Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка раскрывает особенности организации мониторинга результатов образовательной деятельности объединений "Вязание крючком" и "Вязание на спицах"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»
Содержание дополнительных образовательных программ «Вязание крючком» и «Вязание на спицах» учитывает потребности воспитанников в овладении данным видом прикладного творчества.
Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Тем самым можно увлечь ребенка работой. Такие занятия не будут утомительными, они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что очень важно для детей любого возраста.
Одной из главных задач образовательного процесса является развитие познавательного интереса воспитанников к получению определенных знаний, умений и навыков по предмету.
Следовательно, возникает другая задача – определить степень усвоения этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее эффективные методы и средства обучения.
Обзор методической литературы, в которой представлены формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования детей, показал, что адаптированных форм к такому искусству как вязание крючком и спицами крайне мало. В результате анализа и систематизации имеющейся методической литературы была разработана система мониторинга, которая включила известные формы контроля, адаптированные к объединениям «Вязание крючком» и «Вязание на спицах». (См. Таблицу №1)
Данная система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др.
Таблица №1
Система мониторинга объединения «Вязание крючком».
Вид мониторинга | Цель мониторинга | Диагностические средства | Участники | Сроки | Подведение итогов |
Входящий | Выявление уровня подготовки воспитанников, их интересов и способностей, корректировки учебно-методического плана и программы. | Метод наблюдения, анкетирование | Воспитанники, родители | Сентябрь | Октябрь |
Текущий | Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения. | Метод наблюдения, анализ выполненных работ, тестирование, анкетирование, анализ выставочных работ, анализ выполненных заданий (формы заданий: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, викторина, игры) | Воспитанники | В течение года | В течение года |
Итоговый | Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения. | Тестирование, анализ выставочных работ | Воспитанники | Апрель, май | Май |
Опросники для обучающихся объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах».
Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и отметьте его знаком «+».
Критерии оценки:
Знаю, умею – 5 баллов;
Делаю с помощью педагога – 4 балла;
Не знаю, не умею – 3 балла.
Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков.
Высокий уровень – 5-4,5 баллов;
Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов;
Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам первого года обучения.
№ | Знаешь ли ты? | Знаю Умею | Делаю с помощью педагога | Не знаю Не умею |
1 | Правила техники безопасности | |||
2 | Что такое «раппорт» | |||
3 | Виды крючков | |||
4 | Виды пряжи | |||
Можешь ли ты? | ||||
5 | Делать воздушные петли | |||
6 | Делать столбики с накидом | |||
7 | Делать столбики с 2-3 накидами | |||
8 | Делать пышный столбик | |||
9 | Делать ракушку | |||
10 | Делать витой столбик | |||
11 | Делать рельефный столбик | |||
12 | Делать перемещенный столбик | |||
13 | Делать крестообразный столбик | |||
14 | Вязать по описанию | |||
15 | Составлять схемы | |||
16 | Вязать по схеме | |||
17 | Прибавлять петли | |||
18 | Убавлять петли |
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам второго года обучения.
№ | Знаешь ли ты? | Знаю Умею | Делаю с помощью педагога | Не знаю Не умею |
1 | Правила техники безопасности | |||
2 | Особенности вязания продольных и поперечных кружев | |||
3 | Правила вязания в филейной технике | |||
4 | Правила вязания брюггского кружева | |||
5 | Правила вязания ирландского кружева | |||
Можешь ли ты? | ||||
6 | Вязать поперечные кружева | |||
7 | Вязать продольные кружева | |||
8 | Читать схемы филейного кружева | |||
9 | Вязать филейное кружево | |||
10 | Прибавлять и убавлять филейные клетки | |||
11 | Выполнять тесьму брюггского кружева | |||
12 | Выполнять соединения в технике брюггского кружева | |||
13 | Читать схемы брюггского кружева | |||
14 | Вязать сеточки фона в технике ирландского кружева | |||
15 | Вязать мотивы в технике ирландского кружева |
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам третьего года обучения.
№ | Знаешь ли ты? | Знаю Умею | Делаю с помощью педагога | Не знаю Не умею |
1 | Правила техники безопасности | |||
2 | Что такое пестрое вязание? | |||
3 | Что такое техника цветения? | |||
4 | Что такое орнамент? | |||
5 | Особенности ухода за вязаной одеждой. | |||
6 | Виды украшений вязаных изделий. | |||
7 | Понятия «пропорции фигуры», «выкройка-основа», «контрольный образец». | |||
8 | Особенности кругового объемного вязания. | |||
Можешь ли ты? | ||||
9 | Вязать в технике пестрого вязания | |||
10 | Вязать орнамент | |||
11 | Снимать мерки. | |||
12 | Рассчитывать количество петель для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек. | |||
13 | Выполнять различные виды швов при сборке деталей трикотажного изделия. | |||
14 | Изготовливать помпоны, кисти, шнуры. | |||
15 | Вязать цветы. | |||
16 | Вязать по выкройке и по расчету. | |||
17 | Определять плотность вязания. |
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание на спицах» по итогам первого года обучения.
