Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 8 кл. (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Используемый УМК
- Программа по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009.
- С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. – 9-е издание, стереотип. – М.: Мнемозина, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_lvov_skk.doc | 405 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Пречистенская средняя общеобразовательная школа
Утверждена приказом директора школы
№110 от 03.09. 2014 г.
Рабочая программа учебного курса
Русский язык
8 Б класс
(для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
Учитель: Булыгина Н.В.
п.Пречистое
2014 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Программа по русскому языку для специальных (коррекционных) классов VII вида, разработанной на основе «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев», рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов образования Министерства образования Российской Федерации. «Дрофа». Москва. 2001. (По программам М.Т. Баранова, Т.А. Дадыженской, Н.М. Шанского и В.В. Бабайцевой, А.П. Еремееевой, А.Ю. Купаловой, Г.К. Лидман-Орловой, С.Н.Молодцовой, Е.Н. Никитиной, Т.М. Пахновой, С.Н. Пименовой, Ю.С. Пичугова, Л.Ф. Талалаевой, Л.Д. Чесноковой).
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
- Приказ ОУ от № …………………..
Программа составлена с учётом авторской программы по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, М: Дрофа, 2010.
Программа рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
Увеличено время на изучение более трудных, но важных для формирования орфографической и пунктуационной грамотности тем, увеличено количество часов на развитие речи (отработка навыков при создании подробного и сжатого текста).
Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Используемый УМК
- Программа по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009.
- С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. – 9-е издание, стереотип. – М.: Мнемозина, 2013.
Образовательная область: филология.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Особенности детей с ЗПР ярились основанием и для увеличения количества уроков развития речи.
Цели обучения.
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средства общения и получения знаний.
- Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию
- Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
- Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- Применение полученных знаний и умений в речевой практике
- Развитие и совершенствование письменной и устной речи учащихся, повышение их грамотности.
Задачи обучения.
- Дать учащимся представление о русском языке как основном средстве общения в национальном коллективе, как государственном языке РФ, как средстве межнационального общения народов России и СНГ.
- Повторить изученное в 5 – 7 классах.
- Расширить знания учащихся о функциональных разновидностях русского языка (разговорная речь, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили речи).
- Расширить знания учащихся о синтаксисе словосочетания, простого предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки.
- Закрепить навыки фонетического орфоэпического, лексического, морфемно-словообразовательного, морфологического разборов.
- Совершенствовать умение в сжатой и подробной форме излагать тексты разных стилей и жанров.
- Совершенствовать умение создавать собственные монологические высказывания в разных стилях и жанрах речи.
- Развивать речь учащихся, обогащать их активный и пассивный словарный запас.
- Способствовать формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного владения устной и письменной речью.
- Формировать умения применять знания на практике.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, системно-деятельностный подходы к обучению.
