Формирование навыков проектного мышления и проектной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания
статья

Уварова Наталья Борисовна

Формирование навыков проектного мышления и проектной деятельности  обучающихся становится одной из важных задач  системы общего образования, поскольку успешность современной личности складывается из  способности человека четко организовывать свою жизнь, планировать  и реализовывать свою деятельность, оценивать свои достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                        Андреева Ольга Сергеевна,

Уварова Наталья Борисовна,

учителя истории и обществознания,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65

г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

АННОТАЦИЯ

Формирование навыков проектного мышления и проектной деятельности  обучающихся становится одной из важных задач  системы общего образования, поскольку успешность современной личности складывается из  способности человека четко организовывать свою жизнь, планировать  и реализовывать свою деятельность, оценивать свои достижения.

Метод проекта, который в буквальном смысле означает «брошенный вперед», позволяет сформировать навыки проектного мышления у обучающихся и дает им возможность активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Метод проектов становится основой формирования и развития навыков проектной деятельности, которые формируются на всех ступенях общего образования. Но если на уровне начального образования закладываются отдельные навыки проектной деятельности, то на уровне основного и среднего общего образования проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания носит системный характер и позволяет  обучающимся возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе. А главное, полученные навыки проектной деятельности  школьники  могут продемонстрировать в реализации индивидуального проекта в старшей школе. который является логическим завершением школьной проектной деятельности и переходным элементом к профессиональному обучению и самостоятельной жизни человека.

Ключевые понятия: проект, метод проектов, проектное мышление, проектная деятельность


  Андреева Ольга Сергеевна,

Уварова Наталья Борисовна,

учителя истории и обществознания,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65

г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Успех личности в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.

Современная система школьного образования дает возможность сформировать навыки проектного мышления у обучающихся через применение метода проектов, т.е. совместную креативную и продуктивную деятельность преподавателя и обучающихся, направленную на поиск решения, возникшей проблемы. Данный метод позволяет успешно решать не только учебные, но и воспитательные задачи, дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности.

Метод проектов в России стал применяться с 1925 года. В его основе лежал исследовательский подход в обучении, заимствованный из американской педагогики, отражающий идеи о том, что:

- образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания;

- знание и опыт ребенком приобретаются в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов.

Однако в 1930 – е годы ХХ века метод перестали использовать.

В настоящее время реалии развития современного российского общества привели к тому, что метод проектов становится неотъемлемой частью образовательного процесса и становится основой для формирования и развития  особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. На всех этапах обучения проектная деятельность, как форма организации учебно-воспитательной работы, позволяет реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, способствует развитию исследовательских, коммуникативных, информационных компетенций обучающихся.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Её цели, результаты, организация на трех ступенях обучения согласно ФГОС имеет свои особенности.

На уровне начального обучения проектная деятельность направлена на овладение обучающимися элементарными навыками и получения первичного опыта проектно-исследовательской деятельности. Как правило, она организуется классным руководителем в урочной деятельности на проблемных уроках и в форме внеурочной деятельности по предмету, когда участниками становятся обучающиеся совместно с родителями.

Совершенствование исследовательских умений, овладение научными методами познания и презентации результатов исследования становятся целью проектной деятельности на уровне основного общего образования. На данном этапе образования проектная деятельность обучающихся приобретает вид учебно-исследовательского проекта и, как правило, реализуется во внеурочной деятельности, может носить как предметный, так и межпредметный характер.

На ступени среднего общего образования цель проектной деятельности – это формирование системы проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов. Сформированные ранее проектные и исследовательские компетенции у школьников становятся универсальными, что позволяет использовать их не только в учебных ситуациях. Проектная деятельность старшеклассников приобретает вид «индивидуального проекта», который является логическим завершением школьной проектной деятельности и переходным элементом к профессиональному обучению и самостоятельной жизни человека.

Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания становится значимой и востребованной, поскольку позволяет им научиться решать конкретные социальные проблемы в условиях ограниченности сроков и ресурсов, самостоятельно приобретать знания в процессе решения учебных задач и имеет практический результат в виде проекта.

Учебно-исследовательский проект, реализуемый на уроках истории и обществознания, имеет ряд особенностей:

1. В предметной и внеурочной деятельности используется комплексный подход в выборе типа проекта. По доминирующей деятельности обучающихся проект сочетает в себе элементы учебно-исследовательского, информационного, творческого и социального (практико-ориентированного) типов проектов.

2. Предполагает две цели: прагматическую (решение конкретной проблемы) и педагогическую – освоение определенного содержания знаний, овладение умениями, формирование и развитие компетенций.

3. Направлен на решение социально-практических задач, так как четко обозначен с самого начала результат деятельности участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

4. Характерной особенностью учебного проекта является его ограниченность по времени, целям и задачам, результатам, что позволяет контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных измеряемых результатов каждого этапа.

