урок моделирование фартука
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока "Моделирование фартука"
Цель урока: формирование представлений о моделировании фартука
Задачи: 1. (образовательная) познакомить с приемами и технологической последовательностью моделирования изделия; 2. (развивающая) развивать общеучебные умения, наглядно-образное мышление, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места; 3. (воспитывающая) воспитывать требовательность к качеству выполненной работы, художественный вкус, формировать знания о профессии художника-модельера
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивный, поисковый, наглядный, метод контроля
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Технологии: элементы проектного обучения, критического мышления, деятельностного подхода в обучении
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, линейки, карандаши, лекало, цветная бумага, ножницы, клей, таблицы, технологическая карта.
Межпредметные связи: ИЗО, математика, черчение, русский язык
ХОД УРОКА
I. Организационный момент Эмоциональный настрой, активизация учащихся. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне («С малой удачи начинается большой успех») Учащиеся желают друг другу удачи, включаются в деятельность («Хочу, потому что могу»), получают листы контроля.
Фамилия имя | № задания | Сумма баллов | Оценка за урок | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
|
|
|
|
|
|
|
В ходе урока мы будем оценивать свою деятельность и заносить результаты в листы контроля
II. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания.
1) Устный опрос Давайте вспомним (слайд № 4-5) а) как называлась тема прошлого урока? (построение чертежа фартука) б) как называется процесс построения чертежа фартука? (конструирование) в) что нам необходимо чтобы построить чертёж? (мерки) г) какие мерки необходимо снять, чтобы построить чертёж фартука? (Сб, Ст, Дн, Днч)
2) Работа с таблицей Заполнить таблицу (кто быстро и правильно заполнит пропуски) Таблицы распечатаны
Вспомним (слайд № 6)
Название мерок | Обозначение мерок | Назначение мерок | Порядок снятия мерок |
Длина нагрудника | Дн |
| От линии талии вверх до желаемой длины |
Длина нижней части | Днч | Определение длины нижней части фартука |
|
Полуобхват талии | Ст |
| По самому тонкому месту туловищ |
Полуобхват бёдер | Сб |
| Горизонтально вокруг бедер |
Проверим (слайд № 7)
Длина нагрудника | Дн | Определение длины нагрудника | От линии талии вверх до желаемой длины |
Длина нижней части | Днч | Определение длины нижней части фартука | От линии талии вниз до желаемой длины |
Полуобхват талии | Ст | Определение длины пояса | По самому тонкому месту туловища |
Полуобхват бёдер | Сб | Определение ширины нижней части фартука | Горизонтально вокруг бедер |
Вспомнив, что мы изучали на предыдущих уроках, можно сделать вывод – чтобы сшить фартук – сначала измеряют фигуру человека, согласно меркам, по специальным расчетам – строим чертёж выкройки и этот процесс называется – конструирование.
III. Постановка учебной задачи (подготовка к усвоению нового материала) Цель: через деятельность учащихся сформулировать тему и цель урока, мотивировать на приобретение новых знаний
1. Внимательно посмотрим на ряд моделей (слайд № 8-10) и дадим определение, что же такое моделирование. (Объявление темы и целей) Тема нашего урока: Моделирование фартука, каковы же цели? (слайд № 2-3) 2. Сообщение учащихся К уроку были подготовлены сообщения «Из истории фартука» и «О профессии модельер»
3. Физминутка
А теперь немного отдохнем
Прошу всех прямо встать
И что скажу всем выполнять.
Дышите, не дышите.
Наклонитесь, улыбнитесь.
На один-два быстро сядьте,
На три-четыре быстро встаньте
Наклонитесь вправо-влево
И вдохните глубоко!
