Конкурс - игра по технологии «МАСТЕРА И МАСТЕРИЦЫ» 6 класс
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему
Мероприятие приурочено к празднику Весны – Жаворонки, но также может быть проведено в рамках предметной недели.
Старинный славянский праздник встречи Весны отмечают 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день первыми возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы, поэтому этот праздник ещё называют – «Жаворонки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 140.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по технологии
«МАСТЕРА И МАСТЕРИЦЫ»
6 класс
Цели:
- Обобщить и закрепить знания и умения по предмету «Технология»,
- Научить выполнять задания на уровне творчества,
- Повышение технологической культуры, расширение кругозора,
- Развитие эрудиции, мышления, воображения, сенсорных навыков
Оборудование в зале: рабочий кухонный стол -2 шт., нож – 8шт., посуда для готовой выпечки (2блюда): 2 стенда.
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал, инструкционные карты, ребусы.
Место проведения конкурса: школьная столовая (в связи с выполнением практического задания по кулинарии).
Подготовка и организация:
- Выбрать представителей в команды, от каждого класса по 4 человека.
- Подготовить материально-техническое обеспечение мероприятия (перечень по ходу действия).
- Подготовить фонограммы музыкального сопровождения и конкурсного задания.
- Пригласить членов жюри.
- Подготовить помещение столовой для проведения мероприятия.
Примечание: мероприятие приурочено к празднику Весны – Жаворонки, но также может быть проведено в рамках предметной недели.
Проведено: 22.03.2016г. на параллели 6-х классов:
6 А класс – классный руководитель Залётова О.М.;
6 Б класс – классный руководитель Азанова О.Л..
Для голосования в конкурсах классам выдаются таблички
«КАПЕЛЬКИ» и «ВЕСНУШКИ»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Добрый день, гости и участники конкурса - игры
«Мастера и Мастерицы»!
Сегодня в конкурсе-игре принимают участие учащиеся 6А и 6Б классов, чтобы показать, что они умеют делать и на что способны юные «мастера». Задания конкурса будут касаться пройденной части программы 6 класса, а так же прозвучат загадки, вопросы на смекалку, внимательность.
Оценивать мастерство классов будет два состава жюри:
Первое жюри оценивает практический конкурс.
Члены жюри: Зайцева С.П.- шеф-повар,
Суконникова А.И. - повар
Практический конкурс оценивается по следующим критериям:
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности.
- Соблюдение технологии приготовления блюда.
- Оформление готового блюда
второе – теоретическую подготовку
Члены жюри: Большебратская Н.А. – зав. по УВР,
Васякина Н.В. – методист,
Шугурова О.В. – учитель технологии.
Знаете ли Вы, чем знаменателен сегодняшний день? Сегодня - Праздник встречи Весны. Отмечают этот старинный славянский праздник 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день первыми возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы, поэтому этот праздник ещё называют – «Жаворонки».
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.
Этот праздник совпал с днем поминовения севастийских воинов-христиан, которые погибли за веру Христову, их было ровно 40 человек, сорок мучеников. Праздник встречи весны и поминовения христианских мучеников отмечали совместно и потому стали печь именно 40 жаворонков, в память каждого страстотерпца. И постепенно празднику Жаворонки приклеилось еще одно название – Сороки (от числительного “сорок” – 40).
С наступлением этого праздника оживляется вся природа, и наступают радостные и добрые весенние хлопоты.
У русского народа, знаменитого своим гостеприимством, существует обычай отмечать календарные праздники выпечкой различных изделий из теста и получила название обрядовой.
Вопрос№1: Назовите календарные праздники, которые сопровождались обрядовой выпечкой?
Ответ: На Пасху выпекают куличи, на Масленицу – блины, на Спасы (ореховый, яблочный, медовый)- пироги, На Троицу – печенье «лесенки», на Святки - расписные пряники «козули».
На Сороки пекли «жаворонки» — вкусные булочки в форме птичек (тетерок, куликов-сорок, птюшек, чувилек, ластовок, чибриков, снегирьков или воробушков) и хлебные шарики-колобки (их еще называли колобы или колобаны). Птички из теста должны были привести за собой весну, хорошую погоду и обильный урожай. В одного из жаворонков закладывали вымытую монетку (на счастье) и она доставалась самому удачливому едоку.
Печенье в виде птиц и колобков готовили из разной муки: и ржаной, и овсяной, и пшеничной. Тесто использовалось тоже разное.
