Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов «Я выбираю профессию».
рабочая программа по психологии

Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов  «Я выбираю профессию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_8_klass_ya_vybirayu_professiyu.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 31

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

Рассмотрено                                                                        

на заседании предметного

методического объединения

протокол № _____

 от ________________ 2018г.                              

Руководитель МО:

                                                                                                 

                                                                                                   

                                                                                                       

                                                                 

                                                                                                                                                     

Программа элективного курса по предпрофильной подготовке  учащихся 8 А,В,Г классов

«Я выбираю профессию».

Составитель программы:

Южанина Светлана Юрьевна,

педагог-психолог

Год составления: 2018

г. Нижневартовск  

 Содержание.

1. Введение.

   1.1Актуальность проблемы профессионального самоопределения.

   1.2 Цели и задачи программы.

   1.3 Методы обучения.

   1.4 Условия реализации курса.

   1.5 Методы отслеживания эффективности курса.

2. Календарно - тематическое планирование.

3. Список используемой литературы.

Приложение. «Методики оценивания эффективности прохождения курса»

1. Опросник – самоотчет.

2. Проективный рисунок «Эмоциональное отношение к профессии».

1. Введение.

1.1 Актуальность проблемы профессионального самоопределения.

    Актуальность профориентационной помощи подросткам очевидна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие  школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить и многие насущные проблемы воспитания - привлекательная профессиональная перспектива уберегает многих подростков от необдуманных шагов.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической  работы с учащимися и каком-то смысле является её логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему  организовать саму учебную деятельность, (когда школьник осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей трудовой жизни), но и приносит элемент спокойствия в отношения школьника к своему будущему.

Профессиональному самоопределению способствует система дифференцированного обучения в специализированных школах, вариативность типов и видов учебных заведений  различного профиля, позволяющие наилучшим образом удовлетворить образовательные и профессиональные потребности учащихся. В наибольшей мере это проявляется  в профильных классах и школах, учащиеся которых предрасположены к освоению сферы будущей профессиональной деятельности. Невозможно объять необъятное, овладеть на необходимом сегодня уровне образовательным ресурсом всех школьных курсов не способен даже настоящий вундеркинд. Образование 3-й ступени требует уже достаточно явной специализации, профилизации, которую каждый учащийся  должен выбрать в соответствии со своим профессиональным самоопределением и жизненным выбором. Известно, что профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным. Однако выбор профиля должен совершить 15-ти летний человек, ещё только формирующий свою жизненную позицию.

Исследования готовности учащихся 8 классов к профессиональному самоопределению, проводимые социологами и психологами позволяют выделить ряд специфических проблем, стоящих перед школьниками в процессе профессионального самоопределения, в частности:

- отсутствие критериев выбора профессии;

- отсутствие навыков принятия решения и построения профессиональных планов.

         Многие исследования указывают на остроту стоящей проблемы. К сожалению, в настоящее время нет единых апробированных подходов к решению данной проблемы. Большинство профориентационных программ ориентировано либо на развитие навыков самопознания, либо на информирование школьников о мире профессий, однако нет программ, где рассматривались бы проблемы ВЫБОРА профессии и МОДЕЛИРОВАНИЯ личных профессиональных планов.

        Курс «Я выбираю профессию» отличается от подобных профориентационных курсов тем, что в процессе проведения курса учащиеся осознают и моделируют личный профессиональный план на основе полученных знаний о мире профессий, собственных профессиональных интересов, способностей, склонностей, а также критериев выбора профессии.

Результатом профессионального самоопределения восьмиклассника является относительно определенный, положительно  эмоционально окрашенный и реалистичный план, как минимум, ближайших шагов на профессиональном пути (выбор профиля обучения, выбор учебного заведения). А результатом самостоятельной деятельности школьника является составление личного профессионально плана (если быть ближе к реальности, профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Важным и необходимым результатом является отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию. Главный критерий здесь -  состояние удовлетворенности школьника сделанным выбором при условии, что условия этого выбора школьником достаточно хорошо осознаны.

1.2 Цели и задачи программы.

Целью программы является развитие готовности учащихся 8 классов к осознанному выбору профиля обучения, активизация процесса формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению, полноценное сопровождение процесса выбора профессии.

