Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста»
элективный курс по обществознанию (10 класс)
Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 10–11 классах общеобразовательных школ, где ставится задача профессионально-личностного самоопределения учащихся и сформирован адекватный им состав образовательных дисциплин. Программа составлена из расчета 1 час в неделю и составляет 32–34 часа в каждом учебном году (10–11 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_vybirayushchemu_professiyu_yurista.doc | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста»
Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 10–11 классах общеобразовательных школ, где ставится задача профессионально-личностного самоопределения учащихся и сформирован адекватный им состав образовательных дисциплин. Программа составлена из расчета 1 час в неделю и составляет 32–34 часа в каждом учебном году (10–11 класс).
В десятом классе предлагается познакомиться с основными положениями теории права (Раздел 1. Теория права) с тем, чтобы выработать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. До сих пор теорию права изучали в контексте изучения с теорией государства, и это действительно представляется разумным, так как и право, и государство составляют важнейшую общественно-политическую структуру любого цивилизованного общества. Но, ставя перед собой задачу профессионального ориентирования, я считаю целесообразным обратить внимание на более подробное изучение правовых вопросов.
Программа 11 класса знакомит учащихся с основными вопросами текущего Российского законодательства (Раздел 2), с текстами законов и кодексов. Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития, так и поиск возможных путей их практического воплощения в российской действительности. И это последнее и достигается путем кропотливой работы с правотворческими источниками.
Третий раздел «Вопросы истории развития права России» излагает дополнительный материал, который направлен на развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, его можно использовать для написания реферативных работ. Включение его для изучения на уроках истории и обществознания в 7–11 классах позволит акцентировать внимание учащихся на проблемах становления права в Российском государстве и поможет учителю избежать опасности изоляции в сознании ученика знаний одного предмета от знаний другого, навыков и умений, даваемых в одном учебном предмете, от специфических навыков и умений, формируемых при изучении другого. Межпредметные связи обуславливаются тем, что:
- объектом изучения и исторической, и юридической науки выступает право;
- используются методы одной науки при изучения другой – опытно-экспериментальный, научный, исследовательский;
- разные науки используют одну и ту же научную теорию для изучения разных объектов.
Главная цель курса – формирование индивидуального правового сознания, основанного на личностном восприятии прав человека. Речь не идет о бездумном восславлении Всеобщей декларации прав человека – такой подход, встречающийся в некоторых современных концепциях правового обучения, был бы движением к новым идеалам по старой дороге.
В системе многоуровневой педагогической подготовки этот курс рассматривается как ступень допрофессионального образования в качестве подготовки не собственно к профессии, а к систематическому профессиональному обучению.
Предлагаемая ниже программа предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над правовыми вопросами. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий сегодняшнего времени, а воспринимались в контексте применения правовых знаний в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что в правовой и политической сфере объективно существует многовариантность в решении непростых проблем, однако такая многовариантность предполагает признание некоторых общезначимых принципов, таких, как Справедливость, Гуманность, Верность.
Помимо мировоззренческого компонента содержания данного учебного предмета большое внимание уделяется в программе усвоению правовых и политических знаний, логических, методических, оценочных умений учащихся, что достигается посредством изучения юридических документов.
Особенностью программы курса является то, что в ней большое место отводится усвоению не только и не столько политических знаний, а в первую очередь правовых знаний и умений. Это объясняется самим названием элективного курса «Выбирающему профессию юриста», что в переводе с древнеримского «ius» – означает право и «iustitia» – справедливость.
Программа курса построена методом объединения вариативных курсов «Политика и право», «Граждановедение», разработанных для обучения в 9–11 классах основной общей школы. Она включает базовую программу курса, адаптирована к потребностям личностно-ориентированного образования с учетом профессиональной направленности учащихся.