IV. Подготовка к усвоению нового материала Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, обновление и углубление изучаемого материала. 1. Работа с таблицей Учащиеся определяют сходства и различия моделей фартуков, данные заносят в таблицу в своих тетрадях. Сравнивают, по очереди называют выявленные признаки сходства и различия. (слайд № 11)
Сходства | Различия |
1. У каждого фартука есть нагрудник. | 1. Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии. |
2. У каждого фартука есть нижняя часть | 2. Карманы имеют разную форму. |
3. У всех фартуков ест карманы. | 3. Фартуки различаются по цвету. |
4. У всех фартуков есть бретели | 4. Отделка у фартуков разная. |
5.У всех фартуков есть отделка. | 5. У фартуков различная форма нижней части. |
Подвожу учащихся к выводу, что модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой. То, чем одна модель отличается от другой, называется фасоном, (записать в тетрадь).
V. Первичное закрепление (изучение нового материала) Цель: создание ситуации для осмысления усвоенных знаний, проверка понимания предъявленного материала Моделирование – это изменение формы деталей одежды и подбор различных видов отделки (запись в тетрадь), Можно выделить несколько способов моделирования фартука: (слайд № 12-13) - изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука; - применение художественной отделки; - моделирование цветом Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования.
Практическая работа Цель: использование деталей разных геометрических форм при моделировании фартука 1. Подберите к нижней части фартука карман, нагрудник, подходящие по форме. Самый простой способ моделирования фартука – изменение геометрической формы деталей, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой - либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука (слайды 14-17)
2. Отделка и цвет: здесь можно говорить очень много и долго. Мода на цветовые сочетания в ней меняется гораздо чаще, чем на формы и детали костюма. Это говорит о том, что цвет занимает очень важное место в общей композиции. То же самое можно сказать и о декоративной отделке. Современные модельеры используют разнообразные её виды: ткань другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию. Правило здесь одно: соблюдение чувства меры. Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий. Они в круге расположены напротив друг друга и называются контрастными. Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фону. (Радуга. Разноцветная дуга на небосводе. Она возникает, когда солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Тогда солнечный свет преломляется, отражается в дождевых каплях, и возникают все семь цветов радуги: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный.)
(Слайд № 18)
1. Подберите к фартуку из красной ткани отделку родственного цвета с помощью цветового круга. 2. Подберите к фартуку из синей ткани отделку контрастного цвета. 3. Какой цвет отделки подойдёт для фартука из белой ткани в мелкий синий горох? Заполняем листки контроля.
2 урок
VI. Включение нового знания в систему знаний (закрепление знаний) Цель практическое применение полученных знаний 1. Словарная работа (слайд № 19) В начале урока вновь обратимся к новым словам. На уроках русского языка вы научились пользоваться толковым словарем, найдите значение данных слов. 2. Практическая работа (слайд № 20) Цель: применение знаний при моделировании фартука Модельер должен хорошо знать человеческую фигуру, её пропорции и пластику, законы и правила гармоничного сочетания цвета, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела (о каких модельерах мы узнали из сообщения, назовите фамилии).
