рабочая программа Технология 2- 3 класс, автор Конышева
рабочая программа по технологии на тему
Примерная рабочая программа Технология 2- 3 класс, автор Конышева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_2-3_kl_konysheva.rar | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 4 села Иглино
Муниципальный Район Иглинский район Республики Башкортостан»
«Согласовано» Руководитель РМО ____________________ «____»________201_ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ____________________ «____»____________201_г. | «Утверждаю» Директор __________________________ «___»______________201_г. |
Рабочая программа учебного курса
«Технология»
для 2-3 классов
Авторы: Н.М.Конышева
(УМК «Гармония»»)
Составитель: учитель изобразительного искусства, МХК
Разбежкина Марина Михайловна
2010-2011 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
3. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
4. Авторская программа по технологии Н.М.Конышева, «Чудесная мастерская: учебник для учащихся 2-3 класса начальной школы.4 издание._ Издательство «Ассоциация XXI век».-160с.; ил. 2010г.
5. Обязательный минимум содержания основного общего курса по технологии ;
6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;
Рабочая программа разработана для курса «Технология» во 2 – 4 классах по традиционной образовательной системе образовательной программы «Гармония».
Цель начального курса технологии заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение курса технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Для достижения поставленных целей преподавания технологии в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки) через формирование практических умений;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции;
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в содержательную часть рабочей программы из авторской изменений не внесено.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение технологии во 2- 1 час в неделю, в год 34 часа, а в 3 классе - 2 часа в неделю , 68 часов в год
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры.
Для успешного решения задач курса приобретают навыки работы с линейкой, циркулем, угольником. На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нём, понимать назначение выполняемых заданий.
На уроках применяются технологии традиционного обучения, технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, личностно ориентированного обучения, технология сотрудничества, игровая технология, дифференцированное обучение, ИКТ.
Уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.
Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.
Если содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов в художественно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
Важно, что эти вопросы ученики осваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам.
Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост крупных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6–7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур. Кроме того, в этом возрасте у них ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координация движений руки. Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.
Оценивание различных видов деятельности учащихся: устные ответы, практические работы, выставление поурочных оценок (текущая и тематическая аттестация), триместровых (промежуточная аттестация) и годовых (итоговая аттестация), проводится согласно:
- Положение о критериях оценивания знаний учащихся по общеобразовательным предметам (текущий контроль знаний);
- Положение о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся.
Согласно учебно-методическому комплексу «Гармония» и федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении, используются:
учебники:
- «Технология». 2 класс «Чудесная мастерская», Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2009;
- «Технология». 3 класс «Наш рукотворный мир», Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2009;
- «Технология». 4 класс «Секреты мастеров», Н.М.Конышева., Смоленск «Ассоциация XXI», 2009.
учебные пособия:
- рабочая тетрадь «Технология». 2 класс в 2 ч., Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010;
- рабочая тетрадь «Технология». 3 класс в 2 ч., Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010;
- рабочая тетрадь «Технология». 4 класс в 2 ч., Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010.
.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
Должны знать:
- что такое развёртка объёмного изделия;
- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
- что такое композиция;
- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;
- как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
- что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продёргивания нити;
- швы «вперёд иголку» и «через край».
Должны уметь:
- с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов, чертить простые развёртки;
- читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
- выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;
- выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
- лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
- выполнять изображения в технике барельефа;
- расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
- изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
- выполнять разметку и бахрому на ткани способом продёргивания нитей;
- выполнять разметку на ткани по шаблону, выкраивать детали из ткани;
- выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
- создавать простые фронтальные и объёмные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей, подбирать материалы и способы их обработки;
- анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
- вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;
- придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Должны иметь представление:
- о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
- о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
- о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
- о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;
- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
Должны знать:
- что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;
- что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое ещё осталось им не раскрытым;
- что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией – иначе впечатление от вещи будет не художественным и неприятным;
- что вещи, окружающие человека, обладают определённым «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;
- что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);
- что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;
- что такое силуэтное изображение;
- что такое эстамп.
Должны уметь:
- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
- выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;
- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
- выполнять швы «назад иголку», «стебельчатый», «тамбурный» и использовать их при изготовлении изделий;
- изготавливать изделия из бисера по простым схемам;
- сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;
- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
- изготавливать изделия из различных пластических материалов;
- использовать комбинированные техники в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Должны иметь представление:
- о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
- о значении изучения природных форм и конструкций для конструирования человеком рукотворного мира;
- о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т. е. соответствовать формуле «красота + польза»);
- о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения, универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;
- о приёмах стилизации природных форм в вещах.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Должны знать:
- о том, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- о том, что мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т. е. закономерно;
- наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);
- швы («петельный» и «козлик»).
Должны уметь:
- выполнять швы «петельный» и «козлик», использовать их для решения декоративно-художественных задач;
- вязать крючком цепочку и простое полотно;
- изготавливать аппликацию из соломки; выполнять несложную чеканку по мягкому металлу;
- выполнять более сложные виды бумажной пластики;
- выполнять изделия в техниках плетения из полос и бисероплетения с учётом народных традиций;
- выполнять окантовку картонных заготовок бумагой, изготавливать жёсткий переплёт упрощённого вида;
- обрабатывать различные материалы соответствующими способами;
- творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных конструкторских или художественных задач;
- читать простую технико-технологическую документацию (эскиз, чертёж, схему) и работать по ней;
- самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать его по образцу;
- выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию (на плоскости или в объёме) и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского или художественного плана на основе освоенных технологий работы;
- создавать образный замысел с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале.
Должны иметь представление:
- о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества;
- о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека;
- о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности);
- о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций;
- о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы;
- об утилитарно-конструктивных и декоративно-художественных возможностях различных материалов.
.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Должны знать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств основные источники информации.
Должны уметь:
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
Должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации для решения различных задач;
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник, учебное пособие | Учебники:
|
Дополнительная литература для учителя и учащихся. |
|
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и др.) | Таблицы:
Демонстрационный и раздаточный материал:
|
Оборудование, приборы |
|
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович
В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...
рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника Ю. Н. Макарычев
В программу входят пояснительная записка, региональный компонент, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по алгебре 8 класс автор учебника Ю.Н.Макарычев
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно тематическое планирование....
рабочая программа по алгебре 9 класс автор учебника А.Г. Мордкович
содержит пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование к учебнику выпуска 2010 года...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по технологии 1-4 классы. Автор Конышева Н. М.
Рабочая программа по технологии 1-4 классы. Автор Конышева Н.М....
Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа
В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....