Изучение курса строится в следующей логике:
1) изучение объективно существующих правовых инструментов, получение основ правовых знаний;
2) рассмотрение отдельных отраслей Российского права с тем, чтобы осознать и постичь те возможности, которые должны быть обязательно предоставлены человеку в любом обществе. И здесь предметом изучения становится природа тех «болезней», которыми, случается, страдает правовой организм.
Иными словами, материал организуется в соответствии с логикой продвижения от объективной политико-правовой реальности к идеалу свободы, а затем – к трудностям и препятствиям на пути реализации этого идеала.
Содержание предмета «Выбирающему профессию юриста» предполагает: раскрытие теоретически важных понятий общей науки теории права, являющейся базовой общетеоретической дисциплиной в системе юридических наук, основой их познания. Ее изучение ставит достижение следующих задач:
- усвоение комплекса общетеоретических знаний о правовых явлениях;
- получение представления об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права;
- определение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности;
- уяснение основных принципов права, не только буквы, но и духа законов;
- формирование умения правильно их толковать и применять, отдавая приоритет в изучении правовым идеям.
Ставя перед собой двуединую функцию освоения данного предмета: формирования знаний и умений (см. выше), ведущими методами изучения являются:
- речевая деятельность;
- практические умения для правотворческой и иного вида деятельности.
Приемы организации деятельности:
Интерактивные –
- лекция
- продвинутая лекция
- научно-практическая конференция
- диспут
- дискуссия
- мини-сочинение
Активные –
- семинар
- практическая работа
- ролевая игра
- деловая игра
- экскурсия
- ситуация
- гражданский форум
- ты - репортер
- дебаты
Учебно-тематический план( структура курса).
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Право в системе нормативного регулирования общественных отношений | 3 |
2 | Формы (источники) права | 3 |
3 | Правотворчество | 1 |
4 | Систематизация нормативно-правовых актов | 1 |
5 | Нормы права | 3 |
6 | Система права | 2 |
7 | Правовые отношения | 3 |
8 | Реализация права | 4 |
9 | Толкование норм права | 2 |
10 | Правосознание и правовая культура | 2 |
11 | Правовое поведение. Правонарушение и юридическая ответственность | 4 |
12 | Законность и правопорядок | 4 |
13 | Механизм правового воздействия | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС
ТЕОРИЯ ПРАВА (34 ч)
Тема 1. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений (3ч)
Понятие системы нормативного регулирования. Отличие права от иных социальных норм.
Соотношение права и морали. Взаимосвязь права и государства.
Корпоративные нормы, их особенности и значение. Соотношение норм права и обычаев
Тема 2. Формы (источники) права (3ч)
Источники (формы) права: понятие и виды (правовой обычай, судебный прецедент, правовой договор, нормативно-правовой акт).
Нормативно-правовой акт как источник современного права. Виды нормативных актов (акты органов государственной власти и органов государственного управления).
Понятие закона, его признаки (акт высшего представительного органа государственной власти, верховенство закона, особая процедура принятия). Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
Тема 3. Правотворчество (1ч)
Правотворчество: принципы и виды. Этапы и стадии правотворческого процесса.
Тема 4. Систематизация нормативно-правовых актов(1ч)
Систематизация: понятие и виды.
Тема 5. Нормы права(3ч)
Понятие правовой нормы и ее структура: гипотеза, диспозиция, санкция.
Способы изложения и классификации норм права.
Практическая работа: Структура правовой нормы. Норма права.
Тема 6. Система права(2ч)
Объединение правовых норм в правовые институты и отрасли.
Основные отрасли Российского права: государственное (конституционное), административное, гражданское, уголовное, трудовое и т. д. Система права и система законодательства.
Тема 7. Правовые отношения (3ч)
Понятие о правоотношении и его структура: объекты, субъекты (участники). Субъективные права и обязанности.
Юридические факты (события и действия) как основание возникновения правоотношений.
Правоспособность и дееспособность физических лиц (граждан) и юридических лиц (организаций).
