Методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся 7 класса по теме Домашнее хозяйство
методическая разработка по обществознанию (7 класс)
Цель урока - рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства
образовательные:
-рассмотреть понятия относящиеся к домашнему хозяйству и семейному бюджету;
-познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи;
-дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета;
развивающие:
-развивать коммуникативные умения и навыки, умения работать в группе;
-развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения;
воспитательные:
-способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни;
-формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету, предприимчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_finansovoy_gramotnostdlya_uchenikov_7_klassa.docx | 37.04 КБ |
domashnee_hozyaystvo_7_klass.pdf | 455.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 411 «Гармония»
с углубленным изучением английского языка
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока по финансовой грамотности
для обучающихся 7 класса
по теме Домашнее хозяйство
Разработала Типикина Олеся Васильевна
учитель обществознания
Санкт-Петербург
2020
«Домашнее хозяйство»
Тип урока | -урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). |
Цель урока | -рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства |
Задачи урока | образовательные: -рассмотреть понятия относящиеся к домашнему хозяйству и семейному бюджету; -познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи; -дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; развивающие: -развивать коммуникативные умения и навыки, умения работать в группе; -развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения; воспитательные: -способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни; -формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету, предприимчивость. |
Планируемые результаты | Научатся использовать знания полученные на уроке; Овладеют компетенциями: -принимать решения о распределении денежных средств; -способностью вырабатывать решения и участвовать в их реализации; -умением самостоятельно приобретать новые знания. |
Технологии обучения | -технология развития критического мышления; -технологии проблемного обучения; -технологии эффективной речевой деятельности; -информационно-коммуникационные технологии. |
Методы обучения | интерактивные, проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические. |
Формы организации учебной деятельности | проблемный диалог, фронтальная работа, групповая работа |
Оборудование урока | электронная доска, презентация к уроку, игра, разработанная при помощи сервиса LearningApps.org, учебник Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Н. Боголюбов, Н.В Виноградова, Н. И. Городецкая и др.; М.: Просвещение, 2020г. |
Основные понятия и термины урока | домашнее хозяйство, семейный бюджет, источники семейного бюджета, доходы и расходы, «подушка безопасности», финансовый план, обязательные и произвольные расходы. |
Источники информации | учебник Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Н. Боголюбов, Н.В Виноградова, Н. И. Городецкая и др.; М.: Просвещение, 2020г. |
Ход урока
1.Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Класс делится на 3 группы при в ходе в кабинет, через свой выбор цвета закладки (синий - семья Цветковых, зеленый – семья Тучкиных, красный – семья Лапочкиных), рассаживаются за заранее подготовленные столы для работы в группе, определяют старшего в группе. У каждой группы заранее подготовленные таблички членов семьи (мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка).
Группа получает коллективную оценку.
Учитель: Здравствуйте всем! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам работать дружно, и открыть сегодня на уроке для себя новое и интересное, то, что понадобится вам в жизни.
У нас все готово к уроку, закройте глаза и повторите: «Я готов учиться».
Учитель: Сегодня мы с вами будем работать в необычной обстановке. Каждая группа – это семья. И так приветствуем семьи: Семья Цветковых, Тучкиных, Лапочкиных. В каждой семье у нас есть папа, мама, дети, бабушка и дедушка. Представляю главу семейства.
В каждой семье сегодня будет свое задание.
2.Актуализация знаний
Подготовка учащихся к изучению новой темы. Систематизация знаний учащихся о ранее изученных понятиях (экономике, деньгах, благе) при помощи сервиса Learning Apps.org
Учитель: Внимание! Всем семьям я предлагаю поучаствовать в семейной викторине, которая посвящена ранее изученному материалу.
Каждая команда отвечает на один вопрос, в случае неправильного ответа, право переходит другой команде.
В презентации дана ссылка на игру повторение по теме экономика (Слайд 3).
Учитель: Предлагаю самым младшим участникам семьи записывать правильные ответы!
После окончания игры игроки зачитывают свои набранные балы.
Учитель: Все молодцы!
Учитель: Несколько уроков мы изучаем экономику, давайте еще раз обратим внимание на важные понятия, которые мы раньше изучили! Все понятия выписаны на слайде. (Слайд 4).
Учитель: Скажите, пожалуйста, семья и экономика связаны между собой? Какие ассоциации у вас возникают со словом «Семья». Давайте спросим у мам? (Семья — это любовь, тепло, дом, воспитание, забота, сотрудничество).