5. Структура реализации учебного проекта по истории и обществознанию приближен к европейскому варианту и включает следующие этапы: подготовку учебного проекта, планирование деятельности, исследование, результаты и выводы, представление проекта и оценка его результатов.

6. Учебно-исследовательский проект – работа,  запланированная в рамках образовательной программы, поэтому подразумевается выставление оценок за его выполнение.

Помимо предметных учебных проектов методическим объединением учителей истории и обществознания ежегодно во внеурочной учебно-воспитательной деятельности школы реализуется тематический групповой межпредметный долгосрочный проект, который нацелен на более глубокое и разностороннее решение какой-либо проблемы и направлен на формирование навыков сотрудничества обучающихся разных возрастных групп. Преимущества групповых проектов заключаются в том, что в рамках проектной деятельности участники образуют различные микрогруппы, предлагают разные пути решения проблемы и каждый, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе, а элемент соревнования повышает мотивацию обучающихся и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Сформированные навыки проектного мышления и проектной деятельности дают обучающимся возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А главное, полученные навыки проектной групповой работы школьники могут продемонстрировать в умении выполнить работу самостоятельно в рамках подготовки и реализации индивидуального проекта в старшей школе.

Список использованной литературы.

1. Ганат С.А., Денисов А П. Проектная деятельность школьников. Как успешно представить свой проект и победить в конкурсе: Учебно-методическое пособие / С.А. Ганат, А.П. Денисов, И.Ю. Жильцова, Е.В. Масловская. М.: НИЯУ МИФИ, 2023.

2. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2010.

3. Чернышева О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Легион, 2016.

4. Чернышева О. А, Реденко М.Н. Проектная деятельность в школе: методика, технология, результаты. Обществознание, история, право: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева, М.Н. Руденко. – Ростов н/Д: Легион, 2023.

5. https://labkabinet.ru/articles/proektnaya-deyatelnost-v-shkole/ Проектная деятельность в школе.


  Андреева Ольга Сергеевна,

Уварова Наталья Борисовна,

учителя истории и обществознания,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65

г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ГРУППОВОГО УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Путеводитель экскурсионного маршрута

«Есть улицы центральные…»

Пояснительная записка

Человек живет и развивается в определенной окружающей его среде – экономической, социально-политической, культурной. Одним из обязательных условий развития культуры любого общества является сохранение памятников истории и культуры, которые составляют культурное наследие человечества. Изучение памятников истории и культуры помогает погрузиться в историческое прошлое нашего города, наиболее полно раскрыть процесс становления и развития его районов. 

Для большинства обучающихся город начинается с микрорайона школы. Каждый день, проходя маршрут из дома в школу, перед ними мелькают названия «героических» улиц, выступают величественные памятники, открывают свои двери культурные центры. Но многие школьники их недостаточно хорошо знают, так как эти объекты кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность, память о великих событиях и людях. Поэтому актуальность данного проекта заключается в том, что памятники микрорайона школы являются отражением культурно-исторического наследия района, города и являются основанием для духовного, нравственного, патриотического развития личности.

На карте города микрорайон школы № 65 отдельно не выделяется, но имеет богатое историческое прошлое, которое хранится в памятниках, культурных центрах, образовательных учреждениях, музеях, названиях улиц, о которых мы стараемся не забывать.  

Цель данного учебного проекта – разработка путеводителя экскурсионного маршрута по микрорайону школы.

Объект исследования - памятники истории и культуры, расположенные на микрорайоне школы.

Предметом исследования является история возникновения и развития историко-культурных объектов.

Классификация проекта

  • по доминирующей деятельности – комплексный (исследовательский, информационный, практико-ориентированный, творческий)
  • по характеру контактов между участниками – групповой, внутришкольный,  он реализуется учителями и учениками школы, его  основными  участниками могут быть родители учащихся.
  • по продолжительности – долгосрочный: октябрь 2024 – октябрь 2025.
  • По характеру координации - открытый,  с явной  координацией.

Цели проекта:

1. Познакомиться с памятниками истории и культуры, расположенными на микрорайоне школы, изучить историю их возникновения, показать их значимость в истории города и школы.

2. Разработать экскурсионный маршрут по микрорайону школы.

Задачи работы:

  1. Познавательные:
  • собрать сведения о возникновении памятников культуры и истории, которые находятся на территории микрорайона школы;
  • установить особенности их развития, современное состояние;
  • раскрыть роль историко-культурных памятников в истории развития нашего города и школы.
  1. Социально-практические:
  • показать значимость этих объектов в истории развития нашего города
  • сформировать информационный банк данных о памятниках истории и культуры на территории микрорайона школы.
  • создать презентацию «Памятники культурно-исторического наследия на территории микрорайона школы №65»
  • разработать путеводитель экскурсионного маршрута по микрорайону школы.

Основные этапы и направления проектной деятельности обучающихся

Этап

Цель

Направления

Период реализации

1 этап

Познакомиться с проектом

Национального музея Республики Бурятия «ПУУтеводитель». Разработка проекта «Есть улицы центральные»

1. Знакомство с проектом.

