Проектная деятельность обучающихся на уроках технологии.
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Районный профессиональный конкурс
Ступени мастерства – 2015»
Проектная деятельность обучающихся
на уроках технологии.
Кагарманова Асия Гадилевна
учитель технологии
МБОУ СОШ №27г.о. Самара
Содержание
Введение | 2 |
Технология опыта | 3 |
Актуальность проблемы | 4 |
Заключение | 4 |
Список используемой литературы | 5 |
Введение
«Скажи мне – я забуду.
Покажи мне – я могу запомнить.
Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда»
Работаю учителем технологии в муниципальном общеобразовательном учреждении «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №27 г Самара». Стаж моей педагогической деятельности - 18 лет.
Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности ученика
- раскрытие его индивидуальных возможностей
- развитие творческого потенциала.
Развитие личностных качеств и способностей ученика опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способностей учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом среднего общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения:
- проектная деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- системно - деятельностный подход, учитывая экзистенциальный мир ребёнка (мир чувств).
Актуальность проблемы
В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Использование проектной деятельностиможно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика.
Технология опыта.
Как показала практика, использование проектной деятельности не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более интересно и познавательно использовать время на уроках.
К наиболее частому использованию элементов метода проектной деятельности в учебном процессе относятся:
• презентация;
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
• представление своих проектов учащимися
Теперь, опираясь уже на свой опыт работы, могу с уверенностью говорить о том, что фрагменты уроков, на которых используется представление своих проектов учащимися, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Сейчас, работая, я разработала копилку проектов своих учащихся и их презентаций, которую постоянно пополняю и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения.
Я применяю метод проектов в рамках изучения следующих тем.
Тема в рабочей программе | Класс | Тема проекта | Тип проекта |
Утилизация швейных отходов | 5 | Виды прихваток | Творческий, краткосрочный |
Культура дома (Интерьер кухни, столовой) | 5 | Изготовление топиария | Творческий, долгосрочный |
Культура дома (Интерьер спальни подростка) | 6 | Модульное оригами | Творческий, недельный |
Моделирование (История костюма) | 7 | Костюмы народов Самарской области | Творческий, долгосрочный |
Бюджет семьи | 8 | Бизнес – план семьи, предприятия, фирмы | Социальный недельный |
Моделирование | 8 | Профессии дизайнер, модельер | Социальный |
Ставила перед собой следующие задачи:
Формировать у обучающихся на уроках технологии при помощи метода проектов
- умение давать экологическую, экономическую оценку проектируемого изделия,
-умение представлять результат своей деятельности,
- умение работать в группах.
Внешний результат это то ,что можно увидеть и применить в реальной практике, внутренний результат, это опыт деятельности становиться бесценным достоянием учащегося соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. В старших классах применяю проект в рамках темы «Профориентация», так как считаю данную тему очень важной, для будущего самоопределения обучающихся. Результатом выполненной работы является выбор профессии.
Мои достижения в рамках проекта:
- участвовали во всероссийской предметной олимпиаде и занимали призовые места,
- принимали участие в городском фестивале проектов «Маршрутами родного края» и также занимали призовые места.
Каждый проект заканчивается презентацией
участники проекта учатся
- Планировать свою работу
- Работать в команде
- Создавать презентацию
- Оценивать своё участие в команде
Применяемый проектный метод развивает УУД:
- Личностные - нравственно этическая ориентация
- Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование
- Познавательные – общеучебные, логические
- Коммуникативные
В своей практике я применяю творческий и практико – ориентированный проект так как считаю, что они дают более полное раскрытие поставленных задач. Я долгое время применяла только предметные проекты и никак не могла справиться с этой проблемой, я долго преодолевала эту методическую проблему. И обратив внимание на экологические проблемы, я смогла разработать межпредметный проект.
Заключение
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Знание – это то, что остается, когда всё, чему тебя учили забудется.
Список используемой литературы
- Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
- Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты. // Нач.школа. – 2005. - №9.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
- Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
- Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.
Учителя, заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории
Проектная деятельность помогает повысить интерес к предмету, прививает навыки исследовательской работы....
«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»
В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЛЭПБУКА
В МАОУ "Гимназия №77" разработана программа работы "Одаренные дети"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...
«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».
Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....
Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя - стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...