2017 Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов.
материал по технологии (9 класс)

Алфимова Светлана Васильевна

Отчёт о состоянии предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_po_predprofilnoy_podgotovke.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов МБОУ СОШ №3 г. Льгова, проводимой учителем технологии Алфимовой С.В.

    Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники,- это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное- не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор- это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

    Курс занятий по профориентации призван помочь школьникам в нелёгкий переходный период.

    Цели:

    -оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;

    -открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;

    -помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить       алгоритм действий.

    Задачи:

    -обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

    -формирование мотивов саморазвития, личностного роста;

    -формирование актуального для подростков «информационного поля».

    Занятия по профориентации помогают активизировать психологические ресурсы школьника и включают механизмы рефлексии, превращают процесс формирования профессионального самосознания в целенаправленную, осознанную, личностно значимую деятельность.

    Одним из наиболее широко применяемых в преподавании курса методов является беседа. Она позволяет мне при изложении нового материала опираться на жизненный опыт школьников. Беседа сочетается с рассказом, объяснением. Рассказ мною применяется, чтобы подкрепить учебную информацию примерами из жизни, истории, художественной литературы. В частности, на занятии по теме «Возможности личности в профессиональной деятельности («МОГУ»)», раскрывая вопрос о неравномерном развитии и проявлении способностей у различных людей, я привожу примеры раннего развития способностей (В.-А. Моцарт, А.С.Пушкин) и проявления способностей в зрелом возрасте (М.А.Врубель, С.Т.Аксаков). Анализируя примеры из жизненных наблюдений, литературных источников, периодической печати, девятиклассники самостоятельно приходят к выводу о том, что обществу нужны высококвалифицированные специалисты. Для этого выбирающий профессию должен уметь сопоставлять личные профессиональные интересы, склонности и способности с запросами рынка труда, с требованиями будущей профессиональной деятельности к работнику.

    Примером может служить информация на тему «Кто нужен нашему городу?», которая была получена от Семенихиной Е.В., директора ОГУ «Центр занятости населения». Из её сообщения следовало, что городу Льгову требуются работники в МУП«Благоустройство», ООО«Водоканал», ООО«ЖЭУ».

    В ходе преподавания я считаю целесообразно применять средства наглядности, например таблица «Типичные ошибки при выборе профессии», плакат«Средства труда в профессиональной деятельности», фотографии рабочих мест и др.

    Метод учебного диспута открывает широкие возможности для активного познавательного поиска.

Например, на занятии по теме «Социально-психологический портрет современного профессионала» в начале диспута я предложила учащимся обсудить вопрос: «Каков он, современный профессионал?», а затем учащиеся просмотрели фильм «Все профессии важны». Я считаю, что при включении в план занятия демонстрации фильма важно, чтобы его содержание было органично связано с темой занятия, наглядно иллюстрировало действие, процесс, т.е. подкрепляло словесную информацию. После просмотра фильма я предложила учащимся диспут продолжить по следующему плану:

  1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «современный профессионал»?
  2. Встречались ли вы с человеком, которого можно считать современным профессионалом? Каков он?
  3. Каким предстаёт современный профессионал в различных публикациях, произведениях художественной литературы, кино- и телефильмах?
  4. Совместимы ли труд и творчество в профессиональной деятельности?

  Методы организации исследовательской деятельности способствуют формированию познавательной активности учащихся. Так эти методы используются мною, например, при составлении развёрнутой формулы профессиональной деятельности. При изучении темы «Анализ профессий» класс разбивается на группы по признаку интереса к определённому типу профессий: Человек-Техника; Человек – Природа; Человек – Человек; Человек – Знаковая система; Человек – Художественный образ.

    И даю задания каждой группе:

    1. Назовите основные классификационные признаки указанных типов профессиональной деятельности. Дайте их характеристику.

    2. Составьте перечень пяти профессий, относящихся к предпочитаемому вами типу, буквенными символами укажите их принадлежность к определённому классу, отделу, группе.

    3. Составьте формулу интересующей вас профессии. Обсудите правильность выполнения задания с товарищами.

