Программа внеурочной деятельности по предмету Технология
материал по технологии по теме

Ширяева Ирина Александровна

Программа внеклассной работы по предмету технология:

«Девочка, девушка, женщина, мать».

 

Составитель: учитель технологии высшей категории МБСКОУ СКОШ №36 III-IV видов г. Озёрска Челябинской области  Ширяева Ирина Александровна.

 

Количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, распространение сожительств, внебрачной рождаемости, смена семейных ценностных установок стали катализатором роста численности социальных сирот, общее количество которых в стране, по последним данным, составляет около двух миллионов человек. Анализируя динамику за предыдущие годы можно отметить практически постоянный рост данного показателя с начала девяностых годов ХХ века. Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию. Постоянное запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия и оказания помощи семье в период кризиса, неэффективное законотворчество стали причиной неуправляемого роста социального сиротства детей, семейного насилия и вторичного сиротства.

Распространённость беременности у несовершеннолетних варьирует от 12 на 1000 женщин в возрасте 15–19 лет в развитых странах, до 102 на 1000 — в России. «Вынужденное подростковое материнство», характерное в течение длительного времени для  различных  стран  мира  (до  15млн  ежегодно),  стало  типичным  и  для  России: сегодня  14–15%  всех  родов происходят  у  матерей  15–19 лет.  Примерно  30%  подростковых  беременностей  заканчиваются  абортами,  56% —  родами и 14% — выкидышами.

Ежегодно  в  возрасте  15 лет  рожают  около  1,5  тыс.  матерей,  9 тыс. —  в  16 лет  и  свыше  30  тыс. —  до  достижения 17 лет.  Показатели  перинатальной смертности (35,04  на  100 тыс.  родившихся  живыми)  среди  подростков  в  5–8 раз  выше,  чем  в  общей популяции. Внебрачная рождаемость в группе юных женщин составляет 60,7–68,7%; среди матерей, отказывающихся от своих детей, несовершеннолетних от  52,3  до  63,8%.  В  социальной структуре юных  матерей значительная доля (72%) принадлежит домохозяйкам и учащимся ПТУ и школ. Около 13% матерей-подростков имеют вредные привычки (курение, употребление алкоголя).

 Обострение демографических проблем, рост социального сиротства, усиление психологических проблем материнства и детства, увеличение числа ранних беременностей трансформация общественных представлений о полоролевых различиях, традиционных стереотипов репродуктивного поведения определили актуальность изучения отношения девушки к себе как будущей матери.

 Юношество является важным периодом жизни девушки, характеризуясь активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных в формировании собственных представлений и отношений к миру и к себе.

На основании теоретического и практического анализа проблемы разработаны рекомендации по организации работы с девушками, направленной на формирование их адекватного отношения к себе как к женщинам и будущим матерям. Такая деятельность может осуществляться в курсе «Девочка девушка, женщина, мать». Она может изучаться отдельным курсом, а может разрабатываться система воспитательных внеурочных мероприятий, а также может быть интегрирована в общеобразовательные предметы «Технология», «Биология», «Основы безопасной жизнедеятельности», «История», «Мировая художественная культура».

Программа основана на материалах современных медицинских, психологических и морально-этических исследований и содержит необходимый минимум сведений.

В зависимости от половозрастного статуса участников (1-11 класс) варьируются основные цели и задачи работы.

Важнейшими целями и задачами формирования адекватного отношения девушек к себе как будущей матери считаем следующее:

  • формирование интереса к себе и своему внутреннему миру;
  •  осмысление девушками образа своего Я;
  • выработка умений критического самоосмысления;
  • развитие навыков рефлексии, эмпатии, коммуникации;
  • анализ понятия «принятие решений» и осознание вариативности жизненных сценариев. Формирование представления об индивидуальном жизненном плане, умение определять место тех или иных событий в жизненной перспективе, желания принимать самостоятельные решения, адекватные реальным возможностям;
  • формирование ценностного отношения к своему здоровью; знакомство с особенностями сохранения репродуктивного здоровья девушек как бедующих матерей;
  • осмысление взаимоотношений с родителями, особенно с матерями; формирование умений устанавливать конструктивное общение;
  • анализ современных представлений о женщине в обществе (приписываемых и ценимых её чертах, её статусах и ролях, в том числе и семейных);
  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
  • осознание обязанностей и прав по отнощению к себе и окружающим;
  • создание благоприятных условия для самообразовательной активности учащихся.

