Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»
методическая разработка по теме

Данная методическая разработка раскрывает особенности организации мониторинга результатов образовательной деятельности объединений "Вязание крючком" и "Вязание на спицах"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»

Содержание дополнительных образовательных программ «Вязание крючком» и «Вязание на спицах» учитывает потребности воспитанников в овладении данным видом прикладного творчества.

Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Тем самым можно увлечь ребенка работой. Такие занятия не будут утомительными, они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что очень важно для детей любого возраста.

Одной из главных задач образовательного процесса является развитие познавательного интереса воспитанников к получению определенных знаний, умений и навыков по предмету.

Следовательно, возникает другая задача – определить степень усвоения этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее эффективные методы и средства обучения.

Обзор методической литературы, в которой представлены формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования детей, показал, что адаптированных форм к такому искусству как вязание крючком и спицами крайне мало. В результате анализа и систематизации имеющейся методической литературы была разработана система мониторинга, которая включила известные формы контроля, адаптированные к объединениям «Вязание крючком» и «Вязание на спицах». (См. Таблицу №1)

Данная система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др.

Таблица №1

Система  мониторинга объединения «Вязание крючком».

Вид мониторинга

Цель мониторинга

Диагностические средства

Участники

Сроки

Подведение итогов

Входящий

Выявление уровня подготовки воспитанников, их интересов и способностей, корректировки учебно-методического плана и программы.

Метод наблюдения, анкетирование

Воспитанники, родители

Сентябрь

Октябрь

Текущий

Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения.

Метод наблюдения, анализ выполненных работ, тестирование, анкетирование, анализ выставочных работ, анализ выполненных заданий (формы заданий: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, викторина, игры)

Воспитанники

В течение года

В течение года

Итоговый

Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения.

Тестирование, анализ выставочных работ

Воспитанники

Апрель, май

Май

Опросники для обучающихся объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах».

Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.

Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и отметьте его знаком «+».

Критерии оценки:

Знаю, умею – 5 баллов;

Делаю с помощью педагога – 4 балла;

Не знаю, не умею – 3 балла.

Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков.

Высокий уровень – 5-4,5 баллов;

Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов;

Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.

Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам первого года обучения.

Знаешь ли ты?

Знаю

Умею

Делаю с помощью педагога

Не знаю

Не умею

1

Правила техники безопасности

2

Что такое «раппорт»

3

Виды крючков

4

Виды пряжи

Можешь ли ты?

5

Делать воздушные петли

6

Делать столбики с накидом

7

Делать столбики с 2-3 накидами

8

Делать пышный столбик

9

Делать ракушку

10

Делать витой столбик

11

Делать рельефный столбик

12

Делать перемещенный столбик

13

Делать крестообразный столбик

14

Вязать по описанию

15

Составлять схемы

16

Вязать по схеме

17

Прибавлять петли

18

Убавлять петли

Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам второго года обучения.

Знаешь ли ты?

Знаю

Умею

Делаю с помощью педагога

Не знаю

Не умею

1

Правила техники безопасности

2

Особенности вязания продольных и поперечных кружев

3

Правила вязания в филейной технике

4

Правила вязания брюггского кружева

5

Правила вязания ирландского кружева

Можешь ли ты?

6

Вязать поперечные кружева

7

Вязать продольные кружева

8

Читать схемы филейного кружева

9

Вязать филейное кружево

10

Прибавлять и убавлять филейные клетки

11

Выполнять тесьму брюггского кружева

12

Выполнять соединения в технике брюггского кружева

13

Читать схемы брюггского кружева

14

Вязать сеточки фона в технике ирландского кружева

15

Вязать мотивы в технике ирландского кружева

Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам третьего года обучения.

Знаешь ли ты?

Знаю

Умею

Делаю с помощью педагога

Не знаю

Не умею

1

Правила техники безопасности

2

Что такое пестрое вязание?

3

Что такое техника цветения?

4

Что такое орнамент?

5

Особенности ухода за вязаной одеждой.

6

Виды украшений вязаных изделий.

7

Понятия «пропорции фигуры», «выкройка-основа», «контрольный образец».

8

Особенности кругового объемного вязания.

Можешь ли ты?

9

Вязать в технике пестрого вязания

10

Вязать орнамент

11

Снимать мерки.

12

Рассчитывать количество петель для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек.

13

Выполнять различные виды швов  при сборке деталей трикотажного изделия.

14

Изготовливать помпоны, кисти, шнуры.