Данная рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой
Названия тем курса | Кол-во часов по программе С.И. Львовой | Кол-во часов в рабочей программе | Из них | |
Контрольные работы | Развитие речи | |||
Русский язык – национальный язык русского народа | 2 | 2 | ||
Повторение изученного в 5-7 классах | 7 | 11 | 1 | 3 |
Функциональные разновидности русского языка | 14 | 19 | 1 | 7 |
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики | 2 | 2 | ||
Словосочетание как единица синтаксиса | 3 | 8 | 2 | |
Предложение как единица синтаксиса | 12 | 21 | 1 | 2 |
Односоставные предложения | 15 | 16 | 1 | 3 |
Простое осложненное предложение | 37 | 54 | 3 | 5 |
Повторение изученного | 10 | 9 | 1 | |
Резерв | 0 | 4 | ||
ИТОГО | 102 | 136 | 8 | 22 |
Перечень и названия тем курса. Необходимое количество часов для изучения тем.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в четверти | Наименование раздела Подраздел Тема урока | Дата проведения | Знания |
Умения | ||||
I ЧЕТВЕРТЬ | |||||||||
Русский язык – национальный язык русского народа. (1 ч) | |||||||||
1 | 1 | Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Роль русского языка в международном общении. | Знать основное назначение русского языка Знать избранные статьи Федерального закона «О Государственном языке Российской Федерации» | Уметь определять роль русского языка в международных отношениях Уметь бережно и сознательно относится к русскому языку как национальной ценности. | |||||
Повторение изученного в 5-7 классах (11 ч.: 3рр+1кр) | |||||||||
2 | 1 | Слово как основная единица языка. Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грамматических признаков и особенностей употребления в речи. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности | Знать основные разделы лингвистики. Знать, лингвистические словари и их разновидности | Уметь определять основные языковые единицы Уметь работать с толковым, идеографическим учебным словарем, а также со словарями синонимов и фразеологизмов. | |||||
3 | 2 | Русское правописание: орфография и пунктуация. Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слов.(Н и НН в словах разных частей речи.) | Знать основные разделы русской орфографии | Уметь определять морфемный состав слов и опираться на него в процессе орфографического разбора. | |||||
4 | 3 | Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание созвучных слов. | Знать основные правила правописания н и нн и не в словах разных частей речи | Уметь определять морфемный состав слов и опираться на него в процессе орфографического разбора. Уметь работать со школьным этимологическим словариком для аргументации правописания исконно русских и иноязычных слов. | |||||
5 | 4 | Урок развития речи. Подготовка к подробному изложению. Работа с текстом. Составление плана. | Знать способы переработки текста. | Уметь подробно излагать текст. Уметь воспроизводить текст, используя различные способы сжатия текста. Уметь составлять план, грамотно излагать текст, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать | |||||
6 | 5 | Урок развития речи. Подробное изложение | |||||||
7 | 6 | Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками. | |||||||
8 | 7 | Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи. | Знать основные правила правописания не и ни и не в словах разных частей речи. | Уметь определять морфемный состав слов и опираться на него в процессе орфографического разбора. Уметь работать со школьным этимологическим словариком для аргументации правописания исконно русских и иноязычных слов. | |||||
9 | 8 | Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания перед союзом И в простом и сложном предложении. | Знать основные функции знаков препинания в сложном предложении | Уметь правильно ставить (не ставить) знаки препинания в сложном предложении | |||||
10 | 9 | Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Подготовка к контрольной работе. | Знать основные функции знаков препинания | Уметь правильно ставить (не ставить) знаки препинания перед союзом и | |||||
11 | 10 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | Знать изученные орфограммы и пунктограммы | Отработка соответствующих умений | |||||
12 | 11 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||||
Функциональные разновидности русского языка (19 ч.: 7рр+1кр) | |||||||||
13 | 1 | Понятие о функциональных разновидностях русского языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая, словесно-художественное творчество. Задачи речи. Способы воздействия на читателя. | Знать определение стилистики, основные функции языка | Уметь составлять по данному образцу небольшие по объёму тексты разных стилей Уметь работать с учебным словарём жестов и мимики, уметь правильно пользоваться жестами и мимикой. | |||||
14 | 2 | Разговорная речь. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры разговорной речи. | |||||||
15 | 3 | Урок развития речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта». | Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства разговорной речи | Уметь анализировать речевые образцы разговорной речи с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи. Уметь создавать текст разговорного стиля | |||||
16 | 4 | Урок развития речи. Чтение и анализ домашних сочинений. Работа над ошибками. | |||||||
17 | 5 | Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры официально-делового стиля речи. | Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры | Уметь анализировать речевые образцы официально-делового стиля речи с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи. Уметь создавать текст официально-делового стиля | |||||