№ | Знаешь ли ты? | Знаю Умею | Делаю с помощью педагога | Не знаю Не умею |
1 | Правила техники безопасности | |||
2 | Историю техники вязания на спицах. | |||
3 | Виды инструментов и материалов. | |||
4 | Условные обозначения, понятие «раппорт». | |||
5 | Основные приемы набора петель и вязания на спицах. | |||
Можешь ли ты? | ||||
6 | Набирать петли. | |||
7 | Вязать лицевые петли. | |||
8 | Вязать изнаночные петли. | |||
9 | Вязать узоры на основе изнаночных и лицевых петель. | |||
10 | Выполнять накиды. | |||
11 | Вязать узоры с накидами | |||
12 | Выполнять вытянутые петли. | |||
13 | Вязать узоры с вытянутыми петлями. | |||
14 | Выполнять обхватывающие петли. | |||
15 | Вязать жгуты и бугристые узоры. | |||
16 | Прибавлять и убавлять петли. | |||
17 | Пользоваться инструкционными и технологическими картами |
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание на спицах» по итогам второго года обучения.
№ | Знаешь ли ты? | Знаю Умею | Делаю с помощью педагога | Не знаю Не умею |
1 | Правила техники безопасности | |||
2 | Особенности вязания цветных полотен. | |||
3 | Виды украшений вязаных изделий. | |||
4 | Способы переведения рисунка на полотно | |||
5 | Особенности вышивки на трикотаже | |||
6 | Особенности снятия мерок и расчета для вязания шапочки, носок, перчаток и варежек. | |||
Можешь ли ты? | ||||
7 | Вязать цветные полотна. | |||
8 | Изготавливать помпоны, кисти и шнуры. | |||
9 | Переводить рисунок на полотно | |||
10 | Вышивать узор на трикотажном полотне с помощью различных швов | |||
11 | Вязать в технике цветного вязания с протяжками и интарсии. | |||
12 | Соединять цветные полотна по вертикальной и наклонной линиям | |||
13 | Вязать шапочку | |||
14 | Вязать варежки | |||
15 | Вязать носки |
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание на спицах» по итогам третьего года обучения.
№ | Знаешь ли ты? | Знаю Умею | Делаю с помощью педагога | Не знаю Не умею |
1 | Правила техники безопасности | |||
2 | Особенности ухода за готовыми вязаными изделиями. | |||
3 | Понятия «пропорции фигуры», «осанка», «выкройка-основа», «контрольный образец». | |||
4 | Особенности снятия мерок. | |||
5 | Особенности вязания по выкройке и по расчету. | |||
6 | Виды швов. | |||
Можешь ли ты? | ||||
7 | Вязать мягкие игрушки | |||
8 | Снимать мерки | |||
9 | Определять плотность вязания | |||
10 | Вязать по выкройке спинку и полочку | |||
11 | Вязать по выкройке рукава | |||
12 | Вязать по выкройке карманы | |||
13 | Вязать по выкройке воротники различных видов | |||
14 | Выполнять трикотажные швы различными способами |
Диагностический инструментарий
Тест
Тема: Вязание на двух спицах.
Данный тест может проводиться в конце первого года обучения по дополнительной образовательной программе «Вязание на спицах».
1. Спицы бывают:
а) стальные; б) фарфоровые; в) пластмассовые; г) деревянные.
2. Номер спицы соответствует:
а) длине спицы; б) диаметру спицы в мм; в) толщине спицы в см.
3. Первую петлю при вязании:
а) вяжут лицевой петлей; б) снимают, не провязывая; в) вяжут изнаночной петлей.
4. Сколько способов вязания лицевой и изнаночной петли существует?
а) два; б) три; в) один.
5. В схемах вязания значком «О» обозначают:
а) лицевую петлю; б) изнаночную петлю; в) накид.
6. Накиды используют:
а) для чулочного вязания; б) платочного вязания; в) ажурных узоров; г) вязания английской резинки.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называется:
а) платочной вязкой; б) резинкой; в) чулочной вязкой.
8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов; б) чередованием лицевых и изнаночных петель; в) чередованием лицевых петель и накидов.
9. Пряжа, скрученная из нескольких ниток разного цвета, называется:
а) коллаж; б) меланж; в) букле;
10. Орнамент это:
а) чередование фигур; б) художественное украшение; в) способ вязания.
