Рабочая программа по технологии для 6 класса (профессионально-трудовое обучение)
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена на основе государственной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.2. – 240 с.
В рамках предмета «технология» производится профессионально-трудовое обучение столярному делу.
Основные разделы базовой (государственной) программы 6 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида сохранены и включены в разделы рабочей программы.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.
Цель программы: подготовка учащегося к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии для 6 класса (столярное дело, VIII вид) | 68.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2" П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА | |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой ___________ Е.В. Крепешева Приказ № 231 от 12 ноября 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии для 6 класса основного общего образования
(предмет, класс, уровень образования)
Грибана Виктора Алексеевича, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, категория)
2015/2016 учебный год, срок реализации - 1 год
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по образовательному процессу __________ И.В. Колесникова | РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения протокол № 3 от 18 ноября 2015 г. _______ В.П. Мартынюк, руководитель ШМО |
п.г.т. Уренгой
2015
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена на основе государственной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.2. – 240 с.
В рамках предмета «технология» производится профессионально-трудовое обучение столярному делу.
Основные разделы базовой (государственной) программы 6 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида сохранены и включены в разделы рабочей программы.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.
Цель программы: подготовка учащегося к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ.
Задачи:
- формирование доступных школьнику технических и технологических знаний;
- развитие у учащегося общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
- воспитание у учащегося устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу.
Сроки реализации Рабочей учебной программы.
Программа по технологии предназначена для Сердечникова Евгения, ученика 6 класса, обучающегося на дому по специальной (коррекционной) программе VIII вида и рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Технологии обучения:
- личностно-ориентированного обучения;
- информационно-коммуникативные;
- элементы здоровье-сберегающих технологий.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках естествознания, математики, истории и других предметов.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, соединением деталей в изделия и их декоративной отделкой. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составлять и читать чертежи, планировать последовательность выполнения трудовых операций, оценивание результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков.
Ценностные ориентиры
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно индивидуальному учебному плану школы на профессионально-трудовое обучение (столярное дело) в 6 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения учащимися курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
V. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводное занятие (1ч)
Задачи обучения, повторение знаний полученных в 5 классе. План работы на I триместр.
Изготовление изделия из деталей круглого сечения (1ч)
Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки, граблей.
Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.
Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.
Строгание. Разметка рейсмусом (1ч)
Изделие. Заготовка для будущего изделия.
Теоретические сведения. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки.
Умение. Работа столярным рейсмусом.
Практические работы. Измерение заготовки, определение припусков на обработку. Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски. Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.
Геометрическая резьба по дереву (4ч)
Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.
Умение. Вырезание треугольников. Работа с морилкой, анилиновым красителем.
Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.
Практическое повторение (1ч)
Виды работы: изделия для школы.
Самостоятельная работа (1ч)
Изготовление с ориентировкой на чертеж детской лопатки, настенной полочки.
Угловое концевое соединение брусков вполдерева (2ч)
Задачи обучения и план работы на триместр. Правила безопасности работы в мастерской.
Изделие. Подрамник.
Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций.
Умение. Работа со столярным клеем. Выполнение соединения вполдерева.
Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка соединения в зажимах).
Сверление (1ч)
Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий.
Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже
Упражнение. Работа на сверлильном станке с использованием материалов отходов.
Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки (3ч)
Изделия. Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными деталями.
Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении. Напильник драчевый, виды, назначение, форма. Стальная щетка для очистки напильника. Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения.
Умение. Работа выкружной пилой, драчевым напильником.
Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой.
Виды работы. Изготовление подрамника, полочки с криволинейными деталями.
Долбление сквозного и несквозного гнезда (2ч)
Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.
Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.
Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.
Умение. Работа долотом, рейсмусом.
Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.
Свойства основных пород древесины (1ч)
Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь), породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение.
Лабораторная работа. Определение древесных пород по образцам древесины.
Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3 (3ч)
Изделия. Скамейка. Подставка под цветочные горшки.