15

Вязать цветы.

16

Вязать по выкройке и по расчету.

17

Определять плотность вязания.

Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание на спицах» по итогам первого года обучения.

Знаешь ли ты?

Знаю

Умею

Делаю с помощью педагога

Не знаю

Не умею

1

Правила техники безопасности

2

Историю техники вязания на спицах.

3

Виды инструментов и материалов.

4

Условные обозначения, понятие «раппорт».

5

Основные приемы набора петель и вязания на спицах.

Можешь ли ты?

6

Набирать петли.

7

Вязать лицевые петли.

8

Вязать изнаночные петли.

9

Вязать узоры на основе изнаночных и лицевых петель.

10

Выполнять накиды.

11

Вязать узоры с накидами

12

Выполнять вытянутые петли.

13

Вязать узоры с вытянутыми петлями.

14

Выполнять обхватывающие петли.

15

Вязать жгуты и бугристые узоры.

16

Прибавлять и убавлять петли.

17

Пользоваться инструкционными и технологическими картами

Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание на спицах» по итогам второго года обучения.

Знаешь ли ты?

Знаю

Умею

Делаю с помощью педагога

Не знаю

Не умею

1

Правила техники безопасности

2

Особенности вязания цветных полотен.

3

Виды украшений вязаных изделий.

4

Способы переведения рисунка на полотно

5

Особенности вышивки на трикотаже

6

Особенности снятия мерок и расчета для вязания шапочки, носок, перчаток и варежек.

Можешь ли ты?

7

Вязать цветные полотна.

8

Изготавливать помпоны, кисти и шнуры.

9

Переводить рисунок на полотно

10

Вышивать узор на трикотажном полотне с помощью различных швов

11

Вязать в  технике цветного вязания с протяжками и интарсии.

12

Соединять цветные полотна по вертикальной и наклонной линиям

13

Вязать шапочку

14

Вязать варежки

15

Вязать носки

Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание на спицах» по итогам третьего года обучения.

Знаешь ли ты?

Знаю

Умею

Делаю с помощью педагога

Не знаю

Не умею

1

Правила техники безопасности

2

Особенности ухода за готовыми вязаными изделиями.

3

Понятия «пропорции фигуры», «осанка», «выкройка-основа», «контрольный образец».

4

Особенности снятия мерок.

5

Особенности вязания по выкройке и по расчету.

6

Виды швов.

Можешь ли ты?

7

Вязать мягкие игрушки

8

Снимать мерки

9

Определять плотность вязания

10

Вязать по выкройке спинку и полочку

11

Вязать по выкройке рукава

12

Вязать по выкройке карманы

13

Вязать по выкройке воротники различных видов

14

Выполнять трикотажные швы различными способами


Диагностический инструментарий

Тест

             Тема: Вязание на двух спицах.

Данный тест может проводиться в конце первого года обучения по дополнительной образовательной программе «Вязание на спицах».

1. Спицы бывают:

 а) стальные;  б) фарфоровые; в) пластмассовые; г) деревянные.

2. Номер спицы соответствует:

а) длине спицы; б) диаметру спицы в мм; в) толщине спицы в см.

3. Первую петлю при вязании:

а) вяжут лицевой петлей; б) снимают, не провязывая; в) вяжут изнаночной петлей.

4. Сколько способов вязания лицевой и изнаночной петли существует?

а) два; б) три; в) один.

5. В схемах вязания значком «О» обозначают:

а) лицевую петлю; б) изнаночную петлю; в) накид.

6. Накиды используют:

а) для чулочного вязания; б) платочного вязания; в) ажурных узоров; г) вязания английской резинки.

7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называется:

а) платочной вязкой; б) резинкой; в) чулочной вязкой.

8. Чулочная вязка получается:

а) чередованием лицевых и изнаночных рядов; б) чередованием лицевых и изнаночных петель; в) чередованием лицевых петель и накидов.

9. Пряжа, скрученная из нескольких ниток разного цвета, называется:

а) коллаж; б) меланж; в) букле;

10. Орнамент это:

а) чередование фигур; б) художественное украшение; в) способ вязания.


