План урока по технологии 8 класс по теме: "Вышивка шелковыми лентами"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
В первобытной юности планеты, женщина цветком ее была.
Каждая имела чар приметы и в веках легендою жила.
Прославляли древние поэты ум ее и тела красоту,
Но как были женщины одеты, вам своей работой покажу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vyshivka_shelkovymi_lentami.doc | 491.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Уттинская СОШ им. В.А. Ширяева»
Урок по теме:
«Фантазии из лент. Выполнение узора «Роза»
Учитель технологии
Сангаджиева С.Н.
2013 г.
Раздел программы: «Технология вышивки шелковыми лентами».
Тема урока: «Фантазии из лент. Выполнение узора «Роза»
Класс – 8
Время: 45 минут
Цель:
Формирование и развитие основ художественной культуры учащегося через декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Вовлечение в художественно-творческую деятельность, формирование умений и навыков при выполнении творческих работ;
Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления);
Развитие художественно-творческих способностей детей: фантазии, образного мышления, пространственного воображения и т.п.;
Воспитание эстетической культуры, художественного вкуса, чувства меры, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
формирование духовных качеств, чувства коллективизма и взаимопомощи;
Оборудование:
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экран;
Презентация «Фантазии из лент»;
Методы проведения урока:
-беседа с объяснением нового материала;
-практическая работа учащихся;
-показ наглядностей;
Материалы и инструменты:
Технологическая карта «Выполнение узора «Роза»;
Ленты атласные шириной 1, 2, 5, см и длиной около 40 см;
Канва, пяльцы, нитки и иголка.
Ход урока:
I . Организационный момент.
Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II. Основной блок.
Сообщение темы, цели, задач учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся.
этап. Усвоение новых знаний.
Вступительное слово учителя:
В первобытной юности планеты, женщина цветком ее была.
Каждая имела чар приметы и в веках легендою жила.
Прославляли древние поэты ум ее и тела красоту,
Но как были женщины одеты, вам своей работой покажу.
Слово учителя - Ребята, мы с вами уже познакомились с техникой вышивки шелковыми лентами. Научились выполнять основные швы: «Узелки», «Вытянутый стежок», «Вытянутый стежок с завитком», «Петелька с глазком». Сегодня на уроке мы научимся выполнять еще один красивый узор «Роза».
Шелковые ленты украшают наш быт и сопровождают нас всю жизнь. Одеяльце новорожденного перевязывают розовой или голубой лентой. Немало радости доставляют девочкам заколки с ленточными цветами, ажурные воротнички и наряды украшенные блестящими полосками шелка. Этими блестящими полосками переплетают свадебный букет, декорируют наряд невесты, украшают машины.
Этот вид рукоделия дает возможность реализовать любые «цветочные» фантазии и создавать настоящий эксклюзив. Выполненные в этой технике работы получаются объемными и яркими. Сложные на первый взгляд узоры создавать довольно просто. Но для начала несколько слов об этом виде рукоделия. Немного истории.
Прародительницей шелковых полосок была веревка из растительных волокон: превратившись сначала в тесьму, она дождалась изобретения ткацкого станка и стала изысканной лентой. Лента - это символ праздника, торжества!
Если самую простую коробку обвязать лентой, она станет подарочной. Если на любую машину привязать ленточки, сразу станет понятно, она едет на праздник. А как украшает девочку, женщину лента вплетенная в её прическу…
Когда мы говорим о лентах то, прежде всего подразумеваем шелковые ленты.
Искусство производства шелка родилось в Китае. Во II веке до н.э. многокилометровые верблюжьи караваны доставляли шелк в Европу. Он стал очень модной тканью и в начале новой эры захлестнул Римскую империю. Килограмм драгоценной ткани приравнивался к килограмму золота.
Тайна китайцев была раскрыта в 552 году, греки научились изготавливать собственный шелк. Свой секрет они тоже тщательно охраняли.
В Западную Европу эта индустрия проникла позже, когда из Константинополя в Италию вывезли множество греческих мастеров. Качество китайского шелка еще долго оставалось несравненным, но настойчивость и умение мастеров Франции превзошли Китай в XVI веке.
Презентация (Приложение №1).
(Б. Айжана) В 14 веке, когда в Италии научились делать шёлковую нить, французский король Людовик 11 пригласил в Лион итальянских ткачей, чтобы они научили этому искусству местных мастеров.
И как раз в это время в моду вошли камзолы и плащи, богато отделанные парчовыми и золотыми лентами, так что спрос на этот галантерейный товар неуклонно рос. Вошли в моду и шёлковые ленты. Нежные, мягкие, они украшали не только камзолы, но и платья. Ими украшали нижнее бельё, что во Франции всегда было наиглавнейшим предметом одежды. В общем всё – от панталон до туфель. Вышивка лентами всегда привлекала ценителей роскоши и придворных модников!
