Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.
методическая разработка по технологии по теме

Егорова Наталья Викторовна

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вниманию пример работы учителя по построению траектории действий обучающегося в рамках работы над исследовательским проектом по технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы по организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

            В 21 веке, когда современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь, учителю необходимо использовать  на  уроках современные технологии. Именно тогда  совместная работа учителя и обучащегося может выйти за рамки традиционного урока. Основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность.  Ориентиром для меня в данной работе послужили курсы  «Интел-обучение для будущего».  Всё, что создается  в процессе обучения по программе   «Интел-обучение для будущего»: презентации, буклеты, фотоматериалы – наглядно показывают нам, учителям, как научить ребенка  создавать учебные проекты. На мой взгляд, курсы по программе Интел «Обучение для будущего» необходимо пройти каждому учителю. Общество не стоит на месте, а движется вперёд в своём развитии. Мы движемся вперёд к информационному обществу, поэтому каждый учитель должен уметь не только пользоваться современной компьютерной техникой, но и проводить совместную работу с обучащимися. В ходе выполнения проектов ребята  получают опыт использования современных технических средств, навыки индивидуальной и коллективной работы, функциональные навыки исследования. Работая в группах или самостоятельно, вырабатывая свою точку зрения на поставленную проблему, обучащиеся активизируют личностную позицию, что положительно влияет на качество образовательного процесса.

          Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вниманию пример работы учителя по построению траектории действий обучающегося в рамках работы над исследовательским проектом по технологии.

Автор проекта

Егорова Наталья Викторовна

Предмет, класс

обучающиеся 4-10 классов

Краткая аннотация проекта

Казалось бы, 16 лет назад, в 1992 году было отменено обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации. Однако все чаще стали звучать голоса, призывающие вновь ввести форму для школьников.  Сегодня традиция ношения школьной формы возрождается, и вновь, как прежде, лучшие школы, лицеи и гимназии вводят правила обязательного ношения школьной формы. Во многих школах снова вводят единую ученическую форму. Хорошо это или плохо? Форма – средство для поддержания дисциплины или насилие над свободной личностью? Попытаемся взглянуть на проблему с двух сторон и найти приемлемое решение. Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди предпочитают строгие классические пиджаки и брюки? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить. Нужна форма или нет, могут решить только сами ребята.

Вопросы, направляющие проект

 Основополагающий вопрос 

Каким образом внешние атрибуты оказывают влияние на поведение индивида?

 Проблемные вопросы

Какое влияние на человека оказывает единый стиль в одежде?

 Учебные вопросы

1.Что значит единый стиль в одежде?

2.Влияет ли на поведение человека единый стиль в одежде?

3.Что такое форма?

4.Где встречается форма?

5.Нужна ли в школе форма?

6.Как менялась школьная форма?

7.Форма учащихся СССР - какая она?

8.Какова форма учащихся разных стран?

План проведения проекта

1. Привлечение учащихся к участию в проекте (презентация);

2. Формирование рабочих групп среди учащихся (мозговой штурм);

3. Планирование работы в группе.

4. Выполнение основных этапов проекта.

5. Разработка продуктов: брошюры, дизайн, готовое изделие.

6. Представление продуктов (конференция).

7. Рефлексия.

Выполнение проекта

Этапы  проведения проекта

Подготовительный этап

Ход работы.

Ответственные.

Сроки выполнения.

Подготовить необходимое оборудование для работы по проекту:

1.ПК;

2.фотоаппарат;

3.сканер;

 4.принтер;

5. графопроектор

Учитель руководитель проекта.

Сделать закладки для необходимых интернет ресурсов.

Учитель

В  ходе проекта обучающиеся

Подготовить папку портфолио проекта для отслеживания работы над проектом.

Учитель

Начало работы над проектом.

Презентация:

 «Быть здоровым –модно»

Учитель

1.Формулирование основополагающего вопроса.

Учитель.

2.Формирование групп для проведения исследований:

 выдвижения гипотез

 решения проблем

Учитель.

Учащиеся.

3.Обозначить день защиты проекта.

Учитель.

4. Обсуждение плана работы по группам, распределение обязанностей.

Учитель.

Учащиеся.

5.Обсуждение возможных источников информации.

Учитель.

Учащиеся.

6.Обсуждение выбора представления результатов исследований (по группам)

Учащиеся.

7.Обсуждение критериев оценки результатов.

Учитель.

Учащиеся.

8.Обсуждение правил ведения портфолио участника проекта.

Учитель.

Учащиеся.

Ход работы над проектом

Сфотографировать

учеников за работой.

Учитель.

Учащиеся.

Наблюдать наполнение портфолио групп.

Учитель.

Проводить консультативное оценивание учеников.

Учитель.

Провести конференцию.

Учитель.

Обучающиеся.

Оценивание и рефлексия.

Обмен впечатлениями по проекту в блоге проекта.

Учитель.

Учащиеся.

Вручить дипломы участникам проекта.

Учитель.

Получить отзывы от других учителей.

Учитель.

Подумать о продолжении работы над проектом в форме сетевого межригеонального проекта.

Учитель.

Лист планирования работы в группе.

Основополагающий вопрос:____________________

Проблемный вопрос:__________________________

Пути решения проблемы.

Гипотезы:

Как проверить:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Что можно использовать.

Источник информации:

Вид информации:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Какую консультацию и у кого мы можем получить.

1.

2.

3.

Координатор в группе ________________________________________________

Распределение обязанностей и план работы.

ЭТАПЫ

1 УЧЕНИК

2 УЧЕНИК

3 УЧЕНИК

Что делать.

Сроки исполнения

Что сделано

Оценка работы моей группы

Всегда.

Иногда.

Никогда.

Наша группа работала как единая команда.

Мы сотрудничали

и решали наши проблемы вместе.

Мы обсуждали решения

и принимали

решения вместе.

Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу.

В нашей группе уважается мнение каждого.

В нашей группе ценятся таланты и способности каждого

Самооценка моей работы в группе (промежуточная)

Утверждения

Полностью согласен

Частично согласен

Не согласен

1. Я в полной мере участвую во всех мероприятиях группы.

2. Я внимательно выслушиваю то,

 что говорят члены моей группы.

3 .Я высказываю

в своей группе конструктивную критику.

4. Я помогаю участникам моей группы, когда они нуждаются во мне.

5. Я выполняю все в соответствии с графиком работы.

6. Я с уважением отношусь к мнению участников группы.

7. Я поддерживаю позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкиваемся с проблемами.

Визитная карточка проекта

Описание проекта 

Название проекта 
Описательное или творческое название проекта 

Краткое содержание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик и краткое пояснение - как эти задания могут помочь учащимся ответить на учебные, основополагающие и проблемные вопросы. 

Предмет(ы) 
Предметы, основные понятия и концепции которых рассматриваются в рамках учебного проекта (проект должен быть направлен на освоение стандартов по выбранным предметам) 

Классы 
Для учеников каких классов предназначен этот Учебный проект 

Приблизительная продолжительность проекта 
Например, 8 уроков, 6 недель и т.д. 

Основания проекта 

Целевые образовательные стандарты 
Включите в этот раздел государственные или региональные стандарты на выполнение которых ориентирован проект. Уточните список стандартов для этого конкретного проекта и разместите в этом разделе только те пункты стандарта, которые Ваши ученики освоят после участия в проекте. 

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 
Перечислите список учебных целей, степень достижения которых будут оцениваться после завершения проекта, в терминах деятельности учащихся. Это должны быть конкретные и проверяемые пункты. Начните заполнение этого раздела с фразы «После завершения проекта учащиеся смогут:» 

Вопросы, направляющие процесс обучения (См Ресурсы > ВНП для дополнительной информации.)

Основополагающий вопрос 
Обширный, всеобъемлющий вопрос, который может охватить несколько учебных тем или предметных областей. 

Проблемные вопросы
Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в ходе проекта. 

Учебные вопросы 
Вопросы по содержанию учебной темы. 

План оценивания 

График оценивания

До работы над проектом 

Ученики работают над проектами и выполняют задания:

После завершения работы над проектом 

Описание методов оценивания 
Опишите методы оценивания, используемые Вами и Вашими учениками для выявления интересов и опыта самих учащихся, постановки учебных задач, наблюдения за успехами, анализа сделанной работы, контроля развития мыслительных умений высокого уровня, и рефлексии на обучение на протяжении всего обучающего цикла. Также опишите продукты учебной деятельности учащихся, то есть презентации, письменные работы или опишите действия учеников и способы их оценивания. Опишите, как будет проводиться оценивание, кто, что и как будет оценивать. 

Сведения о проекте 

Необходимые начальные знания, умения, навыки 
Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта. 

Учебные мероприятия 
Четкое описание учебного цикла – объем и последовательность учебных заданий и описание деталей выполнения учащимися планирования своего обучения. 

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 
Опишите дидактические материалы для учеников, такие как планирование дополнительного времени для занятий, скорректированные цели обучения и задания, работа в группах, календари заданий, адаптированные технологии и поддержка специалистов. Также опишите изменения в том, как учащиеся выражают результаты своего обучения (например, устные ответы вместо письменных тестов). 

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Технологии - цифровые устройства: (Отметьте флажками необходимые элементы)

Фотоаппарат

Компьютеры

Цифровая камера

DVD

Интернет

Лазерный диск

Принтер

Проектор

Сканер

Телевизор

Видеомагнитофон

Вилеокамера

Устройства для видеоконференций

Другие


Другие

Программное обеспечение: (Отметьте флажками необходимые элементы)

База данных, электронные таблицы

Издательские системы

Электронные энциклопедии

Обработка изображений

Веб-браузер

Мультимедиа

Программы редактирования веб-страниц

Текстовый редактор

Другое


Другие

Печатные материалы 
Словари, руководства, справочные материалы и т.д.

Интернет-ресурсы 
Ссылки (URLs) на нужные для проекта ресурсы 

Другие ресурсы 
Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д. 

Публикация учителя

 Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

(школьная форма).

 Материалы по формирующему и итоговому оцениванию (школьная форма. )

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности  (школьная форма).

Приложение1

Требования к аннотации проекта

В аннотации должны быть отображены следующие аспекты Вашего проекта:

  1. Цель проекта
  2. Практический результат, что именно создадут учащиеся в результате выполнения проекта
  3. Учебный предмет и тема, к которой относится Ваш проект и как содержание проекта соответствует стандарту образования по данной теме, ссылка на стандарт
  4. Длительность проекта в часах, указать из них количество часов урочной деятельности и самостоятельной работы, длительность проекта в календарных сроках.
  5. Какие умения 21 века вы планируете формировать в рамках проект

  Приложение 2

Умения 21-го века                                                                              

Ответственность и адаптивность – проявление персональной ответственности и гибкости в личных, служебных и общественных делах; формулировка и достижение высоких стандартов и целей для себя и других; толерантность.

Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения.

Креативность и любознательность – генерирование новых идей, применение их и обмен идеями с другими; открытость новым и отличающимся от вашей собственной точкам зрения.

Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

Информационная и медиа грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.

Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения.

Постановка и решение проблем – способность формулировать, анализировать и решать проблемы.

Направленность на саморазвитие – мониторинг процесса освоения и своих потребностей в обучении; поиск соответствующих ресурсов; перемещение информации из одной области знаний в другую.

Социальная ответственность – умение действовать в интересах всего сообщества; демонстрация этичного поведения в личном, служебном и общественном контекстах.

Приложение 3

Требования к представлению плана выполнения проекта

  1. План пишется для учащихся и должен быть развернутым, подробно указывать, что, когда и как будут выполнять участники проекта.
  2. Каждый пункт плана должен сопровождаться ссылкой на документ (файл), содержащий дополнительные или инструктивные материалы по этому пункту:
  1. требования к процедуре выполнения работы,
  2. критерии оценки деятельности,
  3. шаблоны представления промежуточных результатов и т. п.
  1. Для заданий по сбору информации предлагать требования для оформления списка источников информации: файлы закладок, ресурс сетевых закладок, шаблон-таблицу для описания источников информации, ее вида и содержания. Можно дать задание учащимся самим разработать такую таблицу. Весь материал со списком источников информации или с описанием информации представлять в разделе результатов проектной деятельности.
  2. В п. задания по сбору информации обращать внимание на необходимость правильного оформления ссылок, дать образцы оформления ссылок нам различные виды источников информации: книгу, статью в журнале, ресурс Интернет, CD диск и т.п.
  3. Обязательно включать задание на разработку плана (группового или индивидуального) выполнения проекта и представлять затем  этот план как результатов проектной деятельности.
  4. Задание «Анализ и систематизация собранной информации» следует формулировать более конкретно, с указанием параметров систематизации, например, отобрать текстовую информацию и иллюстративный материал по (направление работы).

Приложение 4

Критерии оценивания проекта обучающихся.

4 балла

Презентация включает проблему, цели исследования, ход исследования, выводы. Есть иллюстрации в виде фотографий, рисунков или диаграмм. Есть ссылка на источники информации.

3 балла

Презентация включает проблему, цели исследования, ход исследования, выводы. Изложения результатов иллюстрируются некоторыми примерами. Есть ссылка на источники информации

2 балла

Презентация включает проблему, цели исследования, ход исследования, выводы. Есть ссылка на источники информации.

1 балл

Презентация включает проблему, цели исследования, ход исследования, выводы. Выводы отсутствуют.

             Исходя из практики работы учителя по построению образовательной траектории обучающихся по представленному алгоритму хочу отметить, что данный метод способствует: приобретению обучающимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Эти навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыки измерений, навыки сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»

В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС

В статье описаны формы организации  учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой  исследовательской задачи с заранее неизвестным ...

Методическая разработка "Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"

Методическая разработка"Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"  поможет учителям изобразительного искусства, руководителям ...