План - конспект урока "Моделирование фартука"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
5 класс
Тема урока: «Моделирование фартука».
Модуль: «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов».
Раздел: «Проектирование швейного изделия».
Тип урока: урок систематизации и обобщения (1 час)
Методы обучения: метод проектов, словесные, наглядные (презентация, демонстрация моделей), частично-поисковый, практическая работа, системно – деятельностный подход, методы контроля (устный, практический, самоконтроль), информационно - коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Урок разработан для обощения и закрепления пройденного раздела через метод проектов. Действие на уроке проходит как в известной телепередаче «Модный приговор». Ученицы разделены на две группы стилистов, есть адвокат, прокуро, судья и обвиняемый. В роли обвиняемого выступает девочка Маша из мультфильма "Маша и медведь". В практической части ученицы выполняют мини- проект "Фартук для Маши".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока для 5 класса | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 50
План – конспект урока
по технологии (обслуживающий труд)
5 класс.
Тема урока: «Моделирование фартука».
Разработала: учитель технологии Бабуева Чимита Батоевна
I квалификационная категория
г. Комсомольск-на-Амуре
2013-2014 учебный год
План-конспект урока.
Тема урока: «Моделирование фартука».
Модуль: «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов».
Раздел: «Проектирование швейного изделия».
Цели урока:
Образовательные цели:
- способствовать закреплению у учащихся понятий и приёмов моделирования, повторить профессии художник – модельер и модельер – конструктор, познакомить с профессиями стилист, адвокат, прокурор, судья;
- способствовать обобщению у учащихся знаний о сферах трудовой деятельности и профессиях (художник – модельер, модельер – конструктор, стилист, адвокат, прокурор, судья);
- способствовать осознанию и запоминанию учащимися последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
- способствовать формированию и развитию умений и навыков на примере фартука подбирать детали, гармонирующие друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки;
- способствовать формированию представления о назначении фартука;
- способствовать формированию первоначальных навыков приемов моделирования.
Развивающие цели:
- способствовать развитию у учащихся пространственного воображения, творческого и критического мышления;
- способствовать развитию речи учащихся;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, оценивать);
- способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентирования в пространстве, точности и тонкости различения цвета, рисунка, формы);
- способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук).
Воспитательные цели:
- способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств.
- способствовать формированию дисциплинированности, аккуратности, бережного отношения к оборудованию;
- способствовать формированию навыков работы в коллективе;
- воспитывать уважение к работающему человеку.
Оформление доски: дата, тема, цель урока, выписаны термины: модель, моделирование, модельер, эскиз, бейка, кант, кружево, тесьма, аппликация.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: кабинет с магнитной доской, экран, система мультимедиа (презентация), магниты.
Дидактическое оснащение: учебник, рабочая тетрадь ученика, шаблон половины фартука, детали фартука из цветной бумаги разной формы, эскизы, изображения моделей фартуков, ламинированные изображения девочки Маши в полный рост на ф.А3, мини-тест, оценочный лист, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей, скотч, магниты, информационная справка, последовательность выполнения работы.
Методы обучения: метод проектов, словесные, наглядные (презентация, демонстрация моделей), частично-поисковый, практическая работа, системно – деятельностный подход, методы контроля (устный, практический, самоконтроль), информационно - коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, математика, русский язык.
Словарная работа: модель, моделирование, модельер, адвокат, прокурор, судья, обвиняемый, эскиз, бейка, кант, кружево, тесьма, аппликация.
Тип урока: урок систематизации и обобщения (1 час)
План урока.
- Организационный момент (1-2 мин.)
- Краткий обзор пройденного материала по разделу «Проектирование швейного изделия (фартука) (3-4 мин.)
- Актуализация учебного процесса (3-5 мин.)
- Практическая работа (мини-проект) «Моделирование фартука» (20-25 мин.)
- Физкультминутка (через 10 мин. после начала выполнения практической работы) (1-2 мин.)
- Подведение итогов урока. (2-3 мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
- Уборка рабочего места (1 мин.)