Вопрос№2: Какие виды теста знаете вы?
Ответ: Виды теста делят на две группы: дрожжевое и бездрожжевое. К бездрожжевым видам относятся сдобное пресное, бисквитное, заварное, слоеное и песочное.
Тесто для «жаворонков» готовилось дрожжевым, песочным или пряничным.
Вопрос№3: Какие основные компоненты используются для приготовления теста?
Ответ:Мука, яйца, вода или молоко, соль и сахар
Для дрожжевого теста необходимо использовать дрожжи.
Приготовление дрожжевого теста – процесс длительный и трудоемкий, поэтому, сегодня мы привлекли в помощь профессионалов – работников нашей столовой. Они расскажут нам о способах и технологической последовательности приготовления теста.
Зайцева С.П.- шеф-повар рассказывает о приготовлении теста:
Дрожжевое тесто готовится двумя способами: опарным и безопарным.
Приготовление теста безопарным способом.
Смешивают все компоненты сразу и оставляют на 1,5-2 часа, дважды тесто нужно обмять.
Приготовление теста опарным способом.
Готовят его так: сначала ставят опару – смесь теплого молока, дрожжей, муки, сахара и соль, дают опаре время подняться, добавляют остальные компоненты и оставляют на 1,5-2 часа.
Для первого конкурса наши профессионалы - повара столовой приготовили тесто опарным способом, а вам предстоит вылепить из него булочки в виде птичек, используя для этого инструкционные карты.
Давайте поприветствуем команды участников:
6А класс 6Б класс
Борисов Степан Яговитова Елизавета
Начарова Валерия Ягудина Алсу
Дашкова Елена Бреева Ксения
Богатова Полина Митькина Анна
Выходят участники и одевают рабочую одежду, поварские колпаки.
Поприветствуем команды участников! (аплодисменты)
Конкурс №1. Практическая работа: Приготовление «Жаворонков»
Задание: 4 участника от каждого класса готовят «жаворонков».
Участники практического конкурса подходят к рабочим столам и начинают выполнять задание, используя для этого инструкционные карты.
I ЭТАП - раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г. Показать жюри.
II ЭТАП - раскатать из кусков теста жгуты длиной 16-18 см. Показать жюри.
III ЭТАП - сформировать «Жаворонков». Показать жюри.
IV ЭТАП - выложить на противень. Показать жюри.
Работники столовой оценивают работу участников по этапам и забирают противни с изделиями для выпекания в духовых шкафах на кухню.
Время приготовления изделий – 15 – 20 минут. За это время, пока наши хозяюшки заняты работой, мы с вами вспомним наши любимые сказки.
Конкурс №2 «Знатоки литературы»
Задание: нужно за 1 минуту вспомнить и записать произведения, в названиях которых есть пищевой продукт или блюдо (стихи, сказки, песни, рассказы).
Например: «Колобок», «Горшочек каши», «Мишкина каша», «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде », «Репка», «Бобовое зернышко», «Война грибов», «Кашица из топора», «Три калача и одна баранка», «Мы делили апельсин»…
Итоги жюри: конкурс №2
Давайте проверим, какая из команд лучше справиться со следующим теоретическим заданием.
Конкурс №3 «Шесть Е»
Задание: во всех шести предложенных словах присутствует буква «Е». Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:
- Первую «Е» снимают в ателье. (МЕРКИ)
Е |
- Этот «Е» у столяра в столе. (ИНСТРУМЕНТ)
Е |
- Эта «Е» у инженера на столе. (ПРОЕКТ)
Е |
- Этими «Е» занимаются модельеры. (МОДЕЛИРОВАНИЕ)
Е | Е |
- Эта «Е» нужна везде: и в мастерской, и в ателье. (ТВОРЧЕСТВО)
Е |
- Эта «Е» стоит в цехе. (ОБОРУДОВАНИЕ)
Е |
Итоги жюри: конкурс №3
А вот вопросы для смекалистых ребят:
Конкурс №4 «Загадки»
Задание: прозвучит вопрос. Команда, знающая ответ, должна поднять свою табличку (отвечает тот, кто первый поднял табличку)
1. Носик стальной, хвостик льняной, сквозь полотно проходит, конец себе находит.
(Иголка с ниткой.)
2. Я скрепляю и скрепляю без шурупов и винтов.
(Клей)
3. По реке взад-вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь — горе!
