«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»
статья по технологии по теме

Задеренко Римма Васильевна
В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабильные умения получения и анализа информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_zaderenko_rimma_vasilevna.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

Задеренко Р.В.

МБОУ «Борисовская СОШ №1

имени А.М. Рудого»

Сегодня, в связи с реформированием школьной системы образования, особую актуальность приобретает формирование у учащихся самостоятельного мышления, сознательного выбора профессии. В современном мире феномен проектирования рассматривается практически во всех сферах деятельности человека.

Проектная технология – это одна из инновационных технологий, которые могут решить ряд задач, стоящих перед современной школой: стимулировать творческую деятельность учащихся, осуществлять связь с жизнью, способствовать деятельностному освоению действительности.

В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

В научных исследованиях отмечается, что освоить проектирование как самостоятельный вид деятельности, возможно только в процессе организационного обучения. Обучение, основанное на проектном подходе, есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, позволяющего снимать противоречие технологического этапа современного общественного развития. Учебный процесс на основе проектирования направлен на созидание ценностей, развитие рефлексивного мышления обучающихся, умения прослеживать перспективу своих действий, определять их место в целостной системе жизни. Используемый в современной школе проектный подход, синтезируя в себе различные виды мыслительной, творческой и практической деятельности, становится своеобразным инструментом формирования личности обучающегося.

Основу проектного обучения на уроках технологии составляет метод проектов, смысл которого заключается в том, что освоение учебного материала учащимися осуществляется в ходе работы над творческими проектами, включением школьников в процессы проектирования, изготовления и оценки объектов деятельности. Проектное обучение способствует развитию личностных качеств и способностей учащихся, создает условия для их творческой самореализации в преобразовательной деятельности. Выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования и технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, интегрировать их и использовать в практической деятельности для разрешения реальных проблем. В процессе проектирования школьники приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Логика построения проекта соответствует общей структуре проектной деятельности. Проект учащегося, выполненный на уроках технологии, включает следующие основные компоненты:

  1. Определение потребностей: учащийся самостоятельно или совместно с учителем выявляет актуальную проблему, требующую разрешения.
  2. Краткая формулировка задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия.
  3. Исследование и анализ: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования.
  4. Выработка требований: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным.
  5. Первоначальные идеи: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями.
  6. Выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование).
  7. Изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия.
  8. Проверка и оценка: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.

       Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию и благоустройству окружающей среды. Умения работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов. Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников, реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие), оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка).

      Использование в обучении метода проектов не означает, что он является универсальным и полностью исключает другие методы и формы обучения. Система проектного обучения является достаточно открытой и предполагает реализацию внутри себя разных форм и приемов организации учебной деятельности школьников. Это позволяет повысить познавательный интерес учащихся, более эффективно обучать их разным способам восприятия действительности и приобретения новых знаний и умений. Опыт использования метода проектов в обучении школьников технологи показывает, что организация учебного проектирования наиболее оптимально сочетается с исследовательской деятельностью учащихся.

      Обучение по методу исследований предполагает вовлечение учащихся в процесс постановки вопросов и поиска ответов на них. Этот метод обеспечивает непосредственное участие школьников в процессе, имитирующем небольшое научное изыскание. Определяя проблемы и анализируя данные, они учатся быть объективными и начинают осознавать, что всякое знание относительно и меняется при появлении новых данных. Школьники учатся проверять свои предположения и утверждения других, используя для этого разную информацию и логику. Преподавание по методу исследований  задействует уровни мышления высшего порядка. Учащиеся анализируют имеющиеся данные и пытаются выявить в них закономерности, которые помогли бы им убедиться в правильности гипотез, выдвинутых по ходу решения поставленных задач.

       Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабильные умения получения и анализа информации.

        Преподавание по методу исследования начинается с формулировки проблемы или задачи. Учащиеся знакомятся с заданием и должны предложить возможные способы его выполнения. Если обучение носит более открытый характер, школьники сами находят источники информации и собирают данные, чтобы лучше понять и попытаться решить рассматриваемую проблему. Учащимся можно дать задание найти необходимую информацию в библиотеке, компьютерной базе данных или других источниках. Школьники изучают и ищут закономерности, стремясь проверить свои первоначальные предположения. Наконец, исходя из фактических данных, учащиеся делают выводы. Они пересматривают свои гипотезы, дают лечшее объяснение полученных ими результатов и выявляют новые проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики

Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и в внеурочной работе по химии

исследователькой и  деятельностью можно заниматься и со слабыми детьми...

Практические советы по организации проектно-исследовательской работы с обучающимися

Статья содержит рекомендации поэтапной работы с обучающимися над исследовательскими проектами,...