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организа-ционный этап (1-2 мин.) | 1. Приветствие: «Здравствуйте, девочки! Присаживайтесь, пожалуйста. Как вы себя чувствуете? Все ли присутствуют? (О явке учащихся отвечают дежурные.) | 1.Приветствие. |
2. Все ли готовы к уроку? (О готовности учащихся к уроку говорят помощники учителя – бригадиры: наличие тетради, эскиза фартука, учебника, цветных карандашей, цветной бумаги, ножниц, клея, скотча). | 2.Все готовы. | |
3. Сегодня обобщающий урок по разделу «Проектирование швейного изделия (фартука)». Вы вспомните, что узнали и чему научились на уроках конструирования и моделирования, и выполните мини – проект. А вот какой это будет мини – проект вы узнаете позже. | ||
II. Краткий повтор пройденного материала (3-4 мин.) | Сначала выполните мини-тест по пройденному материалу? | Выполняют мини-тест. |
Теперь я вас прошу самостоятельно оценить выполненный мини-тест (на экране правильные ответы) и поставить себе оценку по следующим критериям: (на экране). У кого оценка «5», «4», «3»? (слайд 1) | Ученицы поднимают руки. | |
Спасибо, девочки! Молодцы! |
III. Актуализация учебного процесса (3-5 мин.). | Сегодня нас ждет интересная творческая работа. Мне самой это занятие очень нравится. Я постараюсь сделать так, чтобы и вам сегодня было интересно. Какое задание вы выполняли на прошлом уроке? | Мы моделировали фартук по моделям, представленным в учебнике. |
Какое было домашнее задание? | Выполнить эскиз фартука, который нам нравится. | |
Как вы думаете, какое задание сегодня вы будете выполнять? | Моделировать фартук по своим моделям. | |
Я думаю, теперь вы сможете озвучить тему нашего урока. | Тема урока: «Моделирование фартука» | |
(слайд 2). Молодцы! Угадайте, в какой телепередаче звучит эта музыка? (звучит фрагмент музыки). Действие на уроке будет происходить как в известной телепередаче «Модный приговор». Сегодня вы выступите в роли художника-модельера, модельера-конструктора, стилиста, адвоката, прокурора. А роль судьи я оставлю себе. | Из телепередачи «Модный приговор? | |
Как вы думаете, чем занимаются люди этих профессий? (слайды 3-4) (На столе у учащихся есть информационная справка, по которой они могут отвечать) | Художник-модельер - человек, создающий новые модели одежды, изображая их в эскизе. Моделье́р-конструктор - специалист по изготовлению новых моделей одежды. Стилист по одежде, или сейчас чаще называют персональный шоппер - специалист, который составляет клиенту гардероб, подбирая его компоненты в магазинах готовой одежды и аксессуаров. Адвокат - это независимый профессиональный советник по правовым вопросам. В суде выступает в роли защитника обвиняемого. Прокурор - главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения... Судья - носитель судебной власти, наделен полномочиями осуществлять правосудие. | |
Все правильно! Сейчас мне нужен 1 прокурор и 1 адвокат (лучше выбрать детей коммуникабельных и легко ориентирующихся по данному разделу) и две группы стилистов (учащиеся уже разделены на две группы). А кого же еще в нашем судебном процессе не хватает? | Обвиняемого! | |
А кто это? (слайд 5) (На столе у учащихся есть информационная справка, по которой они могут отвечать) | Обвиняемый – это человек, который обвиняется в совершении преступления, но вопрос о его виновности еще не решен, этот вопрос предстоит решить. | |
Правильно! Сейчас посмотрим фрагмент из известного м/ф. (слайд 6) | Просмотр фрагмента м/ф. | |
Так кто же сегодня выступает в роли обвиняемой? (слайд 7) | Девочка Маша! | |
Уважаемый прокурор предъявите обвинение. | Прокурор: Маша обвиняется в том, что варила кашу без фартука, т.е. не соблюдала санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи. | |
Что может сказать сторона защиты? | Адвокат: во-первых, Маша еще маленькая и не знает, что при приготовлении пищи нужно одевать фартук, и во-вторых, у Маши просто еще нет своего фартука. | |
IV.Практическая работа (мини-проект) «Моделирование фартука» (20-25 мин.) | Я думаю, это легко можно исправить. У нас есть две команды стилистов. Уважаемые стилисты, вы уже догадались, что вам нужно сделать? | Да, нам нужно создать модель фартука, который Маша будет использовать для выполнения домашних работ. |
Молодцы! Теперь вы сможете сформулировать цель нашего урока. (слайд 8) | Цель урока: разработать модель фартука для выполнения кулинарных работ. | |
Молодцы! Вам предстоит выполнить мини - проект “Фартук для Маши” (слайд 9) и защитить его. Скажите, что называется творческим проектом? Вводный инструктаж: (слайд 10) Посмотрите варианты сочетания отделки и формы в фартуках (слайды 14-15) | Творческий проект – это творческая индивидуальная или групповая самостоятельная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Учащиеся вспоминают правила сочетания цветов, формы и отделки. | |
