Программа внеурочной деятельности по предмету Технология
материал по технологии по теме
Программа внеклассной работы по предмету технология:
«Девочка, девушка, женщина, мать».
Составитель: учитель технологии высшей категории МБСКОУ СКОШ №36 III-IV видов г. Озёрска Челябинской области Ширяева Ирина Александровна.
Количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, распространение сожительств, внебрачной рождаемости, смена семейных ценностных установок стали катализатором роста численности социальных сирот, общее количество которых в стране, по последним данным, составляет около двух миллионов человек. Анализируя динамику за предыдущие годы можно отметить практически постоянный рост данного показателя с начала девяностых годов ХХ века. Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию. Постоянное запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия и оказания помощи семье в период кризиса, неэффективное законотворчество стали причиной неуправляемого роста социального сиротства детей, семейного насилия и вторичного сиротства.
Распространённость беременности у несовершеннолетних варьирует от 12 на 1000 женщин в возрасте 15–19 лет в развитых странах, до 102 на 1000 — в России. «Вынужденное подростковое материнство», характерное в течение длительного времени для различных стран мира (до 15млн ежегодно), стало типичным и для России: сегодня 14–15% всех родов происходят у матерей 15–19 лет. Примерно 30% подростковых беременностей заканчиваются абортами, 56% — родами и 14% — выкидышами.
Ежегодно в возрасте 15 лет рожают около 1,5 тыс. матерей, 9 тыс. — в 16 лет и свыше 30 тыс. — до достижения 17 лет. Показатели перинатальной смертности (35,04 на 100 тыс. родившихся живыми) среди подростков в 5–8 раз выше, чем в общей популяции. Внебрачная рождаемость в группе юных женщин составляет 60,7–68,7%; среди матерей, отказывающихся от своих детей, несовершеннолетних от 52,3 до 63,8%. В социальной структуре юных матерей значительная доля (72%) принадлежит домохозяйкам и учащимся ПТУ и школ. Около 13% матерей-подростков имеют вредные привычки (курение, употребление алкоголя).
Обострение демографических проблем, рост социального сиротства, усиление психологических проблем материнства и детства, увеличение числа ранних беременностей трансформация общественных представлений о полоролевых различиях, традиционных стереотипов репродуктивного поведения определили актуальность изучения отношения девушки к себе как будущей матери.
Юношество является важным периодом жизни девушки, характеризуясь активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных в формировании собственных представлений и отношений к миру и к себе.
На основании теоретического и практического анализа проблемы разработаны рекомендации по организации работы с девушками, направленной на формирование их адекватного отношения к себе как к женщинам и будущим матерям. Такая деятельность может осуществляться в курсе «Девочка девушка, женщина, мать». Она может изучаться отдельным курсом, а может разрабатываться система воспитательных внеурочных мероприятий, а также может быть интегрирована в общеобразовательные предметы «Технология», «Биология», «Основы безопасной жизнедеятельности», «История», «Мировая художественная культура».
Программа основана на материалах современных медицинских, психологических и морально-этических исследований и содержит необходимый минимум сведений.
В зависимости от половозрастного статуса участников (1-11 класс) варьируются основные цели и задачи работы.
Важнейшими целями и задачами формирования адекватного отношения девушек к себе как будущей матери считаем следующее:
- формирование интереса к себе и своему внутреннему миру;
- осмысление девушками образа своего Я;
- выработка умений критического самоосмысления;
- развитие навыков рефлексии, эмпатии, коммуникации;
- анализ понятия «принятие решений» и осознание вариативности жизненных сценариев. Формирование представления об индивидуальном жизненном плане, умение определять место тех или иных событий в жизненной перспективе, желания принимать самостоятельные решения, адекватные реальным возможностям;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью; знакомство с особенностями сохранения репродуктивного здоровья девушек как бедующих матерей;
- осмысление взаимоотношений с родителями, особенно с матерями; формирование умений устанавливать конструктивное общение;
- анализ современных представлений о женщине в обществе (приписываемых и ценимых её чертах, её статусах и ролях, в том числе и семейных);
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- осознание обязанностей и прав по отнощению к себе и окружающим;
- создание благоприятных условия для самообразовательной активности учащихся.
