открытый урок по технологии в 8 классе по теме "Вышивка гладью"
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме
Урок с элементами театрализации: "...мы сегодня собрались с вами для того, чтобы поговорить о вышивке гладью, познакомиться с работами наших бабушек, узнать новое про вышивку и про проекты, загадать загадки и узнать деревенские новости…"
К уроку прилагается хорошая презентация размером 6 Мб. При необходимости обращайтесь, вышлю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок технологии в 8 классе по теме "Вышивка гладью" | 638.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ«Нименьгская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок по технологии в 8 классе по теме:
Проектная деятельность.
Вышивка гладью.
«Нименьгские посиделки».
Подготовила и провела – учитель технологии Салтыкова Любовь Николаевна
Цели урока:
Образовательная – расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий, узорах, применяемых при вышивке, совершенствовать приёмы вышивания.
Развивающая – развитие творческих способностей, эстетического вкуса, аккуратности.
Воспитательная – воспитывать бережное отношения к культурным традициям и обычаям.
Форма проведения урока: урок с элементами театрализации
Тип урока: комбинированный
Оборудование для учителя: предметы деревенского быта из д. Нименьга - предметы домашнего обихода, сундук с приданым. Оформлена небольшая выставка детского прикладного творчества школьников: шитьё, вязание.
Оборудование для учащихся: образцы изделий с различными видами вышивки, ножницы, пяльцы, вышивка (своя работа), нитки и пр. принадлежности.
Место для проведения урока оформлено в виде деревенской избы.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Вступление. Мотивационная беседа с последующим определением темы урока (слова ведущего).
3. Основная часть:
а) слова учащихся + сообщения учащихся + презентация о подзорах;
б) практическая деятельность учащихся - упражнение - Диаграмма «Паучок» в) новый материал - упражнение «Дизайн – анализ»
5. Заключительная часть посиделок (подведение итогов).
6. Рефлексия.
Ход урока:
Действующие лица: ведущая, 4девушки, парни. На столе стоит русский самовар, чайный сервиз. Тарелки с печеньем, пряниками, конфетами. За столом расположились девочки в русских народных костюмах. Они вышивают. Тут же на столе, рядом, раскрытые шкатулочки с предметами рукоделья. Выходит ведущая праздника (учитель) в русском сарафане. На фоне приглушённой музыки (русской народной мелодии) ведущая начинает урок.
1. Организационный момент. СЛАЙД №1
Ведущий: Здравствуйте люди добрые!
Из разных волостей прибыли вы на наши Нименьгские посиделки.
Мы приглашаем вас вспомнить старину заветную наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня собирались они в просторной горнице.
Заглянем в прошлое. СЛАЙД № 2 ,3,4.
2. Вступление.
В толковом словаре Вл. Ив. Даля говорится, что на посиделки собиралась крестьянская молодежь “по осенним и зимним ночам, под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен”. А еще В. Даль называет русские посиделки вечерками, супрядками, беседками, досветками.
В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать и других посмотреть. Здесь же велись неторопливые беседы о деревенских новостях, о домашних делах. Собравшиеся занимались каким-нибудь рукоделием и о нем говорили, советовались, делились приемами любимого ремесла. А еще на посиделках пели, шутили, загадки загадывали, танцевали.
И мы сегодня собрались с вами для того, чтобы поговорить о вышивке гладью, познакомиться с работами наших бабушек, узнать новое про вышивку и про проекты, загадать загадки и узнать деревенские новости…
Вспомним старину.
Времена давно не те,
Праздники другие,
Но обычаи старины
Помним, любим, чтим мы! СЛАЙД №5
Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене. Пора начинать. Девушки уже собрались, а вот парней что-то не видно. ( За дверью раздаётся стук и смех). Да нет, вот и они. СЛАЙД №6 Входят парни.
3. Основная часть (а).
1 парень: Вы нас ждали,
Мы пришли,
Угощенье принесли.
Ешьте на здоровье –
Пряники, печенье (угощают девчат).