Тема 8. Реализация права(4ч)
Непосредственные формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование). Применение права как особая форма реализации права.
Стадии применения права. Акты применения права, их виды (приговор суда, приказ руководителя предприятия и т. д.).
Практическая работа. Реализация права.
Экскурсия в районный отдел по защите прав потребителя, «Реализация прав потребителя».
Тема 9. Толкование норм права(2ч)
Проблемы в праве и способы их восполнения.
Толкование норм права: понятие и виды.
Тема 10. Правосознание и правовая культура (2ч)
Понятие правового сознания и его роль в жизни общества.
Правовая культура и правое воспитание граждан. Правовое образование – важное средство повышения правовой культуры.
Тема 11. Правовое поведение. Правонарушение и юридическая ответственность(4ч)
Правомерное поведение: понятие, структура, виды. Правонарушение, его отличие от морального проступка.
Юридическая и моральная ответственность: понятие, отличия. Условия применения юридической ответственности и ее виды. Презумпция невиновности: понятие и значение.
Экскурсия в отделение РОВД Лескенского муниципального района с.п.Анзорей. «Работа правоохранительных органов по предупреждению правонарушений».
Видеофильм «Причины правонарушений». Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних «Причины правонарушений у подростков».
Тема 12. Законность и правопорядок(4ч)
Законность: понятие, основные идеи. Понятие общественного порядка, правопорядка, их значение, взаимосвязь.
Правоохранительные органы и их функции в обеспечении законности и правопорядка. Роль общественности и граждан в борьбе с преступлением и другими правонарушениями.
Экскурсия в районный суд села «Работа судов по обеспечению правопорядка и законности».
Практическая работа. Законность и правопорядок.
Тема 13. Механизм правового воздействия(2ч)
Правовое воздействие и правовое регулирование: понятие и соотношение.
Экскурсия в районную прокуратуру «Работа правоохранительных органов в механизме правового воздействия».
Учебно-тематический план( структура курса).
11 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Избирательное право и избирательный процесс | 3 |
2 | Гражданское право | 7 |
3 | Налоговое право | 4 |
4 | Семейное право | 4 |
5 | Трудовое право | 5 |
6 | Административное право | 3 |
7 | Уголовное право | 6 |
8 | Правовая культура | 3 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35ч)
11 класс
ТЕМА 1. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. (3ч)
Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ и КБР. Избирательная система. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушения законодательства о выборах.
ТЕМА 2. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (7ч)
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения' права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
ТЕМА 3. НАЛОГОВОЕ ПРАВО (4ч)
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. По" доходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
ТЕМА 4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (4ч)
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
ТЕМА 5. ТРУДОВОЕ ПРАВО (5ч)
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Единая тарифная сетка (ЕТС). Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТО). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
ТЕМА 6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО (3ч)
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
ТЕМА 7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО (6ч)
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
ТЕМА 8. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (3ч)
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры.
Пути совершенствования правовой культуры.
