Программа "Художественное вязание"
проект по технологии (6 класс) на тему
Программа для дополнительного образования по вязанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progamma_hudozhestvennaya_vyazanie.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
имени СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»
Программа
дополнительного образования
________________________________
«Художественное вязание»
6 - 8 класс
Автор:
Косачёва Татьяна Семёновна
учитель технологии
высшей классификационной категории
Победитель номинации
«Лучший педагог образовательного учреждения»
В рамках Приоритетного национального проекта «Образование»
Почетный работник общего образования Российской Федерации
г. Ханты – Мансийск
2016-2017
Пояснительная записка
Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества, это древний и в то же время современный вид рукоделия. Умение вязать всегда было актуальным. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы вязания и различные техники выполнения изделия, но и пробудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Программный материал составлен с учетом возрастающей сложности - включает в себя объем обязательных (основных) знаний, умений и навыков вязания и творческую свободу.
Программа «Художественное вязание» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Тип программы – образовательная.
Программа рассчитана на один год обучения:
1 год обучения «Вязание крючком» - 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей воспитанников посредством приобретения ими специальных знаний и умений по вязанию спицами и крючком.
Задачи:
Обучающие
обучить способам вязания крючком и спицами; научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.
Развивающие
развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие; способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности; развить чувство цвета, пропорции;
Воспитательные
воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; приучать к аккуратности в работе; сформировать умение работать в коллективе.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
В работе используются все виды деятельности развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдены следующие правила:
- деятельность соответствует возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями ее организовать и осуществлять, способствует улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогает закреплять ведущие официальные роли лидеров, чье влияние благотворно;
- учитываются основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учтены следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размерности);
- связи теории с практикой (практике отводится не менее 80% учебного времени); систематичности и последовательности;
- доступности и посильности;
- сознательности и активности; наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Формы организации учебной деятельности индивидуальная
- групповая (или в парах);
- фронтальная;
- экскурсия;
- конкурс;
- выставка.
Основной вид занятий – практический.
Методы обучения
- Объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично поисковый или эвристический;
- исследовательский.
Педагогические приемы
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка);
- сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в процессе образования;
- свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя специализации, степень сложности задания и т.п.
Положения образовательного процесса
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение детьми новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В процессе изготовления работ большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Большие работы выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает детям навыки совместной работы. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результат своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ
Методы проведения занятия
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в творческой деятельности. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Основные составляющие занятий
- Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся быть внимательными, добрыми и вежливыми в общении с педагогом и друг с другом.
- Организация рабочего места. Рабочее место ребенок организует для себя сам. На рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками.
- Повторение пройденного материала. Используется фронтальный опрос.
При необходимости применяются тесты и кроссворды.
Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:
- Инструктаж (вводный, текущий, заключительный);
- Практическая работа;
- Физкультминутка;
- Гимнастика для глаз;
- Подведение итогов (анализ и оценка работ, подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка);
- Приведение в порядок рабочего места.
Направления воспитательной работы
- Трудовое;
- Эстетическое;
- Нравственное;
Основной принцип – воспитание добротой и примером.
Обеспечение деятельности Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении, где у каждого ребенка есть свое место, необходимый материал и инструменты для работы.
Формы подведения итогов
- Проведение выставок работ учащихся, тематических конкурсов в детском доме;
- Участие в областных, районных и городских выставках декоративно – прикладного творчества.
Виды оценки результативности учебных занятий.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль. Цель: диагностика имеющихся знаний и умений воспитанников.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование.
Текущий контроль. Цель: оценка качества усвоения материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование. В практической деятельности результативность оценивается как количеством, так и качеством выполненных работ, участием в конкурсах и выставках разного рода.
