Рабочая программа учебного курса "Геометрия вокруг нас" для учащихся 5 класса
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса "Геометрия вокруг нас" для учащихся 5 класса. Программа разработана в условиях требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_vokrug_nas.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Судженская основная общеобразовательная школа №36»
Приложение к ООП ООО,
утвержденной приказом
МБОУ «Судженская ООШ №36»
№__от «___» ___________2017г.
Рабочая программа
учебного курса
«Геометрия вокруг нас»
для учащихся 5 класса
Количество часов-35 часов
Принята
Педагогическим советом
Протокол №____
От «__»_________2017г
Согласовано с заместителем по УВР
____________Е. Г. Иванова
«__»____________2017г
2017г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Математика 5-6 класс. Сборник рабочих программ ФГОС», автор Бурмистрова Т.А. М: Просвещение, 2014 г., И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: М.: Дрофа, 2011.
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих детей непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так, ученики VII класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. Поэтому разумное разделение этих трудностей способствует успешному усвоению школьниками геометрии. Одним из способов такого разделения является двукратное изучение курса геометрии.
Первая стадия изучения — интуитивная — основана на системе общих представлений о фигурах (свойствах, классах, действиях и т.д.). Иначе эту ступень можно рассматривать как визуальную (наглядную), а систему представлений – как набор образов, готовых к актуализации в повседневной жизни, творчестве, познавательной деятельности, в частности в дальнейших более серьезных занятиях геометрией. Это — ядро, сердцевина геометрического образования, формируемое вне зависимости от программы, учителя, отношения ученика к предмету.
Основы системы геометрических представлений заложены в человеке самой природой и развиваются, начиная с первых дней его жизни. Школьная геометрия может и должна укрепить это ядро, заполнив пустоты в системе представлений, сделав ее универсально функциональной, непротиворечивой, пополняемой в процессе продолжения образования. В школе это ядро наращивается за счет остаточных знаний при изучении предмета, а в дальнейшем – за счет бытовых и профессиональных навыков и опыта, являясь существенным элементом общей образованности и культуры.
Вторая стадия — логическая, опирающаяся на первую, построена на системе абстрактных терминов, понятий, высказываний не только об объектах (фигурах), но и о логических операциях, задачах и методах их решения, научных теориях. Эту ступень геометрического образования удается преодолеть далеко не всем учащимся (особенно без предварительного уверенного “взятия” первой ступени), и зачастую не столько из-за отсутствия у них математических способностей, сколько из-за отсутствия мотивации в ее преодолении.
Сегодня в школе геометрия обрушивается на учащегося лавиной совершенно чуждых его “гуманитаризированному” сознанию терминов и логических конструкций, вызывая мотивационный вакуум. Интуитивная геометрическая база среднего ученика настолько скудна и бессвязна, что в целом можно говорить о “геометрическом коллапсе”, наблюдающемся в российской школе. В итоге после ее окончания уровень общих геометрических представлений ученика почти не меняется по сравнению с дошкольным, а пополняется лишь обрывками знаний, относимых нами ко второй ступени.
Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Контроль знаний учащихся осуществляется через ряд практических работ.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие
- внимательность;
выражать положительное отношение к процессу познания;
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- применять правила делового сотрудничества:
- сравнивать разные точки зрения;
- считаться с мнением другого человека;
- проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику;
- формирование культуры работы с графической информацией;
Метапредметные результаты:
- анализировать условие задачи и выделять необходимую для ее решения информацию; находить информацию, представленную в неявном виде; преобразовывать объекты в соответствии с заданными образцами; выстраивать логическую цепочку рассуждений;
- переносить взаимосвязи и закономерности с одних объектов и действий на другие по аналогии;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; представлять зависимости между различными величинами в виде формул; вычислять площадь объекта, состоящего из нескольких частей; вычислять площади объектов в форме многоугольников при решении бытовых задач; использовать чертежные инструменты для создания графических объектов при решении бытовых задач;
- читать диаграммы, представлять информацию в виде диаграмм.
Предметные результаты:
- уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
- усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
- уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
владеть алгоритмами простейших задач на построение
овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Название тем | Количество часов | Темы практических работ |
1 | Повторение | 6 | «Измерение углов многоугольника» |
2 | Параллельность и перпендикулярность | 4 | |
3 | Задачи на построение. | 4 | «Построение проекций» |
4 | Координатная плоскость. | 5 | Создание и разгадывание рисунка. |
5 | Симметрия. | 6 | |
6 | Замечательные кривые. | 4 | |
7 | Занимательная геометрия | 6 | «Шифровка» |
ИТОГО | 35 |
1. Повторение. (6часов) Обзор основных тем 4 класса: конструирование, геометрические головоломки, измерение длин, площадей и объёмов. Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников, лист Мёбиуса, и др. Пространство и его размерность.
2. Параллельность и перпендикулярность. (4 часа) Параллелограмм, его свойства. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, понятие «золотого сечения».
3. Задачи на построение. (4 часа) Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. Основная цель: сформировать у учащихся навыки построения циркулем и линейкой. Фигурки из куба и его частей..
4. Координатная плоскость. (5часов) Координаты.
