Открытый урок по теме "Изготовление кукол-оберегов" для 10 класса
учебно-методический материал по технологии (10 класс) на тему

Ковалева Елена Григорьевна

Кукла – это детская игрушка, но в глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Почему у народной куклы нет лица?

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

Мастер-класс

Тема:

«Изготовление кукол-оберегов»

Цели занятия:

Ознакомить обучающихся с древним прикладным искусством – изготовлением кукол- оберегов из лыка, соломы.

Научить изготовлению кукол-оберегов.

Воспитывать интерес к народному творчеству, способствовать развитию художественного вкуса.

Наглядность:

Оразцы кукол-оберегов.

Материалы:

Мочалка лыковая,небольшие лоскутки ткани с предварительно настроченной тесьмой,

лоскутки  однотонной ткани и с рисунком, тесьма, кружево, ленты, сутаж,прочная суровая нить.

Оборудование:

Стол, ножницы, 2-3 коробки для материалов.

Структура занятия, этапы:

  1. Организационный  момент.

        Подготовка рабочего места.

  1. Сообщение познавательных сведений.

        Историческая справка.

        Виды кукол-оберегов.

  1. Вводный инструктаж с демонстрацией приемов выполнения куклы.

        Инструктаж по безопасным приемам труда.

  1. Дизайн-спецификация.

        Практическая работа.

        Подготовка материалов.

        Сборка куклы.

        Текущий инструктаж.

        Окончательная отделка изделия.

  1. Заключительная часть.

        Подведение итогов работы.

Содержание занятия:

I этап

Организационный момент.

Темой нашего занятия является изготовление куклы-оберега из лоскутков различных тканей и лыковой соломы. Основной материал – лыко добываем из натуральной мочалки, а остальными материалами могут быть отходы швейного производства ( кусочки тканей и тесьмы ).

История возникновения куклы-оберега берет свое начало в глубокой древности. Человек всегда стремился к созданию предметов,способных его защитить – это орудия,различные талисманы и куклы-обереги.

Каждому участнику нашего занятия будет предложено самостоятельно придумать образ куклы-оберега и создать ее своими руками.

Подготовка рабочего места:

  1. На рабочем столе – 2-3 коробки с материалами для изготовления кукол.
  2. Образцы кукол-оберегов.

II этап

Сообщение познавательных сведений.

Историческая справка:

Кукла – это детская игрушка, но в глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Почему у народной куклы нет лица?

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Виды кукол-оберегов:

        Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли

        Кукла "Купавка" . На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.

        В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь).  Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

        Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.

        Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье.  Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

        Домашняя Масленица  В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины.  Чаще всего  таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.

III этап

Вводный инструктаж с демонстрацией приемов выполнения куклы.

Инструктаж по безопасным приемам труда.

Правила безопасной работы с ножницами:

  • Не бросать
  • Передавать друг другу с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.

IV этап

Дизайн-спецификация

Что это за изделие?

Современная кукла-оберег -это больше сувенирное изделие

Кто его будет использовать?

Оно может быть прекрасным подарком любому человеку

Какие функции оно должно выполнять?

Украшение и защита своего дома от неприятностей

Какие потребности пользователя будут удовлетворены?

Эстетические потребности, духовные

Какие материалы будете использовать?

Лыко,солому,ткань,тесьму

Соответствие заданным функциям, доступность, стоимость, легкость обработки.

Изделия соответствуют своему назначению,доступны каждому,их легко сделать своими руками без особых затрат

Какие способы изготовления и соединения будете использовать?

Подготовка материалов (обрезка лыка,соломы,раскрой ткани).

Машинная обработка тканей тесьмой.

Ручная сборка куклы.

Практическая работа.

Для удобства выполнения практической работы по изготовлению куклы-оберега материалы в коробках подобраны в соответствии с назначением:

  1. Мочалка — для основы куклы
  2. Лоскутки ткани прямоугольной формы:
  • размером 12х15 см – для блузы
  • размером 7х16 см  – для юбки
  • размером 5х6 см – для фартука
  1. Лоскутки ткани треугольной формы:
  • малый – нижняя косынка
  • большой – верхняя косынка
  1. Тесьма, сутаж,кружево, нити суровые – 10- 20см

Подготовка материалов: (См. Приложения)

  1. Разрезать мочалку на 4 части (1/4 мочалки – расход на 1 куклу).
  2. Выбрать из коробок с материалами по 1 заготовке каждой детали.
  3. Подобрать их по цвету и фактуре.
  4. Подобрать по цвету отделку (на рукава и пояс).

Сборка куклы: (См. Приложения)

  1. Пучок мочалки связать посередине.
  2. Сложить пучок пополам.
  3. Зафиксировать голову куклы.
  4. Нижнюю косынку завязываем, убирая концы назад.
  5. Верхнюю косынку завязываем сзади по схеме.
  6. Отделяем 2 части соломы от туловища и фиксируем руки.
  7. Лоскут ткани для блузы складываем вчетверо и отсекаем уголок = 0,5см
  8. Надеваем блузу на куклу, подгибаем рукава,фиксируем их отделочной тесьмой.
  9. Фиксируем блузу на талии суровыми нитками.
  10. Деталь ткани для юбки драпируем мягкими складками и фиксируем на талии суровыми нитками.
  11. Деталь фартука спереди закрывает линию соединения юбки.
  12. Соединение блузы, юбки и фартука закрываем отделочной тесьмой, лентой.
  13. Подрезаем основание куклы таким образом, чтобы она могла стоять на столе.

        Подготовку материалов и сборку куклы обучающиеся выполняют вместе с учителем.

В процессе работы я демонстрирую поэтапную сборку куклы,безопасные приемы работы.

Оказываю необходимую помощь в работе обучающимся, корректирую выбор отделочных материалов.

V этап

Заключительная часть:

Ожидаемый результат:

Результатом нашей совместной творческой деятельности должны стать прекрасные куклы-обереги.

Они не имеют лица,но каждый автор вкладывает в них частицу своей души,поэтому практически невозможно выполнить две похожие друг на друга куклы.

Куклы-обереги – это единичные изделия со своим характером, образом,душой.

Надеюсь,что данная тема заинтересовала всех участников мастер-класса,позволила приблизиться к нашему народному творчеству,к нашей истории.

Каждый участник смог почувствовать себя немного художником,творцом и получил удовлетворение от полученного результата.

Приложения:

  • подготовка материалов
  • сборка куклы ( схема )
  • готовое изделие
  • фото
  • видео

Литература:

  1. Министерство образования и науки Челябинской области. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. «Организация и проведение мастер-классов». Методические рекомендации. Челябинск. 2007г. Составитель А.В.Машуков.
  2. Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия «Школа совершенствования профессионального мастерства.» Н.И.Ведерникова. Раздел: Администрирование школы.

http://festival.1september.ru/article/515316

  1. Русские куклы-обереги, обрядовые куклы.

http://maminsit.4bb.ru/viewforum.php?id=100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».ЦЕЛЬ УРОКА: - вывести формулы объема конуса, цилиндра, шара с помощью определенного интеграла;- показать применение по...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...