"Предпрофильная подготовка обучающихся 1-4 классов в рамках реализации АООП"
статья на тему

Выступление на семинаре. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на семинаре22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Предпрофильная подготовка обучающихся 1-4 классов

в рамках реализации АООП

(из опыта работы)

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно детям с отклонениями в умственном развитии, так как выбор профессии для умственно отсталых обучающихся суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения VІІІ вида является предпрофильная и профильная трудовая подготовка обучающихся, которая  способствует получению профессии и умению применять эти знания в будущей жизни.

 Организация трудового обучения в младших классах представляет собой первый, пропедевтический этап трудовой подготовки умственно отсталых школьников. На протяжении этого периода дети готовятся к переходу к следующему этапу – труду, который осуществляется на базе школьных учебных мастерских.

Начиная с третьего года обучения  усиливается работа по привитию интереса именно к тем профессиям, обучение по которым организовано в школе, в доступной и элементарной форме раскрывается их важность и привлекательность. На уроках труда в младших классах учитель выявляет возможности каждого ученика к обучению той или иной профессии и соответствующим образом ориентирует его.

Главная цель предпрофильного обучения – выбор будущего профиля, развитие индивидуальных потребностей обучающегося.

Предпрофильное обучение и воспитание в начальной школе – это создание образовательной среды, которая будет способствовать воспитанию у ребенка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.

Таким образом, в начальной школе цель предпрофильной подготовки – это создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к той или иной специальности. Главное – обеспечить развивающую образовательную среду на 1 ступени обучения.

Ключевым с нашей точки зрения является ознакомление с миром профессий через урочную и внеурочную системы, где мы стараемся привить к ним интерес детей. Организация такой работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода.

Трудовое обучение в нашей школе осуществляется исходя из региональных, местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения обучения в ПУ, с учѐтом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся на основе выбора профиля труда по специальностям: швея, столяр-плотник, растениевод, животновод, младший обслуживающий персонал. Школьная комплексная программа по социально-трудовой адаптации и профориентации обучающихся включает в себя несколько направлений деятельности, представленных в виде взаимосвязанных блоков: организационно-педагогический; коррекционно-образовательный; коррекционно-воспитательный; диагностико-аналитический.

Цель программы: создание системы трудового обучения и воспитания на основе совместной деятельности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей формирование социально адаптированного выпускника коррекционной школы VIII вида.

Первый, коррекционно-образовательный блок, структурирует организацию трудовой деятельности в рамках образовательного процесса. На трудовое обучение в школе отведена треть учебного времени. Структура трудового обучения составлена в виде последовательно завершѐнных циклов: пропедевтического – 1-3 классы; ориентировочного (класс наблюдения) – 4 класс; профессионально-трудовой подготовки – 5-9 класс. У детей-инвалидов с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости, обучающихся по индивидуальным образовательным программам, трудовое обучение носит индивидуальную пропедевтическую направленность.

Мероприятия коррекционно-воспитательного блока реализуются в рамках воспитательного процесса. Коррекционно-воспитательный блок включает в себя несколько направлений: обслуживающий труд (дежурство по школе, по корпусу, классу, уход за личными вещами); общественно - полезный; традиционные мероприятия; кружковая и профориентационная работа. В школе организованы мероприятия по трудовой подготовке школьников: встречи с людьми различных профессий, факультативы, летняя трудовая практика в ОУ, акции «Помоги школе», участие в проектной деятельности по оформлению жилого корпуса, учебного корпуса, обустройству школьной территории. Так, в 2014-2015 учебном году в школе был запущен долгосрочный проект «Школа – наш дом», в котором приняли участие все классы, с 1 по 9. Каждый класс разработал и защитил индивидуальный мини-проект по оформлению школьного двора, стадиона, приусадебного участка. С наступлением весны лучшие мини проекты были реализованы. В результате на территории появились интересно оформленные клумбы, различные постройки, садовые фигуры и многое другое.

Пришкольный учебно-опытный участок - это база для организации и проведения с учащимися исследовательской работы и проектной деятельности, которая позволяет осуществить связь теории с практикой.

Важный участок трудовой воспитательной деятельности – организация кружковой работы. В школе действуют кружки и факультативы различной трудовой направленности, где каждый ребѐнок имеет возможность раскрыть свои способности и проявить себя: «Юный цветовод», «Столярное дело», «Рукодельница», «Мукосолька», «Бисероплетение», «Творческая мастерская».

Структурными составляющими системы трудового обучения и воспитания служат основные направления педагогической работы: изучение индивидуальных особенностей ребѐнка и выявление его возможностей в трудовом обучении; систематическое отслеживание и фиксация динамики развития трудовых способностей обучающихся. Для этого в комплексную программу включѐн диагностико-аналитический блок. Эффективное управление процессом развития каждого ребѐнка, оказание ему своевременной помощи и поддержки в преодолении трудностей и саморазвития в школе происходит благодаря системе диагностирования и анализа по трудовому обучению и воспитанию на основе классификации известного психолога А.А. Корниенко.

