2017 Программа элективного курса "Человек и профессия".
элективный курс по технологии (9 класс)
Программа элективного курса "Человек и профессия" в 9-х классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa-alfimova_sv.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Принято на заседании
на заседании методического педагогического совета
объединения учителей протокол №____
эстетико-спортивного цикла от «____»_________2017г
протокол №___от_______2017г.
______________(Е.А.Клычеваа)
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3
г.Льгова»
_____________(С.А.Клемешов)
Приказ№__от________2017г
Рабочая учебная программа
элективного курса «Человек и профессия»
основное общее образование (9 класс)
срок реализации программы 1-я четверть
Учитель: С.В. Алфимова
Категория: первая
Стаж педагогической работы: 35 лет.
г. Льгов
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Элективный курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного элективного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
-помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
-подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
-расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
-обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
-сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
-обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать
-психологические особенности личности;
-профессиональные интересы и склонности, способности;
-классификация, типы и подтипы профессий;
-профессиональная пригодность;
-проектирование профессионального жизненного пути;
-рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
-раскрывать психологические особенности своей личности;
-выявлять свои способности и профессиональные интересы;
-определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
-проектировать свою профессиональную карьеру.
Список литературы
1. Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: «Просвещение», 2006.
2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 1997.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Москва-Воронеж, 1996.
4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990.
5. Резапкина Т.В. Секреты выбора профессии. – М., 2003.
6. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С.Н. Чистякова / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Просвещение, 1983.
Тематическое планирование элективного курса «Человек и профессия»
п/п | Наименование тем | Количество часов |
1 | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. | 1 |
2 | Познавательные процессы и способности личности. | 4 |
2.1 | Память. Внимание. | 1 |
2.1 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 |
2.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. | 1 |
2.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 1 |
3 | Психология личности. | 3 |
3.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 |
3.2 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. | 1 |
3.3 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | 1 |
Итого | 8 |
Календарно – тематический план по элективному курсу «Человек и профессия» (8часов)
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока, его форма | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| ||||||
1.1 | Предмет и задачи курса. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы. | Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. | Знать: -роль профессионального самоопределения в жизни человека; -основные разделы программы курса; -понятие личного профессионального плана; -обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; -называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии | |
2.1 | Память | 1 | Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы. | Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приёмы запоминания. | Знать: -определение понятия «память»; -процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение); -виды памяти; -особенности отдельных приёмов запоминания. Уметь: -использовать приёмы запоминания в конкретных ситуациях. | |
Внимание | Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач. | Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности. | Знать: -определение понятия «внимание»; -качества внимания; -виды внимания. Уметь: -использовать приёмы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям. | |||
2.2 | Формы чувственного познания. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра. | Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определённых заданий. | Знать -определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение». Уметь -объяснять, как происходит познание окружающего мира; -анализировать ситуации, связанные с чувственным познанием мира. | |
2.3 | Мышление | 1 | Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы. | Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления. | Знать: -определение понятия «мышление»; -типы мышления; -формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение); -основные операции мышления; -основные качества мышления. Уметь: -использовать основные операции мышления при решении логических задач. | |
Интеллектуальная сфера. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы. | Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку). | Знать: -определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»; -типы интеллекта. | |||
Способности личности. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач. | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей. | Знать: -понятие «способности»; -виды способностей: общие и специальные; -разновидности специальных способностей; -условия развития специальных способностей. Уметь: -объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности. | ||
Психология личности (3 часа) | ||||||
3.1 | Типы нервной системы. Темперамент. | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Слайд-лекция с элементами беседы. | Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. | Знать: -определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»; -типы нервной системы и их различия; -типы темперамента. Уметь: -характеризовать типы темперамента человека по его поведению; -характеризовать свой тип нервной системы; -выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальных диагностических методик. | |
Характер и самооценка. | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий. | Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки. | Знать: -определение понятий «характер», «самооценка»; -виды черт характера. Уметь: -соотносить поведение человека с чертами его характера; -выявлять уровень собственной самооценки. | |||
3.2 | Самоопределение личности. | Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа. | Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение. | Знать: -определение понятия «самоопределение личности»; -виды самоопределения; -определение понятия «профессиональное самоопределение». Уметь: -называть свои ценностные ориентации. | ||
Мотивационная сфера. | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий. | Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей. | Знать: -определение понятий «мотив», «мотивация»; -определение понятия «потребность»; -виды потребностей. Уметь: -выявлять свои мотивы в получении будущей профессии; -определять свои жизненные ценности с учётом предполагаемых профессиональных предпочтений. | |||
3.3 | Общение | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий. | Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. | Знать: -определение понятия «общение»; -определение понятия «деловое общение»; -признаки делового общения. Уметь: -определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик; -использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях. | |
Конфликты | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы. | Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | Знать: -определение понятия «конфликт»; -виды конфликтов; -способы разрешения конфликтов. Уметь -проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях. |
Критерии оценивания знаний и умений обучающихся
Нормы оценивания знаний, умений, навыков:
Отметка «5»
- полно излагается изученный материал;
- дается правильное определение изученных понятий;
- понимает материал, обосновывает свое суждение;
- применяет свои знания на практике, приводит необходимые примеры (самостоятельные составленные);
- материал излагает последовательно и правильно.
Отметка «4»
- ответ удовлетворяет требованиям критериям отметки «5», допускается 1-2 ошибки, которые сам исправляет 1-2 недочета в последовательности изложенного вопроса или выполняемого практического задания.
Отметка «3»
- учащийся показывает знание и понимание темы, но материал излагается неполно;
- допускает неточности в определении понятий и формулирование ответа;
- не умеет точно, глубоко и доказательно обосновать суждения и привести свои примеры.
- допускает более 2 недочётов при выполнении практического задания.
Отметка «2»
- учащийся обнаруживает незнание большой части изучаемой темы.
- беспорядочно и неумело изучает материал
- не может привести примеры.
- не знает правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях
- не умеет правильно выполнять установленные практические задания.
- не умеет оказывать первую медицинскую помощь при травмах и несчастных случаях.
Дополнительный материал:
Упражнение «Самая-самая … профессия».
Упражнение «Человек-профессия».
Задание «Веер профессий».
Психологический практикум «Определение типа мышления».
Опросник Йовайши.
Тест «Оценка экстраверсии-интроверсии».
Тест «Психологический возраст».
Тест «Умеете ли вы планировать своё время?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного предмета «Проектирование профессий»
Элективный курс «Проектирование профессии» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он ...
Программа элективного курса "Выбираю профессию юриста"
Программа элективного курса по праву и календарно-тематическое планирование 10 - 11 класс...
Программа элективного курса «Журналист– профессия, увлечение, хобби?!»
Программа элективного курса «Журналист– профессия, увлечение, хобби?!»...
Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)
В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...
Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс
Аннотация элективного курса «Мир профессий» 9 классНазвание курса«Мир профессий» 9 классКласс 9 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей программыБицура Виктория Викторовн...
Рабочая программа элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 класс
Аннотация элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 классНазвание курсаЭлективный курс «Моя профессия и карьера»Класс 10 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей про...
Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста»
Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 10–11 классах общеобразовательных школ, где ставится задача профессионально-личностно...