Продырявит море!
(Утюг.)
4. Какую строчку не может прочитать ни один ученый?
(Швейную.)
5. Пляшу по горнице с работой моею,
Чем больше верчусь, тем больше толстею.
(Веретено.)
6.Бьют Ермилку, что есть сил по затылку!
А он не плачет, только ножку глубже прячет!
(Гвоздь).
7.Сижу верхом, не знаю, на ком, знакомого встречу — соскочу, привечу.
(Шапка.)
8. Надену — ободом сведет, сниму — змеею упадет. Тепло не дает, а без него холодно.
(Пояс.)
9.Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой.
Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой?...
(Столяр)
10. Упрятались голышки в лохматые мешки: четверо вместе, одна на шесте.
(Пальцы в рукавичке)
11. Скорчится — с кошку, растянется — с дорожку.
(Веревка.)
12. Он похож на телевизор,
Только во 100 крат умней,
Папе пишет он программы,
Набирает тексты маме,
И меня не забывает –
Весело со мной играет.
(Компьютер)
13.Без рук, без ног, под лавку скок.
(Клубок.)
14. Я красуюсь на стене,
Не хватает вилки мне.
(Розетка)
15.Кручу – верчу, кручу – верчу!
Любой шуруп я закручу!
(Отвёртка).
Итоги жюри: конкурс №4
Конкурс №5 «Анаграммы»
Задание: используя способ перестановки букв, найдите ключевое слово.
- АЗОГОТКВА (заготовка)
- ИЕЕЛДЗИ (изделие)
- ОНБЛША (шаблон)
- ИПЛА (пила)
- УРАБОНК (рубанок)
- ОМОЛОТК (молоток)
- ПЕРСНАТОК (наперсток)
- ЦЫНИНОНЖ (ножницы)
- НОЛОКВО (волокно)
- УФНРТИРУА (фурнитура)
- КСАЛКДА (складка)
- ОЧСТРАК (строчка)
Итоги жюри: конкурс №5 и общий счёт
Наверное, вы не раз задумывались о том, кем вы станете, чем вы будете заниматься – ведь выбор профессий огромен! Давайте попробуем определить по описанию название профессий.
Конкурс №6 «В мире профессий»
Задание:к названию профессий подберите её описание
- Кондитер
- Закройщик
- Вышивальщица
- Плотник
- Чертёжник
- Слесарь
А | Специалист по подготовке тканей для пошива |
Б | Украшает изделия из ткани орнаментами и рисунками, используя цветные нитки |
В | Работает топором, строит дома |
Г | Выполняет графические работы |
Д | Готовит сладкие изделия из муки с использованием других продуктов |
Е | Обрабатывает металлы, используя ручные инструменты |
Ответы: 1 – Д, 2 – А, 3 – Б, 4 – В, 5 – Г, 6 – Е
Итоги жюри: конкурс №6 и общий счёт
Настало время показать свои творческие способности и знания по технологии. Для мальчиков предлагается следующий конкурс:
Конкурс №7 «Самый внимательный»
Мальчикам предлагается дорисовать инструменты и подписать их название:
Участники выходят к стендам и выполняют задание
СТАМЕСКА
КИЯНКА
ОТВЕРТКА
УГОЛЬНИК СТОЛЯРНЫЙ
КЛЕЩИ
ЛОБЗИК РУЧНОЙ
Итоги жюри: конкурс №7 и общий счёт
Конкурс №8 «Ребусы»
Разгадайте ребус и прочтите русскую народную пословицу:
Ответ: Бе-з-тр-уда не-в-ы-т-я-н-еш-ь и рыб-ку из-п-р-у да.
Итоги жюри: конкурс №8 и общий счёт
Наше мероприятие подходит к концу. Сегодня вы хорошо потрудились, но одно задание мы ещё не оценили! Наши «жаворонки» испеклись и сейчас после подведения итогов мы приступим к церемонии чаепития.
Работники столовой выносят выпечку и озвучивают баллы за последний этап конкурса – эстетический вид изделий. Подают чай.
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну!
Классам раздаются тексты закличек:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Жюри объявляет итоги конкурса.
Оба класса показали отличные и хорошие знания по предмету, проявили смекалку и эрудицию. Несомненно, из вас выйдут отличные мастера и мастерицы своего дела. Хочется пожелать вам в дальнейшем оставаться такими же дружными и трудолюбивыми.