 При подготовке учащихся к переходу на профильное обучение в 5 классе необходимо определить какой именно трудовой профиль является наиболее подходящим для конкретного ученика. Для этого:

- тщательно анализируются изделия, выполненные из различных материалов на начальных ступенях обучения;

- учитываются рекомендации учителя ручного труда;

- проводится длительное наблюдение за трудовой деятельностью ребенка со стороны учителей трудового обучения, комплектующих группы;

- тщательно анализируются медицинские показания;

- уточняется желание самого ученика (для этого учащимся предлагается заполнить анкету ученика «класса наблюдения»);

- выясняется мнение родителей/ законных представителей;

- учитываются современные требования рынка труда.

Вся эта информация анализируется, заносится в «Дневник наблюдения». Решение по выбору для каждого конкретного ученика определенного профиля трудового обучения выносится школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом и оформляется соответствующим протоколом.

С 4 класса в нашей школе практикуется деление на предпрофильные группы. В этом учебном году 4 класс поделен на 2 предпрофильные группы: часть детей занимаются столярным делом, другая часть сельскохозяйственным трудом, растениеводством. Была разработана  ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд с элементами сельскохозяйственного труда» за курс 4 класса.

Цель программы:

- развитие самостоятельности у  обучающихся при выполнении трудовых заданий; подготовка обучающихся к профильному обучению.

Также с целью расширить, закрепить и обобщить знания обучающихся о комнатных растениях разработана и реализуется программа кружка “Юный цветовод”. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений. Комнатное цветоводство здесь рассматривается как кружок, носящий прикладной характер.

Курс представлен для проведения кружковых занятий обучаюшихся 3-4 классов коррекционной школы для детей с лёгкой умственной отсталостью, желающих как можно больше узнать о комнатном цветоводстве.

Формы работы – экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, работа с книгой.

Программа кружка рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Сельскохозяйственные работы. На территории школы имеются теплицы, цветники. В весенне – осенний период каждодневный труд на пришкольном участке помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле, дети видят результаты своего труда. Таким образом, овладение приёмами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта детей с ограниченными возможностями здоровья, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности.

В реализации данной темы важное значение отводится:

- встречам со специалистами школы: соц. педагогом, психологом которые ведут беседы по вопросам профориентации;

- экскурсиям на предприятия и организации поселка.

Ключевым делом является развитие трудовых навыков: дежурство по уборке групповых помещений, трудовые десанты по уборке территории школы “Чистый двор”, конкурсы “Чья грядка чище?”, операция “Спасатель” (уборка улиц), работа на пришкольном участке-цветнике. 

По окончании реализации программы у выпускников нашей школы отмечается наличие жизненного плана, знания по ведению домашнего хозяйства, сформированность навыков и умений работы на земле, адекватная самооценка и готовность к продолжению профессионального образования, соответствие поведения воспитанников школы-интерната принятым в обществе нормам и правилам.

Анкета учащегося «класса наблюдения»

1. Тебе нравится выполнять изделия?

а) из бумаги, картона;

б) из ткани;

в) из природного материала;

г) из дерева;

д) из металла;

е) бисера, бус;

ж) пластилин, глина.

2. Тебе нравится:

а) готовить;

б) мыть, убирать класс, школу, двор;

в) работать с растениями;

г) ухаживать за людьми, которым нужна помощь;

д) стирать;

е) работать на компьютере;

ж) разносить почту;

з) ухаживать за животными;

и) общаться с людьми;

к) читать книги.

3. С какими машинами и инструментами тебе нравится работать:

а) ножницы;

б) пила;

в) молоток;

г) игла;

д) швейная машина;

е) плоскогубцы;

ж) кусачки;

з) шило;

и) лопата;

к) грабли;

л) компьютер;

м) стиральная машина;

н) выжигатель;

о) утюг.

4. Чем тебе легче заниматься?______________________________ _____________________________________________________________

5. Чем ты хочешь дальше заниматься?_______________________ _____________________________________________________________

6. Почему ты хочешь этим заниматься?

а) нравится учитель;

б) получу хорошую профессию;

в) в этой мастерской легко учиться;

г) другая причина _____________________________________

Фамилия, имя ученика _________________

       

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов в рамках изучения элективных курсов

Материал, надеюсь, будет полезен учителям-предметникам и заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, как опыт по организации элективных курсов в школе....

План работы по организации предпрофильной подготовки обучающихся 9-11 классов МАОУ «СОШ № 10» на 2015 – 2016 учебный год

Цель предпрофильного образования школы:  создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся.Задачи:1. Осуществлять комплексную работу с учащимися  по обоснов...

ПРОГРАММА КУРСА «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-го КЛАССА /В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ/

Программа элективного ориентационного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» для обучающихся 9 класса составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки ОУ, а именно, создани...

2017 Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов.

Отчёт о состоянии предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов....

Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов «Я выбираю профессию».

Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов  «Я выбираю профессию»....