Разработка урока по теме "Потребительская грамотность"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Тимохова Светлана Ивановна

Разработка урока по теме "Потребительская грамотность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок на тему: «Потребительская грамотность»

(8 класс, 2 часа)

Цели:

Образовательные: научить школьников находить и анализировать информацию, предназначенную для потребителей; объяснить основные экономические и юридические понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.

Развивающие: формировать умения осуществлять осознанный потребительский выбор; критически оценивать рекламную информацию; дать представление о способах воздействия бизнеса на потребителей; научить грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях.

Воспитательные: формировать разумные потребности; воспитывать бережное отношение к материальным ценностям; ответственное отношение учащихся к своему здоровью; воспитывать у учащихся организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: беседа, объяснение нового материала, викторина, просмотр видеоматериалов, практическая работа, деловая игра.

Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, образцы этикеток товаров, пакет раздаточных материалов.

Ход урока.

1. Мотивация изучения темы. (Слайд 2)

Учащимся предлагается просмотреть видеозапись фрагмента художественного фильма режиссера Л. Гайдая «Двенадцать стульев».

К сожалению, в просмотренный вами фрагмент не вошло продолжение диалога между Остапом Бендером и Ипполитом Матвеевичем, который можно прочитать в книге И. Ильфа и Е. Петрова:

- Покажите флакон. А вы читали вот это – маленькими буквами? Тут ясно написано, что после мытья горячей и холодной водой или мытья пеной и керосином волосы надо отнюдь не вытирать, а сушить на солнце или у примуса.

Вопрос. Что неправильно с точки зрения покупателя, потребителя товара сделал Ипполит Матвеевич? (Воспользовался непроверенной информацией о товаре, доверился сомнительной рекламе, действовал не по инструкции использования товара).

Вопрос. Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? (Потребительская грамотность).

Итак, чтобы вы не попали в ситуацию, схожую с той, которую пережил герой сюжета, мы сегодня поговорим о вашей потребительской грамоте, продолжая тему «Элементы домашней экономики», начатую на предыдущем уроке. О том, что надо делать и как себя вести, чтобы все сделанные вами покупки были вам в радость, приносили пользу, экономили средства. Эпиграфом нашего урока будет выражение: «Кто не считает свои деньги, тот проявляет неуважение к своему труду».

Учитель. Итак, все мы имеем различные потребности, т.е. осознанную необходимость иметь что-либо материальное или духовное.

А кто же такие потребители? (Сообщение ученика по данному вопросу).

Учитель. Итак, вы прослушали информацию, которую можно назвать «азбука потребителя». Предлагаю вам закрепить полученные знания, ответив на вопросы викторины «Горячая линия». Обратите внимание на то, что некоторые вопросы не только на знания, но и на смекалку и логическое мышление.

2. Викторина «Горячая линия»

Представители групп из 2-3 человек по очереди вытягивают у учителя листочки с описанием проблемной потребительской ситуации. Учитель зачитывает эти ситуации. Группам необходимо через 30 секунд вынести своё решение данной проблемы. Учитель называет правильный ответ.

3. Беседа учителя по теме урока.

После того, как выявлена потребность (покупка товара), нужно решить, где и как её можно удовлетворить.

Процесс совершения покупки состоит из нескольких этапов. (Слайд 5)

  1. Определение способа и места приобретения товара на более выгодных для покупателя условиях.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, где, по-вашему, можно приобрести товары на более выгодных для покупателя условиях? (Рынок, базы продовольственных, промышленных, строительных товаров, магазины).

Итак, товар можно приобрести несколькими способами. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Первый способ – приобретение товара прямо у производителя по его цене. При этом потребитель чаще всего вынужден приехать на предприятие, выпускающее товар.

Второй способ – приобретение товара через посредника. В этом случае покупная цена для потребителя увеличивается на величину процента от продаж, который имеет посредник.

Торговыми посредниками могут быть магазины. Они подразделяются на специализированные (по продаже товаров одной направленности: книжный, обувной, хозяйственный) и универсальные (по продаже товаров разной направленности: универмаг, супермаркет). В магазинах торговля осуществляется путем самообслуживания, продажи товаров с индивидуальным обслуживанием.

Вопрос. В каком магазине – специализированном или универсальном вы купите канцтовары; одежду; лекарства? При приобретении какого товара вы предпочитаете магазин с индивидуальным обслуживанием и почему?

  1. Сбор информации о товарах и услугах (качество, срок службы, цена).
  2.  Момент совершения покупки.
  3.  Оценка приобретенного товара или услуги.

В законе РФ «О защите прав потребителей» есть специальная статья «Право потребителя на информацию».

Вопрос. Как вы считаете, что является источником информации о товаре или услуге? За счет чего мы получаем исчерпывающие сведения об этом? (Товарный знак, упаковка, этикетка).

