторых, они будут знать, что их снова ожидает не просто интересный урок, а праздник, возможность проявить себя, быть не просто пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса.

К. Д. Ушинский в своё время писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Список литературы:

  1. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингво-дидактика и методика: учеб. Гузеев, В. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / В. В. пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Academia, 2004. - 336 c.
  2. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1980.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  4. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика,1981.
  5. Петерсон  Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
  6. Светачева А.М., Современный урок иностранного языка. - М., 2008.
  7. РИА Новости «Популярность английского языка в России будет расти, считают лингвисты» - URL:https://ria.ru(дата обращения: 7.06.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка

ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...

Организация сетевого взаимодействия педагога и учеников на уроках английского языка.

Всем наверняка известны различные средства организации сетевого взаимодействия учителя и обучающихся – это ставшие популярными в последнее время блоги и сайты педагогов, ICQ и Skype,   стара...

Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.

аттестационная работа  по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка.

Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном ...

Применение новых организационных форм учебной деятельности, взаимодействия педагога и обучающихся на основе курса «Шахматная азбука».

В данной публикации размещена статья "Применение новых организационных форм учебной деятельности (организованной образовательной деятельности), взаимодействия педагога и обучающихся (воспитаннико...

Современные подходы к организации работы с одарёнными и высокомотивированными обучающимися на уроках английского языка

Работа с одаренными детьми – это важное направление в современной школе, которое позволяет развивать их таланты и способности, а также повышать общий уровень образования....