Анкета для обучающихся

Цель: выявить круг интересов детей в декоративно-прикладном творчестве, отношение к искусству «Вязание крючком»

1. Фамилия, имя _______________________________

2. Чем ты любишь заниматься в свободное время?__________________

______________________________________________________________

3. Как часто ты интересуешься журналами по вязанию? (Часто, редко, затрудняюсь ответить)

4. Есть ли у вас дома самодельные предметы? (вязанные вещи, вышитые изделия, резьба по дереву и т.д.) _______________________________

5. Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом? Каким?_______________________________

_____________________________________________________________

6. Как ты считаешь, необходимо ли развивать в себе творческие способности или без этого можно обойтись?_____________________

7. Заниматься в нашем кружке ты хотел(а) давно или желание возникло неожиданно? ________________________________________________

8. Поддерживают ли тебя родители, другие родственники, друзья в том, что ты посещаешь занятия нашего кружка? ______________________


Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Отметьте, что для Вас является самым важным, значимым результатом занятий в кружке:

  1. Желание ребенка заниматься любимым делом.
  2. Желание развить способности ребенка.
  3. Желание дать ребенку разностороннее образование.
  4. Желание занять свободно время ребенка.
  5. Желание найти ребенку друзей.
  6. Надежда, что занятия в Доме детского творчества помогут ребенку в учебе в школе.
  7. Желание подготовить ребенка к выбору профессии.
  8. Надежда, что занятия в Доме детского творчества помогут исправить недостатки ребенка.
  9. Желание дополнить основное образование ребенка.
  10. Другое ________________________________________


Кроссворд «Вязание крючком»

1

2

3

4

5

6

7

8

Вопросы:

По горизонтали:

2. Графическое изображение узора вязания.

4. Он может быть с накидом, без накида, пышный, рельефный и крестообразный.

6. Повторяющаяся часть рисунка.

7. Узор для манжет, связанный рельефными столбиками.

8. Вязаное кружево, имеющее два ровных края для пришивания.

По вертикали:

  1. Последовательный ряд воздушных петель.

3. Элемент, связанный из нескольких воздушных петель.

5. Размер крючка.

6. Несколько столбиков с одним, двумя или большим количеством накидов, вывязанных из одной петли.

Ответы:

По горизонтали: 2. Схема; 4. Столбик; 6. Рапорт; 7. Резинка; 8. Прошва.

По вертикали: 1. Цепочка; 3. Пико; 5. Номер; 6. Ракушка.


Дидактические игры

Цель: проверка и закрепление ЗУНов воспитанников на занятиях.

Данные игры могут применяться для закрепления навыков по каждой теме.

1. «Найди и назови».

Описание: берем готовое изделие или иллюстрацию в книге. Воспитаннику предлагается назвать и показать элементы вязания, с помощью которых было изготовлено изделие.

2. «Угадай и свяжи».

Описание: водящий выполняет какой-нибудь элемент вязания, отгадать предлагается второму воспитаннику. Если он правильно угадал, то сам становится водящим. Если нет, то вопрос адресуется другому.

3. «Кто вперед».

Описание: Педагог произносит название элемента вязания, который необходимо связать, за какое-то время. Дети выполняют задание. Выигрывает тот, кто больше и аккуратнее выполнит  элементов.

4. «Пойми меня».

Описание: водящий или педагог показывает какой-нибудь элемент вязания первому игроку, который должен показать этот элемент следующему и т.д.


Использованная литература:

  1. Детский творческий центр: организация методической работы / авт.-сост. С.А. Левина, Ю.Н. Суслов, Э.Г. Белоусова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт.-сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Научно-методический журнал «Методист». - №2, 2013г.
  4. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В.Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 208.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по вязанию крючком "Способы вязания по квадрату"

Формирование знаний и умений по вязанию крючком квадратов разными способами.Самый интересный способ - вязание от центра. Предлагаются варианты по сложности исполнения....

Презентация урока технологии в разделе "Вязание крючком".Правила вязания круга. 7 класс.

Презентация урока технологии в разделе "Вязание крючком".Правила вязания круга. 7класс....

Занятие по программе «Вязание крючком» Тема «Вязание сердечка – валентинки»

Тип занятия: комбинированный.Содержание занятия:1. Знакомство детей с историей и традициями праздника День святого Валентина.2. Повторение теоретических знаний  по вязанию крючком.3. Обвязывание ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Вязание крючком"

Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению ин...

Мониторинг качества образовательной деятельности объединения Танцевальный

Мониторинг качества образовательной деятельности воспитанников  является механизмом отслеживания эффективности реализации образовательной программы  и деятельности педагога....

мониторинг образовательной деятельности объединения Классика танца

Мониторинг качества образовательной деятельности воспитанников  является механизмом отслеживания эффективности реализации образовательной программы  и деятельности педагога....