Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд) для обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида по индивидуальному учебному плану для 5 класса.
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд)для обучающихся по специальной (коррекционной)  программе VII видапо индивидуальному учебному плану для 5 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabocha_pr.7_vid.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат основного общего образования г.Татарска

Рабочая программа по

 Технологии (обслуживающий труд)

для обучающихся по специальной (коррекционной)  программе VII вида

по индивидуальному учебному плану для 5 класса.

Составлена на основе общегосударственной программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д. Симоненко.

Составители: Муссорина И.Ф.

                         

                         

Одобрена методическим советом

Протокол №     от        2013г

Принята на заседании педагогического совета

№ 46 от 29.08.2013г

Утверждена приказом директора  

№         от               2013г

Директор школы-интерната __________________/Козлов А.Н./

г.Татарск

2013год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд». (сайт МОРФ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/)

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, количество учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа, содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы школы-интерната, местных социально-экономических условий и национальных традиций.  

Структура документа

Программа включает в себя  разделы:

  • Титульный лист;
  • пояснительную записку;
  • тематический план учебного курса;
  • основное содержание с распределением учебных часов по  разделам учебного курса;
  • последовательность изучения тем и разделов;
  • тематический план учебного курса;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • список литературы для учителя и обучающихся;
  • примерная программа на основе которой составлена рабочая программа;
  • стандарты по предмету;

 Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

     Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых качеств  личности.

      Обучение учащихся технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся обязательный минимум содержания программы изучается в рамках направления «Технология. Обслуживающий труд».

      Базовым для программы по направлениям «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Основы конструирования и моделирования»

     Рабочая программа предполагает решение следующих дополнительных задач:

 - совершенствование практических умений и навыков учащихся, в экономном  ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем;

-  ознакомление с различными видами декоративно – прикладного искусства, народного творчества и ремесел;

-  развитие художественной инициативы;

- воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно – гигиенических правил;

- воспитание и уважения к народным обычаям и традициям.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде).

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы.

При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

В процессе обучения используется различный дидактический материал:  презентации по темам, плакаты, схемы, видеоматериалы, образцы поузловой обработки изделий, готовые лекала.

В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется  развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности.

      Место предмета в базисном учебном плане

          Учебный план для школы-интерната отводит на этапе обучения по специальной (коррекционной) программе VII вида по индивидуальному учебному плану для 5 класса 

17 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в V классе  17 часов, из расчета 0,5 учебных часа в две недели.

        

Тематический план 5  класса VII вида по индивидуальному учебному плану.

Разделы и темы

Количество часов

всего

Теор.

Практ.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

0,5

0,5

КУЛИНАРИЯ

4

2

2

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

12,5

 Элементы материаловедения

1

1

Элементы машиноведения

1

1

Рукоделие.

0,5

0,5

Лоскутная пластика

2

0,5

1,5

Вышивка.

3

1

2

Ручные работы.

1

1

Уход за одеждой

1

1

Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука).

3

1

2

Итого:

17

8,5

8,5

Содержание учебного материала

Вводное занятие 0,5 час.

План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в швейной мастерской и при кулинарных работах.

 Кулинария 5 часов.

Общие сведения о питании и приготовлении пищи. Физиология питания. Витамины и их значение. Кухонная посуда и уход за ней. Сервировка стола. Бутерброды, технология их приготовления. Культура поведения за столом.

Элементы материаловедения. 1 часов

Натуральные растительные волокна. Ткани. Свойства тканей. Нити основы и утка. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

 Элементы машиноведения. 1 часа.

Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине. Виды швейных машин и их характеристики, организация рабочего места, заправка нитей.

 Рукоделие. 0,5 часа.

Декоративно – прикладное искусство.

Лоскутная пластика 2 часа.

Материалы и инструменты, шаблоны. Правила ТБ при использовании ручных инструментов. Салфетка из лоскутов. Виды и назначение салфеток. Изготовление салфетки.

Вышивка. 3 часов.

Инструменты и приспособления. Виды вышивок. Их применение. Способы перевода рисунка. Технология выполнения простых швов. Вышивание салфетки . Обработка краев салфетки. Игрушки из ниток.

Практическая работа. Вышивание салфетки.

Ручные работы. 1 часов.

 Организация рабочего места. Прямые стежки и строчки. Краевые швы. Техника выполнения краевых швов.

Выполнение сметочной строчки на образце

Уход за одеждой. 1 часа.

Способы ремонта одежды. Ремонт распоровшихся швов. Выполнение накладной заплаты.

Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука). 3 часа.

 Фартук на поясе: виды ткани. Конструирование и моделирование одежды. Фигура человека и ее измерение. Построение чертежа фартука. Раскрой фартука на поясе. Пошив фартука.

Должны знать:

- общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

- общие сведения о пищевой ценности овощей;

- правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;

- технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;

- виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила сервировки стола к завтраку;

- правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

- виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;

- виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;

- возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;

- правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;

- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий;

- правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения;

способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою.

Должны уметь:

- осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;

- работать с кухонным оборудованием, инструментами, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

-  поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;

- включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать её скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки, регулировать длину стежка;

- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;

- подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы;

- снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою.

.

     

Список литературы:

В.Д.Симоненко «Технология» 5 – 9 классы М.Просвещение 2005 г.

И.Н.Федорова, Л.Ф.Голик «Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах» М.Просвещение 1981 г.

Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина «Швейное дело» 5-9 классы М. Просвещение 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»

Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида  (11-12 лет)...

Рабочая программа по технологии 6-кл. обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федера...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 8 кл. (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

Используемый УМКПрограмма по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. у...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа Технология (обслуживающий труд) 5-6 класс ФГОС

Рабочая программа по технологии составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:1.     Федеральный закон 29.12.2015 года №273-ФЗ 9 (ред. 13.0702015) «Об образовании...

Рабочая программа "Технология. Обслуживающий труд." 6 класс. ФГОС

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках ...

Формирование навыков монологической речи обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида с целью повышения качества образования.

Одной из причин, препятствующих полноценному обучению детей с ОВЗ,является недостаточная сформированность  их связной устной речи. Наиболее важным условием успешности усвоения в обучении все...