Игровые формы работы на уроках русского языка и чтения, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
учебно-методический материал

Ломтева Татьяна Викторовна

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Одним из эффективных средств обучения русскому языку является использование на уроках дидактических игр.

Задачи обучения русскому языку детей имеющих нарушение интеллекта:

  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выработать элементарные навыки грамотного письма.

Игра выполняет исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения по русскому языку для детей с нарушением интеллекта, ускорения развития ребёнка.

В размещенном матереале будут рассмотрены различные игры, которые могут быть применены на уроках русского языка и чтения обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактической игры в обучении русскому языку, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида 


Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому языку детей имеющих нарушение интеллекта:

  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выработать элементарные навыки грамотного письма.

Однако успешное решение этих задач существенно осложняются ввиду ряда психофизических причин, неполноценности психического развития данной категории детей. Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность,  ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов.

Одним из эффективных средств обучения русскому языку является использование на уроках дидактических игр.

Проблема применения игровых методов обучения на уроках русского языка является узловой темой, разработка которой должна способствовать эффективной подготовке учителя к работе с детьми с нарушением интеллекта. Игра выполняет исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения по русскому языку для детей с нарушением интеллекта, ускорения развития ребёнка.

Дидактическая игра на уроках русского языка может быть использована на различных этапах урока и уроках различного характера.

Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки. Дидактические игры позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования.  Как показывает практика, игровые задания дети выполняют с большим интересом при максимальной активности и позволяют сделать работу более эффективной по усвоению материала по русскому языку.

Дидактические игры могут применяться на уроках различного характера, но лучше их использовать на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей. А также дидактические игры возможно использовать в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.

В методике проведения дидактических игр выделяются следующие компоненты:

  • цель игры;
  • объем знаний, необходимых для проведения игры, умения и
    навыки, которые будут формироваться в процессе ее проведения;
  • количество играющих;
  • наличие подготовительной работы или ее отсутствие;
  • правила ведения игры;
  • возможные варианты игры;
  • оценивание проведенной игры (наличие интереса к игре, моменты ослабления внимания детей, фиксация реакций отдельных учеников и класса в целом).

Методические указания к проведению дидактических игр.

  1. Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
  2. Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
  3. Подбор учебного материала должен соответствовать программе.
  4. Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
  5. После игры обязательно должны быть подведены итоги.

Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий по русскому языку. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Дидактическое и методическое обеспечение ДИ, так называемый пакет дидактической игры, охватывает:

1. Текстовые материалы
2. Речевые материалы.
3. Лингвистические материалы.
4. Сценарий дидактической игры:
а) Описание сюжета;
б) Перечень правил проведения игры;
в) Регламент;
г) Указания на последовательность выполнения игровых действий;
д) Описания ролей участников.

В текстовые материалы должны входить:

а) информация о проблеме, которую необходимо решить;
б) образцы выполнения.

Лингвистический комментарий представляет собой:

а) лексико-грамматические сведения и правила,
б) упражнения и задания, устраняющие трудности при чтении и воспроизведении текстов.

Речевое обеспечение игры содержит:

а) перечень речевых действий, обслуживающих различные стадии игры,
б) правила соединения речевых действий в цепь связного монологического высказывания;
в) задания и упражнения, мотивирующие общение участников игры.

Создание пакета подобных материалов является особенностью подготовки дидактической игры для детей с нарушением интеллекта.

Основные условия проведения дидактической игры на уроках русского языка с детьми, имеющими нарушение интеллекта:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
  2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  4. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
  5. Средства и способы, повышение эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

Роль и значение дидактических игр, используемых на уроках русского языка трудно переоценить. Они становятся не только источником активизации учебной деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, но и открывают возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создают благоприятные условия для коррекции имеющихся у детей отклонений. Использование дидактических игр на уроках русского языка воздействует на совершенствование памяти, внимания, активизации мыслительных операций, на развитие таких психических процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности на уроках русского языка, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети с нарушением интеллекта преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра — это еще и школа социальных отношений. Именно в условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни. Здесь    ребенок может взять на себя роль “хорошего” ученика или роль “шалуна”. При этом он смотрит на себя со стороны — как на исполнителя роли и человека, который знает, как следует вести себя на самом деле.

Игры одновременно решают различные задачи:
игры на внимание,                                                                                                                                                            игры на развитие ручной моторики,                                                                                                                                                  игры на развитие мышления и речи,                                                                                                                                                     игры на развитие практических жизненных навыков,                                                                                                                  игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции.