18 | 6 | Урок развития речи. Сжатое изложение. Работа с текстом. | Знать способы сжатия текста. | Уметь воспроизводить текст, используя различные способы сжатия текста. Уметь составлять план, грамотно излагать текст, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать | |||||
19 | 7 | Урок развития речи. Написание сжатого изложения. | |||||||
20 | 8 | Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками. | |||||||
21 | 9 | Научный стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры научного стиля речи. | Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры | Уметь анализировать речевые образцы научного стиля речи с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи. Уметь использовать разные виды чтения и разные способы передачи содержания научного текста. Уметь использовать рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации. Уметь создавать текст научного стиля | |||||
22 | 10 | Публицистический стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры публицистического стиля речи. Статья и заметка. | Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры | Уметь анализировать речевые образцы публицистического стиля речи с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи. Уметь создавать текст публицистического стиля | |||||
23 | 11 | Публицистический стиль речи. Репортаж. Репортаж-описание, репортаж-повествование. | Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры | Уметь создавать текст публицистического стиля | |||||
24 | 12 | Урок развития речи. Подготовка к классному сочинению (репортаж о посещении музея). Составление плана, опорных тезисов. | Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры | Уметь создавать текст публицистического стиля заданного жанра. | |||||
25 | 13 | Урок развития речи. Написание сочинения (репортаж о посещении музея). | |||||||
26 | 14 | Язык художественной литературы. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры языка художественной литературы. | Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры | Уметь анализировать отрывки из художественных произведений с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи | |||||
27 | 15 | Практикум по теме «Язык художественной литературы»: работа с текстом. | Знать сферу применения, основные особенности, языковые средства, основные жанры | Уметь анализировать отрывки из художественных произведений с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи | |||||
28 | 16 | Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка». | Знать методику работы над тестовыми заданиями | Уметь передавать содержание текста с сохранением его стилевых особенностей | |||||
29 | 17 | Орфографический и пунктуационный практикум: комплексное повторение изученного. Подготовка к контрольной работе. | Знать орфографические и пунктуационные правила. | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений. Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками | |||||
30 | 18 | Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка». | |||||||
31 | 19 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||||
Синтаксис и пунктуация | |||||||||
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (2 ч.) | |||||||||
32 | 1 | Контрольный словарный диктант. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение изученного). Интонационные средства синтаксиса, их грамматическая и смыслоразличительная роль. Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. | Знать определение, интонационные средства синтаксиса | Уметь определять виды синтаксической связи | |||||
33 | 2 | Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. | Знать изученные пунктограммы | Уметь применять изученные пунктуационные правила на практике | |||||
Словосочетание как единица синтаксиса (8 ч.: 2рр) | |||||||||
34 | 1 | Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида. | Знать основные признаки словосочетания. Знать основные виды словосочетаний. Знать основные типы подчинительной связи в словосочетании | Совершенствовать умение вычленять словосочетания из предложения | |||||
35 | 2 | Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | Умение определять вид связи в словосочетании. | ||||||
36 | 3 | Практикум: типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | |||||||
37 | 4 | Окончание и предлог как средство связи слов в словосочетании, построенных по типу согласования. | Знать виды словосочетаний, типы подчинительной связи в словосочетании. | Уметь правильно использовать синонимичные по значению словосочетания. Уметь использовать полученные знания по теме | |||||
38 | 5 | Окончание и предлог как средство связи слов в словосочетаниях, построенных по типу управления. Проверочная работа (тест) по теме «Словосочетание как единица синтаксиса» | |||||||
I I ЧЕТВЕРТЬ (21час) | |||||||||
39 | 1 | Урок развития речи. Сжатое изложение | Знать способы сжатия текста. | Уметь сжато излагать текст | |||||
40 | 2 | Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками. Кретериальное оценивание. | |||||||
41 | 3 | Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов. | Знать приёмы работы при выполнении контрольного задания | Уметь использовать полученные знания по теме. | |||||
Предложение как единица синтаксиса | |||||||||
Основные признаки предложения 1 час | |||||||||
42 | 1 | Основные признаки предложения. Предложение как единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Речевое высказывание и речевая ситуация. Цели речевого высказывания. Порядок слов в предложении. | Знать основные признаки предложения | Уметь определять границы предложений и способов передачи их в устной и письменной речи. | |||||