Анкета для обучающихся
Цель: выявить круг интересов детей в декоративно-прикладном творчестве, отношение к искусству «Вязание крючком»
1. Фамилия, имя _______________________________
2. Чем ты любишь заниматься в свободное время?__________________
______________________________________________________________
3. Как часто ты интересуешься журналами по вязанию? (Часто, редко, затрудняюсь ответить)
4. Есть ли у вас дома самодельные предметы? (вязанные вещи, вышитые изделия, резьба по дереву и т.д.) _______________________________
5. Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом? Каким?_______________________________
_____________________________________________________________
6. Как ты считаешь, необходимо ли развивать в себе творческие способности или без этого можно обойтись?_____________________
7. Заниматься в нашем кружке ты хотел(а) давно или желание возникло неожиданно? ________________________________________________
8. Поддерживают ли тебя родители, другие родственники, друзья в том, что ты посещаешь занятия нашего кружка? ______________________
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Отметьте, что для Вас является самым важным, значимым результатом занятий в кружке:
- Желание ребенка заниматься любимым делом.
- Желание развить способности ребенка.
- Желание дать ребенку разностороннее образование.
- Желание занять свободно время ребенка.
- Желание найти ребенку друзей.
- Надежда, что занятия в Доме детского творчества помогут ребенку в учебе в школе.
- Желание подготовить ребенка к выбору профессии.
- Надежда, что занятия в Доме детского творчества помогут исправить недостатки ребенка.
- Желание дополнить основное образование ребенка.
- Другое ________________________________________
Кроссворд «Вязание крючком»
1 | ||||||||||
2 | 3 | |||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
Вопросы:
По горизонтали:
2. Графическое изображение узора вязания.
4. Он может быть с накидом, без накида, пышный, рельефный и крестообразный.
6. Повторяющаяся часть рисунка.
7. Узор для манжет, связанный рельефными столбиками.
8. Вязаное кружево, имеющее два ровных края для пришивания.
По вертикали:
- Последовательный ряд воздушных петель.
3. Элемент, связанный из нескольких воздушных петель.
5. Размер крючка.
6. Несколько столбиков с одним, двумя или большим количеством накидов, вывязанных из одной петли.
Ответы:
По горизонтали: 2. Схема; 4. Столбик; 6. Рапорт; 7. Резинка; 8. Прошва.
По вертикали: 1. Цепочка; 3. Пико; 5. Номер; 6. Ракушка.
Дидактические игрыЦель: проверка и закрепление ЗУНов воспитанников на занятиях.
Данные игры могут применяться для закрепления навыков по каждой теме.
1. «Найди и назови».
Описание: берем готовое изделие или иллюстрацию в книге. Воспитаннику предлагается назвать и показать элементы вязания, с помощью которых было изготовлено изделие.
2. «Угадай и свяжи».
Описание: водящий выполняет какой-нибудь элемент вязания, отгадать предлагается второму воспитаннику. Если он правильно угадал, то сам становится водящим. Если нет, то вопрос адресуется другому.
3. «Кто вперед».
Описание: Педагог произносит название элемента вязания, который необходимо связать, за какое-то время. Дети выполняют задание. Выигрывает тот, кто больше и аккуратнее выполнит элементов.
4. «Пойми меня».
Описание: водящий или педагог показывает какой-нибудь элемент вязания первому игроку, который должен показать этот элемент следующему и т.д.
Использованная литература:
- Детский творческий центр: организация методической работы / авт.-сост. С.А. Левина, Ю.Н. Суслов, Э.Г. Белоусова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт.-сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Научно-методический журнал «Методист». - №2, 2013г.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В.Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 208.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по вязанию крючком "Способы вязания по квадрату"
Формирование знаний и умений по вязанию крючком квадратов разными способами.Самый интересный способ - вязание от центра. Предлагаются варианты по сложности исполнения....
Презентация урока технологии в разделе "Вязание крючком".Правила вязания круга. 7 класс.
Презентация урока технологии в разделе "Вязание крючком".Правила вязания круга. 7класс....
Занятие по программе «Вязание крючком» Тема «Вязание сердечка – валентинки»
Тип занятия: комбинированный.Содержание занятия:1. Знакомство детей с историей и традициями праздника День святого Валентина.2. Повторение теоретических знаний по вязанию крючком.3. Обвязывание ...
Образовательная программа дополнительного образования детей детского объединения «Вязание крючком»
Программа рассчитана на детей 8-15 лет. Срок реализации 2 года....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Вязание крючком"
Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению ин...
Мониторинг качества образовательной деятельности объединения Танцевальный
Мониторинг качества образовательной деятельности воспитанников является механизмом отслеживания эффективности реализации образовательной программы и деятельности педагога....
мониторинг образовательной деятельности объединения Классика танца
Мониторинг качества образовательной деятельности воспитанников является механизмом отслеживания эффективности реализации образовательной программы и деятельности педагога....