Таким образом, обозначаются основные направления работы:
- личностное становление (включает актуализацию потребности в разноплановом саморазвитии, формирование необходимых для этого навыков, разрещение наличных личностных проблем, профилактику вероятных трудностей будущего личностного становления и т.п.);
- информирование (по интересующим сферам);
- соверщенствование поведенческих навыков (установление взаимоотношений с окружающими - сверстниками своего и противоположного пола, взрослыми (в частности, с родителями), младшими и др.).
В основе программы лежат следующие принципы:
-этическое отношение к личности;
-эмпатическое понимание мира подростка;
-конструктивное общение;
-интерес к личному опыту подростка и его актуализация;
-диалогичностъ;
-добровольность.
Формы и методы работы:
- воспитательные внеурочные мероприятия групповая работа с элементами интерактивного тренинга,
- лекции, беседы диспуты, дискуссии
- вечера вопросов и ответов с активным участием аудитории демонстрация видеоматериалов и плакатов
То есть работа носит комплексный, многоплановый характер, охватывая различные сферы развития личности девушки.
Комплекс используемых разнообразных процедур (вербальных и невербальных, структурированных и неструктурированных, интроспективных и межличностных, направленных на внутренний мир и на внешние проявления) направлен на то, чтобы с помощью самоанализа, анализа ситуаций осознать себя, окружающих, повысить свою самооценку, принять себя, повысить уверенность в себе, научиться более эффективно воспринимать реальность.
Планируемый результат:
В результате целенаправленной работы предполагается развитие у девушек позитивно окрашенного отношения к себе как к женщине, основанного на повышении самооценки, уверенности в себе, принятии своего телесного образа, личностных особенностях, предпочтениях и направленности, способности обосновывать свои желания и выборы, умении строить конструктивные взаимоотношения с окружающими, адекватно оценивать свои способности и в соответствий с ними строить жизненные планы, определять место жизненных событий на жизненной траектории, а также на знании о функциях женщины-матери, радостях и проблемах материнства (и способах их решения), об ответственности роли матери (и умении отвечать за свои поступки и за судьбу другого), информации о правах и обязанностях матери и возможности получения помощи при возникновении жизненных ситуаций.
Примерные рекомендуемые внеклассные мероприятия:
1-4 классы
- Я и моя семья.
- Я и мир вокруг меня.
- Я и мой духовный мир.
- Я и моё будущее.
- Я и мои недостатки.
- Красота и здоровье.
5-6 классы
- О культуре взаимоотношений мальчиков и девочек.
- Заботливое отношение к родителям - признак высокой культуры.
- Мужественность и женственность.
- Святочные посиделки.
- Масленица.
7-8 классы
- Юность - пора нравиться.
- Женские образы в литературе и искусстве: психологическое содержание.
- Тема дружбы и любви в литературе и искусстве.
- Юноши и девушки в одном кругу: два шага навстречу.
- Дружба и любовь как ценность.
- Традиции семьи и брака у разных народов в различные времена.
- Свадебный обряд на Руси и его значение.
- Красота - великая сила.
9-11 классы
- Образ Богоматери в веках.
- Откровенный разговор о нас самих.
- Мужчина и женщина - взаимоотношения полов.
- Любовь сегодня: законный брак или свободные отношения?
- Модели браков.
- Предназначение женщины с позиции природы, культуры, религии.
! |
- Природа любви. Определение любви.
- Любовь и ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
результаты внеурочной деятельности по предмету "Технология"
В данном материале представлена позитивная динамика моей внеурочной деятельности с учащимися....
Особенности разработки программы внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»
В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется в образовательном учреждении, в том числе, и через программу воспитания и социализации, вклю...
«Организация внеурочной деятельности по предмету технология в классах реализующих ФГОС».
«Организация внеурочной деятельности по предмету технология в классах реализующих ФГОС».Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организа...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...
Проект "Использование элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предмету "Технология"
Муниципальный общеобразовательный форум – 2018Конкурс авторских проектов педагогов начального и общего образования...
Разработка программ внеурочной деятельности по предмету "Музыка" для учащихся 5-8 классов.
Актуальной задачей педагогов-музыкантов, реализующих программы в сфере искусств, является овладение процессами проектирования рабочих программ по внеурочной деятельности детей....
Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету технология
Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету технология на основе технологии развивающего обучения....