2. Определение цели, задач и направлений реализации проекта

2. Формирование школьных групп для реализации проекта.

Октябрь-ноябрь, 2024

2 этап

Собрать основные сведения о памятниках истории и культуры на микрорайоне МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»

Сбор и обработка информации:

- о здании Железнодорожного училища, открытого 7 января 1903 г. на улице Вокзальная;

- о парке «Железнодорожник»,

- о стадионе «Локомотив».

Декабрь, 2024

3 этап

Систематизировать собранный материал по направлениям работы

На основе собранного материала составить электронную версию  «Памятники культурно-исторического наследия на территории  микрорайона школы №65»

Январь, 2025

4 этап

Определить основные направления экскурсионного маршрута, так чтобы  

он охватывал все историко-культурные памятники микрорайона.

Собрать основные сведения об истории создания и развития  БГСХА.

Собрать сведения о людях, чьими именами названы улицы микрорайона.

Февраль-март, 2025

5 этап

Составление экскурсионного маршрута «Есть улицы центральные»

1. Создание карты микрорайона

2. Описание объектов микрорайона, включенных в экскурсионный маршрут.

3. Создание презентации «Есть улицы центральные»

4. Организация аудиозаписи с описанием объектов, входящих в экскурсионный маршрут

5. Разработка путеводителя экскурсионного маршрута «Есть улицы центральные».

6. Формирование экскурсионной группы

Апрель-май, 2025

6 этап

Апробация экскурсионного маршрута «Есть улицы центральные»

Организация  экскурсионного маршрута «Есть улицы центральные..» для обучающихся школы

Сентябрь-октябрь, 2025

7 этап

Публичное представление проекта  «Есть улицы центральные…»»

Представление и защита проекта

Октябрь, 2025

Реализация учебного проекта «Есть улицы центральные»

Направление

Цели и задачи

Содержание работы

Подготовительный этап проекта

Определение темы и целей проекта.

Знакомство с проектом Национального музея РБ «ПУУтеводитель»

Определение темы проекта – экскурсионный маршрут по микрорайону школы».

Планирование проектной деятельности

Определение:

1) источников информации,

2) способов сбора и анализа информации,

3) способов представления результатов,

4) распределение задач и обязанностей участников проекта.

1. Определение целей и задач проекта.

2. Планирование этапов проектной деятельности.

3. Формирование микрогрупп участников проекта.

Работа с историческими источниками

Подобрать, систематизировать и обобщить основные информационные источники по теме исследования.

Работа с исторической литературой, публицистикой, анализ Интернет-ресурсов.

Источниковедческий обзор темы.

Исследовательский этап

Анализ информации, написание учебно- исследовательских работ

Теоретическое исследование проблемных тем.

Написание исследовательских работ:

1. «Памятники культурно-исторического наследия на территории микрорайона школы №65»

2. «БГСХА – первое учреждение высшего образования Республики Бурятии»

3. «Топонимика микрорайона школы»

4. Создание презентации «Есть улицы центральные…»

Результативный этап - создание продукта исследования

Определение формы представления результатов проектной деятельности

1. Создание карты микрорайона школы.

2. Описание объектов микрорайона, включенных в экскурсионный маршрут.

3. Организация аудиозаписи с описанием объектов, входящих в экскурсионный маршрут

4. Формирование экскурсионной группы

5. Создание путеводителя по экскурсионному маршруту «Есть улицы центральные».

Представление результата проектной деятельности

Публичное представление проекта  «Есть улицы центральные…»»

Организация  экскурсионного маршрута «Есть улицы центральные..» для обучающихся школы

Рефлексия 

Оценка своей деятельности

коллективное обсуждение проекта, самооценка

Источники финансирования проекта

Поддержка родительской общественности дает возможность реализовать проект, используя внебюджетные средства. Имеющаяся материально-техническая база школы требует незначительного пополнения – приобретение канцелярских принадлежностей, бумаги, цветная печать.

№ п/п,

Статья расходов

Расчет

Итого

1

Канцелярские товары

Бумага А4 для печати.

Бумага А4 для цветной печати

Папки с  вкладышами

2

Печать на принтере

цветная печать

3

Флэш-накопитель

флэш-накопитель

4.

Организационные расходы на проведение мероприятия

Согласно смете мероприятий

Согласно смете мероприятий

4

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

«WЕB QUEST» ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В статье рассматривается проблема реализации ФГОС ООО с использованием веб-квест технологии...

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания. Введение Все больше людей на Земле понимают значимость гуманитарных знаний для построения общест...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В основе  моего опыта работы лежит идея организации мотивационной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, в ходе которой роль учителя сводится не к передаче знаний, а к орган...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний( «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» ) + ощущение...

Формирование навыков проектного мышления и проектной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

Формирование навыков проектного мышления и проектной деятельности  обучающихся становится одной из важных задач  системы общего образования, поскольку успешность современной личности складыв...