Основные виды предложений (5 ч.) | |||||||||
43 | 1 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация повествовательного предложения в русском языке. Интонация побудительного предложения в русском языке. Интонация вопросительного предложения в русском языке. | Знать основные виды предложений по цели высказывания. Знать способы выражения разных смысловых оттенков побуждения. | Уметь использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях. Уметь использовать языковые формы побуждения в побудительных предложениях. Уметь использовать речевые этикетные формулы смягчения приказа. | |||||
44 | 2 | Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационные особенности восклицательных предложений и использование в них частиц. Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности: утвердительные и отрицательные. | Знать основные виды предложений по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности. | Уметь передавать с помощью интонации различные чувства в восклицательных предложениях. Уметь использовать риторическое восклицание. Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения. Уметь использовать экспрессивные средства выражения значения утверждения. Уметь использовать в отрицательных предложениях этикетные формулы смягчения приказа. | |||||
45 | 3 | Виды предложений по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения. | Знать основные виды предложений по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения | Уметь различать распространённые и нераспространённые предложения, Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения | |||||
46 | 4 | Виды предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные предложения. Предложение как элемент текста. | Знать основные виды предложений по наличию необходимых членов предложения Знать способы связи предложений в тексте. | Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения | |||||
47 | 5 | Практикум по теме «Основные виды предложений». | Знать основные виды предложений | Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения | |||||
Структура предложения (15 ч.: 2рр + 1кр) | |||||||||
48 | 1 | Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Основные типы грамматических основ. | Знать основные типы грамматических основ | Уметь выделять грамматические основы в простом и сложном предложении | |||||
49 | 2 | Морфологические способы выражения подлежащего. | Знать способы выражения подлежащего | Уметь правильно согласовывать подлежащее со сказуемым | |||||
50 | 3 | Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное) | Знать способы выражения сказуемого | Знать способы выражения сказуемого | |||||
51 | 4 | Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное). | Знать способы выражения именной части составного именного сказу емого | Уметь различать составные глагольные и составные именные сказуемые | |||||
52 | 5 | Тире между подлежащим и сказуемым | Знать условия постановки и отсутствия тире между подлежащим и сказуемым | Уметь правильно употреблять тире между подлежащим и сказуемым | |||||
53 | 6 | Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении. | Знать способы связи подлежащего и сказуемого в предложении | Уметь правильно согласовывать сказуемого с подлежащим | |||||
54 | 7 | Второстепенные члены предложения, их виды определений и способы выражения: определение (согласованное, несогласованное, приложение). | Знать виды второстепенных членов предложения, способы их выражения | Уметь определять главные и второстепенные члены предложения. Уметь правильно употреблять дефис между определяемым словом и приложением. Уметь определять согласованные и несогласованные определения, приложения. | |||||
55 | 8 | Урок развития речи. Подготовка к классному сочинению. Описание памятника. Составление плана. | Знать основные признаки сочинения-описания. | Уметь использовать разные виды определений. Умение писать сочинение-описание | |||||
56 | 9 | Урок развития речи. Написание сочинения по опорным материалам. | |||||||
57 | 10 | Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения: дополнение (прямое и косвенное) | Знать о различии в семантике прямых и косвенных дополнений | Уметь находить в предложении дополнение, определять его вид | |||||
58 | 11 | Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения: обстоятельство (времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условия, уступки) | Знать виды обстоятельств | Уметь использовать обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах. Уметь правильно определять роль второстепенных членов | |||||
59 | 12 | Инфинитив в роли разных членов предложения. Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. | Знать синтаксические нормы построения простого предложения. | Уметь правильно употреблять в речи простые предложения | |||||
60 | 13 | Культура речи. Правильное построение простого предложения. Способы связи подлежащего и сказуемого в предложении. | Знать синтаксические нормы построения простого предложения. | Уметь правильно употреблять в речи главные и второстепенные члены предложения | |||||
61 | 14 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса» | Знать синтаксические нормы построения простого предложения. | Уметь правильно употреблять в речи главные и второстепенные члены предложения | |||||
62 | 15 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||||
III четверть | |||||||||
Односоставные предложения (16 ч.: 3рр+1кр) | |||||||||