Тематическое- календарное планирование
11 класс
№ урока | Разделы и темы | Кол-во часов | Форма контроля | Дата |
Глава 1. Избирательное право и избирательный процесс | 3 | |||
1. | Избирательное право | 1 | Практ. работа | |
2. | Избирательный процесс | 1 | Творч. задания | |
3. | Зачет. Избирательное право и избирательный процесс | 1 | Семинар | |
Глава 2. Гражданское право | 7 | |||
4. | Понятие и источники гражданского права | 1 | Лекция. | |
5. | Обязательственное право. Гражданское процессуальное право. | 1 | Практ. работа | |
6. | Наследование. Страхование. Право собственности | 1 | Семинар | |
7. | Гражданские правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. | 1 | Семинар | |
8. | Юридические лица. Виды предприятий. Предпринимательство | 1 | Лекция | |
9. | Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда | 1 | Творч. задания | |
10. | Зачет. Гражданское право | 1 | Семинар | |
Глава 3. Налоговое право | 4 | |||
11. | Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Виды налогов. | 1 | Лекция | |
12. | Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц | 1 | Семинар | |
13. | Ответственность за уклонение от уплаты налогов | 1 | Лекция | |
14. | Зачет. Налоговое право. | 1 | Семинар | |
Глава 4. Семейное право | 4 | |||
15. | Понятие и источники семейного права | 1 | Практ. работа | |
16. | Брак, условия его заключения | 1 | Лекция | |
17. | Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление и опека (попечительства) | 1 | Творч. задания | |
18. | Зачет. Семейное право | 1 | Семинар | |
Глава 5. Трудовое право | 5 | |||
19. | Понятие и источники трудового права | 1 | Практ. работа | |
20. | Трудовой договор. Коллективный договор | 1 | Творч. задания | |
21. | Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Охрана труда | 1 | Лекция | |
22. | Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву | 1 | Лекция | |
23. | Зачет. Трудовое право | 1 | Семинар | |
Глава 6. Административное право | 3 | |||
24. | Административное право. Административные правонарушения | 1 | Лекция | |
25. | Административная ответственность | 1 | Лекция | |
26. | Зачёт. Административное право | 1 | Семинар | |
Глава 7. Уголовное право | 6 | |||
27. | Понятие и источники уголовного права | 1 | Лекция | |
28. | Преступление | 1 | Творч. задания | |
29. | Уголовная ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание. | 1 | Практ. работа | |
30. | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | Практ. работа | |
31. | Особенности уголовного судопроизводства | 1 | Лекция | |
32. | Зачет. Уголовное право | 1 | Семинар | |
Глава 8. Правовая культура | 3 | |||
33. | Содержание правовой культуры | 1 | Лекция | |
34. | Совершенствование правовой культуры | 1 | Лекция | |
35. | Зачёт по курсу. | 1 | Семинар |
Тематическое- календарное планирование
10 класс
№ урока | Разделы и темы | Кол-во часов | Форма контроля | Дата |
Глава 1. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений | 3 | |||
1. | Понятие системы нормативного регулирования. Отличие права от иных социальных норм. | 1 | Практ. работа | |
2. | Соотношение права и морали. Взаимосвязь права и государства. | 1 | Творч. задания | |
3. | Корпоративные нормы, их особенности и значение. Соотношение норм права и обычаев | 1 | Лекция | |
Глава 2. Формы (источники) права | 3 | |||
4. | Источники (формы) права: понятие и виды (правовой обычай, судебный прецедент, правовой договор, нормативно-правовой акт). | 1 | Лекция. | |
5. | Нормативно-правовой акт как источник современного права. Виды нормативных актов (акты органов государственной власти и органов государственного управления). | 1 | Практ. работа | |
6. | Понятие закона, его признаки (акт высшего представительного органа государственной власти, верховенство закона, особая процедура принятия). Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. | 1 | Практ. работа | |
Тема 3. Правотворчество | 1 | |||
7. | Правотворчество: принципы и виды. Этапы и стадии правотворческого процесса. | 1 | Лекция | |
Тема 4. Систематизация нормативно-правовых актов | 1 | |||
8. | Систематизация: понятие и виды. | 1 | Лекция | |
Тема 5. Нормы права | 3 | |||
9. | Понятие правовой нормы и ее структура: гипотеза, диспозиция, санкция. | 1 | Лекция | |
10. | Способы изложения и классификации норм права. | 1 | Лекция | |
11. | Практическая работа: Структура правовой нормы. Норма права. | 1 | Практ. работа | |
Тема 6. Система права | 2 | |||