Инструктаж (повторим правила техники безопасности)
Работа с технологической картой «Моделирование фартука»
№ п.п. | Последовательность операций | Чертеж | Инструменты и приспособления | ТБ |
1. | Обведите лекало (шаблон-выкройку основы) фартука на альбомный лист. | Альбомный лист, лекало фартука, карандаш. |
| |
2 | Нанесите фасонные линии изменения формы деталей, создайте эскиз задуманной модели. | Фигурное лекало, линейка, карандаш. |
| |
3. | Лист цветной бумаги перегните на ширину фартука, лицевой стороной вовнутрь, приложите лекало фартука вплотную к сгибу и обведите. | Цветная бумага, карандаш, лекало фартука. |
| |
4. | На цветной бумаге повторите фасонные линии создаваемой модели, вырежьте полученный чертёж, приклейте на альбомный лист рядом с эскизом. | Цветная бумага, фигурное лекало, карандаш, ножницы, клей, альбомный лист. | ТБ | |
5. | Для задуманной модели фартука подберите цветовое решение отделки. | Различные варианты отделок, аппликации, клей, ножницы. | ТБ |
Раздаю листочки и лекало – в конструировании это готовые выкройки, как и чертеж, выполнены в половинном размере. Сначала выполнить эскиз (сделанный от руки рисунок с соблюдение пропорций). Цветную бумагу перегибаем лицевой стороной вовнутрь на ширину фартука, обводим лекало, наносим фасонные линии, вырезаем (с соблюдением всех правил ТБ), придумываем отделку, подбираем её по цвету, наклеиваем на придуманную модель, Готовый вариант наклеиваем на лист рядом с эскизом. Предлагаю: “Объясните свой выбор”. Или: поиграем – “Одень куклу”, придумай ей фартук по назначению. Заполняем листы контроля
VII. Итог урока, рефлексия Цель: создание условий для осмысления проделанной работы на уроке; самооценка результатов 1. Проверим себя. Ответы на вопросы (слайд № 21)
1. Какие способы моделирования вы знаете? (изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука, применение художественной отделки, моделирование цветом. 2. Какие виды отделки можно применить при моделировании фартука. 3. Рисунок, выполненный от руки, с соблюдением всех пропорций, как называется? (эскиз) 4. Как называется человек, занимающийся моделированием одежды? (модельер)
Лист самоконтроля (подведение итога)
Фамилия имя | № задания | Сумма баллов | Оценка за урок | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
|
|
|
|
|
|
|
2. Синквейн (слайд № 22) правила написания синквейна
Вы уже знакомы с написанием синквейна, я предлагаю создать синквейн по содержанию нашего урока. Напоминаю правила написания синквейна. Можно взять за основу слово фартук
- 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
- 2 строка – два слова (прилагательные). Описание темы.
- 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
- 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
- 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное. Например:
Фартук Красивый, необходимый Моделировали, украшали, фантазировали Фартук необходим хозяйкам Столовая
VIII. Домашнее задание: (слайд 23) 1. Принести выкройку, ткань. 2. Придумать эскиз своей модели фартука (на основе знаний, полученных на уроке)
Спасибо за работу
Предполагаемые результаты урока:
Личностные: формирование и развитие ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к уроку технологии; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения поставленных задач.
Предметные: знания о различиях моделей и видов отделки фартука; основных способах моделирования фартука, применять основы моделирования на практике.
Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение находить способы решения учебной задачи по моделированию фартука; формулировать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью полученных знаний; формировать умение пользоваться различными средствами; умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
МКОУ Кондинская СОШ
Урок технологии по теме:
Моделирование фартука
Учитель технологии:
Вахонина А. В.
2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Моделирование фартука»
Цель: Ознакомить учащихся с элементами моделирования швейных изделий. Научить выполнять простейшее ...
Урок "Моделирование фартука" 5 класс
До проведения занятия по теме «Моделирование фартука» в 5 классе учащиеся уже научились строить чертеж. Теперь они должны получить представление о моделировании швейных изделий, ознакомить...
План-конспект урока. «Моделирование фартука»
Комбинированный урок-урок практическая работа. Данная форма позволяет моделировать все этапы проблемного изучения в конкретной теме. На данном уроке гармонично сочетаются проблемный ...
План-конспект урока. «Моделирование фартука»
Комбинированный урок-урок практическая работа. Данная форма позволяет моделировать все этапы проблемного изучения в конкретной теме. На данном уроке гармонично сочетаются проблемный ...
план конспект урока "Моделирование фартука "5 класс
тема урока "Моделирование фартука"блок "Конструирование и техника пошива фартука"раздел "Технология обработки материала"На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием моделирование, видами моделирован...
План - конспект урока "Моделирование фартука"
5 классТема урока: «Моделирование фартука».Модуль: «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов».Раздел: «Проектирование швейного изделия».Тип урока: урок систематизации и обобщения ...
Презентация к уроку "Моделирование фартука" 5 класс
Тема «Моделирование фартука» изучается в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».На уроке «Моделирование фартука» в 5 классе учащиеся знакомятся с понятием ...