Учитель: Вопрос папам. Можем ли мы сравнить государство и семью? Что объединяет эти понятия? (объединяют эти два понятия – хозяйство, хозяйство государства и семьи. Что и там, и там есть расходы и доходы)
Учитель: Вопрос бабушкам. А что для вас семья? На это вопрос ответят бабушки (Это любовь, тепло, дом, воспитание, забота, сотрудничество.
Учитель: А что скажут дети? (Семья – это родные, близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка)
Учитель: Семья — это часть нашего общества, со своим маленьким хозяйством. Наше общество состоит из миллионов семей. Если взять отдельную семью, то её можно сравнить с государством: есть его глава – папа, реже мама, министр финансов – мама, заместители, помощники – дедушка, бабушка. И, конечно, есть народ – весёлый, озорной, непоседливый – дети. Каждая семья ведет свое хозяйство. Оно у всех разное, т.к. у всех разные достатки.
Учитель: А что же входит в семейное хозяйство? (Дом, бизнес, ферма, фирма, сад, машина, дача, огород)
Учитель: В каждой семье ведется семейное «домашнее» хозяйство. Семья, удовлетворяя потребности своих домочадцев, организует быт, домашнее питание, приобретение товаров и услуг, распределяет время на домашний труд и отдых. Откуда это все берется в семье? (От потребностей человека, людей, проживающих в семье).
Учитель: В семье очень важно правильно все распределять, иначе потребности и желания могут быть одни, а осуществить их не будет возможности. Бывает так, что люди допускают много ошибок в ведении своего маленького хозяйства, и семья распадается. Поэтому очень важно говорить о правильном ведении хозяйства.
Учитель: Ребята, как думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Слайд 5) Открываем рабочие тетради и записываем тему урока.
3.Переход к новой теме
Учитель: Рассмотрите картину Зинаиды Серебряковой. Что вы видите? Чем занимается девочка? А можно ли такую сцену увидеть на кухне в наши дни? (ответы детей)
Учитель: Деятельность домашнего хозяйства направлена на удовлетворение потребностей членов семьи и повышение ее благосостояния. Любое производство ориентируется на потребности человека. Потребление – конечная цель производства. Основными потребителями товаров и услуг являются домашние хозяйства.
Учитель: Давайте попробуем сформулировать определение. Кто попробует сформулировать понятие? Что оно включает? (Ответы детей)
Учитель: Теперь проверим в учебнике, правильно ли мы сформулировали понятие? Открыли стр.50 читаем и выписываем его. (Домашнее хозяйство (Домохозяйство) – обособленная ячейка общества, состоящая из одного человека или группы людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство (Слайд 6)).
Учитель: Домашнее хозяйство бывает разным По слайду из презентации учитель объясняет Виды домохозяйства:
1.Одиночное (состоящее из одного человека).
2.Семейное домашнее хозяйство (совместно проживающие супруги, родственники, ведущие общее хозяйство, где каждый член семьи стремиться вложить свои силы.
3.Несемейное домашнее хозяйство (совместно проживающие люди, объединяют часть своих средств и совместно обеспечивают условия своей жизни) (Слайд 6).
Учитель: Семейное домашнее хозяйство вести легче. Работают все трудоспособные члены семьи. А с 14 лет ребенок может оказывать поддержку в бюджет семьи. Трудовой договор с ними может быть заключен только для выполнения легкого труда в свободное от учебы время, чтобы не нарушать учебный процесс. Необходимо: согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства. Моложе 14 лет — этим правом наделены кинематографические, театральные и концертные организации, цирки.
Учитель объявляет о физкультминутке. Слайд 7)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
Учитель: Все набрались сил, отдохнули! Предлагаю каждой семье выполнить задание. Каждая семья получает конверт с заданием. Наша работа будет построена следующим образом. Каждая семья получает задание, работает н ад ним, потом выступает со своим продуктом. Работа в группах с учебником (8-10 мин.) После каждого выступления группы - слайд с информацией.
Семья Цветковых | Семья Тучкиных | Семья Лапочкиных |
Задача семьи Цветковых выявить функции в виде кластера нам их показать, уметь объяснить и знать, что они означают, через время рассказать о них классу. Работают с учебником на стр.51-52 | Семья Тучкиных выяснит что такое источники доходов семьи, от чего они зависят. Нужны ли сбережения? Вам необходимо написать тезисы (6-8) для газеты «Экономический вестник», и выступить с ними. Работают с учебником на стр.53-54 | Семья Лапочкиных работает с текстом на стр.55-56 «Семейный бюджет» и отвечают на вопросы: Как возникло слово «бюджет»? Для чего нужно составлять финансовый план? Зачем нужна «подушка безопасности». Составляют словарь всех новых слов, которые они узнают. |
Группы представляют свой продукт. Семья Цветковых рассказывает о функциях семьи (Слайд 8).