Награждение классов грамотами, команд – памятными подарками.
Большое СПАСИБО жюри и всем, кто помогал в организации мероприятия!
А сейчас приглашаю вас покликать Весну.
Участники одеваются и выходят выполнить обряд заклички Весны.
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе, кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
ПРИЛОЖЕНИЕ
Система оценки конкурсов (для жюри)
Конкурс №1 - 25 баллов (5 баллов за каждый этап – максимум),
Конкурс №2 - 3 балла за каждый ответ,
Конкурс №3 – 6 баллов (за каждый правильный ответ по 1 баллу),
Конкурс №4 - 15 баллов (за каждый правильный ответ по 1 баллу),
Конкурс №5 - 24 балла (за каждый правильный ответ по 2 балла),
Конкурс №6 - 6 баллов (за каждый правильный ответ по 1 баллу),
Конкурс №7 - 6 баллов (за каждый правильный ответ по 1 баллу) +,5 баллов за творчество
Конкурс №8 - 5 баллов– максимум
Схема фонограмм:
Выход – ритмичная музыка
Рассказ о древних обрядах - медленная (тихо)
1 конкурс - ритмичная музыка
3 конкурс - ритмичная музыка
5 конкурс - ритмичная музыка
7 конкурс - ритмичная музыка (громко)
Церемония чаепития - медленная (тихо)
Материально- техническое оснащение
Конкурс №1 – Приготовить продукты: мука – 3000г, сахарный песок 250 г, масло растительное – 230г, дрожжи 30г (пачка 100г), изюм – 100г., чай.
Нож, противни, доски мучная и кулинарная, электроплита;
Рабочая форма, колпаки – 8 штук.
Инструкционная карта: Приготовление постного дрожжевого теста для выпечки
Инструкционная карта: Приготовление «Жаворонков»
Конкурс №2 – Приготовить листы для записи, ручки.
Конкурс №3 – Приготовить дидактический материал – Конкурс «Шесть Е»
Конкурс №4 – Приготовить таблички команд
Конкурс №5 - Приготовить дидактический материал – Конкурс «Анаграммы»
Конкурс №6 - Приготовить дидактический материал – Конкурс «В мире профессий»,
Конкурс №7 – Приготовить плакаты с рисунками для каждого класса, фломастеры
Конкурс №8 – Подготовить плакат с изображением ребуса.
Оценочный лист игры «Мастера и Мастерицы»
Класс | Конкурс Приготов-ление «Жаворонков» | Конкурс «Знатоки литературы» | Конкурс «Шесть Е» | Конкурс «Загадки» | Конкурс «Анаграммы» | Конкурс «В мире профессий» | Конкурс «Самый внимательный» | Конкурс «Ребусы» | Всего |
6А | |||||||||
6Б | |||||||||
Используемая литература:
- Научно-методический журнал «Технология. Всё для учителя!» №2 (26)февраль 2015
Внеклассное мероприятие «Знатоки»
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №1- 20104,
Конкурс как нетрадиционная форма контроля знаний
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №4 -20104,
Русская кухня на уроках кулинарии.
- Научно-методический журнал «Технология. Всё для учителя!» №6 (30) июнь 2015
Конкурс «Здравствуй, мастер!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастера и мастерицы
Творческий отчет кружка "Делаем сами своими руками"...
"Путешествие в страну мастеров и мастериц" итоговый урок 5 класс
Итоговый урок по разделу "Технология обработки ткани"...
Мастера и мастерицы.Эскиз кровли жилого дома(флюгера).
Данный урок разработан для 5 класса по программе Т.Я Шпикаловой.Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС и имеет элементы смыслового чтения....
Внеклассное конкурсное мероприятие по технологии для девочек 9 класса "Юные мастерицы"
внеклассное конкурсное мероприятие для девочек 9 класса...
Внеклассное интегрированное мероприятие «МАСТЕРА И МАСТЕРИЦЫ» 5 класс
Материал мероприятия может использоваться как повторительно-обобщающий урок по технологии в форме КВН с практической работой и познавательно-развивающий по предметам физика, география, биология, истор...
Внеурочное мероприятие по технологии "Муниципальный конкурс "Мастер и мастерица" для обучающихся 6-х классов
Развитие устойчивого интереса обучающихся к учебному предмету «Технология»....
Внеклассное мероприятие «МАСТЕРА И МАСТЕРИЦЫ»
Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-9 классов...