1 девушка: Этого полно у нас. (Достаёт тарелку с пряниками, печеньем, конфетами и ставит на стол.)
Принесли вы про запас.
Что – то грустно стало нам,
Очень рады мы гостям.
Ведущий, обращаясь к парням:
Проходите, проходите,
Девушек повеселите.
Начинаем посиделки.
Для друзей и для гостей.
1 дев.
Я не работаю пока
Как удивить родных тогда?
Что подарить на новый год,
Который уж вот-вот грядет.
2 дев.
Я сижу и вышиваю
Красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами,
С теплыми облаками.
Вышью я, подруженьки, салфетку
Необычную, красивую, нужную,
Чтобы радовала она глаз
И, конечно, же всех нас.
3 дев.
Я сижу и вышиваю
Чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами,
Со рыскучими зверями.
Я так проблему просто решу:
Вышитую салфетку маме подарю
Затем я вышью другую и
Подарю её бабуле.
4 дев.
Я сижу и вышиваю
Сине море со волнами,
Сине море со волнами,
Со белыми кораблями.
А я в свое творение
Всю душу и тепло вложу,
Чтоб мамочке любимой
С ней было хорошо.
2 парень: Да, дом вести - не головой трясти, всё надо припасти.
3 парень: Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?
Ариша: Да я не Акуля, я Ариша. Да я, наверно, ещё пороть буду.
1 парень: Ха –ха, ха! Поспешишь - людей насмешишь.
Марина К.: Знаем, знаем. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Марина Б.: А помните ли вы, что : (проговаривает и показывает эти предметы)
- Иголки и ножницы
Требуют осторожности.
Каждый должен твердо знать
Как их класть, и как передавать.
- Лезвия закрыты
Кольцо с кольцом:
Ножницы «отдыхают»
«Работать» будут потом.
Слава: А как их передавать?
В школе и дома.
Всегда и везде.
Кольцами вперёд,
Лезвиями к себе.
- У иголок и булавок
Есть своя подружка:
Изготовленная нами.
Игольница – подушка.
- Иглы и материалы,
Нитки, ножницы, лекала.
По порядку разложить-
И вышивку можно шить!
Татьяна: Слава, а Слава, а давай с тобой в рифмы играть.
Слава: А что это такое - рифмы?
Татьяна: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Слава: Моего папашу Кузьмой звали.
Татьяна: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Слава: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Марина Б.: Славик, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.
Женя, а как твово дедушку звали?
Женя: Моего дедушку звали Иваном.
Марина Б.: Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает -
Твово дедушку ругает.
Женя (сердито): Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Арина: Да это же для рифмы, Женя.
Женя: Вот я тебе дам рифмы!
Вед.: Будет вам ругаться, да ссориться, послушайте:
Припасла я вам сундук с разными вещами.
Разбирать мне не досуг, посмотрите сами. СЛАЙД №7.
(Ведущий открывает сундук. По очереди ученики вынимают старинные вещи и коротко рассказывают о них. (полотенца, скатерти, салфетки и пр..).
1. Сообщение ученика про салфетки.
Салфетки.
Салфетки - обязательный элемент сервировки стола.
А в толковом словаре русского языка написано, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть.
СЛАЙД № 8 (картинки с разными салфетками).
Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы.
В России салфетки получили распространение лишь в XVIII веке.
В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток — тканевые и бумажные.
Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки.
2. Сообщение ученика про скатерти.
Скатерти
На Руси скатерть издавна была самым обычным предметом не только княжеского, но и крестьянского обихода. Все это благодаря тому, что одним из основных видов крестьянского ремесла на Руси было ткачество. Скатерть была символом благополучия и щедрости русской души. Недаром во многих русских сказках и преданиях фигурирует скатерть-самобранка (волшебная скатерть, способная сама себя сервировать). Первоначально скатерти использовались только для сервировки стола, позже и для украшения интерьера. Современные скатерти играют едва ли не самую важную роль на праздничном столе. СЛАЙД № 9
Скатерть первая привлекает к себе внимание гостей, а уже потом они обращают внимание на сервировку и все остальное. Поэтому красивая скатерть — не просто хорошее украшение для стола, а признак хорошего, утонченного вкуса хозяев.
