Рабочая программа по курсу предпрофильной подготовки "Человек и профессия" для учащихся 8 и 9 классов
рабочая программа по технологии (8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по профориентации "Человек и профессия", содержит: пояснительную записку, основное содержание и календарно-тематический план, составлена с учетом стандартов основного общего образования, всего 68 часов ( по 34 часа в 8 и в 9 классе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по профориентации | 59.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 58»
«Принято» Руководитель МС ___________ (Ф.И.О.) Протокол № ___ от «____»___ 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ (Кулагина Д.А.) «____»____________2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 58 __________ (Слепова В.В) Приказ № ___ от «___»____2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по__курсу «ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ».
«Профессиональная ориентация учащихся 8 – 9 класса»
на ступень основного общего образования
Составила
_Тихомирова И.П.,
высшая квалификационная категория
Иваново
2016год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по профориентации составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии ;
- сборника программ «Профессиональная ориентация»
Рабочая программа дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы; учебно-методическое обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда. Программа профессиональной ориентации должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда. Курс состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. В ходе работы предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся и обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. По всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, объединения, учебные заведения.
Цели
Изучение в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в выборе ими профиля обучения для продолжения образования на ступени общего (полного) образования, в учреждениях профессионального образования и дальнейшем профессиональном самоопределении.
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда
развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях
формировать позитивный образ жизни, умение ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора.
- освоение важнейших знаний о профессиях, типах и классификациях профессий ;
- овладение умениями ориентироваться в мире профессий, рынке
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе выполнения проектных и творческих работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание ценностного отношения к трудовому становлению как к одному из элементов общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели
- Задачи курса:
- Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
Место предмета в учебном плане
Для изучения учебного предмета «Человек и профессия» на этапе основного общего образования в соответствии с календарным графиком и учебным планом школы отводится 68 часов. В том числе по 34 часа в VIII и IX классах, из расчета – 1 учебный час в неделю (34 учебные недели).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально – волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представление: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В процессе изучения курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, демонстрация кино и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение кроссвордов и др. В этом направлении приоритетами для курса «Профессиональная ориентация» является использование различных источников информации.
Результаты обучения
Наиболее значимыми результатами профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должны стать как расширение общего поля ключевых компетенций, так и формирование отдельных компетентностей, значимых для профессионального самоопределения подростка, которые конкретизируются через готовность:
Прогнозировать и планировать свои профориентационно значимые действия;
Действовать в социуме и рабочей группе;
Вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально- производственного окружения;
Противостоять манипулятивному влиянию;
Презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг;
Анализировать и интерпретировать содержание общего среднего образования.
Аттестация учащихся проводится по полугодиям по пятибальной системе оценивания. В оценку входит: ведение тетради, участие в семинарах, выполнение кроссвордов, практических работ, проектов и творческих работ, отчеты по экскурсиям, выполнение презентаций.
- Основное содержание.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Профессиональное самоопределение и карьера
Изучение рынка труда и профессий: КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ТРУДА И ПРОФЕССИЙ, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СЛУЖЕБНОГО РОСТА. ВОЗМОЖНОСТИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО И СЛУЖЕБНОГО РОСТА. Характер профессионального образования И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства.
Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.
Современное производство и профессиональное образование
Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труда на производстве. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Приоритетные направления развития техники и технологий. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе профессии. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов | |||
Классы | 8 класс | 9 класс | итого |
Обязательный минимум содержания | |||
Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
Внутренний мир человека и возможности его познания | 2 | ||
Познавательные процессы и способности личности. | 6 | ||
Многообразие мира профессий | 1 | 10 | 11 |
Представление о себе и проблема выбора профессии | 2 | ||
Психология личности. | 6 | ||
«Секреты» выбора профессии (хочу – могу – надо) | 2 | ||
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 3 | ||
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») | 3 | ||
Социальные проблемы труда («надо») | 4 | ||
Социально-психологический портрет современного профессионала | 2 | ||
Анализ профессий. | 3 | ||
Здоровье и выбор профессии | 1 | ||
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности | 2 | ||
Темперамент в профессиональном становлении личности | 2 | ||
Ведущие отношения личности и типы профессий | 2 | ||
Профессиональное самоопределение. | 7 | ||
Подготовка к будущей карьере. | 2 | ||
Эмоциональные состояния личности | 2 | ||
Творческие отчеты. Презентации. | 2 | 2 | 4 |
Практическая часть | 12 | 4 | 16 |
Итого | 34 | 34 | 68 |
Основное содержание курса « Человек и профессия» (8 класс)
- Вводное занятие – 1 ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «В мире профессий. Кем быть?»
Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
- Внутренний мир человека и возможности его познания – 2 ч.
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.
Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
- Многообразие мира профессий – 1ч.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Практическая работа. Интернет. Видеоролики «Мир профессий». Составление словаря профессий.
- Представление о себе и проблема выбора профессии – 2 ч.
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические процедуры. Методика «Кто Я ?»
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «Я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение реального и идеального «я»).
- «Секреты» выбора профессии (хочу – могу – надо) – 2 ч.
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам.
6. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 3 ч
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
7. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 3 ч.
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.
8. Социальные проблемы труда («надо») — 4 ч.
Разделение труда. Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
Содержание и характер труда. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.
Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
Процесс и условия труда. Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.
9. Социально-психологический портрет современного профессионала — 2 ч.
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
10. Анализ профессий — 3 ч.
Основные признаки профессиональной деятельности .
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.
Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
Классификация профессий .
Способы классификации профессий.
Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий.
11. Здоровье и выбор профессии — 1 ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 2 ч.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
Диагностические процедуры. Тесты.
13. Темперамент в профессиональном становлении личности — 2 ч.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
14. Ведущие отношения личности и типы профессий — 2 ч.
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру.
15. Эмоциональные состояния личности — 2 ч.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения».
Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
16. Творческие отчеты. Презентации. — 2 ч.
Презентация творческих работ учащихся. Оценка и самооценка работ. Подведение итогов.
Основное содержание курса «Человек и профессия». (9 класс)
I. Введение. (1 ч)
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
II. Познавательные процессы и способности личности (6 ч)
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти.(запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
III. Психология личности (6 ч)
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий (10 ч)
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
V. Профессиональное самоопределение (7 ч)
Развитие личности и профессиональное самоопределение. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере (2 ч)
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
VII. Обобщение (2 ч)
Построение личного профессионального плана. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии. Творческие, проектные работы. Презентации.
Учебно – методическое обеспечение.
1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.
2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1999.
3. Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.
4. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.
5. Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. — М., 1998.
6. Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990. Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.
7.Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.
Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989.
8. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.
Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.
9. Классные часы: 8, 9 класс / автор-составитель А.В.Давыдова.- М., ВАКО, 2012 (Учебный год)
10. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников. Автор-составитель А.В.Кореко, Волгоград, Учитель, 2010
11. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В,Д.Симоненко/ автор-составитель А.Н.Бобровская. –Волгоград:Учитель,2009
12. П.М.Горев, В.В.Утемов. Двадцать хитроумных задачек Совенка. Учебное пособие.Киров, 2015
Оборудование и приборы
- Печатные пособия (таблицы, схемы, раздаточный материал, дидактические материалы)
- Экранно-звуковые средства: электронные образовательные средства на компакт-дисках, видеофильмы, презентации.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 58»
«Принято» Руководитель МС ___________ (Ф.И.О.) Протокол № ___ от «____»___ 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ (Кулагина Д.А.) «____»____________2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ № 58» __________ (Слепова В.В.) Приказ № ___ от «___»____2016 г. |
Календарно-тематическое планирование по _курсу «Человек и профессия»
на 2016 - 2017 учебный год
Класс _8_
Учитель Тихомирова И.П.