Программа курса решает следующие задачи:

 - самооценка профессиональных интересов, склонностей, способностей;

- ознакомление учащихся со сферами профессиональной деятельности человека;

- ориентирование учащихся в мире профессий;

- формирование у подростка представлений о требованиях профессии к человеку;

- активизация деятельности учащихся по формированию осознанных профессиональных планов;

- развитие навыков моделирования профессиональной перспективы;

- развитие критериев выбора профессии.

Данная программа не предполагает выдачу школьникам готовых рекомендаций, а постепенно формирует готовность самостоятельно совершать выбор, опираясь на полученные знания о современном мире профессии, на готовность к самоанализу основных склонностей и способностей.

1.3  Методы обучения.

Программа профессионального самоопределения «Я выбираю профессию» предполагает включение учащегося в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростка, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действования при решении своих проблем, связанных с профессиональным самоопределением.

Данная программа является комплексной по своему содержанию, т.к. ее проведение связано с применением различных методов профориентационной работы: элементами активного профконсультирования и профинформирования; профдиагностики; разработка рекомендаций по развитию навыков моделирования профессиональной перспективы.

Комплексный характер организационной формы программы проявляется в том, что в ней отражены различные активные методы:

- метод словесного обучения (рассказ, беседа, объяснение);

- метод проблемного обучения (создание реальных проблемных ситуаций с решением конкретных проблемных задач);

- активные групповые методы (операциональные и ролевые игры);

- коллективная дискуссия (совместное обсуждение и анализ ситуаций, сопровождающих: стимулирующих или затрудняющих, профессиональный выбор;

- метод взаимной групповой оценки.

1.4 Условия реализации программы.

Программа рассчитана на 35 часов. Реализуется с учащимися 8-х классов в рамках элективного курса по психологии.

1.5 Методики оценки полученных результатов.

Оценка эффективности проводится следующими методами:

1. Проведение опросника по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП). Сравнение средних баллов  по  классам в начале работы с ними и в конце проведения профориентационного курса, оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким всё осталось без изменений, или ухудшилось.

2. Самоотчет учащихся по окончанию курса. На последнем занятии учащимся предлагается  опросник, цель которого выяснить, чем им помог курс.

3. Рисунок «Эмоциональное отношение к выбору профессии». Эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии является одним из важных показателей профессиональной зрелости. Рисунок проводится дважды – на третьем и последнем занятии. Изменение отношения, характера рисунка и отношения к нему является показателем эффективности курса.

4. Эффект от занятий может проявиться не во время работы, а после прохождения курса (эффект «последействия».)

1.6 Специфика классов.

8 «В» класс:

Степень осознанности  у большинства учащихся 8 «В» класса значения и необходимости учёбы и труда находится на  достаточном уровне. Сформировано добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, развит интерес к трудовой деятельности.

Некоторые учащиеся не достаточно хорошо  ориентируются в знаниях своих интересов и возможностей.

Среднестатистический ученик 8 «В» класса имеет высокую (адекватную) самооценку, завышенный уровень притязаний, резкий разрыв между самооценкой и уровнем притязаний.  

8 «Г» класс:

У большинства учащихся сформировано осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для учащихся как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Учащиеся активны в овладении знаниями своих интересов и возможностей.

 Среднестатистический ученик 8 «Г» класса имеет высокую самооценку,  завышенный уровень притязаний, резкий разрыв между самооценкой и уровнем притязаний, что позволит адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

8 «А» класс:

Сформировано добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, развит интерес к трудовой деятельности.  

Учащиеся активны в овладении знаниями своих интересов и возможностей.

 Среднестатистический ученик 8 «А» класса имеет адекватную (высокую) самооценку, высокий уровень притязаний, умеренный разрыв между самооценкой и уровнем притязаний.  Самооценка и уровень притязаний детей данного класса соответствует особенностям данного возраста, что позволит адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятий

Кол-во ча-

сов

Дата

Блок 1. Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.

19

1.

Представление о себе и проблема выбора профессии.

1

2.

Мои личные жизненные и профессиональные планы (ЛПП).

2

3.

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

4.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

2

5.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

2

6.

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

7.

Здоровье и выбор профессии.

1

8.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1

9.

Темперамент в профессиональном становлении личности.

2

10.

Эмоциональное состояние личности.

1

11.

Волевые качества личности.

1

12.

Способность к запоминанию.

1

13.

Способность быть внимательным.

1

14.

Человек среди людей.

1

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

1

Блок 2. Мир профессий и труда.

16

15.

 Мир профессий и твоё место в нем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1

16.

Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии.

2

17.

Профессиограмма и психограмма профессии.

2

18.

Типы профессии. Правила выбора профессии.

2

19.

Характеристика профессий типа «человек – человек».

1

20.

Характеристика профессий типа «человек – техника».

1

21.

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система».

1

22.

Характеристика профессий типа «человек – природа».

1

23.

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».

1

24.

Дневник профессиональной карьеры.

1

25.

Перспективы твоего профессионального старта.

1

26.

 Итоговое занятие. «Умение обосновывать свой профессиональный выбор».

2

Итого:

35 ч.


4. Список используемой литературы.

  1. Бендюков М.А. Соломин И.А. Ясюкова Л.А. «Твой компас на рынке труда»     С-Пб, 2002 г.
  2. Климов Е.А. «Как выбирать профессию». М., 1984 г.
  3. Макаева О.А. Григорьева Е.С. «Я выбираю профессию» М., 2002 г.
  4. «Методические рекомендации по проведению профоиентационной работы»\Сост. И.В. Кузнецова – Ярославль, 1986 г.
  5. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М., 1998 г.
  6. «Профессиональная ориентация на рынке труда. Образовательная программа» Сост. Бендюков М.А. Александрова О.Е.
  7. Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из 4 методических пособий». М.-Воронеж, 1997.

8.                        М.Ю.Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

  1.              Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Приложение

Методики оценки эффективности курса.

(Чернявская А.П., «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации» М., 2001 г.).

Опросник - самоотчет

  1. Что я ожидал(а), начиная ходить в группу?
  2. а)        Насколько совпали мои ожидания с тем, что я увидел(а)?

        б)        В чем именно совпали?

        в)        В чем именно не совпали?

  1. что нового я узнал(а) на занятиях?
  2. В чем мне помогла группа?
  3. Что мне больше всего понравилось?
  4. Было ли на занятиях что-то, что меня удивило?
  5. Что мне на занятиях не понравилось?
  6. Хотел(а) ли бы я снова ходить на подобные занятия?
  7. Что бы я хотел(а) увидеть, узнать на занятиях?
  8. Что в ходе занятий изменилось в моих представлениях о выборе профессии?
  9. Какие аргументы я бы привел(а), советуя знакомым посещать подобные занятия?

«Проективный рисунок»

«Эмоциональное отношение к профессии».

Работа над темой начинается с того, что каждый из участников выполняет рисунок на тему «Эмоции (мысли), которые возникают у меня, когда я думаю о своем выборе профессии». Рисунок делается простым карандашом на листе бумаги обычного формата. Никаких пояснений в инструкции не делается. Можно лишь пояснить, что это не обязательно должно быть изображение человеческого лица.

Для интерпретации и последующего обсуждения важно, чтобы ведущие хотя бы приблизительно заметили время, затраченное на рисунок. Длительность процесса рисования или латентного периода до рисования прямо пропорциональна трудности темы для участников группы.

Рисунки необходимо подписать (можно по имени) и отдать ведущему.

Обсуждение происходит следующим образом: по кругу пускается один рисунок. Каждый из членов группы (или по два человека) должен сказать, что он видит на рисунке и каково его впечатление. Ведущие могут задавать вопросы:

Что из изображенного на рисунке ближе его автору (если нарисовано несколько вариантов выбора)?

               Что позволяет сделать такой вывод?

Как можно описать изображенное отношение?

При этом каждый из участников группы должен высказать свое суждение. Таким образом, каждый член группы получит обратную связь от каждого товарища и сможет сопоставить мнение большого числа людей о своем отношении к выбору (косвенно — о выборе).

Завязавшуюся дискуссию ведущие должны направлять на достижение всеми понимания роли позитивных и негативных эмоций в деятельности (а также эмоций нерешительности, неуверенности и т.д.). Предположить заранее, какой комплекс отношений окажется в группе, очень трудно. Поэтому ведущие должны обладать общими сведениями о влиянии отношений на успешность деятельности.

