Открытый урок по теме "Изготовление кукол-оберегов" для 10 класса
учебно-методический материал по технологии (10 класс) на тему
Кукла – это детская игрушка, но в глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
Почему у народной куклы нет лица?
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
Мастер-класс
Тема:
«Изготовление кукол-оберегов»
Цели занятия:
Ознакомить обучающихся с древним прикладным искусством – изготовлением кукол- оберегов из лыка, соломы.
Научить изготовлению кукол-оберегов.
Воспитывать интерес к народному творчеству, способствовать развитию художественного вкуса.
Наглядность:
Оразцы кукол-оберегов.
Материалы:
Мочалка лыковая,небольшие лоскутки ткани с предварительно настроченной тесьмой,
лоскутки однотонной ткани и с рисунком, тесьма, кружево, ленты, сутаж,прочная суровая нить.
Оборудование:
Стол, ножницы, 2-3 коробки для материалов.
Структура занятия, этапы:
- Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
- Сообщение познавательных сведений.
Историческая справка.
Виды кукол-оберегов.
- Вводный инструктаж с демонстрацией приемов выполнения куклы.
Инструктаж по безопасным приемам труда.
- Дизайн-спецификация.
Практическая работа.
Подготовка материалов.
Сборка куклы.
Текущий инструктаж.
Окончательная отделка изделия.
- Заключительная часть.
Подведение итогов работы.
Содержание занятия:
I этап
Организационный момент.
Темой нашего занятия является изготовление куклы-оберега из лоскутков различных тканей и лыковой соломы. Основной материал – лыко добываем из натуральной мочалки, а остальными материалами могут быть отходы швейного производства ( кусочки тканей и тесьмы ).
История возникновения куклы-оберега берет свое начало в глубокой древности. Человек всегда стремился к созданию предметов,способных его защитить – это орудия,различные талисманы и куклы-обереги.
Каждому участнику нашего занятия будет предложено самостоятельно придумать образ куклы-оберега и создать ее своими руками.
Подготовка рабочего места:
- На рабочем столе – 2-3 коробки с материалами для изготовления кукол.
- Образцы кукол-оберегов.
II этап
Сообщение познавательных сведений.
Историческая справка:
Кукла – это детская игрушка, но в глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
Почему у народной куклы нет лица?
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Виды кукол-оберегов:
Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли
Кукла "Купавка" . На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.
В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Домашняя Масленица — В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.
III этап
Вводный инструктаж с демонстрацией приемов выполнения куклы.
Инструктаж по безопасным приемам труда.
Правила безопасной работы с ножницами:
- Не бросать
- Передавать друг другу с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
IV этап
Дизайн-спецификация
Что это за изделие? | Современная кукла-оберег -это больше сувенирное изделие |
Кто его будет использовать? | Оно может быть прекрасным подарком любому человеку |
Какие функции оно должно выполнять? | Украшение и защита своего дома от неприятностей |
Какие потребности пользователя будут удовлетворены? | Эстетические потребности, духовные |
Какие материалы будете использовать? | Лыко,солому,ткань,тесьму |
Соответствие заданным функциям, доступность, стоимость, легкость обработки. | Изделия соответствуют своему назначению,доступны каждому,их легко сделать своими руками без особых затрат |
Какие способы изготовления и соединения будете использовать? | Подготовка материалов (обрезка лыка,соломы,раскрой ткани). Машинная обработка тканей тесьмой. Ручная сборка куклы. |
Практическая работа.
Для удобства выполнения практической работы по изготовлению куклы-оберега материалы в коробках подобраны в соответствии с назначением:
- Мочалка — для основы куклы
- Лоскутки ткани прямоугольной формы:
- размером 12х15 см – для блузы
- размером 7х16 см – для юбки
- размером 5х6 см – для фартука
- Лоскутки ткани треугольной формы:
- малый – нижняя косынка
- большой – верхняя косынка
- Тесьма, сутаж,кружево, нити суровые – 10- 20см
Подготовка материалов: (См. Приложения)
- Разрезать мочалку на 4 части (1/4 мочалки – расход на 1 куклу).
- Выбрать из коробок с материалами по 1 заготовке каждой детали.
- Подобрать их по цвету и фактуре.
- Подобрать по цвету отделку (на рукава и пояс).
Сборка куклы: (См. Приложения)
- Пучок мочалки связать посередине.
- Сложить пучок пополам.
- Зафиксировать голову куклы.
- Нижнюю косынку завязываем, убирая концы назад.
- Верхнюю косынку завязываем сзади по схеме.
- Отделяем 2 части соломы от туловища и фиксируем руки.
- Лоскут ткани для блузы складываем вчетверо и отсекаем уголок = 0,5см
- Надеваем блузу на куклу, подгибаем рукава,фиксируем их отделочной тесьмой.
- Фиксируем блузу на талии суровыми нитками.
- Деталь ткани для юбки драпируем мягкими складками и фиксируем на талии суровыми нитками.
- Деталь фартука спереди закрывает линию соединения юбки.
- Соединение блузы, юбки и фартука закрываем отделочной тесьмой, лентой.
- Подрезаем основание куклы таким образом, чтобы она могла стоять на столе.
Подготовку материалов и сборку куклы обучающиеся выполняют вместе с учителем.
В процессе работы я демонстрирую поэтапную сборку куклы,безопасные приемы работы.
Оказываю необходимую помощь в работе обучающимся, корректирую выбор отделочных материалов.
V этап
Заключительная часть:
Ожидаемый результат:
Результатом нашей совместной творческой деятельности должны стать прекрасные куклы-обереги.
Они не имеют лица,но каждый автор вкладывает в них частицу своей души,поэтому практически невозможно выполнить две похожие друг на друга куклы.
Куклы-обереги – это единичные изделия со своим характером, образом,душой.
Надеюсь,что данная тема заинтересовала всех участников мастер-класса,позволила приблизиться к нашему народному творчеству,к нашей истории.
Каждый участник смог почувствовать себя немного художником,творцом и получил удовлетворение от полученного результата.
Приложения:
- подготовка материалов
- сборка куклы ( схема )
- готовое изделие
- фото
- видео
Литература:
- Министерство образования и науки Челябинской области. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. «Организация и проведение мастер-классов». Методические рекомендации. Челябинск. 2007г. Составитель А.В.Машуков.
- Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия «Школа совершенствования профессионального мастерства.» Н.И.Ведерникова. Раздел: Администрирование школы.
http://festival.1september.ru/article/515316
- Русские куклы-обереги, обрядовые куклы.
http://maminsit.4bb.ru/viewforum.php?id=100
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».ЦЕЛЬ УРОКА: - вывести формулы объема конуса, цилиндра, шара с помощью определенного интеграла;- показать применение по...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Открытый урок английского языка в 4 классе по теме «Открытие Америки».
Открытый урок, презентация, самоанализ....