(А. Милана) А следующий французский монарх, известный историкам под тем же именем, но уже под номером XV, обожал лентами вышивать и с удовольствием дарил придворным всякие славные мелочи, изготовленные собственными руками. Не зря её называют Вышивкой королей! Так что, ВЫШИВКА ШЁЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ стала оформляться в отдельный вид весьма элегантного рукоделия, в самую "легкомысленнолетящюю" эпоху, эпоху РОКОКО.
Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками.
Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание “Поставщики королевского двора”, с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры.
Ну, и затем из Франции, общепризнанной законодательницы моды, вышивка лентами мгновенно распространилась по всему миру. Сначала в Англию, потом в Америку, а потом по всему земному шару.
Расцвет вышивки лентами пришёлся на 70-е года 19 века – тогда расшивали лентами не только одежду, но и покрывала, абажуры, зонты, портьеры и всё, что можно было украсить.
Учитель: Вышивальные работы предполагают, прежде всего, работу с цветом. С помощью цвета можно связать композицию воедино или же разбить ее на отдельные части.
(О композиции И. Сабина)
- Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит — гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит изделий является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Чтобы все цвета сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.
Все многообразие красочных сочетаний и цветовых оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на две группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные). К хроматическим относятся цвета солнечного спектра: основные — красный, желтый, синий и промежуточные — оранжевый, зеленый, фиолетовый. Промежуточные, или дополнительные, цвета получаются при смешивании двух основных: оранжевый — из красного и желтого, зеленый — из синего и желтого, фиолетовый — из красного и синего. Есть также бесцветные, или нейтральные, цвета, то есть такие, которые не имеют ярко выраженных признаков. К ним относятся белый, черный, серый цвета и все их оттенки.
Хроматические цвета, в свою очередь, делятся на теплые и холодные. К теплым относятся наиболее яркие цвета, которые напоминают нам солнце и огонь — желтый, оранжевый, красный, к холодным — синий, зеленый, фиолетовый и все их оттенки. Самый теплый цвет — красный, а самый холодный — синий. В зависимости от насыщенности цвета могут быть светлыми и темными, а их сочетание называется контрастностью.
Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном — отношением одного цвета к его оттенкам, а также различных цветов друг к другу; насыщенностью или густотой и светлотой или яркостью — степенью освещенности того или другого цвета.
Ахроматические цвета определяются только светлотой или относительной близостью данного цвета к белому.
В рукоделии рекомендуется использовать не только чистые цвета спектра, но и промежуточные оттенки цветов. Такие сочетания более мягкие, спокойны, лучше воспринимаются.
Слово учителя - Сейчас же, в последние десятилетия и у нас, и за рубежом, рукоделие начинает развиваться. Уходят в прошлое китайские дешёвые поделки и начинает цениться ручная работа! В магазинах есть всё для ручного творчества – что только душе угодно!
Каждый может выбрать рукоделие по сердцу, и по способностям.
Учитель - Чем вышивка лентами отличается от других вышивок?
- Быстрый результат (конечно, зависит от сложности и размера работы). Не легче, но быстрее! Например, чтобы вышить крестиком листочек, надо сделать несколько стежков. Лентой же листик, как правило, вышивается одним стежком.
- Фактурность вышивки. Объёмность ленточных стежков придаёт работе большую реальность.
- Ошибка в стежке не только не портит форму, но и придаёт ей оригинальность, а иногда рождает новый вид стежка.
- Ну и настрой праздничный!
III Изучение нового материала «Практическая работа»
- Слово учителя. Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению практической работы, я попрошу вас разгадать кроссворд. Здесь вам встретятся незнакомые слова, значение которых вы сегодня узнаете.
1. Ткань, используемая при вышивке.
2. Он предохраняет палец от укола иглы.
3. Универсальная игла с коротким широким ушком, тонким стержнем и острым концом. Используются для шитья и вышивания.
4. Узкая полоска из ткани используемая в вышивке, украшении подарков и т.д..
5. Игла с очень большим ушком, толстым стержнем и острым концом.
6. Инструмент для раскроя ткани и других ручных операций.
7. Приспособление для натяжения ткани при вышивании.
8. Нитки используемые при вышивке.
- Какие инструменты нужны для вышивки шелковыми лентами?
Итак, нам необходимы будут следующие инструменты:
1. пяльцы (любого диаметра);
2. иголки (№ 18 и № 24, а также №8 , иглы должны быть острыми);
3. ножницы (маленькие с острыми концами);
4.карандаш и линейка (чтобы чертить схемы);
5.ластик для ткани (чтобы стирать неверные карандашные линии)
6. портновские булавки;
7. нитки для вышивания
- Какую ткань используют под основу вышивки?
- Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани. Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.
- Какие ленты используются при вышивке?
Существуют ленты декоративные, которые нельзя стирать, и ленты шелковые. Их стирать можно, но вручную, гладят с изнанки, чтобы вышивка не стала плоской. Шелковые ленты продаются разной ширины и разных цветов. Их можно использовать для вышивки по любому виду ткани.
- Чтобы начать практическую работу. Давайте вспомним правила техники безопасности.
На столах у вас имеются карточки по ТБ.
Карточка 1.
1.Булавки и иглы хранить в игольнице.
2.Не шить ржавой иглой.
3.Количество игл до работы должно равняться количеству игл после работы.
4.Передавать иглу ушком вперед.
5.Передавать ножницы кольцами вперед.
- Вышивание розы – один из самых несложных элементов вышивания лентами.
Роза известна всем как царица цветов. Безусловно, это самый знаменитый и изысканный цветок. Традиционно с помощью роз разного цвета передают различные послания. Чаще всего это приятные и романтические послания, но бывают и неприятные, и противоречивые. Поэтому нужно очень внимательно выбирать букет роз для подарка.
Желтая роза – знак исчезающей любви или ревности.
Махровая роза – знак гордости.
Красная роза – безусловная посланница любви.
Белая роза – символ чистоты и невинности.
Из ленты очень легко можно выполнить розы, которые являются прекрасным украшением свадебного платья, упаковки утонченного подарка, праздничного стола. Розы можно делать объемными, а можно вышить на ткани. Вот сейчас мы и приступим к вышиванию розы.
Практическая работа. Изготовление розы
Инструкционная карта.
1.Вышейте нитками в тон ленты звезду с пятью лучами. Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке.
2.Возьмите ленту, сделайте плоский узел и протяните ее на лицевую сторону в центре звезды.
3.Протащите иголку под первым стежком и пропустите второй.
Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.
- Физминутка для глаз
VI. Итог урока.
- Анализ успешности достижения цели. Выбрать необычные, яркие, аккуратные работы. Оформить выставку работ.
- Рефлексия
Заключительное слово педагога:
Природа - бесконечный источник творческих идей. Она открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное и ощутить себя искусным мастером. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает творческое чувство. Вышивка шелковыми лентами – яркое явление культуры, которое обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Присмотритесь к переливающемуся блеску шелковых лент, и у вас появятся творческие замыслы. Приложите усердие к процессу вышивания, побольше фантазии, терпения, упорства, творческого вдохновения, и результатом прилежания станут красивейшие изделия.
Самооценка детей, своей работоспособности, психологического настроения, причин некачественной работы, полезность учебной работы.
Ученица читает стихотворение
Могут руки людей сделать чудо любое;
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце большое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму ленты и простую тряпицу,
И немножко фантазии и мастерства
И вышью я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота.
Интернет ресурсы:
5. vishivalochka.at.ua
*У вас на столах лежат карточки с изображением «Пухнастика» в различных настроениях.
Выберите того « пухнастика», ближе к которому у вас сейчас настроение
1. Ткань, используемая при вышивке
2. Он предохраняет палец от укола иглы.
3. Универсальная игла с коротким широким ушком, тонким стержнем и острым концом. Используются для шитья и вышивания.
4. Узкая полоска из ткани используемая в вышивке, украшении подарков и т.д..
5. Игла с очень большим ушком, толстым стержнем и острым концом.
6. Инструмент для раскроя ткани и других ручных операций.
7. Приспособление для натяжения ткани при вышивании.
8. Нитки используемые при вышивке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по технологии в 8 классе по теме "Вышивка гладью"
Урок с элементами театрализации: "...мы сегодня собрались с вами для того, чтобы поговорить о вышивке гладью, познакомиться с работами наших бабушек, узнать новое про вышивку и про проекты, загадать з...
Конспект урока технологии в 10 классе на тему:"Вышивка шелковыми лентами".
Конспект урока можно использовать для проведения занятий в других классах, дополнительных занятий по предмету, кружкового занятия или просто применить для детского творчества дома....
Открытый урок по технологии (девочки) на тему "Вышивка атласными лентами" 8 класс
В наше время искусство вышивка лентами вновь блистает всеми своими гранями. Ведь шить лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных затрат. К тому же здесь прим...
Конспект урока по технологии в 7 классе на тему: "Вышивка лентами"
На уроках технологии основная часть учебного времени отводится на практические работы,поэтому тип урока комбинированный....
Урок технологии в 7 классе по теме "Вышивка крестом"
Урок технологии в 7 классе по теме "Вышивка крестом"...
Технологическая карта урока по технологии в 5 классе по теме Вышивка. Выполнение простейших швов
Разработка урока по технологии в 5 классе (девочки) по теме Вышивка. Выполнение простейших швов...