Таким образом, обозначаются основные направления работы:

  • личностное становление (включает актуализацию потребности в разноплановом саморазвитии, формирование необходимых для этого навыков, разрещение наличных личностных проблем, профилактику вероятных трудностей будущего личностного становления и т.п.);
  • информирование (по интересующим сферам);
  • соверщенствование поведенческих навыков (установление взаимоотношений с окружающими - сверстниками своего и противоположного пола, взрослыми (в частности, с родителями), младшими и др.).

В основе программы лежат следующие принципы:

-этическое отношение к личности;

-эмпатическое понимание мира подростка;

-конструктивное общение;

-интерес к личному опыту подростка и его актуализация;

-диалогичностъ;

-добровольность.

Формы и методы работы:

  • воспитательные внеурочные мероприятия групповая работа с элементами интерактивного тренинга,
  • лекции, беседы диспуты, дискуссии
  • вечера вопросов и ответов с активным участием аудитории демонстрация видеоматериалов и плакатов

То есть работа носит комплексный, многоплановый характер, охватывая различные сферы развития личности девушки.

Комплекс используемых разнообразных процедур (вербальных и невербальных, структурированных и неструктурированных, интроспективных и межличностных, направленных на внутренний мир и на внешние проявления) направлен на то, чтобы с помощью самоанализа, анализа ситуаций осознать себя, окружающих, повысить свою самооценку, принять себя, повысить уверенность в себе, научиться более эффективно воспринимать реальность.

Планируемый результат:

В результате целенаправленной работы предполагается развитие у девушек позитивно окрашенного отношения к себе как к женщине, основанного на повышении самооценки, уверенности в себе, принятии своего телесного образа, личностных особенностях, предпочтениях и направленности, способности обосновывать свои желания и выборы, умении строить конструктивные взаимоотношения с окружающими, адекватно оценивать свои способности и в соответствий с ними строить жизненные планы, определять место жизненных событий на жизненной траектории, а также на знании о функциях женщины-матери, радостях и проблемах материнства (и способах их решения), об ответственности роли матери (и умении отвечать за свои поступки и за судьбу другого), информации о правах и обязанностях матери и возможности получения помощи при возникновении жизненных ситуаций.


Примерные рекомендуемые внеклассные мероприятия:

1-4 классы

  • Я и моя семья.
  • Я и мир вокруг меня.
  • Я и мой духовный мир.
  • Я и моё будущее.
  • Я и мои недостатки.
  • Красота и здоровье.

5-6 классы

  • О культуре взаимоотношений мальчиков и девочек.
  • Заботливое отношение к родителям - признак высокой культуры.
  • Мужественность и женственность.
  • Святочные посиделки.
  • Масленица.

7-8 классы

  • Юность - пора нравиться.
  • Женские образы в литературе и искусстве: психологическое содержание.
  • Тема дружбы и любви в литературе и искусстве.
  • Юноши и девушки в одном кругу: два шага навстречу.
  • Дружба и любовь как ценность.
  • Традиции семьи и брака у разных народов в различные времена.
  •  Свадебный обряд на Руси и его значение.
  • Красота - великая сила.

9-11 классы

  • Образ Богоматери в веках.
  • Откровенный разговор о нас самих.
  • Мужчина и женщина - взаимоотношения полов.
  • Любовь сегодня: законный брак или свободные отношения?
  • Модели браков.
  • Предназначение женщины с позиции природы, культуры, религии.

!

 

  • Природа любви. Определение любви.
  • Любовь и ответственность.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

результаты внеурочной деятельности по предмету "Технология"

В данном материале представлена позитивная динамика моей внеурочной деятельности с учащимися....

Особенности разработки программы внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная  программа основного общего образования реализуется в образовательном учреждении, в том числе, и через программу воспитания и социализации, вклю...

«Организация внеурочной деятельности по предмету технология в классах реализующих ФГОС».

«Организация внеурочной деятельности по предмету технология в классах реализующих ФГОС».Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организа...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...

Проект "Использование элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предмету "Технология"

Муниципальный общеобразовательный форум – 2018Конкурс авторских проектов педагогов начального и общего образования...

Разработка программ внеурочной деятельности по предмету "Музыка" для учащихся 5-8 классов.

Актуальной задачей  педагогов-музыкантов, реализующих программы в сфере искусств, является  овладение процессами проектирования рабочих программ по внеурочной деятельности детей....

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету технология

Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету технология на основе технологии развивающего обучения....