Целенаправленные игры — это психолого-педагогическое средство коррекции и воспитания детей. В них много дидактизма, но дети принимают их и играют с педагогами, воспитателями на уроке, во внеурочное время. Для развития таких психических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и установление причинно-следственных связей у детей с нарушением интеллекта рекомендуется использовать загадки, ребусы и шарады. Совершенствование и активизация мыслительных операций будут достигнуты в ходе подготовительных упражнений, систематической тренировки в перенесении игровой ситуации в сознание   ребенка.

Сформированность игровой деятельности позволяет вести целенаправленную, планомерную систематическую работу по развитию кратковременной и долговременной памяти у учащихся. Для организации такой работы необходимы считалки, физминутки и различные правила в стихотворной форме. Такие приемы развития памяти позволяют организовать работу не только во внеурочное время, но и в ходе учебного процесса.

Использование перечисленных приемов позволяет повысить продуктивность работы, воздействуя на совершенствование механизмов смыслового запоминания, дает возможность точнее и в большем объеме воспроизводить материал. Особенно важно при работе над развитием памяти учитывать активный характер запоминания, который проявляется у   детей, если сама деятельность, выполняемая ими, предполагает понятный им и даже в какой-то мере творческий процесс.



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/18/palch.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/18/h_1454430659_2202601_86a46ff560.pnghttps://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/18/8.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/18/kartoteka-palchikovyx-igr.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/18/image-4-3.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/18/kartotieka-pal-chikovykh-ighr-3_9.jpeg



Предварительный просмотр:

Picture background

Picture background 

Picture background

 "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

  1. Мы сегодня рисовали,

 Наши пальчики устали.

 Наши пальчики встряхнем,

 Рисовать опять начнем.

 - Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

  1.  Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем пальчики считать,

 Все такие нужные,

 Крепкие и дружные.

 - Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

 Взять руку ребенка и пощекотать:

  1.  Здесь пень (запястье),

 Здесь колода (локоть),

 А здесь ключевая водица (подмышки).

  1. Первый  пальчик хочет спать,

 Второй  пальчик лег в кровать,

 Третий  пальчик чуть вздремнул,

 Четвёртый  пальчик уж уснул,

 Пятый  пальчик крепко спит,

 Никто больше не шумит.

 - Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

  1.  Ивану Большаку – дрова рубить.

 Ваське-Указке – воду носить.

 Мишке Среднему – печку топить.

 Гришке Сиротке – кашку варить.

 Крошке Тимошке – песенки петь,

 Песенки петь и плясать.

 - Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

  1. Бабушка очки надела

 И внучонка разглядела.

 - Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

  1.  Я в руке флажок держу

 И ребятам им машу.

 - Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

  1.  Этот пальчик – маленький,

 Мизинчик удаленький.

 Безымянный – кольцо носит,

 Ни за что его не бросит.

 Ну а этот – средний, длинный.

 Он как раз посередине.

 Этот указательный,

 Пальчик замечательный.

 Большой палец, хоть не длинный,

 Среди пальцев самый сильный.

 Пальчики не ссорятся

 Вместе дело спорится.

 - На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

  1.  Четыре братца высоки да тонки,

 Держатся вместе, а пятый в сторонке.

 Но чуть за работу приходится браться,

 Четверо кличут пятого братца.

 - Ладонь расположена вертикально, указательный, средний, безымянный и мизинец прижаты друг к другу, большой палец смотрит в сторону. На последней строчке четыре сложенных вместе пальцев начинают сгибаться (звать к себе).                

         

  1.  Зайка книгу нашел,

 И открыл, и прочел,

 А закрыл, все забыл.

 И снова открыл,

 И все повторил,

 А закрыл, опять забыл.

 - Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

11. - Мама, мама!

 - Что, что, что?

 - Гости едут.

 - Ну и что.

 - Здравствуй, здравствуй.

 Чмок, чмок, чмок.

 - Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

12. У печи, печи, печи

 Испечем мы пироги.

 - Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

13. Листья падают в саду,

 Я их граблями смету.

 - Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

14. Дом стоит с трубой и крышей.

 На балкон гулять я вышел.

 - На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дополните слово

Слайд 2

ОСА

Слайд 3

К оса Р оса ОСА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Данная программа  составлена  на  основе  программы  «Русский язык  и развитие письменной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  ...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Развитие и совершенствование познавательного процесса внесением акцента на развитие у детей с нарушением интеллекта речи, внимания, памяти, мышления....