63 | 1 | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Главный член односоставного предложения. Виды односоставных предложений: именные, глагольные. | Знать виды односоставных предложений | Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, виды односоставных предложений. | |||||
64 | 2 | Грамматические отличия односоставных полных предложений и неполных двусоставных предложений | Знать виды односоставных предложений | Уметь различать односоставные и неполные двусоставные предложения, | |||||
65 | 3 | Односоставные предложения. Типичные модели назывных предложений. Распространённые и нераспространённые назывные предложения. | Знать грамматические особенности назывных предложений | Уметь определять вид односоставных предложений. | |||||
66 | 4 | Практикум: комплексное повторение изученного материала по орфографии и пунктуации. | Знать орфографические и пунктуационные правила. | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений. Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками | |||||
67 | 5 | Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений Определенно-личное предложение | Знать грамматические особенности определенно- личных предложений. | Уметь определять вид односоставных предложений | |||||
68 | 6 | Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений. Неопределенно-личное предложение | Знать грамматические особенности неопределенно- личных предложений. | Уметь определять вид односоставных предложений | |||||
69 | 7 | Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений. Обобщенно-личное предложение | Знать грамматические особенности неопределенно- личных предложений, обобщенно-личных предложений | Уметь определять вид односоставных предложений | |||||
70 | 8 | Практикум по теме «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения и неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения» | Знать грамматические особенности определенно-личных предложений. Знать грамматические особенности неопределенно- личных предложений, обобщенно-личных предложений. | Уметь определять вид односоставных предложений, использовать в речи односоставные предложения. | |||||
71 | 9 | Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений. Безличное предложение | Знать грамматические особенности безличных предложений | Уметь определять вид односоставных предложений | |||||
72 | 10 | Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений Безличное предложение. Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении. | Знать грамматические особенности безличных предложений | Уметь определять вид односоставных предложений. Уметь определять морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении. | |||||
73 | 11 | Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения». | Знать грамматические особенности односоставных предложений разных видов. | Уметь определять вид односоставных предложений. Уметь правильно и уместно использовать в собственных высказываниях возможностей синонимической замены односоставных предложений разных видов. | |||||
74 | 12 | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | Знать грамматические особенности односоставных предложений разных видов. | Уметь определять вид односоставных предложений. Уметь правильно и уместно использовать в собственных высказываниях возможностей синонимической замены односоставных предложений разных видов. | |||||
75 | 13 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Знать грамматические особенности односоставных предложений разных видов. | Уметь определять вид односоставных предложений. Уметь правильно и уместно использовать в собственных высказываниях возможностей синонимической замены односоставных предложений разных видов. | |||||
76 | 14 | Урок развития речи. Подготовка к подробному изложению. Работа с текстом | Знать способы переработки текста. | Уметь подробно излагать текст. Уметь анализировать работу | |||||
77 | 15 | Урок развития речи. Подробное изложение текста | |||||||
78 | 16 | Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками. | |||||||
Простое осложнённое предложение | |||||||||
Предложения с однородными членами предложения (9 ч.: 1кр) | |||||||||
79 | 1 | Простое осложненное предложение и его признаки. Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Парное соединение однородных членов предложения. | Знать признаки простого осложненного предложения Знать признаки и способы связи однородных членов предложения | Уметь делать синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Уметь правильно произносить и строить предложения с несколькими рядами однородных членов. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |||||
80 | 2 | Однородные и неоднородные определения. Интонационные особенности предложений с однородными определениями. | Знать признаки однородных и неоднородных определений | Уметь различать однородные и неоднородные определения. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | |||||
81 | 3 | Практикум по теме «Знаки препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями» | Знать признаки однородных и неоднородных определений | Уметь различать однородные и неоднородные определения. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | |||||
82 | 4 | Практикум: комплексное повторение изученного материала по орфографии и пунктуации. | Знать орфографические и пунктуационные правила. | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений. Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками | |||||