Анализ самостоятельной работы воспитанников проводится по следующим критериям: правильность и оригинальность выбора материала для конкретной работы;
- соответствие способа выполнения технологическим требованиям;
- способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от имеющегося материала;
- соответствие конечного результата творчества поставленной задаче и выбранному художественному замыслу.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в студии. Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые текстовые задания, диагностическое анкетирование, выставка творческих работ воспитанников, выполнение комплексных работ по единой предложенной схеме и творческих работ по собственным эскизам с использованием различных материалов. По завершению всего курса обучения дети должны уметь свободно владеть крючком, самостоятельно вязать любые изделия, согласно схемам и описаниям. Применять полученные навыки, знания и умения в повседневной жизни.
Тематический план
1 год обучения
Вязание крючком
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Вязание крючком | |
Вводное занятие. | 1 |
Охрана труда. Техника безопасности. | 1 |
Основы материаловедения. | 1 |
Свойства ткани. | 1 |
Материалы для вязания. Пряжа. | 1 |
Инструменты и оборудование для вязания. | 1 |
Виды крючков, их характеристика. | 1 |
Основные технические приёмы вязания крючком. Поделки из пряжи и картона. | 1 |
Основные приемы вязания крючком. | 1 |
Вязание по кругу. | 1 |
Вид Условные обозначения и чтение схем. | 1 |
Крючок и фантазия. | 1 |
Филейное вязание. | 1 |
Вязание по схеме. | 1 |
Цветовое решение и их применение. | 1 |
Проектная деятельность. Вязание изделий. | 3 |
Вязаная аппликация. | 7 |
Мягкая игрушка. | 10 |
ИТОГО: | 35 |
Календарно - тематический план
1 год обучения
Вязание крючком
№ п/п | Наименование разделов и тем | По плану | По факту |
Вязание крючком | |||
Вводное занятие. | 08.09 | 08.09 | |
Охрана труда. Техника безопасности. | 15.09 | 15.09 | |
Основы материаловедения. | 22.09 | 22.09 | |
Свойства ткани. | 29.09 | 29.09 | |
Материалы для вязания. Пряжа. | 06.10 | 06.10 | |
Инструменты и оборудование для вязания. | 13.10 | 13.10 | |
Виды крючков, их характеристика. | 20.10 | 20.10 | |
Основные технические приёмы вязания крючком. Поделки из пряжи и картона. | 27.10 | ||
Основные приемы вязания крючком. | 10.11 | ||
Вязание по кругу. | 17.11 | ||
Вид Условные обозначения и чтение схем. | 24.11 | ||
Крючок и фантазия. | 01.12 | ||
Филейное вязание. | 08.12 | ||
Вязание по схеме. | 15.12 | ||
Цветовое решение и их применение. | 22.12 | ||
Проектная деятельность. Вязание изделий. Организационная работа над проектом | 29.12 | ||
Организация рабочего места вязальщицы. Техника безопасности при работе ручными инструментами | 13.01 | ||
Вязание образцов. | 20.01 | ||
Вязаная аппликация. Проект. 7час. | 27.01 | ||
Организационная работа над проектом. | 02.02 | ||
Эскиз работы. | 09.02 | ||
Выбор пряжи по эскизу. | 16.02 | ||
Рассчитать расход пряжи для вязания. | 02.03 | ||
Обработка изделия. | 09.03 | ||
ВТО. Защита проекта. | 16.03 | ||
Мягкая игрушка. Проект. 10час. | 23.03 | ||
Организация рабочего места вышивальщицы | |||
Техника безопасности при работе ручными инструментами | |||
Технология выполнения образцов вязания. | |||
Утюжильные работы. Т.Б. при работе с электрическим утюгом. | |||
Эскиз работы. | |||
Выбор пряжи по эскизу. | |||
Рассчитать расход кусочков ткани для аппликации. | |||
Обработка вязанного изделия. | |||
ВТО. Защита проекта. |
Содержание программы
1 год обучения
Вязание крючком. 1. Вводное занятие. Сведения о различных видах декоративно - прикладного искусства. История возникновения вязания. Знакомство с программой, информация по организации работы кружка, рабочего места; санитарно-гигиенические требования; инструктаж по технике безопасности.