Учитель:
Мы выяснили, что источниками бюджета семьи являются: заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности, процентные выплаты по денежным вкладам в банки, социальные выплаты государства. Каждая семья тратит часть доходов на оплату необходимых товаров и услуг, а другую часть оставляет для сбережения. Сбережения нужны не только для покупки дорогостоящих товаров и услуг. Для чего еще нужны сбережения? (если потеряли работу, для обеспечения достойного уровня жизни, отпуск, образование и др.)(Слайд 9).
Учитель: Мы теперь много знаем, нам нужно закрепить свои знания на практике. Я предлагаю каждой семье составить бюджет. Составляя семейный бюджет, семья при планировании расходов в первую очередь распределяет денежные средства на питание, одежду, квартплату, транспорт и др.
Еще раз выделим слово бюджет. Бюджет - предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых доходов семьи на некоторый период времени (сумма доходов и расходов), переводится как кошелек.
Если заранее грамотно составить бюджет, то проще оценить финансовые возможности семьи. При этом необходимо учитывать не только расходы обязательные (это может быть оплата коммунальных услуг и процентов по кредиту, расходы на детей, покупка одежды или продуктов питания в магазине, то есть приобретение тех услуг, которыми ежедневно необходимы всей семье), но и те которые семья запланировала – произвольные, которые выходят за рамки необходимого минимума (приобретение дорогостоящих предметов: бытовой техники, транспорта, туристических путёвок, квартиры и др.). Важно все доходы и расходы держать под контролем.
Составляют бюджет семьи по вопросам: определите доходы семьи, подсчитайте общую сумму доходов, определите расходы семьи; подсчитайте общую сумму расходов; (Слайд 10)
№ | Доходы | Сумма | Расходы | Сумма |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
Итого | Итого |
Заслушивание плана. Выступает по одному представителю от группы.
Подведение итогов урока.
Учитель Любая семья - экономическая единица, которая ведет домашнее хозяйство. У каждой семьи свой семейный бюджет, состоящий из доходов и расходов, разный по уровню. От грамотного распределения этих ролей зависит не только финансовое, но и семейное благополучие.
Учитель: Какой же он Человек экономически грамотный?
Все в семье мы любим готовить! Давайте разберем «Рецепт экономически грамотного человека.
Составим список ингредиентов.
Учащиеся советуются в группах (называют - контроль, живёт на заработанные деньги и формирует сбережения, знает и использует свои права и способы их защиты в сфере финансов, ведет список доходов и расходов, разумно инвестирует и приумножает капитал, учится сам и передает свои знания своим близким).
Учитель: Финансово грамотный человек – это человек со стратегическим мышлением и чётким видением своего будущего, принимает правильные решения, связанные с деньгами тратами.
4.Закрепление
Учитель: Какова была цель нашего урока? Все ли мы решили?
Теперь закройте глаза, подумайте, все ли у нас получилось? Что узнали нового? А что уже знали? Что еще осталось для нас загадкой?
Молодцы, ребята! Теперь вы стали еще более финансово образованными! Представьте, что вас попросили рассказать о домашнем хозяйстве, о правильном распределении бюджета ученикам начальной школы, что бы вы рассказали? Работаем с рубрикой в учебнике стр.61 Учимся быть грамотными.
Учитель задает домашнее задание.
Учитель: Домашнее задание:
1.Составление семейного бюджета.
2. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о домашнем хозяйстве, используя все приведённые ниже понятия.
Семья; доходы семьи; заработная плата; подсобное хозяйство; фиксированный доход; имущество, бюджет, финансовая подушка.
5.Рефлексия
Составить синквейн с понятием Домохозяйство.
Учащиеся по желанию зачитывают свои синквейн.
Учитель: Всем спасибо за урок, за сотрудничество и понимание.
До новых встреч!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"
Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....
методическая разработка урока английского языка для 5 класса по теме: "Мой домашний питомец"
Методическая разработка открытого урока по английскому языку для 5 класса по теме: "My pet" к УМК "Счастливый английский.ру" авторов К. И. Кауфман и М. Ю. Кауфман. Презентация к уроку и ауд...
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....
Методическая разработка урока английского языка в 6 классе по теме "What are you like?" (технологическая карта урока)
Данная технологическая карта составлена в соответствии с тебованиями ФГОС второго поколения...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
Методическая разработка по немецкому языку для 3 класса на тему "Домашние животные".
Интерактивная презентация...