Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.
статья по технологии на тему
Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование инструкционных карт на уроках технологии как
средство развития познавательной активности обучающихся.
Сальникова Ирина Витальевна
г. Зима. Иркутская область
МБОУ «СОШ № 7»
Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически:
- возбуждать,
- развивать и
- укреплять познавательный интерес учащихся
-и как важный мотив учения,
-и как стойкую черту личности,
-и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для развития познавательной активности обучающихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которое повышает интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках
- ученики увлечены,
- их работоспособность повышается,
- результативность урока возрастает.
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся, организованную в том числе и с применением инструкционных карт.
Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить мастер класс по использованию инструкционной карты в рамках раздела «Кулинария».
Инструкционная карта – это основной нормативный документ, определяющий способы внедрения передовых приемов и методов труда. Инструкционная карта содержит подробное описание рекомендуемых приемов труда при выполнении конкретных операций (их состав, последовательность, продолжительность выполнения движений, приемов и др.). Кроме того, в карте дается характеристика оснащения, планировки рабочего места, условий труда, систем обслуживания и др. Приводятся научно обоснованные нормы времени и выработки с приложением необходимой технической документации (схемы, рисунки, эскизы, планировки рабочего места и др.).
Вместе с вами мы попробуем составить инструкционную карту. Приступая к приготовлению нового блюда, мы берём рецепт, в котором указаны продукты и их количество на одну порцию.
Приступим к заполнению инструкционной карты:
- Наименование продуктов
- Количество
- Последовательность приготовления
- Посуда и инвентарь
- Самоконтроль
Наш салат готов, перейдём к сервировке стола.
Изящество и целесообразная простота - вот что должно быть положено в основу оформления праздничного стола. Обязательна - белоснежная накрахмаленная, очень тщательно отутюженная, скатерть, не прикрытая никакой пленкой.
Посуда должна быть одного фасона, желателен, конечно же, сервиз. Неизменный атрибут сервировки стола - салфетки. Как правильно, красиво, оригинально ее сложить, чтобы украсить ваш стол и порадовать гостей и близких, расскажет вам инструкционная карта.
Даже если вы никогда в своей жизни не складывали салфетки, инструкционная карта поможет это сделать всего за несколько минут. (раздать салфетки и инструкционные карты)
«Косой конверт»
- Сверните квадратную салфетку 2 раза, чтобы получился квадрат.
- Верхний слой (можно 2 или 3 слоя) сверните диагонально.
- Боковые стороны загните внутрь.
«Конверт с каймой»
- Нижнюю сторону салфетки поднимите до середины и отогните кайму шириной 2-3 см.
- Переверните салфетку и отогните верхнюю сторону до середины.
- Боковые стороны сложите друг на друга и снова переверните салфетку.
«Французкий способ»
- Сложите салфетку по диагонали.
- Возьмите один из углов и положите на другой, оставив 2-3 см свободного места.
- Повторите еще раз.
Заключение.
Применение системы методов и средств обучения меняет традиционность занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых входит подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала, постановка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепления. Такой подход интенсифицирует труд учителя и учащегося, увеличивает возможности педагога, как организатора, воспитателя, наставника. Освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической работы увеличивая время для творческой. И так технология активного обучения требует активной подготовки к уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
выступление на научно-практической конференции «Развитие педагогического потенциала как фактора качества образования»: из опыта работы с презентацией «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕ...
Презентация на тему "Использование технологии проблемного обучения для развития познавательной активности обучающихся."
«Использование технологии проблемного обучения через создание и решение экологических ситуаций как средство повышения познавательной активности обучающихся»» Галич Ольга Григорьевна,педагог допол...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...
Статья "Использование художественной литературы на уроках биологии для развития познавательной активности учащихся"
Использование художественной литературы на уроках биологии не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной ра...
Развитие познавательной активности обучающихся на основе использования интерактивных средств обучения.
Для развития познавательной активности обучающихся необходимо осуществлять поиск новых форм обучения - целенаправленных, четко организованных, содержательно насыщенных и методически оснащенных систем ...
Методический семинар. «Развитие познавательной активности обучающихся посредствам использования современных образовательных технологий на уроках математики».
Материалы конкурса "Учитель года"...
Развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС (Опыт работы)
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников находить, сохранять и обрабатывать информацию. Для этого есть мощное средство - компьютер....