2. Поделки из пряжи и картона. Теория: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Инструменты и принадлежности для ручной работы. Технология изготовления помпона, кисти, витого шнура. Практика: Изготовления помпона, кисти, витого шнура. Изготовление игрушек из помпонов и кистей. Изготовление панно из нарезанных нитей.
3. Основы материаловедения. Теория: Виды пряжи. Свойства пряжи. Виды намотки пряжи. Ассортимент крючков. Строение крючка. Соответствие крючка и пряжи. Практика: Подготовка пряжи бывшей в употреблении к работе.
4. Основные приемы вязания крючком. Теория: Виды петель и технология их выполнения. Графическое изображение петель и столбиков в схемах. Правильное положение рук при работе.
Практика: Выполнение начальной петли, воздушной петли, соединительного столбика, столбика без накида, столбики с 1,2 и 3 накидами. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Учимся наблюдать – соответствие крючка и толщины пряжи. Вязание одной пряжи разными крючками, вязание разной пряжи одним крючком. Панно из воздушных петель.
5. Вязание по кругу. Теория: Технология вязания по кругу. Практика: Получение полотна различной конфигурации: круг, овал, 3,4,5…- гранник. Вязание изделий на основе круга. 6. Условные обозначения и чтение схем.Теория: Основные правила чтения схем. Условные и графические обозначения в схемах и описаниях. Раппорт узора. Практика: Чтение схем. Запись обозначений. Вязание несложных ажурных салфеток.
7. Вязаная аппликация. Теория: Что такое аппликация и ее история возникновения. Цветоведение. Использование в работе ниток разного цвета. Смена цвета нити при вязании. Практика: Творческое выполнение индивидуальных изделий.
8. Мягкая игрушка. Теория: История возникновения мягкой игрушки. История возникновения игрушек амигуруми. История происхождения кукол. Закрытие петель с помощью иглы и крючка. Практика: Творческое выполнение индивидуальных изделий.
9. Крючок и фантазия. Теория: Уютный дом (вязаные изделия в домашнем интерьере). Технология вязания различных цветов и листьев, еды, посуды. Основы составления композиции. Выполнение скосов и закруглений. Практика: Вязание цветов, листьев, еды, посуды. Составление композиции из готовых элементов.
10.Филейное вязание Теория: Многообразие изделий выполненных в этой технике. Подсчет воздушных петель в начале работы. Прибавление и убавление клеток в начале и конце ряда. Получение полотна различной формы. Обработка готовых изделий. Практика: Вязание сетки прямыми и обратными рядами по схеме. Пустая, заполненная клетка. Творческое выполнение индивидуальных изделий.
11. Вязание изделий. (Вязание небольших по объёму изделий по текстовому описанию и схемам).
Теория: Техника вязания обуви. Техника вязания головных уборов.
Уход за трикотажными изделиями.
Практика: Творческое выполнение индивидуальных изделий.
Оценка эффективности программы к концу 1-го года обучения.
- В результате первого года обучения дети будут знать:
- общие сведения из истории вязания; виды материалов, их свойства, инструменты и приспособления;
- правила безопасной работы; иметь представление о пропорции, цветовом решении изделий; условные обозначения, используемые при вязании крючком;
- последовательность технологических операций при вязании изделий крючком;
- правила ухода за вязаными изделиями.
будут уметь:
- подбирать инструменты и материалы в соответствии с требованиями для вязания изделий; рассчитывать количество петель в зависимости от номера крючка, пряжи и узора и количество пряжи для изготовления изделия;
- вязать простые изделия крючком;
- выполнять творческие работы с использованием разных техник вязания; пользоваться схемами и другими описаниями для выполнения изделий;
- выполнять окончательную отделку и мелкий ремонт вязаных изделий;
- соблюдать правила безопасной работы.
