Декоративно-прикладное искусство — вязание. Материалы и инструменты вязания.
план-конспект занятия по технологии на тему
Формирование знаний об использовании вязания в быту на различных этапах развития истории ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_-_vyazanie.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия : Декоративно-прикладное искусство — вязание.
Материалы и инструменты вязания.
Цели :
1. Предметно-обучающие :
- формирование знаний об использовании вязания в быту на различных этапах развития истории ;
- ознакомить учащихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания ;
- ознакомить с техникой выполнения вязательных петель ;
- формирование потребности в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в области художественного творчества.
2. Метапредметные :
- раскрытие творческих способностей детей;
- развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус;
- развитие проективных способностей и аналитического мышления ;
- формировать умения читать и составлять схемы, вести диалоги.
Личностные :
- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- создавать условия для развития самостоятельности учащихся.
Методы : беседа, парные диалоги, игровые и конкурсные ситуации, задания прикладного характера , иллюстративные методы.
Ресурсная база : тетради, выставка " Вязальные спицы ", "Вязание— творчество, фантазия и воля" , плакаты, историческая карта, мультимедийный проектор, экран, спицы разного вида, коллекция нитей ; таблица "Правила безопасности работы".
Основные понятия: вязание, декоративные изделия, спицы, крючки, пряжа.
Форма занятия :интерактивное занятие с элементами творческий игр.
Тип занятия: усвоение новых знаний, навыков и умений.
Ход занятия: Работа по изучению нового материала
I. Организационный момент . Приветствие учащихся . Позитивный настрой: "Подари улыбку соседу". Определение настроения( по карточкам : "Зелёная"—позитивное, желание работать, "красная"—сомневаюсь в себе, плохое настроение)
II. Актуализация и мотивация учащихся.
- Мне очень хочется прочесть Вам маленькое стихотворение, которое сочинила моя ученица. А вы должны вставить слово, пропущенное в стихотворении и определить тему сегодняшнего занятия.
В кресле с бабушкой сижу,
И в руках клубок держу.
Все Вы поняли: опять
Будем с бабушкой...
В руки спицы я взяла
И петельку набрала.
Папе шарфик я свяжу
Мамочке— салфетку
Этот вязаный шнурок
Подарю я Светке
Какие же ещё слова стихотворения связаны с вязанием? (клубок, петелька, спицы)
И так: сегодня мы с вами будем говорить о вязании.
За петелькою — петелька
Прозрачный клекот спиц.
Свивается изделие
Под взмах железных птиц.
Сплетутся петли в кружево
И в тёплые носки,
И в кофточки, и в варежки
Для всей моей семьи.
Свивается изделие
Клубком кота маня
Под нежное скрипение
Вяжу весь вечер я.
-Вязание — это декоративно-прикладное искусство. В этой технике можно создавать разнообразные изделия. Ребята старшеклассники приготовили для Вас прекрасную выставку вязаных изделий. Начнём экскурсию с "Принадлежности для школы".( Дети определяют назначение вязаных изделий и пробуют их практически использовать. Вязаные : пенал, закладки, рубашка для ручки и карандаша, сумочка для всякой всячины, мешочек для второй обуви, сумочка для телефона).
-Следующий раздел выставки: "Шарфы. Шапочки. Береты".
Каждый из вас может примерить понравившийся наряд.
-А теперь пусть порадуется ваш глаз. Посмотрите какие великолепные изделия, которые могут украсить интерьер любой квартиры. ( ребятам представлены вязаные шторы, разнообразные салфетки, коврики, вазы и так далее).
- Но это только малая доля всего того, что можно связать. Но два уникальных кадра Вы должны увидеть. Ребята, обратите внимание на экран. Перед вами мотоцикл и автомобиль. Но.. они уникальны. Потому что полностью "одеты в вязаные одежды". Какой необыкновенно красивой стала эта техника.
- Мы убедились с Вами, что вязание, это один из уникальных способов украшения вещей, предметов, помещения. Вязание не только служит нам, но и очень влияет на наше настроение, на наш вкус.
- А сейчас мы с Вами совершим виртуальное путешествие в историю. На карте вязаными фишками обозначены те страны, в которых в глубокой древности зародилось искусство вязания( на доске карта, яркими вязаными фишками обозначены : Египет, Перу, Англия, Шотландия, Нидерланды, Испания, Франция, Греция, Италия).
-Экскурсии по странам проведут ваши одноклассницы.
- Вязание, это древнейший вид декоративно-прикладного искусства. И мы это вам докажем.
История ведёт нас на Ближний Восток. Именно там зародилось искусство вязания. Оттуда по торговым маршрутам в Европу, в Северную и Южную Америку. Интересные вязаные изделия найдены в Перу.
Отправимся в Древний Египет. В одной разрушенной усыпальнице был найден детский туфелек. Возраст этого раритета 4 тысячи лет! Недалеко от этой усыпальницы на стене учёные обнаружили рисунок : женщина-египтянка надевает вязаные чулки. Рядом с рисунком была дата, которая соответствует 1900 году до н.э. и ещё очень много доказательств хранит в себе Египет : носки , носочки, спальники , а ещё прекрасные вязаные платья, которые обнаружены у Каира. Вещи из Каира были связаны уже цветными нитями, использовали белую шерсть, индиго.
Отправляемся на Балканский полуостров. Идёт Троянская война. Пенелопа, чтобы не выйти замуж, а дождаться своего мужа с войны - вязала, а ночью распускала вязанье. Вспомните Ариадну, благодаря её клубку был спасён...
Очень интересный факт : в музее императора Фридриха в Берлине, в музее Виктора и Альберта в Лондоне, есть великолепные экспонаты : чулки и носки ручной вязки lll-lV века н.э., голландские юбки из белой шерсти с домансскими узорами: птиц, животных.
Вязание всегда было мужским ремеслом. Чтобы стать самостоятельным мастером нужно было 3 года пробыть учеником, 3 года подмастерьем, а затем сдать экзамен : за 13 недель изготовить валяную шапку и 2 вязаных украшения — ковёр, скатерть или гобелен. И только новое время, это занятие начали осваивать и женщины.
В средние века ценилось мусульманское вязание, особенно в Испании. В усыпальнице испанской королевской семьи найдены вязаные наволочки, перчатки, картины, иконы Богоматери.
в 16 веке вязаное искусство достигает своего рассвета, к тому же становится доходным промыслом.
А вот в Англии были очень популярны вязаные чулки. Генрих Vlll был безумно рад подарку - паре чулок ручной вязки. В Англии мужчины в холодное время одевали сразу по 12 пар чулок ручной вязки.
Инструменты и материалы для вязания
- Внимательно посмотрите на предметы в моих руках. Это вязальные спицы, которые мы используем для ручного вязания.
Будто цапли-длинноносы,
Нить они сплетают в косы,
Свяжут шарф и рукавицы
Нам проворно сёстры спицы.
-Давайте определим, какой материал используют для изготовления спиц. ( Детишки берут спицы в руки и определяют материал)
-Правильно! Вот это спицы — стальные, эти — алюминиевые, а вот эти — пластмассовые.
-Теперь обратите внимание на форму спиц. Они прямые с одним рабочим кончиком. Давайте посмотрим : острие действительно лишь только с одной стороны. Вот эти спицы прямые короткие и оба кончика острые, значит рабочие с двух сторон. Эти спицы называют круговыми, две спицы соединены леской. Но это ещё не всё различия между спицами. Оказывается каждая спица имеет определённую толщину, которую называют номером. Номер спицы указывает её диаметр в миллиметрах. Номера могут быть от №1до №10.
-Мини-практикум : Дети определяют номера спиц.
-Сейчас вам нужно выполнить мини проект "Визитная карточка спиц" ( дети заполняют готовые шаблоны)
Из чего изготовлены спицы. | Недостатки | Преимущество |
И второй мини проект: «Техника безопасности при работе со спицами».
«Всегда давайте отметать мы травмы и опасности
И в каждом деле соблюдать законы безопасности».
После заполнения. Дети защищают своими мини проекты.
1)Предполагаемые ответы:
Материалы | Недостатки | Достоинства |
Сталь. | Тяжёлые, плохо управляемые, опасные. | Прочные, отполированные для всех видов пряжи. |
Алюминий | Гнутся, чернеют, пачкают нить. | Очень лёгкие. |
Пластмасса | Хрупкие, цепляют нити, ломаются, не для всех видов нитей, есть шероховатости. | Лёгкие, менее опасные |
2. Техника безопасности :
- Спицы нужно хранить в пенале.
- На кончики спицы после работы надевать колпачок.
- Нельзя просто играть спицами.
- При работе со спицами не совершать резких движений.
- Спицами не поправлять причёску, не чесать голову, не ковырять в зубах.
- А вот какие нитки и пряжу используют в вязании, мы увидим в этой презентации . 2 нити для вязания спицами и крючками». (просмотр идёт с объяснением всех видов нитей).
lV. Заключительная часть.
- Подведение итогов
- Задание к следующему занятию : Спицы - №4
вязальные нитки-№2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное искусство. Вязание 8 класс
Конспект урока. Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями...
УРОК «Декоративно-прикладное искусство. Вязание крючком»
Обучающиеся получат знания о вязании крючком, основных приемах и понятиях. Научатся проводить исследования и делать выводы....
Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком
Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...
«Вязание крючком как вид декоративно- прикладного искусства».
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая обучающих к вступлению к деятельности. Помня об этом, я попыталась продумать...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...
«Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства)»
Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства)...