Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»
элективный курс по физике (9 класс) по теме
Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель физики МБОУ «Первомайская сош»
Рощупкина Людмила Анатольевна
Программа элективного курса для предпрофильной
подготовки обучающихся 9 классов
«Физика в медицине»
Пояснительная записка.
Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 17 часов и является межпредметным. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной. Элективный курс «Физика в медицине» является информационной поддержкой естественнонаучного профиля и ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся в области медицины, а так же выбор профессии.
Цель элективного курса: показать широкое использование физических понятий, законов в медицине, привить интерес к изучению физики.
Задачи элективного курса:
- изучить некоторые способы диагностики заболеваний, показать их связь с физическими законами и принципами, лежащими в их основе;
- научить пользоваться медицинскими, физическими приборами для снятия медицинских параметров;
- ориентировать на выбор естественнонаучного профиля;
- развить творческие способности учащихся при решении задач, проведении эксперимента.
При изучении курса предполагается использовать следующие формы обучения: лекция, экскурсия, лабораторная работа, практическая работа, игра. Основными методами изучения курса являются: поисковый, исследовательский, эвристический.
Программа элективного курса состоит из 5 разделов:
- Введение.
- Механика сердечного пульса.
- Глаз – оптическая система.
- Излучения в медицине.
- Обобщение.
Основная цель 1 раздела: показать широкое использование физических понятий в медицине. Во 2 и 3 разделе учащиеся занимаются исследованием своего организма. 3 раздел рассчитан на самостоятельную работу учащихся подбирать материал по заданной теме, составлять и делать доклады. Здесь запланирована экскурсия в больницу. 5 раздел – итоговое занятие.
Программа курса разработана на основе знаний, которые учащиеся получили в основной школе. Значимость курса определяется практической направленностью – исследование своего организма. При изучении курса учащиеся заполняют личную карту, в которой записаны результаты всех исследований, экспериментов. За каждое выполненное задание ученик получает справку, в которой отражается качество выполнения задания: отличное состояние, хорошее состояние, удовлетворительное состояние.
На последнем занятии приглашается медицинский работник, с которым учащиеся подводят итоги, анализируя личную карту, записывается диагноз.
Содержание.
Введение. (1 ч)
Знакомство с целями и задачами курса. Определение температуры тела, пульса и частоты сердечных сокращений на разных этапах урока, мощности тела. Решение задач на нахождение объёма воздуха, поступающего в лёгкие, мощности теля, как излучателя теплоты.
Механика сердечного пульса. (5 ч)
Частота сердечных сокращений. Лабораторная работа № 1 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки».
Частота пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови. Лабораторная работа № 2 «Определение частоты пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови».
Артериальное давление. Лабораторная работа № 3 «Измерение артериального давления крови».
Лабораторная работа № 4 «Определение давления, систолического и минутного объёмов крови человека».
Скорость кровотока. Лабораторная работа № 5 «Измерение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа.
Глаз – оптическая система. (2 ч)
Основные элементы глаза и их функции. Аккомодация. Близорукость и дальнозоркость, причины дефектов зрения.
Управление зрительными ощущениями. Объёмное зрение. Образование разнообразных цветов. Лабораторная работа № 6 «Особенности зрения человека».
Излучения в медицине. (4 ч)
Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, источники и их применение.
История открытия рентгеновских лучей. Применение рентгеновского излучения.
История открытия явления радиоактивности. Виды радиоактивных излучений. Влияние радиоактивности на живое.
Экскурсия в больницу.
Обобщение. (1 ч)
Обобщение, анализ личных результатов учащихся со специалистом – медицинским работником.