12. | Объединение правовых норм в правовые институты и отрасли. | 1 | Семинар | |
13. | Основные отрасли Российского права: государственное (конституционное), административное, гражданское, уголовное, трудовое и т. д. Система права и система законодательства. | 1 | Практ. работа | |
Тема 7. Правовые отношения | 3 | |||
14. | Понятие о правоотношении и его структура: объекты, субъекты (участники). | 1 | Лекция | |
15. | Субъективные права и обязанности. Юридические факты (события и действия) как основание возникновения правоотношений. | 1 | Лекция | |
16. | Правоспособность и дееспособность физических лиц (граждан) и юридических лиц (организаций). | 1 | Практ. работа | |
Тема 8. Реализация права | 4 | |||
17. | Непосредственные формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование). Применение права как особая форма реализации права. | 1 | Лекция | |
18. | Стадии применения права. Акты применения права, их виды (приговор суда, приказ руководителя предприятия и т. д.). | 1 | Практ. работа | |
19. | Практическая работа. Реализация права. | 1 | Практ. работа | |
20. | Экскурсия в районный отдел по защите прав потребителя, «Реализация прав потребителя». | 1 | Творч. задания | |
Тема 9. Толкование норм права | 2 | |||
21. | Проблемы в праве и способы их восполнения. | 1 | Лекция | |
22. | Толкование норм права: понятие и виды. | 1 | Лекция | |
Тема 10. Правосознание и правовая культура | 2 | |||
23. | Понятие правового сознания и его роль в жизни общества. | 1 | Беседа | |
24. | Правовая культура и правое воспитание граждан. Правовое образование – важное средство повышения правовой культуры. | 1 | Лекция | |
Тема 11. Правовое поведение. Правонарушение и юридическая ответственность | 4 | |||
25. | Правомерное поведение: понятие, структура, виды. Правонарушение, его отличие от морального проступка. | 1 | Лекция | |
26. | Юридическая и моральная ответственность: понятие, отличия. Условия применения юридической ответственности и ее виды. Презумпция невиновности: понятие и значение. | 1 | Семинар | |
27. | Экскурсия в отделение РОВД Лескенского муниципального района с. п.Анзорей. «Работа правоохранительных органов по предупреждению правонарушений». | 1 | Практ. работа | |
28. | Видеофильм «Причины правонарушений». Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних «Причины правонарушений у подростков». | 1 | Творч. задания | |
Тема 12. Законность и правопорядок | 4 | |||
29. | Законность: понятие, основные идеи. Понятие общественного порядка, правопорядка, их значение, взаимосвязь. | 1 | Лекция | |
30. | Правоохранительные органы и их функции в обеспечении законности и правопорядка. Роль общественности и граждан в борьбе с преступлением и другими правонарушениями. | 1 | Практ. работа | |
31. | Экскурсия в районный суд села «Работа судов по обеспечению правопорядка и законности». | 1 | Практ. работа | |
32. | Практическая работа. Законность и правопорядок. | 1 | Практ. работа | |
Тема 13. Механизм правового воздействия | 2 | |||
33. | Правовое воздействие и правовое регулирование: понятие и соотношение. | 1 | Лекция | |
34. | Экскурсия в районную прокуратуру «Работа правоохранительных органов в механизме правового воздействия». | 1 | Практ. работа |
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать термины: Право. Мораль. Правовая норма. Императивные, диапозитивные нормы права. Разрешающая, обязывающая, запрещающая нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Правоотношение: объекты и субъекты. Юридический факт. Правоспособность и дееспособность. Закон. Конституция. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Административное право. Конституционное право. Отрасли права. Правосознание. Правопорядок. Правонарушение. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности. Гражданство. Сделка. Исковая давность. Обязательство. Право собственности. Семья. Брак. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство. Преступление.
Называть: Виды юридических норм по предмету правового регулирования, по форме выражения правового предписания. Основные права человека. Политические свободы. Отрасли права. Особенности гражданского права. Задачи трудового права. Особенности семейного права. Особенности конституционного права. Основные принципы правового государства. Источники права. Основные и текущие законы. Формы реализации права. Полномочия законодательной власти. Задачи исполнительной власти. Виды правонарушения. Виды юридической ответственности. Специфические признаки преступления.