Второй темой дискуссии должно стать обсуждение причин, составляющих основу отношений. Только разобравшись в причинах, можно управлять эмоциями и отношениями.

Очень часто рисунок отражает отношение не только к выбору профессии, но и к выбору общего жизненного пути, или отражает основные жизненные цели. Например, в нашей практике был рисунок очень красивой девушки, окруженной колючей проволокой. Автор и сами ребята интерпретировали его как «обилие шипов на пути к красивой жизни». При этом выбор профессии отошел на задний план. Девушки иногда рисуют себя в нескольких ролях — на работе и в кругу семьи. Причины подобного разделения жизни также могут стать темой обсуждения. Встречаются изображения точки выбора как барьера, или непроницаемой стены, стоящей поперек дороги (в конце дороги часто рисуют солнце), или тоннеля с маленькими отверстиями, через которые можно эту стену обойти. В этом случае необходимо уточнить, при каких условиях человек пойдет в обход стены и с какой «ценой» связан подобный обход. Кроме того, ребята обычно приходят к выводу, что при подобном отношении к проблеме принятия решения «стена» только кажется единственной. Как только ее обойдешь, сразу  вырастает новая. Необходимо научиться «разбивать стену», правильно принимая решение.

Еще один встречающийся вариант рисунка — темная дорога, часто поднимающаяся в гору, на вершине которой — признаки материального благополучия. Темная дорога обычно олицетворяет долгую жизнь при самоограничении с целью иметь к определенному возрасту (обычно после 30-40 лет) материальный достаток. Для обсуждения можно выбрать тему: «Стоит ли в течение долгих лет "откладывать жизнь на завтра.

Иногда рисунок говорит не об отношении к выбору, а о нежелании человека раскрывать это свое отношение (либо целиком зачерненный, либо весь исчерканный линиями, либо поверхностное, ни о чем не говорящее изображение). Такие рисунки в числе остальных пускаются по кругу. Работа с ними ведется в зависимости от настроения, возникающего  у  рисовавшего. Если автор устно высказывает свое отношение, либо выражает желание сделать новый рисунок, это стоит поддержать. Если такого желания не возникает, его оставляют в покое.

Чисто фактологические рисунки (например, изображение сути или атрибутов нескольких профессий) необходимо обсуждать в терминах эмоций и отношений.

Интерпретацию отдельных деталей рисунков следует проводить с большой осторожностью (даже ведущим для самих себя). По нашему мнению, она должна составлять профессиональную тайну и не провоцировать вопросы со стороны группы. Кроме того, данные о возможности интерпретировать некоторые стандартные детали (например, фигуру человека) в рисунках подобного типа нами пока не получены. Поэтому рисунки могут служить лишь основой для групповой дискуссии и сравнения мнений.

В ходе обсуждения можно выйти на общие темы, например: «Как настроение и установка на успех или неуспех влияют на выполнение задуманного дела». Эмоциональный компонент зрелости личности в целом проявляется в следующем:

•   в положительном эмоциональном настроении,

•    в жизненном оптимизме,

•   в эмоциональной уравновешенности,

•    в переносимости неудач.

Можно попросить группу подумать над вопросами: «Как постоянно поддерживать у себя эти качества?», «Что влияет на их возникновение и существование?»

Если ведущим кажется, что дискуссия затянулась и интерес к ней пропадает, или если есть необходимость закрепить какие-то темы обсуждения, то можно выполнить небольшие упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-классов “Элементы теории графов “.

Настоящая работа представляет собой программу элективного курса “ Элементы теории графов “ для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Гражданин – Отечества достойный сын»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Практика конструктивного общения»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов «Задачи с параметрами»

Данный элективный курс является межпредметным, предполагает изучение темы «Задачи с параметрами»  на прикладном уровне.Этот курс призван дополнить курс алгебры задачами с параметрами из гео...

Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"

Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики...

Ранняя физика Программа элективного курса для предпрофильной подготовки по физике учащихся 6-х классов.

     Программа курса предназначена для развития познавательного интереса школьников к физике. Программа адресована обучающимся 6 класса общеобразовательной школы....