Фартуки по крою делятся на три группы, какие? (слайды 12) | С нагрудником, без нагрудника и цельнокроеные. | |
Но поскольку для себя вы будете учиться изготавливать фартук с нагрудником, то и для Маши выберем модель фартука с нагрудником. При разработке фартука не забудьте про правило моделирования (слайд 16). | Учащиеся вспоминают правило моделирования. | |
У вас на столе есть шаблоны фартука, детали фартука (нагрудник, нижняя часть, карман) разной формы и цвета, цветная бумага, ножницы, клей, скотч. | Ответы учащихся | |
Правила оформления практической работы. Последовательность выполнения мини-проекта есть у вас на столе (слайд 17). (Дополнительное задание для одарённых детей (индивидуально): по любой из представленных моделей фартуков или по собственным эскизам моделей фартуков выполнить свой мини-проект). (Задание для слабоуспевающих детей: подобрать готовые детали фартука для выбранной модели и наклеить в тетрадь). Девочки, в конце работы прошу вас заполнить оценочный лист, который есть у каждой на рабочем столе. | Разработка моделей осуществляется в следующем порядке: | |
V. Физкультминутка (1-2 мин.) | Перед тем, как вы приступите к выполнению задания, предлагаю немного передохнуть, выполнив несколько упражнений для тела и глаз (слайд 18). | Выполняют упражнения. |
Практическая работа (мини-проект) «Моделирование фартука» | Пока стилисты выполняют задание, я прошу адвоката и прокурора составить дополнительные вопросы по пройденному разделу (у каждого из них на столе есть подсказка - перечень терминов), а также прошу помочь стилистам в выполнении работы. Провожу текущий инструктаж, контролирую правильность, аккуратность выполнения работы, слежу за соблюдением Т.Б. | Выполняют работу. |
Во время защиты проекта адвокат и прокурор задают дополнительные вопросы каждой команде стилистов. Задача прокурора: выявить недостатки модели фартука, задача адвоката: отметить преимущества. Оценка за урок прокурору и адвокату выставляется в соответствии с тем, насколько они справились со своей ролью. | Защита проектов: учащиеся демонстрируют выполненную работу, дают краткое описание, обосновывают выбор данной модели. | |
VI. Подведение итогов урока. (2-3 мин.) | 1. Отметить наиболее удачные работы. | а) … б) Научились моделировать фартук. в) Чтобы мы могли самостоятельно конструировать и моделировать фартук. |
3. Выставление оценок. Критерии оценки: - активная работа на уроке, - соблюдение Т.Б., - полностью и аккуратно выполненная работа, - заполненный каждой ученицей оценочный лист, который был выдан вначале работы. Девочки, все молодцы! Я благодарю вас за активную работу! | ||
VII. Домашнее задание. (1 мин.) | (Слайд 20) Выполнить моделирование своего фартука: 4. Принести рабочую коробку, ткань для фартука (постирать и проутюжить), чертеж фартука в М 1:1 с нанесенными фасонными линиями. | Записывают в дневник или в тетрадь. |
VIII. Уборка рабочего места (1 мин.) | Теперь приведите, пожалуйста, в порядок свое рабочее место. Спасибо, девочки! Все молодцы! | Убирают рабочее место |
Критерии оценки за урок:
- Организация рабочего места;
- Применение теоретических знаний на практике;
- Самостоятельность выполнения операций;
- Умение использовать конструкторско-технологическую документацию;
- Качество выполненной работы (операции);
- Соблюдение последовательности выполнения операций;
- Время, которое затратил школьник на выполнение задания;
- Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции;
- Защита проекта.
Мини – тест «Повторение пройденного материала по разделу «Проектирование швейного изделия (фартука)».
Класс _______Ф.И. ________________________
Обведи кружком правильный ответ.
1.С чего начинается изготовление швейного изделия?
а) с изображения эскиза; б) со снятия мерок.
2.Какие мерки, необходимы для построения чертежа фартука?
а) Дтс, Оп, Др, Сш, Шп; б) Дпт, Ст, Сб, Ди, Шг.
3.В каких масштабах вы выполнили чертеж фартука?
а) М 1:4 и М 1:1; б) М 1:2 и М 1:1.
4.Назовите детали фартука.
а) нагрудник, нижняя часть фартука, бретели и пояс;
б) передник, нагрудник, фартук, пояс, бретели.
5.Какие детали имеют линию середины?
а) детали пояса и бретели; б) детали нагрудника и нижней части фартука.
6. Что называется конструированием швейного изделия?
а) Это построение чертежа изделия; б) Это построение основы чертежа швейного изделия.
7. Что такое моделирование швейного изделия?
а) Это процесс изменения основы чертежа швейного изделия в соответствии с выбранной моделью;
б) Это изменение основы чертежа изделия.