Основным источником информации о товаре является сам товар. Каждый товар имеет марку (клеймо), представленную на изделии или его упаковке для обозначения изготовителя. Она применяется независимо от товарного знака. Товарный знак обозначает зарегистрированное художественное изображение, служащее для отличия товаров или услуг (Слайд 6).

Учащимся демонстрируются три коробки:

  • обклеенная белой бумагой;
  • с товарным знаком и ярлыками;
  • красиво оформленная.

Вопрос. Товар в какой упаковке вы бы купили и почему?. Что такое упаковка и для чего она нужна?

(Слайд 7) Итак, упаковка предназначена для хранения, защиты и транспортировки товара. Информация на упаковке нужна для того, чтобы правильно пользоваться товаром и чтобы из нескольких товаров одного наименования выбрать именно тот, который нужен.

Всю информацию на упаковке разместить невозможно, поэтому на помощь приходят символы. Каждый символ дает определенную информацию о товаре:

  • первая группа символов указывает на экологическую безопасность товара; (Слайд 8)
  • вторая группа подтверждает соответствие стандартам качества и безопасности; (Слайд 9)
  • третья группа рассказывает о составе продукта или материалах, из которых изготовлено изделие; (Слайд 10)
  • четвертая группа информирует о правилах пользования товаром. (Слайд 11)

На упаковках продуктов питания, лекарств и парфюмерно-косметической продукции обязательно указывается срок годности.

а) Тест «О чем говорит этикетка?» (Слайд 12)

Группам учащихся, состоящим из трех-четырех человек, раздаются этикетки или упаковки различных продовольственных и непродовольственных товаров. Предлагается ответить на вопрос теста.

Учитель. Особое внимание следует обращать на информацию, содержащуюся на упаковке продовольственных товаров, особенно импортных. На упаковке большинства продуктов питания стоят трех- и четырехзначные коды. Они означают разрешенные к применению пищевые добавки (Слайд 13). Коды используются только в сочетании с названиями технологических функций пищевых добавок.

Применение пищевых добавок – это часть современной технологии производства продуктов питания. В основном они применяются для того, чтобы улучшить питательные свойства продуктов, обеспечить его лучшую сохранность и улучшить внешний вид.

(Слайд 14) Пищевых добавок, запрещенных к применению в пищевой промышленности РФ, пять:

E 121 – Цитрусовый красный – краситель,

E 123 – Аморант – краситель,

E 240 – Формальдегид – консервант,

Е 924а - Бромат калия (POTASSIUM BROMATE) - улучшитель хлеба и муки,

Е 924в - Бромат кальция (CALCIUM BROMATE) - улучшитель хлеба и муки. Будьте осторожны!

Вопрос. Итак, какой вывод можно сделать из всего вами ранее услышанного? (Покупка, совершенная разумно, без спешки, может удовлетворить потребность и сэкономить средства).

Учитель. Выступая на рынке в роли потребителей, нужно уметь пользоваться штриховым кодом. С его помощью легко контролируется качество продукции, её соответствие первоначальному образцу. Международной ассоциацией EAN (Европейская система кодирования) каждой стране присвоены коды (Слайд 15).

В штриховом коде заложена следующая информация: страна изготовления продукта, предприятие – изготовитель, наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет. Последняя цифра – контрольная. Если в штрих-коде приобретаемого вами товара есть соответствие первых двух-трех цифр стране – изготовителю, указанному на упаковке, то это служит залогом того, что товар не фальсифицирован.

б) Практическая работа «Определение страны-изготовителя и гарантийности качества товара по штриховому коду». (Приложение)

Учащиеся получают карточки со штрих-кодом какого-либо товара и выполняют практическую работу, используя раздаточный материал с примером вычисления.

Учитель. Производители помогают нам, потребителям, ориентироваться в широком разнообразном мире товаров. Для этих целей служит реклама (Слайд 16). Это слово происходит от латинского reclamare- «выкрикивать». Реклама – информация о товарах, различных видах услуг и т.п. с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары и услуги.

Реклама дает информацию особого рода. В отличие от результатов независимых испытаний или маркировки её задача не в том, чтобы дать объективную информацию о свойствах товара, а в том, чтобы привлечь внимание, заставить купить данный товар, даже если он не очень-то нужен. Каждый может сказать о себе, что хотя бы один раз купил, например, шоколадку только потому, что услышал о ней в рекламе. И лишь попробовав ее, убедился, что она оказалась невкусной.

Реклама может убедить в исключительных качествах товара не только покупателя, но и самого продавца…Учащиеся просматриваютотрывок видеозаписимультфильма по сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал».

Реклама может быть массовая (направленная на привлечение большого числа потребителей) и прямая (направленная на привлечение малого числа потребителей или всего одного - рассылки). К средствам рекламы относятся: теле- и радиореклама, печатные издания, выставки, посылки материалов рекламы, интернет-реклама, оформление витрин и др.

