Внеурочная деятельность для учителя технологии
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Дьякова Ольга Павловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masteritsa_2016.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа по внеурочной деятельности «Город Мастеров»  - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа  рассчитана на детей с 11 до 14 лет, то есть с 5 класса по 8 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

        Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Научить ребёнка создавать поделки из природного материала, джинсовой ткани, пластиковых бутылок, не пригодных для использования металлических кастрюль и чайников, полиэтиленовых пакетов и соломы, старой мебели.

 Задачи программы.

Обучающие:

  • обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств материалов, используемых в работе;
  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию учащихся;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание обучающихся;
  • развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения  по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с  природным материалом, пластиковыми бутылками, джинсовой тканью и другими материалами, использующимися в процессе работы;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,

– в школе

Календарно- тематическое планирование

Раздел

Тема

Всего

часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

Вводное занятие

2

2

2

Работа с природным материалом

Экскурсия в лес

( в парк)

2

2

Зайчик из бревна

2

1

1

Карандаш из бревна

2

2

Гриб из бревна

2

2

3

Работа с джинсовой тканью

Цветок из ткани

2

1

1

Ваза из джинса и пластиковой бутылки

2

2

4

Работа с пластиковыми бутылками

"Колокольчик"

2

1

1

"Царевна лягушка"

2

2

"Заяц"

2

2

"Ежик"

2

2

«Яблочко»

2

2

5

Работа со старым материалом (посуда, мебель, обувь).

Кашпо из старого чайника

2

1

1

Кашпо из старой кастрюли

2

2

Поделка из пенька и старого таза

2

1

1

Тигренок из целлофановых пакетов

2

1

1

Лиса и колобок из монтажной пены

2

1

1

Итого  часов

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

1.Вводное занятие (2 ч.)

Знакомство с планом работы, целями и задачами занятий. Подготовка помещения к работе. Оборудование рабочего места обучающегося. Организация самоуправления (выбор старосты, актива, распределение дежурства, организация уголка). Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях по внеурочной деятельности.

 2. Работа с природным материалом (10ч.)

        В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Экскурсия в лес. Технология заготовки природных материалов. Изделия из природного материала. Художественные приёмы изготовления поделок  из природных материалов.

3. Работа с джинсовой тканью. (4 ч.)

История появления этого вида ткани. Изготовление цветов и ваз из джинсовой ткани.

4. Работа с пластиковыми бутылками. (10ч.)

В настоящее время пластиковая тара наиболее распространенный вид упаковки продукции, поэтому является наиболее доступным материалом для воплощения творческих задумок.

Изготовление поделок из бутылок.

5. Работа со старым материалом (посуда, мебель, обувь). (8 ч.)

«Новая жизнь старых вещей» - изготовление поделок для участка из старых вещей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.  Программа внеурочной деятельности, календарно — тематический план.      

2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по    

охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,  компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. :  рабочая тетрадь к учебнику  О.А. Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э. Мокруцкой / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова. -  М.: Дрофа, 2012. – 80 с. : ил.

2. Технология. Технология ведения дома: 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. –М. : Вентана Граф, 2013.- 96с. : ил.

3. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 7-е изд.- М. : Просвещение, 2008. -192 с. : ил.

4. Ситцевый лоскуток. «Искусство – детям». -  учебное издание./А. Дорофеева. – М. : «Мозаика-Синтез», 2009.

     Журналы «Формула рукоделия»

     Журналы «Ручная работа»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий»

Проект «Внедрение этнокультурного (регионального)  компонента  во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий» предназначен для основных и средних общеобразовательных учреждений. Данн...

Программа внеурочной деятельности по предмету Технология

Программа внеклассной работы по предмету технология:«Девочка, девушка, женщина, мать». Составитель: учитель технологии высшей категории МБСКОУ СКОШ №36 III-IV видов г. Озёрска Челябинской области...

результаты внеурочной деятельности по предмету "Технология"

В данном материале представлена позитивная динамика моей внеурочной деятельности с учащимися....

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности школьников «Мультимедийные технологии»

В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...

Д о к л а д «Виртуальная экскурсия как активизация учебного процесса на уроке истории и внеурочной деятельности» (ШМО учителей русского языка и литературы, истории, музыкально-эстетического цикла, 02.03.2018 г.) Составитель: Костина Юлия Анатольевна

Превратить учебу в увлекательное действие,  мотивировать их познавательную активность,  позволит  на уроке и внеурочное время виртуальная экскурсия. Биология, география, физика, история...

Трудовое и экологическое воспитание на уроках технологии и во внеурочной деятельности через проектную технологию

Труд для школьника - полезная и важная деятельность. Выполнение продуктов труда из бросового материала это воспитание здорового экологического сознания. Предложите детям присмотреться вокруг, дайте во...

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...