Теоретические сведения. Соединения УС-3: применение, элементы (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа, толщина, ширина, длина шипа; глубина, стенки проушины).
Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых сторон деталей при сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения.
Умение. Выполнение соединения УС-3.
Упражнение. Изготовление образца соединения УС-3 из материал-отходов.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Крой заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей. Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на клею.
Практическое повторение (1ч)
Виды работы. Изготовление средника для лучковой пилы, скамейки.
Самостоятельная работа. По выбору учителя.
Угловое концевое соединение на шип открытый, сквозной, одинарный УК-1 (4ч)
Задачи обучения и план работы на триместр. Правила безопасности работы стамеской.
Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.
Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия. Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1. Правила безопасности при выполнении соединения.
Умение. Выполнение соединений УК-1.
Упражнения. Выполнение соединения из материалоотходов.
Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с кромок и торца. Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы.
Заточка стамески и долота (1ч)
Объекты работы. Стамеска, долото.
Теоретические сведения. Названия элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения). Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота.
Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.
Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки.
Склеивание (2ч)
Объект работы. Детали изделия.
Теоретические сведения. Клей: назначение, виды (животного происхождения, синтетический), свойства, применение, сравнение. Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах.
Упражнение. Определение вида клея по внешнему виду и запаху.
Практическое повторение (2ч)
Виды работы. Рамка для табурета. Заточка стамески.
Контрольная работа (3ч)
По выбору учителя изготовление 2 - 3 изделий.
Ремонтные работы (1ч)
Ремонт и смазка оборудования.
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата | Теоретические сведения | Основные виды деятельности |
Вводное занятие (1ч) | ||||
1 | Вводное занятие | 2.09 | Повторение пройденного в 5 классе. План работы на год. Охрана и безопасность труда. | Изучение инструкций по ОТ и ТБ. |
Изготовление изделия из деталей круглого сечения (1ч) | ||||
2 | Изготовление изделия из деталей круглого сечения | 9.09 | Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия. | Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции. |
Строгание. Разметка рейсмусом (1ч) | ||||
3 | Строгание. Разметка рейсмусом | 16.09 | Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки. | Измерение заготовки, определение припусков на обработку. Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски. |
Геометрическая резьба по дереву (4ч) | ||||
4 | Основы геометрической резьбы по дереву | 23.09 | Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, | Нанесение рисунка на поверхность заготовки. |
5 | Геометрические узоры и рисунки. | 30.09 | Правила безопасности при резьбе | Нарезание геометрических фигур, полос. |
6 | Нанесение рисунка на поверхность заготовки | 7.10 | Последовательность вырезания геометрического орнамента. | Вырезание геометрического орнамента. |
7 | Отделка красителями. Анализ выполненных работ | 14.10 | Отделка морилкой, анилиновыми красителями. | Прозрачная отделка поверхности. |
Практическое повторение (1ч) | ||||
8 | Практическое повторение по разделу | 21.10 | Разметка и изготовление деталей. | |
Самостоятельная работа (1ч) | ||||
9 | Изготовление изделия с ориентировкой на чертеж | 28.10 | Отделка изделий. | |
Угловое концевое соединение брусков вполдерева (2ч) | ||||
10 | Задачи обучения на триместр. Правила безопасности работы. Элементы шипа | 11.11 | Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). | Разметка и выпиливание шипов. Сборка узлов «насухо». |
11 | Условия прочного склеивания деталей | 18.11 | Плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование. | Подгонка деталей и комплектующих изделия, сборка на клею. |
Сверление (1ч) | ||||
12 | Сверлильный станок | 25.11 | Устройство и назначение сверлильного станка. Правила безопасности при работе. | Работа на сверлильном станке |
Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки (3ч) | ||||
13 | Криволинейное пиление | 2.12 | Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке деталей. | Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. |
14 | Обработка криволинейной кромки | 9.12 | Исправимый и неисправимый брак при пилении. Напильник драчевый, виды, назначение, форма. Стальная щетка для очистки напильника. | Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. |