Количество часов в неделю ___1__час
учебник Технология. Твоя профессиональная карьера (8-9 класс). под редакцией С.Н.Чистяковой
Москва, Просвещение, 2011
Календарно-тематический план курса «Человек и профессия»
№ | № тем | Наименование разделов и тем | Элемент содержания | всего часов | дата | корректировка | |
план | факт | ||||||
Вводное занятие | 1 | ||||||
1 | 1 | Вводное занятие. Программа курса. | Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии. | ||||
Внутренний мир человека и возможности его познания | 2 | ||||||
2 | 1 | Внутренний мир человека и возможности его познания. | Пути получения профессионального образования. | ||||
3 | 2 | Практическая работа.№1. Составление «дерева» профессиональных качеств личности. | Познай самого себя. Кто Я? Каков Я? Самонаблюдения, эксперимент. | ||||
Многообразие мира профессий | 1 | ||||||
4 | 1 | Многообразие мира профессий. | Региональный рынок труда и образовательных услуг. | ||||
Представление о себе и проблема выбора профессии | 2 | ||||||
5 | 1 | Представление о себе и проблема выбора профессии | Образ «Я» как система представлений о себе. Учет качеств личности при выборе профессии. | ||||
6 | 2 | Практическая работа №2. | Методика «Кто я?» | ||||
«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») | 2 | ||||||
7 | 1 | Общее понятие о профессии, специальности, должности. | Понятие о специальности и квалификации работника. | ||||
8 | 2 | Практическая работа №3. | Распределение профессий, специальностей и должностей по соответствующим группам. | ||||
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 3 | ||||||
9 | 1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе. | Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. | ||||
10 | 2 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» (торговое дело, работа с детьми) | Профессиональная проба- этап профес. самоопределения, индикатор правильности выбора | ||||
11 | 3 | Практическая работа №4. | Опросник профессиональной готовности. | ||||
Возможности личности в профессиональной деятельности «могу» | 3 | ||||||
12 | 1 | Возможности личности в профессиональной деятельности | Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. | ||||
13 | 2 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» | Профессиональная проба- этап профес. самоопределения, индикатор правильности выбора | ||||
14 | 3 | Практическая работа №5. | Знакомство с описаниями профессий. | ||||
Социальные проблемы труда («надо») | 4 | ||||||
15 | 1 | Процесс и условия труда. Разделение труда | Сферы современного производства. Разделение труда на производстве. | ||||
16 | 2 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника» (деревообработка, швейное дело) | Профессиональная проба- этап профессионального самоопределения, индикатор правильности выбора. | ||||
17 | 3 | Содержание и характер труда | Основные составляющие производства. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. | ||||
18 | 4 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника» | Профессиональная проба- этап профес. самоопределения, индикатор правильности выбора | ||||
Социально-психологический портрет современного профессионала | 2 | ||||||
19 | 1 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа» (растениеводство) | Профессиональная проба- этап профес. самоопределения, индикатор правильности выбора | ||||
20 | 2 | Практическая работа №6. | Знакомство с описаниями профессий. | ||||
Анализ профессий | 3 | ||||||
21 | 1 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа» | Профессиональная проба- этап профес. самоопределения, индикатор правильности выбора | ||||
22 | 2 | Классификация профессий | Многообразие мира профессионального труда. | ||||
23 | 3 | Практическая работа №7. | Определение профессии по описанию. | ||||
Здоровье и выбор профессии | 1 | ||||||
24 | 1 | Здоровье и выбор профессии. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» (выполнение канцелярских работ) | Здоровье и выбор профессии. Профессиональная проба- этап профес. самоопределения, индикатор правильности выбора | ||||
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности | 2 | ||||||
25 | 1 | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» | Свойства нервной системы. Профессиональная проба- этап профес. самоопределения, индикатор правильности выбора | ||||
26 | 2 | Диагностические процедуры. | Теппинг – тест. | ||||
Темперамент в профессиональном становлении личности | 2 | ||||||
27 | 1 | Ведущие отношения личности и типы профессий. | Профессиональная проба- этап профес. самоопределения, индикатор правильности выбора | ||||
28 | 2 | Диагностические процедуры. | Методика диагностики по Айзенку. | ||||
Ведущие отношения личности и типы профессий | 2 | ||||||
29 | 1 | Отношение к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. | Профессиональная проба- этап профес. самоопределения, индикатор правильности выбора | ||||
30 | 2 | Диагностические процедуры. | Методика «Уровень субъективного контроля» | ||||
Эмоциональные состояния личности | 2 | ||||||
31 | 1 | Эмоциональные состояния личности. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек -художественный образ» | Профессиональная проба- этап профес. самоопределения, индикатор правильности выбора | ||||
32 | 2 | Практическая работа №8. | Самонаблюдение за динамикой настроения. | ||||
Творческие работы. Презентации. | 2 | ||||||
33 | 1 | Творческие отчеты. | Самооценка и оценка презентации выполненных учебных работ. | ||||
34 | 2 | Творческие отчеты. | Самооценка и оценка презентации выполненных учебных работ. | ||||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 58»
«Принято» Руководитель МС ___________ (Ф.И.О.) Протокол № ___ от «____»___ 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ (Кулагина Д.А.) «____»____________2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ № 58» __________ (Слепова В.В) Приказ № ___ от «___»____2016 г. |
Календарно-тематическое планирование по _курсу «Человек и профессия»
на 2016 - 2017 учебный год
Класс _9_
Учитель Тихомирова И.П.