Решение задач на построение точек на координатной плоскости, рисование по координатам и наоборот – разгадывание зашифрованного с помощью координат рисунка.
5. Симметрия. (6 часов) Зеркальное отражение. Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники.
Основная цель: сформировать у учащихся навыки работы с симметричными фигурами, научить их самих создавать бордюры, паркеты, орнаменты, находить их в природе, быту и т.д.
Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники. Изготовление правильных многогранников.
6. Замечательные кривые. (4 часа) Зашифрованная переписка. Задачи со спичками Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги.
Основная цель: расширить кругозор в познании замечательных кривых, их особенностей и приложений.
Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги
7. Занимательная геометрия (6 часов).
Основная цель: закрепить навыки образного мышления, графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи.
Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры.
Тематическое планирование
№ п/п | № по разделу | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Раздел 1. Повторение | 6 | ||
1 | 1.1 | Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов. | |
2 | 1.2 | Пространство и его размерность. П.р. «Измерение углов многоугольника» | |
3 | 1.3 | Углы смежные и вертикальные, сумма углов многоугольника | |
4 | 1.4 | Разрезание фигуры на равные части | |
5 | 1.5 | Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников, лист мёбиуса, и др. | |
6 | 1.6 | Головоломки геометрические | |
Раздел 2. Параллельность и перпендикулярность | 4 | ||
7 | 2.1 | Параллельность и перпендикулярность | 1 |
8 | 2.2 | Рассмотреть свойства параллелограмма, | |
9 | 2.3 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью треугольника, циркуля и линейки, | |
10 | 2.4 | Рассмотреть понятие «золотого сечения». Задачи на построение | |
Раздел 3. Задачи на построение. | 4 | ||
11 | 3.1 | Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. | |
12 | 3.2 | Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. | |
13 | 3.3 | Проекции куба и его частей | |
14 | 3.4 | Практическая работа «Построение проекций» | |
Раздел 4. Координатная плоскость. | 5 | ||
15 | 4.1 | Координаты | |
16 | 4.2 | Решение задач на построение точек на координатной плоскости, определение координат точек на плоскости | |
17 | 4.3 | Полярные координаты. | |
18 | 4.4 | Работа в полярных координатах | |
19 | 4.5 | Практическая работа по созданию и разгадыванию рисунка, заданного своими координатами в декартовых и полярных координатах. | |
Раздел 5. Симметрия | 6 | ||
20 | 5.1 | Зеркальное отражение | |
21 | 5.2 | Бордюры и орнаменты | |
22 | 5.3 | Симметрия помогает решать задачи. | |
23 | 5.4 | Правильные многогранники Изготовление правильных многогранников | |
24 | 5.5 | Построение симметричных точек на координатной плоскости. | |
25 | 5.6 | Решение задач с использованием свойств симметрии | |
Раздел 6. Замечательные кривые. | 4 | ||
26 | 6.1 | Кривые дракона. | |
27 | 6.2 | Лабиринты. | |
28 | 6.3 | Геометрия клетчатой бумаги | |
29 | 6.4 | Геометрический тренинг. Фигуры одним росчерком пера. | |
Раздел 7. Занимательная геометрия | 6 | ||
30 | 7.1 | Зашифрованная переписка | |
31 | 7.2 | Практическая работа «Шифровка» | |
32 | 7.3 | Задачи со спичками, кроссворды | |
33 | 7.4 | Занимательные задачи | |
34 | 7.5 | Итоги года: творческий отчёт. Поделки творческие «Геометрия вокруг нас» | |
35 | 7.6 | Итоги года: творческий отчёт. Поделки творческие «Геометрия вокруг нас» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «История» для учащихся 6 классов с использованием Электронного Образовательного Комплекса "Живой урок"
Аннотацияк рабочей программе по истории для 6 класса Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы...
Рабочая программа модуля "Математика вокруг нас". 5 класс
Введение новых стандартов для изучения математики выдвигает требования к обоснованию содержания и структуры базового и дополнительного компонентов в образовании. Разработанные учебные программы и на и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Математика» для учащихся 5-6-х классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Математика»для учащихся 5-6-х классов...
рабочая программа учебного предмета «Биология» для учащихся 5-9 общеобразовательных классов
Программа разработана в соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Надыма» для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 ...
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для учащихся 8-9 общеобразовательных классов
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмет...
Рабочая программа учебного курса по выбору учащихся по геометрии в 7 классе "Наглядная геометрия"
Актуальность программыкруса по выбору учащегося "Наглядная геометрияя" заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника. Данная программа позволяе...
Рабочая программа факультатива «Мир вокруг нас» 8 класс
Рабочая программа факультативного курса по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Воспитания и социализац...
Комментарии
Интересная программа, будет
Интересная программа, будет ли продолжение в 6 классе. Сколько лет преподаете по этой программе? Есть ли результаты? По какому УМК планируете преподавать геометрию в 7 классе?
По образованию я учитель
По образованию я учитель начальных классов. Эту программу составляла с целью помочь ребятишкам, которых выпустила в 5 класс. Чтобы их не бросать, решила взять учебный курс по предмету геометрия, так как знаю, что в большинстве случаев проблемы именно по этому предмету. Им нравится, а мне большего и не надо.