83 | 5 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения | Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. Уметь использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей. | |||||
84 | 6 | Практикум по теме «Знаки препинания в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения» | |||||||
85 | 7 | Культура речи. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. | Знать основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами. Знать особенности употребления предлогов при однородных членах предложения. | Уметь исправлять недочеты при редактировании текста | |||||
86 | 8 | Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами предложения» | Знать орфографические и пунктуационные правила. | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений. Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками | |||||
87 | 9 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||||
Предложения с обособленными членами предложения (20 ч.) | |||||||||
88 | 1 | Предложения с обособленными членами предложения. Виды обособленных членов предложения. | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения | |||||
89 | 2 | Обособленные определения и приложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями. | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями. | Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения и приложения в текстах разных стилей и типов речи. Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями. | |||||
90 | 3 | Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями | Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов речи. Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями | |||||
91 | 4 | Знаки препинания в предложении с несогласованными определениями и приложениями. | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями | Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов речи. Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями | |||||
92 | 5 | Урок развития речи. Сжатое изложение | Знать способы сжатия текста. | Уметь сжато излагать текст. Уметь делать анализ работы. | |||||
93 | 6 | Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками. Кретериальное оценивание. | |||||||
94 | 7 | Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление определений и приложений» | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями. | Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения и приложения в текстах разных стилей и типов речи. Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями. | |||||
95 | 8 | Повторение по теме «Обособление определений и приложений». Подготовка к контрольной работе. | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями. | Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения и приложения в текстах разных стилей и типов речи. Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями. | |||||
96 | 9 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление определений и приложений» | |||||||
97 | 10 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обособленные обстоятельства | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями | |||||
98 | 11 | Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения. Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. | |||||
99 | 12 | Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения. Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. | |||||
IV ЧЕТВЕРТЬ (24 часа) | |||||||||
100 | 13 | Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Уметь правильно использовать обособленные обстоятельства в текстах разных стилей и типов речи. Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. | |||||
101 | 14 | Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями. | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения. Уметь использовать обособленные дополнения в текстах разных стилей и типов речи. Уметь употреблять обособленные дополнения в собственной речи в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами. | |||||
102 | 15 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. Способы выражения значения сравнения и уподобления | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения. Уметь уместно использовать сравнительные обороты в текстах разных стилей и типов речи. | |||||
103 | 16 | Обособление сравнительных оборотов. Сравнительный оборот; его семантические и грамматические признаки | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения. Уметь уместно использовать сравнительные обороты в текстах разных стилей и типов речи. | |||||
104 | 17 | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом. | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения. Уметь уместно использовать сравнительные обороты в текстах разных стилей и типов речи. | |||||
105 | 18 | Уточняющие и присоединительные члены предложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения. Уметь уместно использовать уточняющие и присоединительные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. | |||||
106 | 19 | Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения. Уметь уместно использовать уточняющие и присоединительные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. | |||||
107 | 20 | Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. | Знать приёмы исправления недочётов при редактировании текста. | Уметь правильно, точно и уместно использовать предложения с обособленными членами. Уметь исправлять типичные ошибки при построении предложений с обособленными и уточняющими членами. | |||||
108 | 21 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольной работе. | Знать изученный материал | Применять полученные знания на практике | |||||