    Также на уроках по различным темам мною проводится тестирование учащихся по выявлению профессионального самоопределения, которое позволяет определить степень готовности учащихся к осознанному выбору профессии и предупредить трудности.

Данные анкеты «Уровень социальной зрелости учащихся 9-х классов».

    В анкетировании принимали участие учащиеся 9 «А» класса в количестве 19 человек, 9 «Б» класса в количестве 22 человека.

    Наиболее предпочтительной является профессия, которая позволяла бы:

суждения

9 «А»

чел.

9 «Б»

чел.

работать в хороших условиях; чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций

11

9

сохранить  достаточно   энергии   и  времени  для  разнообразного  досуга, увлечений, общения с друзьями

7

7

получить     заработную     плату, обеспечивающую     высокий    уровень благосостояния

11

12

    Определились с выбором жизненного пути:

суждения

9 «А»

чел.

9 «Б»

чел.

да

6

6

скорее да, чем нет

12

7

скорее нет, чем да

1

5

    Самостоятельно приняли решение о выборе своего дальнейшего жизненного пути (выбор профессии, продолжение обучения и т.п.):

суждения

9 «А»

чел.

9 «Б»

чел.

да

7

18

скорее да, чем нет

8

7

    С выбором профессии определились:

суждения

9 «А»

чел.

9 «Б»

чел.

да

5

9

скорее да, чем нет

4

4

затрудняюсь ответить

4

6

    Выбрали именно эту профессию, потому что:

суждения

9 «А»

чел.

9 «Б»

чел.

эта профессия престижна и уважаема в обществе

7

6

эта профессия отвечает моим способностям и склонностям

4

8

мне нравится эта профессия

7

9

выбрал по настоянию родителей

0

0

    Побуждает подростков учиться:

суждения

9 «А»

чел.

9 «Б»

чел.

учусь, т.к. это мой долг перед обществом

6

5

хочу быть образованным, культурным человеком

15

19

понимаю, что знания мне нужны для учёбы и работы

18

20

люблю узнавать новое

5

7

    Успех в жизни каждого выпускника 9-го класса, по их мнению, будет зависеть:

суждения

9 «А»

чел.

9 «Б»

чел.

от моей личной инициативы, энергии, предприимчивости

12

20

от умения показать себя с лучшей стороны, подать себя

7

4

от моих интеллектуальных способностей, качества знаний

11

13

    Готовность к самостоятельной «взрослой» жизни:

суждения

9 «А»

чел.

9 «Б»

чел.

да

4

4

скорее да, чем нет

7

8

затрудняюсь ответить

3

4

скорее нет, чем да

5

5

Результаты тестирования

«Оценка профессиональных склонностей школьников»

склонность

9 «А»

9 «Б»

Работа с людьми.

Профессии, связанные с обучением, обслуживанием (медицинским, бытовым, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.

Андреев

Селиванова

Конюхова

Совакова

Шершнев

Болбанова

Тарасова

Азизова

Карамышева

Орлова

Бушина

Сальникова

Глухоедова

Воробьёва

Умственная работа.

Профессии связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума.

Ларина

Гуторов

Мыцких

Курганская

Светлых

Жильцов

Экстремальные виды деятельности.

Профессии, связанные с занятием спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью человека.

Пистунов

Глухоедова

Планово- экономические виды деятельности.

Профессии, связанные с расчётами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством; анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертёжник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Жильцов

Макурин

Шевкун

Хряпина

Басова

Токмакова

Пронина

Эстетические виды деятельности.

Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актёрско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актёрских) отличает оригинальность и независимость.

Брусенцева

Шепелева

    В целом тестирование помогает учащимся 9-х классов определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным профессиям, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для обеспечения собственной социальной защиты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Гражданин – Отечества достойный сын»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

План работы по организации предпрофильной подготовки обучающихся 9-11 классов МАОУ «СОШ № 10» на 2015 – 2016 учебный год

Цель предпрофильного образования школы:  создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся.Задачи:1. Осуществлять комплексную работу с учащимися  по обоснов...

Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов «Я выбираю профессию».

Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов  «Я выбираю профессию»....