Используемая литература Литература для педагога:
1. Берри Ли Энн. Вязание спицами. Основы и лучшие техники. Большая коллекция для рукоделия/ Пер. с английского Н. К Яковлевой. – М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. -120 с.
2. Блит К. Вязаная мода. – М.; Мир книги,2008 – 80 с.
3. Горнова Л.В. Студия декоративно – прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/авт. – сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с. 4. Гурбина Е.А. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание».5 класс. – Волгоград, Учитель, 2007 – 200 с.
5. Гриффит М. Модное Вязание крючком. – М.; Мир книги, 2009 – 128 с.
6. Ильковская Ю. А. Игрушки своими руками. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 120 с.
7. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вязание крючком. – М.; Эксмо,2005. – 288 с.
8. Семенова Л. Н, Семенова Д. А.Вязаный интерьер: коврики, панно, пледы, подушки. – Р н/Д.: Феникс, 2007. – 253 с.
9. Семенова Л. Н., Семенова Д. А. Новые идеи для вязания пончо, шалей, накидок. – Р н/Д.: Феникс, 2007. – 254 с.
10. Смирнова Л.Н. Вяжем гольфы и носочки. –М.: ООО ТД « Издательство Мир книги». 2007. – 256 с.
11. Сушинскас Л.Л. Вязаная одежда для тинейджеров – Р н/Д.: Феникс, 2007. – 253 с.
12. Фомичева Э. А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с. 13.Журналы: «Валя-Валентина», «Делаем сами»
Литература для детей:
1. Еременко Т. Это сетка не простая. – М.; Малыш,1985. – 18 с
2. Ильина Г.С. Спицы, крючок и фантазия: Альбом. – М.; Легкая индустрия,1978. – 88 с.
3. Карпухина Е., Чижова Е. Вязаные игрушки. – М.; РОСМЭН, 2008. – 32 с.
4. Нестерова Д.В. Рукоделие: Энциклопедия. – М.; Аст, 2007. – 160 с.
5. Свеженцева Н.А. Ажурные узоры для вязания крючком. – М.; Эксмо, 2009. – 96
6. Стародуб К., Ткаченко Т. Мягкая игрушка шаг за шагом: для себя и для подарка. – Р – на – Д,Владис,2005. – 192 с.
В процессе составления программы и в дальнейшей работе по ней использовались следующие интернет ресурсы:
1. Страна мастеров. http://stranamasterov.ru/
2. ВЯЖЕМ КРЮЧКОМ САЛФЕТКИ. http://blog.kp.ru/
3. Вязание. http://www.vjazali.ru/
4. Вязаные игрушки. http://kru4ok.ru/ 5. 25 петелек. http://25petelek.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Первоначальные приемы вязания на спицах.Материалы и принадлежности для вязания"
Дегтярева М.В., учитель технологии МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области». ...
Вязание спицами. Вязаная кукла.
Научившись вязать лицевую петлю,можно попробовать выполнить игрушку. Кукла вяжется только лицевыми петлями, прямым полотном со сменой нити. Свяжите, сформируйте. Играйте....
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.
Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для активизации и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся по техноло...
План- конспект урока по вязанию на тему:" Ажурное вязание в форме квадрата"
План-конспект урока по вязанию крючком в 5 классе на тему:"Ажурное вязание в виде квадрата".По другому зтот способ ещё называют как "Бабушкин квадрат". Предлогается этапы вязания, имеется также презен...
Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»
Данная методическая разработка раскрывает особенности организации мониторинга результатов образовательной деятельности объединений "Вязание крючком" и "Вязание на спицах"...
Декоративно-прикладное искусство — вязание. Материалы и инструменты вязания.
Формирование знаний об использовании вязания в быту на различных этапах развития истории ...
Открытый урок Раздел "Вязание крючком" Тема урока Вязание воздушной петли"
На уроке учащиеся учатся подбирать крючок и нитки, делать начальную петлю, вязать воздушную петлю, цепочку из воздушных петель. Учатся правильно посчитать количество воздушных петель....