109 | 22 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями. | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения. Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами.. | |||||
110 | 23 | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями. | Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения. Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами.. | |||||
Предложения с вводными конструкциями, обращениями, междометиями (13 ч.: 3рр) | |||||||||
111 | 1 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вводные предложения; их структурные особенности. | Знать группы вводных слов и выражений по значению | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Уметь уместно и стилистически оправданно использовать в речи синонимические по значению вводные слова. Уметь использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста. | |||||
112 | 2 | Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению | |||||||
113 | 3 | Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами | Знать группы вводных слов и выражений по значению | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Уметь уместно и стилистически оправданно использовать в речи синонимические по значению вводные слова. Уметь использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых | |||||
114 | 4 | Урок развития речи. Подробное изложение с элементами сочинения. Подготовка. Работа с текстом. Составление плана. | Знать способы переработки текста. | Уметь подробно излагать текст. Уметь анализировать и выполнять работу над ошибками. | |||||
115 | 5 | Урок развития речи. Подробное изложение с элементами сочинения | |||||||
116 | 6 | Урок развития речи. Анализ изложений. Работа над ошибками. | |||||||
117 | 7 | Вставные конструкции. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вставными конструкциями | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со вставными конструкциями | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями. | |||||
118 | 8 | Обращение (нераспространенное) и способы его выражения | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями. Уметь стилистически оправданно использовать различные формы обращения в разных ситуациях общения. | |||||
119 | 9 | Обращение (распространенное) и способы его выражения | |||||||
120 | 10 | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Особенности звательной интонации. | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями. Уметь стилистически оправданно использовать различные формы обращения в разных ситуациях общения. | |||||
121 | 11 | Предложения с междометиями и словами да, нет. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометием. | Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями. | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с междометиями. Уметь делать синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями и словами да, нет. | |||||
122 | 12 | Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. | Знать основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. Знать приёмы исправления недочётов при редактировании текста. | Уметь правильно, точно и уместно использовать предложения с обособленными членами. Уметь исправлять типичные ошибки в построении предложений обособленными членами. | |||||
123 | 13 | Практикум по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями». | Знать основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. Знать приёмы исправления недочётов при редактировании текста. | Уметь правильно, точно и уместно использовать предложения с обособленными членами. Уметь исправлять типичные ошибки в построении предложений обособленными членами. | |||||
Повторение изученного (9ч: 1кр) + резерв 4 часа | |||||||||
124 | 1 | Комплексное повторение орфографии. Подготовка к итоговой контрольной работе. | Знать изученный в течение учебного года материал | Уметь применять полученные знания на практике. | |||||
125 | 2 | Комплексное повторение орфографии. Подготовка к итоговой контрольной работе. | |||||||
126 | 3 | Комплексное повторение пунктуации Подготовка к итоговой контрольной работе. | |||||||
127 | 4 | Комплексное повторение пунктуации Подготовка к итоговой контрольной работе. | |||||||
128 | 5 | Итоговая контрольная работа | |||||||
129 | 6 | Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||||
130 | 7 | Практикум. Комплексный анализ текста художественного стиля речи | |||||||
131 | 8 | Практикум. Комплексный анализ текста публицистического стиля речи. | |||||||
132 | 9 | Практикум. Комплексный анализ текста научного стиля речи. | |||||||
133-136 | 10 | Резервные уроки. |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Уметь самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;
- сознательно планировать свою деятельность в рамках учебного предмета «Русский язык»;
- понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурными традициями
Метапредметные результаты.
- Работать с различными видами информации (структурировать информацию, составлять тезисы, вопросы, писать сочинения, изложения и т.д.);
- быть способным к индивидуальной учебной работе, к сотрудничеству в парах или в группах;
- уметь выделять причинно – следственные связи в устных и письменных ответах, формулировать выводы;
- усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов;
- уметь давать связный монологический ответ на поставленные вопросы;
- обретать гуманитарный стиль мышления;
- Быть способным к гибкости, вариативности, диалогу.
Предметные результаты
Речевая деятельность.
Аудирование.
- Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения),
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- комментировать позицию автора аудиотекста;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение.
- Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами;
- выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты — по оглавлению и заголовкам статей;
- владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления);
- комментировать позицию автора прочитанного текста;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
- пользоваться справочным аппаратом книги;
- находить нужную книгу в библиотеке,
- использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.
Говорение.
- Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь,
- правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо.
- Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края);
- писать заметки, рекламные аннотации;
- уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.);
- составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).
Текстоведение.
- Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой);
- анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст;
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия.
- Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование.
- Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология.
- Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология.
- Распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов;
- пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография.
- Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация.
- Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов;
- использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения;
- опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций,
- использовать на письме специальные графические обозначения,
- строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
· основные единицы языка, их признаки;
· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Контроль и оценка планируемых результатов обучающихся
В качестве измерителей уровня усвоения программы используется следующие формы:
- взаимоконтроль
- индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- диктанты с грамматическими заданиями;
- практикумы;
- проверочные работы;
- разученный диктант;
- словарные диктанты;
- свободный диктант;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Среди традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), предлагаются следующие:
- работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным )
- редактирование текста
- текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений.)
Среди нетрадиционных видов работы – работа с портфолио учащегося по русскому языку, презентация исследовательских работ обучающихся на общешкольной конференции
Список используемой литературы
Литература для учителя
- И.П. Цыбулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение», 2014.
- Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 8 класс. Под редакцией И.П. Цыбулько. 2-е издание исправленное и дополненное. Москва «Национальное образование», 2014.
- И.П. Васильевых. Русский язык. 8 класс. Контрольные работы в новом формате. Москва «Интеллект-центр», 2014.
- Л.И. Пучкова. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 8 класс. Учебное пособие. Московский центр качества образования. Москва «Интеллект-центр», 2013.
- Г.Н. Потапова. Экспресс-диагностика. Русский язык. 8 класс. Издание 3-е стереотипное. Москва «Экзамен», 2014.
- С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Русский язык. 8 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА. Москва «Интеллект-центр», 2014.
- Т.И Павлова, Т.В. Белоусова. Компетентностные задания по русскому языку: Методический конструктор: учебно-методическое пособие. Ростов-на Дону- «Легион», 2012.
- Н.А. Плёнкин. Уроки развития речи: 5 – 9 кл.: Книга для учителя: Из опыта работы. – 2-е издание. Москва «Просвещение», 2014.1996.
Литература для учащихся
- Богданова Г.А. Русский язык. Тестовые задания. 8 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2008.
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет. – М.: Дрофа, 2006.
- Львова С.И. Практикум по русскому языку. 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Львова С.И. Русская орфография. Самоучитель: Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2005.
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. Книга для учащихся. – М.: Дрофа, 2007.
- Львова С.И. Русский язык. 8 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для уча-щихся. – М.: Дрофа, 2007.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. 8 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 8 класс / А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.
- Основы проектной деятельности. Деловое общение: учебное пособие для учащихся / под ред. А.С. Рыловой. – Киров: КИПК и ПРО, 2008.
- . Поникарова Л.А. Русский язык. Морфология в таблицах и заданиях. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007.
- Поникарова Л.А. Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.
- Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы / В.И. Капинос, Ю.Н. Гостева и др. – М.: Дрофа, 2007.
Школьные словари русского языка
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
- Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1997.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006.
- Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника: Пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Мнемозина, 2009.
- Скорлуповская К.Н., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М.: Просвещение, 2000.
Образовательные сайты
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
4. Мир слова русского http://www.rusword.org
5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru
9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
10. http://rusolimp.kopeisk.ru/
Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку
учителя: Булыгиной Н.В.
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения
Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...
Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида
Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г ) В реферате освещается актуальность проблемы исследования. Изложена теория вопроса.П...
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования. Программа...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Рабочая программа по математике для учащихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе
Рабочая программа составлена на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, ...