3. Сообщение ученика про полотенце. СЛАЙД №10.
Полотенце.
В древности это был не слишком большой отрез домотканого материала, который украшали кто, как мог – вышивкой различной сложности, кружевом или аппликациями из узких лент кумача. А вот великолепные праздничные полотенца не обходились скромным орнаментом и напоминали настоящие произведения искусства! Они навешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб в красном углу. По обычаю, полотенца являлись важной частью приданого невесты. Им одаривали родственников жениха, дружков, сватов. В день свадьбы полотенце применялось в обряде «соединения молодых» перед венцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие». Полотенцем одаривали бабку-повитуху, принимавшую роды, кума и куму, крестивших младенца. Особую роль оно играло в погребально-поминальной обрядности. По поверью русских крестьян, в полотенце, вывешенное в день смерти человека на окно, сорок дней находилась его душа. Однако, для большинства современных людей полотенце является самым обычным бытовым предметом, не способным, по их мнению, на что-то большее.
СЛАЙДЫ № 11,12,13,14,15(разные вышивки на полотенцах).
1 дев. Достает из сундука то-ли салфетку, то-ли скатерть, не понимает.
«А что же это такое?» Слава : Да, это же подзор. Я подготовил презентацию о подзорах. Посмотрите мою презентацию… Марина Б.: Подходит к сундуку, вновь достает салфетки и ….« Сколько здесь салфеток много! Какие они разные, но все очень красивые, вышивка интересная , гладь… Ой, а это что такое?» Разворачивает узелок, а там различные яркие рисунки вышивок ( нахваливает их, рекомендует ребятам).
3.Основная часть (б).
Вед.: Какая красота! Умели вышивать наши бабушки! Давайте поближе рассмотрим салфетку, ту, которая вам наиболее понравилась. Проведём анализ (исследование) – применим упражнение под названием - диаграмма «Паучок», вам уже знакомый. Давайте вспомним критерии оценивания по 5-ти бальной шкале. Например:
1.размер
2. аккуратность (внешний вид)
3. наличие узелков на лиц. и изн. сторон
4. наличие видов вышивки
5. использование разных цветов ниток
6. обработка края салфетки и др..
Оценивая салфетки ученики делают для себя выводы (что бы они изменили, усовершенствовали в своей работе, например:
** узелков не должно быть видно на своей работе;
** можно применять другие нитки и виды глади, а ещё и другие ручные швы;
** свободное место на ткани должно быть вышито дополнительными элементами;
** надо проявлять аккуратность в работе;
** при защите проекта надо учесть то, о чём говорили сегодня на уроке и т.д.
Учитель обобщает выводы учеников. Рассматривая их начатые вышивки, даёт необходимые рекомендации каждому для дальнейшей работы.
3. Основная часть (в).
Ребята, я хочу вас познакомить с ещё одним упражнением, который позволяет выполнить общий дизайн - анализ изделия. Объяснение учителя.
СЛАЙД №16
№1 | Критерии | Спецификация |
1. | Что это? | подарок |
2. | Какой подарок? | Сделанный своими руками |
3. | Для кого? | Для любимой мамы |
4. | Из какого материала сделана и как выглядит? | Из х/б, льняной ткани. Красивая, аккуратная. |
5. | Функциональное назначение? | Должна вписаться в интерьер квартиры. |
6. | В чем сложность изготовления? | Спрятать узелки. |
7. | Оборудование и инструменты? | Нитки мулине, ирис, иглы, ножницы, напёрсток, пяльцы |
СЛАЙД № 17
5. Заключительная часть посиделок (подведение итогов).
Учитель обращает внимание ребят на ранее выполненные проекты, рассказывает про них, показывает лучшие; комментирует, на что надо обратить внимание при выполнении своего проекта и при его защите.
Ведущий: Интересные вещи сохранились в бабушкином сундуке.
А теперь настало время небылицы рассказать, народ удивить.
Девушки и парни рассказывают небылицы по очереди.
1.Слава - Старину спою вам стародавнюю
Стародавнюю да небывалую.
Утром лёг, да не поужинал,
Ночью встал, да не позавтракал.
2. Женя - То вам не чудо, не диковинка,
Видел чудо чуднее того:
Среди моря овин горит,
По чистому полю корабль бежит.
3. Слава - То вам не чудо, не диковинка,
Уж я видел чудо чуднее того:
Курица под лавкой объягнилась,
Корова на лыжах покатилась.
4. Татьяна - Это вам не чудо, не диковина,
Ещё вам чудо чуднее того:
Козёл по полю летал,
Он мякину собирал.
5.Слава - И тому чуду не дивуйтесь,
Я видел чудо чуднее того:
Уж как курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс.
6. Марина К. - На коня баран залез
И поехал прямо в лес.
7. Марина Б. - Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ежи
Строят гнёзда из лапши.
8. Арина - Чепуха! Чепуха!
Это просто враки.
Куры съели петуха-
Думали собаки.
Ведущий: Небылицы хороши, – посмеялись от души.
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ.
- Новая посудина, а вся в дырках (решето)
- Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)
- Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват)
- Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате)
- На стене висит, болтается
За него всяк хватается (полотенце)
- Кривой конь лезет в огонь (кочерга)
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)
Ведущий: Собралось к нам гостей из всех волостей.
А кто хочет из гостей проявить смекалку - отгадать загадку?
(загадки для гостей из сундука)
1. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает, а сам на отдых идет (ухват)
2.Черный конь
Прыгает в огонь (кочерга)
3.Сколько ни мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь (чугунок)
4.Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине - огонь да вода (самовар)
5.Утка в море-
Хвост на воле (ковш)
6.Висит баба на грядках,
Вся в заплатках,
Заплата на заплате,
А дырьё не зашито (корзина)
7. Всех кормлю с охотою,
А сама безротая (ложка).
8. Идет пароход-
То взад, то вперёд,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать (утюг)
9.Сидит уточка посреди стола,
Хоть и маленька, а всем нужна (солонка)
Отгадавшие получают конфеты.
Ведущий:
Посиделки – вечеринки
Звёзды в праздничной выси.
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Татьяна:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: « До новых встреч!» (все вместе).
Ведущий:
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по"сусекам"
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить! СЛАЙДЫ №18.
6. Рефлексия. На столах гостей прикреплены по три разных смайлика. Ведущий (учитель) просит присутствующих оставить тот смайлик, который выразит своё отношение к увиденному (красный – очень хорошо, зелёный – так себе, жёлтый - ничего особенного).
Используемая литература и сайты:
1. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/klassnyi-chas-v-5-klasse-russkie-posidelki
2. http://www.vlivkor.com/2008/03/11/zimnie_posidelki.html
3. http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/posidelki
4. http://www.neva-mozaika.ru/about.php?action=allcoursephoto&pAboutId=5
5. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры /авт. – сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2007.-127 с.
6. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И. А. Сасовой.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 296 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"
Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...
Открытый урок по технологии 5 класс
Материалы по подготовке и проведению открытого урока по технологии в 5 классе. Класс неделимый (совмесного обучения мальчиков и девочек)....
открытый урок по технологии 7 класс
Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, углубление, обобщение и систематизации знаний о народном творчестве.Обучение технологии вышивки гладью.Учить созданию краси...
разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"
Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...
план-конспект открытого урока по технологии 7 класса
план- конспект открытого урока "Отделка выжиганием разделочной доски" 7 класс...
Открытый урок по технологии. 7 класс. Устройство и работа токарного станка СТД-120М.
Методическая разработка по предмету Технология. План-конспект открытого занятия по теме: Устройство и работа токарного станка СТД-120М". 7 класс (мальчики).В работе указаны основные цели и задачи, кот...
открытый урок по технологии 5 класс "Подарок для ветерана ВОВ"
На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением танка из фанеры, учатся оформлять подарок, формулируют тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления подарка, знакомятся с в...