15 | Выпуклые и вогнутые кромки детали. | 16.12 | Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения. | Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой. |
Долбление сквозного и несквозного гнезда (2ч) | ||||
16 | Гнездо как элемент столярного соединения | 23.12 | Виды гнезд (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). | Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. |
17 | Столярное долото, заточка, правила безопасного пользования | 13.01 | Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. | Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской. Подгонка деталей изделия, сборка на клею. |
Свойства основных пород древесины (1ч) | ||||
18 | Свойства основных пород древесины | 20.01 | Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь), породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение. | Лабораторная работа. Определение древесных пород по образцам древесины. |
Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3 (3ч) | ||||
19 | Угловое серединное соединение УС-3 | 27.01 | Соединения УС-3: применение, элементы (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа, толщина, ширина, длина шипа; глубина, стенки проушины). | Изучение чертежей. Подбор материала. Черновая разметка. |
20 | Пилы для выполнения шиповых соединений | 3.02 | Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. | Крой заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей. |
21 | Обработка лицевых сторон деталей, сборка изделия | 10.02 | Значение лицевых сторон деталей при сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения. | обработка деталей изделия. Подгонка и сборка на клею. Выполнение соединений. |
Практическое повторение (1ч) | ||||
22 | Практическое повторение | 17.02 | Столярные соединения. | Разметка и обработка деталей изделия. |
Угловое концевое соединение на шип открытый, сквозной, одинарный УК-1 (4ч) | ||||
23 | Угловое концевое соединение на шип УК-1 | 24.02 | Применение соединения УК-1. Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1. | Изучение чертежа, подготовка и разметка заготовок Изготовление чистовых заготовок. |
24 | Правила безопасности при выполнении соединения УК-1 | 2.03 | Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия. | Разметка проушины с кромок и торца. Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. |
25 | Изготовление деталей соединения | 9.03 | Правила безопасности при выполнении соединения УК-1 | Обработка деталей изделия. Долбление проушины с двух сторон. |
26 | Подгонка деталей и сборка изделия | 16.03 | Подгонка соединения и обозначение деталей. | Сборка соединения УК-1. Проверка качества работы. |
Заточка стамески и долота (1ч) | ||||
27 | Заточка стамески и долота | 23.03 | Названия элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения). Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота. Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска. | Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки. |
Склеивание (2ч) | ||||
28 | Клей: назначение, виды, свойства, применение | 30.03 | Клей: назначение, виды (животного происхождения, синтетический), свойства, применение, сравнение. | Определение вида клея по внешнему виду и запаху. |
29 | Последовательность и режим склеивания при разных видах клея | 13.04 | Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. | Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах. |
Практическое повторение (2ч) | ||||
30 | Практическое повторение | 20.04 | Угловые концевые и серединные соединения. | Заточка стамески. Изготовление рамка для табурета. |
31 | Практическое повторение | 27.04 | Склеивание древесины. | Облицовка поверхности столярного изделия. |
Контрольная работа (3ч) | ||||
32 | Контрольная работа | 4.05 | Теоретические сведения. | Тестовая работа. |
33 | Контрольная работа | 11.05 | Практическая работа. | Изготовление 2 - 3 несложных изделий. |
34 | Контрольная работа | 18.05 | Практическая работа. | Отделка изделий. Анализ выполненной работы. |
Ремонтные работы (1ч) | ||||
35 | Ремонтные работы. Подведение итогов. | 25.05 | Ремонтные работы. Смазка оборудования. | |
Итого 35 часов |
VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Занятия по технологии проводятся на базе мастерской. Мастерская размещается на первом этаже школьного здания. По санитарным нормам площадь рабочих помещений должна быть не менее 4,5 м2 на одного учащегося для отдельной мастерской.
Рабочие места учащихся необходимо укомплектовать соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете и мастерской должны быть умывальник и полотенце (бумажное, тканое или электрическое). Температуру в мастерских в холодное время года нужно поддерживать не ниже 18 °С при относительной влажности 40—60%.
Электрическая проводка к рабочим столам должна быть стационарной. Включение и выключение всей электросети кабинета или мастерской осуществляется с рабочего места учителя одним общим рубильником.
Учебно-материальная база по технологии должна иметь рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор инструментов, электроприборов, машин, оборудования и т. д. согласно утвержденному Перечню средств обучения и учебного оборудования.
В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения, включая компьютер и выходом в Интернет.
Большое внимание при работе в мастерских должно быть обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приемов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.
Оборудование:
- Столярные верстаки;
- Слесарные верстаки;
- Доска (с возможностью магнитного крепления);
- Электрические приборы: выжигатель, электролобзик, дрель, шуруповерт;
- Сверлильный станок;
- Шлифовальный станок.
Средства обучения:
- набор ручных инструментов по обработке древесины (лобзики, ножовки, дрель, коловорот, молотки, напильники, сверла);
- чертежные инструменты.
Технические средства обучения:
- Компьютер;
- Мультимедиапроектор;
- Интерактианая доска.
Методический фонд
- карточки-задания на печатной основе;
- таблицы и плакаты (по разделам «Ручная обработка древесины», «Проектирование», «Основы машиноведения»);
- коллекции образцов древесины;
- коллекции ученических работ по дереву;
- Стенд «Работы наших учащихся»;
- Раздаточный дидактический материал к урокам технологии 6 классов;
• Методические разработки;
- Разработки тестов по всем разделам программы.
- Технологические карты.
VIII. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля: текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый. Итоговая проверка и оценка знаний осуществляется в конце учебного триместра и года.
Методы и способы проверки и оценки знаний и умений учащихся:
- устный контроль (учебная дискуссия, беседа, опрос и др.);
- письменный контроль (тест, отчет);
- практический контроль;
- самоконтроль;
- комбинированный контроль.
Способы проверки результатов обучения:
- устный и письменный опрос на уроке (фронтальный и индивидуальный);
- практические и самостоятельные работы;
- защита проекта;
- тестовые проверочные работы;
- технические диктанты;
- презентации к урокам (по желанию обучающихся);
- творческие задания: решение кроссвордов, головоломок, ребусов.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценка «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должностной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Оценка «2» - когда ответ обучающегося совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям.
Оценка техники владения умениями и навыками
Оценка изделия производится по следующим параметрам:
- Качество и аккуратность выполнения изделия.
- Соблюдение нормы времени.
- Соблюдение технологии.
- Организация рабочего места.
- Соблюдение правил техники безопасности.
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, рекомендована для учащихся:
- Журавлев Б.А. Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомагательной школы. – 4-е издание - М.: Просвещение, 1992.
- Карабанов И. А. Технология обработки древесины: учебник для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – 5-е издание - М.: Просвещение, 2002.
- Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5 -7 кл. / Под ред. И. А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2001.
Литература для учителя:
- Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5 – 9 кл.: метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
- Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: Учеб. для нач. проф. образования.- М.: ПрофОбрИздат, 2001.-328 с.
- Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 5 класс (обучение девочек)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование и примерные нормы оценки знаний и умений учащихся....
Рабочая программа по технологии 6 класс (обучение девочек)
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование и примерные нормы оценки знаний и умений учащихся....
Рабочая программа по технологии 7 класс (совместное обучение).
Рабочая программа по технологии содержит: пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование и примерные нормы оценки знаний и умений учащихся....
Рабочая программа по технологии 8 класс (обучение девочек)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование и примерные нормы оценки знаний и умений учащихся. (35 часов в год)...
Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год .Тематическое планирование по технологии составлено в соответствии с авторской прог...
Рабочая программа по технологии 5 класс для совместного обучения в сельских школах
Рабочая программа по технологии 5 класс для совместного обучения в сельских школах...
Рабочая программа по технологии, 5 класс(индивидуальное обучение)
Рабочая программа по технологии, 5 класс(индивидуальное обучение)...