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятий | Коли-чество часов | Дата | Место проведения | Виды деятель-ности | Методы обучения | Формы обучения | Контроль |
Введение. | ||||||||
1 | Физика на приёме у врача. | 1 | кабинет физики | эксперимент, решение задач | исследовательский, поисковый | беседа, практическая работа | личная карта | |
Механика сердечного пульса. | ||||||||
2 | Частота сердечных сокращений. | 1 | кабинет физики | эксперимент, решение задач | исследовательский | лекция, лабораторная работа | личная карта | |
3 | Частота пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови. | 1 | кабинет физики | эксперимент, решение задач | исследовательский | лекция, лабораторная работа | личная карта | |
4 | Артериальное давление. | 1 | кабинет физики | эксперимент, решение задач | исследовательский | лекция, лабораторная работа | личная карта | |
5 | Определение давления, систолического и минутного объёмов крови человека. | 1 | кабинет физики | эксперимент, решение задач | исследовательский | лабораторная работа | личная карта | |
6 | Скорость кровотока. | 1 | кабинет физики | эксперимент, решение задач | исследовательский | лекция, лабораторная работа | личная карта | |
Глаз – оптическая система. | ||||||||
7 | Устройство глаза. Дефекты зрения. | 1 | кабинет физики | эксперимент | исследовательский | лекция | личная карта | |
8 | Особенности зрения человека. | 1 | кабинет физики, школьный медицинский кабинет | эксперимент | исследовательский, эвристический | практическая работа, лабораторная работа | личная карта | |
Излучения в медицине. | ||||||||
9 | Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. | 1 | кабинет физики | доклад | репродуктивный, иллюстративный | беседа, дискуссия | ||
10 | Рентгеновское излучение. | 1 | кабинет физики | доклад | репродуктивный, иллюстративный | беседа, дискуссия | ||
11 | Радиоактивность. | 1 | кабинет физики | доклад | репродуктивный, иллюстративный | беседа, дискуссия | ||
12 | Практическое применение излучений в медицине. | 1 | больница | исследование | эвристический | экскурсия | ||
Обобщение. | ||||||||
13 | Мы на приёме у врача. | 1 | кабинет физики | беседа | личная карта | |||
14 | Резерв. | 1 | ||||||
Всего | 14 |
Литература.
- Физика: Школьный курс, М., – АСТ-Пресс, 2000 г.
- Маловик О.А., Физика. 11 класс: элективные курсы, Волгоград, – Учитель, 2007 г.
- Солдатова Т. Б., Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики. 7-11 класс, Ростов на Дону, – Феникс, 2002 г.
- Г. Физика, М., – Первое сентября, 2003. - № 16.
- Г. Физика, М., – Первое сентября, 2003. - № 17.
- Шилов В. Ф., Домашние экспериментальные задания по физике . 7-9 классы, М., – Школьная пресса, 2003 г.
- МУП. Анатомия и физиология человека, 2003 г.
- БЭНП. Биология 6-9 класс, 2003 г.
Для учителей: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8].
Для учащихся: [1], [3], [4], [5], [6], [7], [8].
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: показать широкое использование физических понятий, законов в медицине, привить интерес к изучению физики Задачи: изучить некоторые способы диагностики заболеваний, показать их связь с физическими законами и принципами, лежащими в их основе; научить пользоваться медицинскими, физическими приборами для снятия медицинских параметров; ориентировать на выбор естественнонаучного профиля; развить творческие способности учащихся при решении задач, проведении эксперимента.
Программа элективного курса Введение 1 ч Обобщение 1 ч Механика сердечного пульса 5 ч Глаз – оптическая система 2 ч Излучения в медицине 4 ч
Введение 1 ч Урок-игра «Физика на приёме у врача» Учащиеся выполняют измерения с помощью приборов и заполняют личную карту: № Характеристика Показания Приборы измерения Дата 1 Температура 2 Пульс в начале урока в середине урока в конце урока 3 Число ударов за 1 с в начале урока в середине урока в конце урока 4 Мощность тела как излучателя теплоты
Механика сердечного пульса 5 ч Лабораторная работа № 1 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки». Лабораторная работа № 2 «Определение частоты пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови». Лабораторная работа № 3 «Измерение артериального давления крови». Лабораторная работа № 4 « Определение давления, систолического и минутного объёмов крови человека». Лабораторная работа № 5 «Измерение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа».
Глаз – оптическая система 2 ч Лекция «Основные элементы глаза и их функции. Аккомодация. Близорукость и дальнозоркость, причины дефектов зрения.» Лабораторная работа № 6 «Особенности зрения человека»
Излучения в медицине 4 ч Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, источники и их применение. Доклады История открытия рентгеновских лучей. Применение рентгеновского излучения. История открытия явления радиоактивности. Виды радиоактивных излучений. Влияние радиоактивности на живое. Экскурсия в больницу.
Обобщение 1 ч Обобщение, анализ, подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Шаг в мир медицины"
Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских професс...
Программа элективного курса "Моё призвание медицина?"
Разработка элективного курса...
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"
Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...
Программа элективного курса "Химия и медицина"
Программа «Химия и медицина» рассчитан на 34 часов, рекомендован для учащихся 8 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятия...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов. "Преобразование графиков функций".
Стратегия модернизации содержания образования, концепция профильного обучения предполагает переход в старших классах на профильное обучение. В 9-ых классах должна осуществляться предпрофильная подгото...
Программа элективных курсов для учащихся 9 классов "Физика в экспериментальных задачах и домашних опытах"
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировозз...
Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся к олимиаде по литературе
Данная программа представляет систему индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по литературе,напрвленных на формирование навыков анализа художественного текста.Курс рассчитан на 17 часов,предн...