(Слайд 17) Производители рекламы используют разные рекламные стратегии: лозунги (звучные фразы), апелляцию к разуму покупателя (акцент на пользу товара – косметика, медикаменты, здоровая пища), апелляцию к эмоциям (психологическое воздействие), свидетельства потребителей, клятвенные заверения звезд и др.

в) Определение стратегии производителей рекламы.

Учащимся через видео демонстрируются телевизионные рекламные ролики. Они должны определить стратегию производителей рекламы.

4. Закрепление изученного материала.

Деловая игра «Рекламное агентство»

Группы учащихся по 3-4 человека получают задание придумать упаковку для товара, сделать её эскиз и в форме рекламы привлечь к нему внимание одноклассников.

В ходе обсуждения отмечается соответствие требованиям, предъявляемым к рекламе (стремление угодить покупателям любого возраста, разных привычек, объективность информации, наличие юридического адреса, красочность и содержательность оформления) и выявляются победители.

  1. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведем итоги нашего занятия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было самым интересным для вас сегодня?

Полезна и важна ли была полученная на уроке информация? Оцените, насколько эффективен был урок.

Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет отметки.

(Слайд 18) Дома учащимся предлагается провести маркетинговое исследование: выявить 10 наименований продуктов питания, которые используются семьей в течение недели. Определить качество продуктов питания. Сравнить цены на них в трех ближайших магазинах. Проанализировать их и сделать вывод.

Этапы урока

Что делают

учитель

ученики

1)Мотивация изучения темы (7 мин.)

Организует работу с видеоизображениями, задает вопросы классу

Формулирование темы урока: как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок?

Просматривают видеозапись, отвечают на вопрос учителя,

формулируют предполагаемую тему урока

2) Сообщение ученика на тему «Азбука потребителя»

(5 минут)

Слушает сообщение

Слушают сообщение

3)Викторина «Горячая линия»

(5минут)

Разбивает класс на группы по 3-4 человека, зачитывает потребительскую ситуацию, дает правильный ответ.

Прослушивают ситуацию, обсуждают её, отвечают на вопрос.

4) Беседа учителя по теме урока (35 мин.)

Объясняет, как выявить потребность покупки товара. Рассказывает об этапах процесса совершения покупки.

Слушают рассказ, отвечают на вопросы.

а)Тест «О чём говорит этикетка?»

Раздает группам этикетки или упаковки товаров, выслушивает и анализирует ответы учащихся.

Рассматривают этикетки или упаковки товаров, обсуждают их в группах и отвечают на вопрос теста.

Рассказывает о пищевых добавках. Учит пользоваться штриховым кодом.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают в тетради запрещенные пищевые добавки.

б)Практическая работа «Определение страны-изготовителя и гарантийности качества товара по штриховому коду».

Раздает карточки со штрих-кодами, инструктирует учащихся.

Используя пример (раздаточный материал), выполняют практическую работу.

Дает определение понятия «реклама», рассказывает о её особенностях и разновидностях. Иллюстрирует рассказ отрывком из мультфильма по сказке С. Михалкова.

Слушают объяснение учителя и просматривают видеозапись.

в)Определение стратегии производителя рекламы.

После просмотра видеозаписи с рекламными роликами выслушивает ответы учащихся.

Смотрят видео и определяют стратегию производителя рекламы.

5)Закрепление изученного материала. Деловая игра «Рекламное агентство» (20 мин.)

Объясняет задачу группам, наблюдает за работой детей, проводит анализ её результатов, выявляет победителей.

Придумывают упаковку для товара, делают её эскиз, рекламируют свой товар.

6)Подведение итогов урока (3 мин.)

Анализирует успешность освоения нового материала, выставляет отметки, дает домашнее задание.

Оценивают урок, записывают задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет"

Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет" напралена на развитие метапредметных умений. Таких как развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления, у...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности «Как и для чего открыть вклад?»

Цель: развитие интереса и формирование стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности...

авторская разработка урока по финансовой грамотности

Цель: познакомить учащихся с основами рынка недвижимости.Задачи:Образовательная: формирование представлений учащихся о текущих экономических событиях в России и в мире.Развивающая: продолжить формиров...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся 7 класса по теме Домашнее хозяйство

Цель урока - рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства Задачи урока -образовательные:-рассмотреть понятия относящиеся к домашнему хозяйству и семейному бюджету;-познакомить уча...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности

Методическая разработка по теме: Виды финансовых мошенничеств. Риски. Материал может быть использован как урок, элемент урока, классного часа, семинара для любого возраста. Цель занятия:1.от...

Разработка урока по финансовой грамотности в преподаваемый предмет

Разработка урока по финансовой грамотности в преподаваемый предмет...

Диплом 1 степени номинация Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников основной школы

Диплом 1 степени   номинация Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников  основной школы...