Описывать: Естественные, неотчуждаемые права человека. Конституцию как основной закон государства. Гражданский кодекс РФ. Семейный. Уголовный. Кодексы РФ, КЗОТ. Закон «О защите прав потребителя» – как основные источники российского текущего законодательства. Структуру и задачи правоохранительных органов и их функции в обеспечении законности и правопорядка.
Сравнивать: Моральные и правовые нормы. Функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Назначение адвокатуры и прокуратуры. Задачи органов внутренних дел и органов безопасности.
Объяснять с помощью примеров: Императивные, диспозитивные нормы права; разрешающие, обязывающие, запрещающие. Объекты и субъекты правоотношений. Основные принципы правового государства. Содержание прав человека. Проявление различных уровней правосознания. Правомерное и неправомерное поведение. Виды правонарушений и виды юридической ответственности. Отрасли права и предметы их регулирования. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Осуществление законодательной власти через парламент. Содержание прав человека. Задачи органов судебной власти.
Оценивать, исходя из внешних критериев: Значение знания правовых норм для жизнедеятельности человека. Значение прав человека и условия их реализации. Значение принципа презумпции невиновности и презумпции виновности.
На базе представленных выше знаний программа призвана дать возможность учащимся:
- овладеть юридическими терминами и понятиями;
- усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан;
- понимать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
- уметь применять правовые знания. Проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
- осуществлять свои права на практике; руководствоваться в различных сферах жизни существующими юридическими нормами;
- уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
- иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности;
- осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
- иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности. Знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств.
Оценка выполнения требования стандарта
Общие подходы к оценке правовой подготовки учащихся.
Достоверность и объективность проверки результатов обучения могут быть достигнуты стандартизацией измерителей, позволяющих сравнить успешность обучения по разным программам и методикам.
Назначение измерителей состоит в выявлении правоведческих знаний и умений, обеспечивающих непрерывность и преемственность правовой подготовки школьников.
Работы предусматривают проверку усвоения тех терминов, понятий, умений, которые заложены в этом стандарте.
Выполнение каждого задания оценивается по альтернативной шкале: «верно – неверно», «назвал – не назвал», «решил – не решил». Все задания можно считать одинаковыми по сложности и значимости, что дает основание выводить общую оценку за работу как сумму верного выполнения отдельных заданий. При этом выполнение 75 % заданий можно оценить отметкой типа «зачтено». Однако эта отметка не должна отождествляться с оценками «4» и «5».
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учащихся и учителя:
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конвенция о статусе беженцев.
4. Конституция РФ.
5. Никитин, А. Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы. – М., 1993.
6. Материалы периодических изданий и других видов СМИ.
7. Никитин А.Ф.- Правоведение.
8.Смолонский М.Б.- Правоведение.
9.Боголюбов Л.Н.- Право.
10. Электронное пособие.- Право в нашей жизни.
11. Социология. Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование элективного курса "Выбирающему профессию юриста"
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1234Центрального административного округа города Москвы...
Элективный курс "Выбирающему профессию учителя истории"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, которые уже определились с выбором профессии. Цель. этого курса:содействие самоопределению личности и создание условий для ее реализации...
Программа элективного курса "Выбираю профессию юриста"
Программа элективного курса по праву и календарно-тематическое планирование 10 - 11 класс...
Программа элективного курса «Журналист– профессия, увлечение, хобби?!»
Программа элективного курса «Журналист– профессия, увлечение, хобби?!»...
Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)
В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...
Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс
Аннотация элективного курса «Мир профессий» 9 классНазвание курса«Мир профессий» 9 классКласс 9 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей программыБицура Виктория Викторовн...
Рабочая программа элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 класс
Аннотация элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 классНазвание курсаЭлективный курс «Моя профессия и карьера»Класс 10 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей про...