Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.
статья по технологии на тему

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инструкционных карт на уроках технологии как    

средство развития познавательной активности обучающихся.

                                                                               Сальникова Ирина Витальевна

                                                                    г. Зима. Иркутская область

                                                        МБОУ «СОШ № 7»

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически:

  • возбуждать,
  • развивать и
  • укреплять познавательный интерес учащихся

-и как важный мотив учения,

-и как стойкую черту личности,

-и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.            Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.   Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для развития познавательной активности  обучающихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которое повышает интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.   На таких уроках

  • ученики увлечены,
  • их работоспособность повышается,
  • результативность урока возрастает.

   Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся, организованную в том числе и с применением инструкционных  карт.

Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить мастер класс по использованию инструкционной карты в рамках раздела «Кулинария».

Инструкционная карта – это основной нормативный документ, определяющий способы внедрения передовых приемов и методов труда. Инструкционная карта содержит подробное описание рекомендуемых приемов труда при выполнении конкретных операций (их состав, последовательность, продолжительность выполнения движений, приемов и др.). Кроме того, в карте дается характеристика оснащения, планировки рабочего места, условий труда, систем обслуживания и др. Приводятся научно обоснованные нормы времени и выработки с приложением необходимой технической документации (схемы, рисунки, эскизы, планировки рабочего места и др.).

Вместе с вами  мы попробуем составить инструкционную карту. Приступая к приготовлению нового блюда, мы берём  рецепт, в котором указаны продукты и их количество на одну порцию.

Приступим к заполнению инструкционной карты:

  • Наименование продуктов
  • Количество
  • Последовательность приготовления
  • Посуда и инвентарь
  • Самоконтроль

Наш салат готов, перейдём к сервировке стола.

Изящество и целесообразная простота - вот что должно быть положено в основу  оформления праздничного стола. Обязательна - белоснежная накрахмаленная, очень тщательно отутюженная, скатерть, не прикрытая никакой пленкой.

Посуда должна быть одного фасона, желателен, конечно же, сервиз. Неизменный атрибут сервировки стола -  салфетки. Как правильно, красиво, оригинально ее сложить, чтобы украсить ваш стол и порадовать гостей и близких, расскажет вам инструкционная карта.

Даже если вы никогда в своей жизни не складывали салфетки, инструкционная карта поможет это сделать всего за несколько минут. (раздать салфетки и инструкционные карты)

 «Косой конверт»

  • Сверните  квадратную салфетку  2 раза, чтобы  получился квадрат.
  •  Верхний слой  (можно 2 или 3 слоя)  сверните  диагонально.
  •  Боковые стороны  загните внутрь.

 «Конверт с каймой»

  • Нижнюю сторону салфетки поднимите до середины и отогните кайму шириной 2-3 см.
  •  Переверните салфетку и отогните верхнюю сторону до середины.
  • Боковые стороны сложите друг на друга и снова переверните салфетку.

«Французкий способ»

  • Сложите салфетку по диагонали.
  • Возьмите один из углов и положите на другой, оставив 2-3 см свободного места.
  • Повторите еще раз.

Заключение.

Применение системы методов и средств обучения меняет традиционность занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых входит подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала, постановка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепления. Такой подход интенсифицирует труд учителя и учащегося, увеличивает возможности педагога, как организатора, воспитателя, наставника. Освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической работы увеличивая время для творческой. И так технология активного обучения требует активной подготовки к уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

выступление на научно-практической конференции «Развитие педагогического потенциала как фактора качества образования»:  из опыта работы с презентацией «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕ...

Презентация на тему "Использование технологии проблемного обучения для развития познавательной активности обучающихся."

«Использование технологии проблемного обучения через создание и решение экологических ситуаций как средство повышения познавательной активности обучающихся»» Галич Ольга Григорьевна,педагог допол...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

        Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...

Статья "Использование художественной литературы на уроках биологии для развития познавательной активности учащихся"

Использование художественной литературы на уроках биологии не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной ра...

Развитие познавательной активности обучающихся на основе использования интерактивных средств обучения.

Для развития познавательной активности обучающихся необходимо осуществлять поиск новых форм обучения - целенаправленных, четко организованных, содержательно насыщенных и методически оснащенных систем ...

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер....