Урок ФГОС: "Бюджет семьи. Приёмы создания семейных сбережений"
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Жарков Евгений Александрович

Разработка урока по ФГОС. Для практичекского использования на уроках технологии (экономики) или для проведения анализа на курсах в ИПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семейный менеджмент25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразователная школа №47»

(МБОУ СОШ №47)

Урок

ТЕХНОЛОГИЯ 8 КЛАСС:

«БЮДЖЕТ СЕМЬИ. ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СЕМЕЙНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ»

                Разработал: учитель технологии

Жарков Евгений Александрович

Новокузнецк,  2016

Тема: Бюджет семьи. Приёмы создания семейных сбережений.

Класс: 8.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: классная доска.

Цель учащихся: Научиться создавать семейные сбережения.

Цель учителя: Способствовать формированию знаний о семейном бюджете и развитию навыков создания семейных сбережений.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование ценностных установок. Самоопределение в жизненных ценностях. Саморефлексия. Мотивация на получение нового знания.

Метапредметные:

- регулятивные: Определять и формулировать цели деятельности. Соотнесение результата деятельности с целью. Осуществлять действия по решению проблемной ситуации. Соотнесение результатов деятельности с целью. Формирование навыка.

- познавательные: Ориентация в своей системе знаний. Переработка информации для создания нового продукта. Преобразование информации в удобную для себя форму. Знание о методе познания.

- коммуникативные: Донесение своей позиции. Умение понять взгляды и интересы других.

Предметные: Практическое использование приёмов управления семейным бюджетом.


Технологическая карта урока

Этапы урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые УУД

Актуализация знаний

5–7 минут

Что мы знаем о домохозяйстве?

Что такое семейный менеджмент?

Всегда ли мы имеем сбережения в семье?

Прошу показать выполненное домашнее задание и сообщить вывод о типе семейного бюджета. (опрос)

- Это социальная группа совместно удовлетворяющая общие и индивидуальные потребностей.

- Есть бюджет: доходы и расходы.

- Есть сбережения.

- Есть семейная экономика.

Экономическое понятие означающее управление в семье – управление семейной экономикой.

- Нет, не всегда, когда семейный бюджет сбалансированный или дефицитный – сбережений нет.

- Сбережения есть при префицитном (избыточном) бюджете.

По очереди с места отвечают.

Записываю на доске понятия: социальная группа, потребности, бюджет, доходы, расходы, сбережения…

Записываю: Семейный менеджмент – это управление семейной экономикой.

Записываю формулы бюджетов

Познавательные (Ориентация в своей системе знаний)

Коммуникативные (донесение своей позиции, умение понять взгляды и интересы других)

Создание проблемной ситуации

3–5 минут

Можем ли мы изменить бюджетный баланс? Как из дефицитного бюджета создать префицитный?

Больше зарабатывать – это трудно?

А что, по Вашему, значит: «меньше тратить»?

Вот Вам задание: используя бюджет вашей семьи, попробуйте изменить бюджетный баланс и получить сбережения.

А что это значит?

Другие варианты?

А это что значит?

Что вас смущает, в чём затруднение?

Каких знаний не хватает?

- Да, больше зарабатывать, меньше тратить.

- Да, надо больше трудиться, прилагать усилия, искать другую работу.

- Трудиться нужно, но не всегда приемлемо так увеличивать доходы («всех денег не заработаешь»,профзаболевания)

- Это значит отказывать себе в чём-то или снизить качество совершаемых покупок или приобретаемых услуг.

- Тоже не всегда приемлемо: в мире столько полезных вещей и услуг, что бывает сложно от них отказаться.

- Получается только экономить или отказывать себе!

- Это значит ограничить себя – это «минус».

- Хочется искать другие источники доходов.

- Это трудно и не всегда получится.

Хочется иметь сбережения, но не всегда получается больше зарабатывать и нет желания себя ограничивать в потребностях.

Надо знать, как сохранить деньги и меньше расходовать, не ограничивая семейных потребностей.

Записываю: «Больше зарабатывать», «меньше тратить».

Ставлю плюс-минус

Ставлю минус

Под минусом пишу: «ограничение в потребностях»

Под плюс-минусом – «дополнительные доходы семьи (нужно стремиться, но не всегда получается!)»

Ставлю знак вопроса. Ниже пишу: «Каких знаний нам не хватает?»

Регулятивные (составляют план действий по решению проблемной ситуации)

Личностные (формирование ценностных установок)

Регулятивные

(составляют план действий по решению проблемной ситуации)

Формулирование проблемы (темы и целей урока)

1–2 мину

ты

Итак, кто сформулирует проблему?

Формулируйте тему.

Исходя из проблемы, какова будет цель урока? (организую подводящий диалог)

Для того чтобы иметь сбережения нужно больше зарабатывать и экономить, но этого не всегда приемлемо.

Семейные сбережения. Приёмы управления семейным бюджетом.

Научиться создавать семейные сбережения.

Записываю «не всегда приемлемо больше зарабатывать и экономить».

Записываю

Записываю

Личностные (самоопределение в жизненных ценностях)

Регулятивные

(определяют и формулируют цели деятельности)

Открытие нового знания

3–5 минут

Подумайте, можем ли мы что-либо изменить - получить избыточный бюджет не увеличивая доходы и не ограничивая потребностей?

Предлагаю обратиться к учебнику.

Итак, если я вас правильно понял, то можно получить семейные сбережения не увеличивая доходов и не сокращая семейных потребностей?

- Наверное, можем если посмотреть - «на что мы тратим?» - «каковы наши потребности?».

- Если отказаться от ненужных покупок.

- Если посмотреть – «у кого мы покупаем».

Находят пирамиду потребностей А. Маслоу.

Изучают свойства товара.

Изучают правила покупки товаров.

Да, нужно знать некоторые приёмы управления семейным бюджетом чтобы в семье были сбережения.

Пишу: «Потребности»,

«Покупки».

Регулятивные (составляют план действий по решению проблемной ситуации)

Познавательные (перерабатывают информацию для создания нового продукта)

Коммуникативные (донесение своей позиции)

Формулирование нового знания 1–2 минуты

Предлагаю сформулировать приемы управления семейным бюджетом

- упорядочить потребности – жить в гармонии (без удовлетворения потребностей низшего порядка нельзя достичь удовлетворения высших потребностей);

- надо знать ситуацию на рынке товаров в районе (городе);

- разбираться в товарах – заменителях и товарах – заместителях;

- знать правила покупки, например, продавец не должен быть случайным и т.д.;

- знать структуру цены (от производителя, оптовая, розничная);

- планировать покупки и их объём (особенно товары повседневного спроса);

- сберегать услуги ЖКХ;

- что-то отремонтировать или сделать самому и не покупать;

- завести учёт доходов и расходов…

Помогаю формулировать, записываю коротко и предлагаю законспектировать.

Личностные (формируют ценности)

Познавательные (преобразуют информацию в удобную для себя форму)

Регулятивные (формируют алгоритм собственных действий)

Коммуникативные (высказывают своё мнение, выслушивают позицию других, коротко дискутируют)

Первичное закрепление нового

знания

2–3 минуты

Предлагаю вернуться к ранее выполненному домашнему заданию. Прошу высказаться, можно ли усовершенствовать ваш бюджет – получить дополнительные сбережения – с учетом новых знаний.

Да можно: начинают предлагать варианты применения приемов.

Отмечаю плюсами использованные учениками приёмы

Личностные (ценностные установки);

Регулятивные (формируют алгоритм собственных действий)

Контроль

3–5 минут

Итак, вы видите, что все наши приёмы применимы в повседневной жизни. Предлагаю усовершенствовать ваши семейные бюджеты и определить прирост сбережений в денежном эквиваленте и что на них могли купить дополнительно.

Работают самостоятельно.

Высказываются, что могли бы на эти сбережения купить дополнительно.

Записываю покупки.

Познавательные (получают новый продукт); Регулятивные (формируют алгоритм действий)

Рефлексия

Итог урока

1–2 минуты

Вы получили новые знания? Каковы ощущения от новых знаний?

Объясняю, что вы сегодня синтезировали новое знание. Спрашиваю, достигнута ли цель?

Говорят, что всё это мы вроде знали, а сейчас только упорядочили и получили новое знание.

Да, научились получать сбережения на основе своих знаний.

Пишу на доске слово «синтез!»

Личностные (саморефлексия)

Регулятивные (соотносят результат деятельности с целью)

Познавательные (новое знание о методе познания)

Домашнее задание

1–2 минуты

Из доступных источников узнать о сбережении услуг ЖКХ.

Завести журнал учёта доходов и расходов школьника.

Записывают задание в тетрадь и дневник.

Дублирую задание на доске.

Личностные (мотивируются на получение нового знания) Регулятивные (формирование навыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы создания эффективной мультимедийной информации (проект урока)

Выступление на семинаре«Развитие профессиональной компетентности педагога через совершенствование приёмов педагогической техники»....

Сценарий урока "Семейные сбережения"

Урок проведён по технологии"кейс-метод" в 10 классе специальной коррекционной школы VIII  вида по программе "Математика с элементами экономики"....

Проект: Организация взаимодействия семьи и школы, через создание семейного клуба "Дом"

В нашей школе  особенно остро стоит вопрос  семейного воспитания детей, это обусловлено тем фактом, что подавляющее большинство семей, о чем свидетельствует наша практика, как раз являются н...

Семинар "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка"

Практическое применение различных технологий обучения позволило сделать вывод, что наибольший эффект дают приемы и методы  технологии проблемного обучения, с помощью которых знания передаются не ...

Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка

Методическое пособие для учителей немецкого языка, обучающих немецкому языку как второму иностранному языку в школе....

Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках химии.

Типы проблемных ситуаций (Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.):...

Шесть приёмов создания проблемных ситуаций на уроках бурятского языка

Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях.Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему....