Формирование навыков проектного мышления и проектной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания
статья
Формирование навыков проектного мышления и проектной деятельности обучающихся становится одной из важных задач системы общего образования, поскольку успешность современной личности складывается из способности человека четко организовывать свою жизнь, планировать и реализовывать свою деятельность, оценивать свои достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_navykov_proektnogo_myshleniya_i_proektnoy_deyatelnosti.docx | 45.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Ольга Сергеевна,
Уварова Наталья Борисовна,
учителя истории и обществознания,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65
г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
АННОТАЦИЯ
Формирование навыков проектного мышления и проектной деятельности обучающихся становится одной из важных задач системы общего образования, поскольку успешность современной личности складывается из способности человека четко организовывать свою жизнь, планировать и реализовывать свою деятельность, оценивать свои достижения.
Метод проекта, который в буквальном смысле означает «брошенный вперед», позволяет сформировать навыки проектного мышления у обучающихся и дает им возможность активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Метод проектов становится основой формирования и развития навыков проектной деятельности, которые формируются на всех ступенях общего образования. Но если на уровне начального образования закладываются отдельные навыки проектной деятельности, то на уровне основного и среднего общего образования проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания носит системный характер и позволяет обучающимся возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе. А главное, полученные навыки проектной деятельности школьники могут продемонстрировать в реализации индивидуального проекта в старшей школе. который является логическим завершением школьной проектной деятельности и переходным элементом к профессиональному обучению и самостоятельной жизни человека.
Ключевые понятия: проект, метод проектов, проектное мышление, проектная деятельность
Андреева Ольга Сергеевна,
Уварова Наталья Борисовна,
учителя истории и обществознания,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65
г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Успех личности в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Современная система школьного образования дает возможность сформировать навыки проектного мышления у обучающихся через применение метода проектов, т.е. совместную креативную и продуктивную деятельность преподавателя и обучающихся, направленную на поиск решения, возникшей проблемы. Данный метод позволяет успешно решать не только учебные, но и воспитательные задачи, дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности.
Метод проектов в России стал применяться с 1925 года. В его основе лежал исследовательский подход в обучении, заимствованный из американской педагогики, отражающий идеи о том, что:
- образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания;
- знание и опыт ребенком приобретаются в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов.
Однако в 1930 – е годы ХХ века метод перестали использовать.
В настоящее время реалии развития современного российского общества привели к тому, что метод проектов становится неотъемлемой частью образовательного процесса и становится основой для формирования и развития особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. На всех этапах обучения проектная деятельность, как форма организации учебно-воспитательной работы, позволяет реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, способствует развитию исследовательских, коммуникативных, информационных компетенций обучающихся.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Её цели, результаты, организация на трех ступенях обучения согласно ФГОС имеет свои особенности.
На уровне начального обучения проектная деятельность направлена на овладение обучающимися элементарными навыками и получения первичного опыта проектно-исследовательской деятельности. Как правило, она организуется классным руководителем в урочной деятельности на проблемных уроках и в форме внеурочной деятельности по предмету, когда участниками становятся обучающиеся совместно с родителями.
Совершенствование исследовательских умений, овладение научными методами познания и презентации результатов исследования становятся целью проектной деятельности на уровне основного общего образования. На данном этапе образования проектная деятельность обучающихся приобретает вид учебно-исследовательского проекта и, как правило, реализуется во внеурочной деятельности, может носить как предметный, так и межпредметный характер.
На ступени среднего общего образования цель проектной деятельности – это формирование системы проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов. Сформированные ранее проектные и исследовательские компетенции у школьников становятся универсальными, что позволяет использовать их не только в учебных ситуациях. Проектная деятельность старшеклассников приобретает вид «индивидуального проекта», который является логическим завершением школьной проектной деятельности и переходным элементом к профессиональному обучению и самостоятельной жизни человека.
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания становится значимой и востребованной, поскольку позволяет им научиться решать конкретные социальные проблемы в условиях ограниченности сроков и ресурсов, самостоятельно приобретать знания в процессе решения учебных задач и имеет практический результат в виде проекта.
Учебно-исследовательский проект, реализуемый на уроках истории и обществознания, имеет ряд особенностей:
1. В предметной и внеурочной деятельности используется комплексный подход в выборе типа проекта. По доминирующей деятельности обучающихся проект сочетает в себе элементы учебно-исследовательского, информационного, творческого и социального (практико-ориентированного) типов проектов.
2. Предполагает две цели: прагматическую (решение конкретной проблемы) и педагогическую – освоение определенного содержания знаний, овладение умениями, формирование и развитие компетенций.
3. Направлен на решение социально-практических задач, так как четко обозначен с самого начала результат деятельности участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
4. Характерной особенностью учебного проекта является его ограниченность по времени, целям и задачам, результатам, что позволяет контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных измеряемых результатов каждого этапа.
5. Структура реализации учебного проекта по истории и обществознанию приближен к европейскому варианту и включает следующие этапы: подготовку учебного проекта, планирование деятельности, исследование, результаты и выводы, представление проекта и оценка его результатов.
6. Учебно-исследовательский проект – работа, запланированная в рамках образовательной программы, поэтому подразумевается выставление оценок за его выполнение.
Помимо предметных учебных проектов методическим объединением учителей истории и обществознания ежегодно во внеурочной учебно-воспитательной деятельности школы реализуется тематический групповой межпредметный долгосрочный проект, который нацелен на более глубокое и разностороннее решение какой-либо проблемы и направлен на формирование навыков сотрудничества обучающихся разных возрастных групп. Преимущества групповых проектов заключаются в том, что в рамках проектной деятельности участники образуют различные микрогруппы, предлагают разные пути решения проблемы и каждый, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе, а элемент соревнования повышает мотивацию обучающихся и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Сформированные навыки проектного мышления и проектной деятельности дают обучающимся возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А главное, полученные навыки проектной групповой работы школьники могут продемонстрировать в умении выполнить работу самостоятельно в рамках подготовки и реализации индивидуального проекта в старшей школе.
Список использованной литературы.
1. Ганат С.А., Денисов А П. Проектная деятельность школьников. Как успешно представить свой проект и победить в конкурсе: Учебно-методическое пособие / С.А. Ганат, А.П. Денисов, И.Ю. Жильцова, Е.В. Масловская. М.: НИЯУ МИФИ, 2023.
2. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2010.
3. Чернышева О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Легион, 2016.
4. Чернышева О. А, Реденко М.Н. Проектная деятельность в школе: методика, технология, результаты. Обществознание, история, право: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева, М.Н. Руденко. – Ростов н/Д: Легион, 2023.
5. https://labkabinet.ru/articles/proektnaya-deyatelnost-v-shkole/ Проектная деятельность в школе.
Андреева Ольга Сергеевна,
Уварова Наталья Борисовна,
учителя истории и обществознания,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65
г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ГРУППОВОГО УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Путеводитель экскурсионного маршрута
«Есть улицы центральные…»
Пояснительная записка
Человек живет и развивается в определенной окружающей его среде – экономической, социально-политической, культурной. Одним из обязательных условий развития культуры любого общества является сохранение памятников истории и культуры, которые составляют культурное наследие человечества. Изучение памятников истории и культуры помогает погрузиться в историческое прошлое нашего города, наиболее полно раскрыть процесс становления и развития его районов.
Для большинства обучающихся город начинается с микрорайона школы. Каждый день, проходя маршрут из дома в школу, перед ними мелькают названия «героических» улиц, выступают величественные памятники, открывают свои двери культурные центры. Но многие школьники их недостаточно хорошо знают, так как эти объекты кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность, память о великих событиях и людях. Поэтому актуальность данного проекта заключается в том, что памятники микрорайона школы являются отражением культурно-исторического наследия района, города и являются основанием для духовного, нравственного, патриотического развития личности.
На карте города микрорайон школы № 65 отдельно не выделяется, но имеет богатое историческое прошлое, которое хранится в памятниках, культурных центрах, образовательных учреждениях, музеях, названиях улиц, о которых мы стараемся не забывать.
Цель данного учебного проекта – разработка путеводителя экскурсионного маршрута по микрорайону школы.
Объект исследования - памятники истории и культуры, расположенные на микрорайоне школы.
Предметом исследования является история возникновения и развития историко-культурных объектов.
Классификация проекта
- по доминирующей деятельности – комплексный (исследовательский, информационный, практико-ориентированный, творческий)
- по характеру контактов между участниками – групповой, внутришкольный, он реализуется учителями и учениками школы, его основными участниками могут быть родители учащихся.
- по продолжительности – долгосрочный: октябрь 2024 – октябрь 2025.
- По характеру координации - открытый, с явной координацией.
Цели проекта:
1. Познакомиться с памятниками истории и культуры, расположенными на микрорайоне школы, изучить историю их возникновения, показать их значимость в истории города и школы.
2. Разработать экскурсионный маршрут по микрорайону школы.
Задачи работы:
- Познавательные:
- собрать сведения о возникновении памятников культуры и истории, которые находятся на территории микрорайона школы;
- установить особенности их развития, современное состояние;
- раскрыть роль историко-культурных памятников в истории развития нашего города и школы.
- Социально-практические:
- показать значимость этих объектов в истории развития нашего города
- сформировать информационный банк данных о памятниках истории и культуры на территории микрорайона школы.
- создать презентацию «Памятники культурно-исторического наследия на территории микрорайона школы №65»
- разработать путеводитель экскурсионного маршрута по микрорайону школы.
Основные этапы и направления проектной деятельности обучающихся
Этап | Цель | Направления | Период реализации |
1 этап | Познакомиться с проектом Национального музея Республики Бурятия «ПУУтеводитель». Разработка проекта «Есть улицы центральные» | 1. Знакомство с проектом. 2. Определение цели, задач и направлений реализации проекта 2. Формирование школьных групп для реализации проекта. | Октябрь-ноябрь, 2024 |
2 этап | Собрать основные сведения о памятниках истории и культуры на микрорайоне МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева» | Сбор и обработка информации: - о здании Железнодорожного училища, открытого 7 января 1903 г. на улице Вокзальная; - о парке «Железнодорожник», - о стадионе «Локомотив». | Декабрь, 2024 |
3 этап | Систематизировать собранный материал по направлениям работы | На основе собранного материала составить электронную версию «Памятники культурно-исторического наследия на территории микрорайона школы №65» | Январь, 2025 |
4 этап | Определить основные направления экскурсионного маршрута, так чтобы он охватывал все историко-культурные памятники микрорайона. | Собрать основные сведения об истории создания и развития БГСХА. Собрать сведения о людях, чьими именами названы улицы микрорайона. | Февраль-март, 2025 |
5 этап | Составление экскурсионного маршрута «Есть улицы центральные» | 1. Создание карты микрорайона 2. Описание объектов микрорайона, включенных в экскурсионный маршрут. 3. Создание презентации «Есть улицы центральные» 4. Организация аудиозаписи с описанием объектов, входящих в экскурсионный маршрут 5. Разработка путеводителя экскурсионного маршрута «Есть улицы центральные». 6. Формирование экскурсионной группы | Апрель-май, 2025 |
6 этап | Апробация экскурсионного маршрута «Есть улицы центральные» | Организация экскурсионного маршрута «Есть улицы центральные..» для обучающихся школы | Сентябрь-октябрь, 2025 |
7 этап | Публичное представление проекта «Есть улицы центральные…»» | Представление и защита проекта | Октябрь, 2025 |
Реализация учебного проекта «Есть улицы центральные»
Направление | Цели и задачи | Содержание работы |
Подготовительный этап проекта | Определение темы и целей проекта. | Знакомство с проектом Национального музея РБ «ПУУтеводитель» Определение темы проекта – экскурсионный маршрут по микрорайону школы». |
Планирование проектной деятельности | Определение: 1) источников информации, 2) способов сбора и анализа информации, 3) способов представления результатов, 4) распределение задач и обязанностей участников проекта. | 1. Определение целей и задач проекта. 2. Планирование этапов проектной деятельности. 3. Формирование микрогрупп участников проекта. |
Работа с историческими источниками | Подобрать, систематизировать и обобщить основные информационные источники по теме исследования. | Работа с исторической литературой, публицистикой, анализ Интернет-ресурсов. Источниковедческий обзор темы. |
Исследовательский этап | Анализ информации, написание учебно- исследовательских работ | Теоретическое исследование проблемных тем. Написание исследовательских работ: 1. «Памятники культурно-исторического наследия на территории микрорайона школы №65» 2. «БГСХА – первое учреждение высшего образования Республики Бурятии» 3. «Топонимика микрорайона школы» 4. Создание презентации «Есть улицы центральные…» |
Результативный этап - создание продукта исследования | Определение формы представления результатов проектной деятельности | 1. Создание карты микрорайона школы. 2. Описание объектов микрорайона, включенных в экскурсионный маршрут. 3. Организация аудиозаписи с описанием объектов, входящих в экскурсионный маршрут 4. Формирование экскурсионной группы 5. Создание путеводителя по экскурсионному маршруту «Есть улицы центральные». |
Представление результата проектной деятельности | Публичное представление проекта «Есть улицы центральные…»» | Организация экскурсионного маршрута «Есть улицы центральные..» для обучающихся школы |
Рефлексия | Оценка своей деятельности | коллективное обсуждение проекта, самооценка |
Источники финансирования проекта
Поддержка родительской общественности дает возможность реализовать проект, используя внебюджетные средства. Имеющаяся материально-техническая база школы требует незначительного пополнения – приобретение канцелярских принадлежностей, бумаги, цветная печать.
№ п/п, | Статья расходов | Расчет | Итого |
1 | Канцелярские товары | Бумага А4 для печати. Бумага А4 для цветной печати Папки с вкладышами | |
2 | Печать на принтере | цветная печать | |
3 | Флэш-накопитель | флэш-накопитель | |
4. | Организационные расходы на проведение мероприятия | Согласно смете мероприятий | Согласно смете мероприятий |
4 | Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"
Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...
Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания
Из опыта работы по теме самообразования...
«WЕB QUEST» ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В статье рассматривается проблема реализации ФГОС ООО с использованием веб-квест технологии...
Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания
Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания. Введение Все больше людей на Земле понимают значимость гуманитарных знаний для построения общест...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
В основе моего опыта работы лежит идея организации мотивационной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, в ходе которой роль учителя сводится не к передаче знаний, а к орган...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний( «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» ) + ощущение...
Формирование навыков проектного мышления и проектной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания
Формирование навыков проектного мышления и проектной деятельности обучающихся становится одной из важных задач системы общего образования, поскольку успешность современной личности складыв...