Количество часов в неделю ___1__час
учебник : 8-9 класс, Технология. Твоя профессиональная карьера. под редакцией С.Н.Чистяковой
Москва, Просвещение, 2011
Календарно-тематический план курса «Человек и профессия»
№ | № тем | Наименование разделов и тем | Элемент содержания | всего часов | дата | корректировка | |
план | факт | ||||||
Введение. Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | ||||||
1 | 1 | Введение. Профессия в жизни человека. | Важность выбора профессии в жизни человека. Ориентировочная анкета. Профессиональная карьера. | ||||
Познавательные процессы и способности личности. | 6 | ||||||
2 | 1 | Память. Способность к запоминанию. Внимание. | Общее представление о памяти и внимании. Условия их развития. | ||||
3 | 2 | Практическая работа№1. | Методика «Воспроизведение рядов цифр», «Отыскание чисел» | ||||
4 | 3 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение | Методика «Сложение фигур» | ||||
5 | 4 | Мышление. | Тест Равена | ||||
6 | 5 | Интеллектуальные способности и успешность труда. | Методика «Интеллектуальная лабильность». Успешность профессионального труда. | ||||
7 | 6 | Способности. Виды способностей и условия развития. | Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. | ||||
Психология личности | 6 | ||||||
8 | 1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. | Общее представление о нервной системе и ее свойствах. Ограничения пр выборе некоторых профессий.(Теппинг – тест.) | ||||
9 | 2 | Характер. Самооценка | Волевые качества личности. Методики самооценки личности. | ||||
10 | 3 | Профессиональное самоопределение. | Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах проф. деятельности. | ||||
11 | 4 | Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. | Человеческие ресурсы. Образ «Я» как система представлений о себе. Потребности, их виды. | ||||
12 | 5 | Общение. Деловое общение. | Виды общения. Особенности деловых контактов в труде. | ||||
13 | 6 | Конфликт. Виды конфликтов, способы разрешения. | Конфликты, пути разрешения ситуаций. Эмоции и чувства , их функции в професс. деятельности. | ||||
Мир профессий | 10 | ||||||
14 | 1 | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. | Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. | ||||
15 | 2 | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. | Предмет, цели, средства и условия труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. | ||||
16 | 3 | Классификация профессий. | Классификация профессий. Способы классификации профессий. | ||||
17 | 4 | Формула профессии. Понятие профессиограммы. | Прфессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. | ||||
18 | 5 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. | ||||
19 | 6 | Человек среди людей. Типы профессий «человек – человек». | Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов. | ||||
20 | 7 | Характеристика профессий типа «человек – техника» | Профессии, связанные с обработкой текстильных, конструкционных и поделочных материалов. | ||||
21 | 8 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ. | ||||
22 | 9 | Характеристика профессий типа «человек – природа» | Человек в новых социально-экономических условиях. | ||||
23 | 10 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | Индивидуальные стили кодирования и переработки информации. | ||||
Профессиональное самоопределение | 7 | ||||||
24 | 1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе. | Потребности и мотивы как условие активности личности. («хочу») | ||||
25 | 2 | Практическая работа№2. | |||||
26 | 3 | Возможности личности в профессиональной деятельности. | Учет качеств личности при выборе при выборе профессии. («могу»). Специальные способности. Профпригодность. | ||||
27 | 4 | Практическая работа №3. | Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) | ||||
28 | 5 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах | Рынок, его функции и структура. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. («надо») | ||||
29 | 6 | Выбор профессии на основе самооценки и анализа. | Региональный рынок труда и образовательных услуг. Анализ составляющих «хочу» – «могу» – «надо» | ||||
30 | 7 | Мотивационные факторы выбора профессии. Рекомендации. | Учет качеств личности при выборе профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. | ||||
Подготовка к будущей карьере | 2 | ||||||
31 | 1 | Самообразование и профессиональное совершенствование. | Понятие о должности и профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетенции.Возможности квалификационного роста. | ||||
32 | 2 | Практическая работа№4. | Анализ личного профессионального плана. Оценка способности школьника к выбору профессии. | ||||
Обобщение | 2 | ||||||
33 | 1 | Построение личного профессионального плана. | Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. | ||||
34 | 2 | Творческие отчеты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 7 класса "Grammar in use"
Данная программа разработана в поддержку основного УМК "Enjoy English" M.З.Биболетовой для учащихся 7 класса и предназначена для более глубокого изучения грамматики английского языка. Может служить по...
Рабочая программа элективного курса "Газета - это интересно" для учащихся 11 класса
Элективный курс для учащихся 11 класса "Газета - это интересно" помогает старшеклассникам развить полученные в школе навыки чтения и устной речи. Обсуждение проблем современной жизни помогает активизи...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса
Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса...
Рабочая программа учебного курса "Геометрия вокруг нас" для учащихся 5 класса
Рабочая программа учебного курса "Геометрия вокруг нас" для учащихся 5 класса. Программа разработана в условиях требований ФГОС....
Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
Рабочая программа для учащихся 1 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...
Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
Рабочая программа для учащихся 2 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...