Поставь себе оценку по следующим критериям:
- Все ответы верны – «5»
- Один неверный ответ – «4»
- Два неверных ответа – «3»
- Три неверных ответа – «2» Оценка:
Информационная справка
Художник-модельер - человек, создающий новые модели одежды, изображая их в эскизе.
Моделье́р-конструктор - специалист по изготовлению новых моделей одежды.
Стилист по одежде, или сейчас чаще называют персональный шоппер - специалист, который составляет клиенту гардероб, подбирая его компоненты в магазинах готовой одежды и аксессуаров.
Адвокат - это независимый профессиональный советник по правовым вопросам. В суде выступает в роли защитника обвиняемого.
Прокурор - главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения...
Судья - носитель судебной власти, наделен полномочиями осуществлять правосудие.
Обвиняемый – это человек, который обвиняется в совершении преступления, но вопрос о его виновности еще не решен, этот вопрос предстоит решить.
Информационная справка
Художник-модельер - человек, создающий новые модели одежды, изображая их в эскизе.
Моделье́р-конструктор - специалист по изготовлению новых моделей одежды.
Стилист по одежде, или сейчас чаще называют персональный шоппер - специалист, который составляет клиенту гардероб, подбирая его компоненты в магазинах готовой одежды и аксессуаров.
Адвокат - это независимый профессиональный советник по правовым вопросам. В суде выступает в роли защитника обвиняемого.
Прокурор - главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения...
Судья - носитель судебной власти, наделен полномочиями осуществлять правосудие.
Обвиняемый – это человек, который обвиняется в совершении преступления, но вопрос о его виновности еще не решен, этот вопрос предстоит решить.
Термины по разделу «Проектирование швейного изделия (фартука)»: модель, моделирование, фасонные линии, художник-модельер, модельер-конструктор, эскиз, косая бейка, кант, кружево, тесьма, аппликация.
Термины по разделу «Проектирование швейного изделия (фартука)»: модель, моделирование, фасонные линии, художник-модельер, модельер-конструктор, эскиз, косая бейка, кант, кружево, тесьма, аппликация.
Разработка модели фартука осуществляется в следующем порядке: выбрать одну модель фартука в соответствии с критериями, предъявленными к фартуку для Маши;
дать краткое описание, обосновать выбор данной модели;
подобрать детали фартука из предложенных;
оформить фартук отделкой в соответствии с моделью;
прикрепить готовые детали фартука на изображение Маши;
защитить мини - проект.
Разработка модели фартука осуществляется в следующем порядке:
выбрать одну модель фартука в соответствии с критериями, предъявленными к фартуку для Маши;
дать краткое описание, обосновать выбор данной модели;
подобрать детали фартука из предложенных;
оформить фартук отделкой в соответствии с моделью;
прикрепить готовые детали фартука на изображение Маши;
защитить мини - проект.
Оценочный лист.
Класс ______________
Ф.И. _________________________
Наличие правильных устных ответов | Полностью и аккуратно выполненная работа | Соблюдение техники безопасности | Активность на уроке | Итого за урок |
Оценки выставляются по 5-ти бальной системе.
Оценочный лист.
Класс ______________
Ф.И. _________________________
Наличие правильных устных ответов | Полностью и аккуратно выполненная работа | Соблюдение техники безопасности | Активность на уроке | Итого за урок |
Оценки выставляются по 5-ти бальной системе.
Оценочный лист.
Класс ______________
Ф.И. _________________________
Наличие правильных устных ответов | Полностью и аккуратно выполненная работа | Соблюдение техники безопасности | Активность на уроке | Итого за урок |
Оценки выставляются по 5-ти бальной системе.
Источники информации:
Литература.
- Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2012.
Интернет – ресурсы.
- tehnologi.su
- nsportal.ru
- festival.1september.ru
- uchportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Раскрой фартука" план-конспект
Данный конспект содержит тестовые задания, подробный инструктаж при раскрое фартука....
План-конспект урока. «Моделирование фартука»
Комбинированный урок-урок практическая работа. Данная форма позволяет моделировать все этапы проблемного изучения в конкретной теме. На данном уроке гармонично сочетаются проблемный ...
План-конспект урока. «Моделирование фартука»
Комбинированный урок-урок практическая работа. Данная форма позволяет моделировать все этапы проблемного изучения в конкретной теме. На данном уроке гармонично сочетаются проблемный ...
план конспект урока "Моделирование фартука "5 класс
тема урока "Моделирование фартука"блок "Конструирование и техника пошива фартука"раздел "Технология обработки материала"На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием моделирование, видами моделирован...
план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"
план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"...
План-конспект урока по теме: "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" 5 класс
План - конспект урока по технологии 5 классРаздел программы: Конструирование и моделированиеТема занятия : " Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" Место...