Технологическая карта урока технологии. 5 класс
Тема: Вышивка. Выполнение простейших ручных швов
Дата урока: 16.05.2019
Тип урока: Комбинированный
Технология урока: технология системно-деятельностного подхода
Цели урока:
Обучающая: организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности в выполнении ручных швов необходимых для выполнения практической работы.
Развивающая: способствовать совершенствованию практических навыков в выполнении простейших швов и применению их на практике.
Воспитательная: формировать ценностное отношение учащихся к совместной учебной деятельности по применению знаний, полученных на уроках.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, упражнения, самостоятельная работа.
Приемы: рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.
Практическая работа: изготовление монограммы стебельчатым швом.
Межпредметные связи: история, ИЗО, русский язык, информатика.
Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование и материалы:
- образцы готовых изделий, выставка работ ручной вышивки;
- стенд «Сегодня на уроке» с новыми терминами;
- дидактический материал: Инструкционная карта по выполнению стебельчатого шва, Инструкционная карта по изготовлению монограммы;
- раздаточный материал: нитки мулине, ножницы, пяльцы, ткань для вышивки, иглы;
- учебник «Технология», «Рабочая тетрадь 5 кл.».
Планируемые образовательные результаты. Универсальные учебные действия.
1. Предметные умения: научить приемам вышивки простейшими ручными швами (стебельчатый шов).
2. Личностные умения:
- Развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения.
- Формирование личного, эмоционального отношения к себе, окружающему миру.
- Развитие осознания адекватной позитивной самооценки.
3. Метапредметные умения:
- Умение определять и формулировать тему урока, планировать последовательность действий на уроке.
- Работать по составленному плану.
- Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического мышления.
- формирование представлений об окружающем мире и о себе самом;
- умение ориентироваться в системе знаний, уметь отличать новое от уже известного;
- использовать учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- проводить анализ, строить логическую цепочку рассуждений;
- самостоятельно решать проблемы творческого характера.
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
- сотрудничать в поиске решения проблемы.
Этапы урока (системно-деятельностный подход) | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности (10 мин) | Прием рефлексии «Цветик-многоцветик». Каждая ученица выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, затем все лепестки собирают в один общий цветок
Создание ситуации для определения темы урока: 1.«Сундучок с сокровищами»: Слайд № 4 1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка) 2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань) 3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы) 4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки) 5.НОТА-ОТА+АПТЕКА-ТЕКА+ЁРШ-Ш+СТОЛ-Л+К=(напёрсток) 2. Разгадывание кроссворда: слайд № 5
| | | 1 | | | | | | | | По горизонтали: | |
|
| |
|
|
|
|
|
|
| 1. Моток ниток для вышивания. | | 2 | | | | 2 | |
|
|
|
| 2. Самые распространенные нитки для вышивания | |
|
| |
| |
|
|
|
|
| 3. Основа для вышивания. | |
|
| |
| 3 | | | | |
| 4. Инструмент для вышивания. | 4 | | | |
| |
|
|
|
|
| По вертикали: | |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 1. Держат ткань в натянутом виде. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Материал для вышивания |
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку Создает эмоциональный настрой на уроке
Формулирует проблему. Создает условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Определяют свое эмоциональное состояние
Анализируют ситуацию, выполняют задания, определяют тему урока
|
II. Учебно-познавательная деятельность. Актуализация знаний (10 мин) | Кроссворд наоборот (слайд № 6). Появляются термины – дать определения и прочитать слово по вертикали Сообщение с элементами презентации «История монограммы». Слайд № 8,9,10 - В старину живописцы и ткачи помещали на своих произведениях и предметах начальные буквы имени и фамилии. Рукодельницам этот приём пришёлся по душе. Переплетённые в форме вензеля инициалы владельца монограммы стали вышивать на постельном белье, скатертях, сорочках, носовых платках. Красивые вензеля вышивали на карманах или манжетах мужской сорочки, делая их в тон изделия. И сегодня вышитые монограммы придают индивидуальность любой одежде. Виньетка - рисунок буквы с орнаментом, который используется на сувенирах, в фамильных гербах и эмблемах, на столовых приборах, драгоценностях. Этот стиль широко использовался в старинных книгах и рукописях для украшения в начале текста. - Где можно использовать свои метки? (для столовых салфеток, наволочек для подушки, закладок в книги и др.)
| Организует деятельность по освоению информации | Формирование мыслительной деятельности, осмысливают, принимают информацию |
III. Реализация проекта (5 мин) | Сформулируйте цель урока: Что надо сделать, чтобы достичь этой цели, чему научиться? Планирование, обсуждение вариантов, выбор оптимального варианта и способа выполнения монограммы (вид отделочного шва, нитки мулине, атласные ленты, бисер, аппликация и т. д.) Составление алгоритма деятельности. Групповая работа - Какой из этих способов рациональнее для вас в данном разделе технологии? Выбор рациональных приёмов. Физкульминутка. Слайд №11 | Организует деятельность по постановке учебной задачи и ее выполнению | Формулируют практическую цель урока. Определяют пути решения проблемы, Ищут способы, выдвигают предположения. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
IV. Первичное осмысление и закрепление (10 ми) | Исследовательская деятельность, выполнение творческого задания Индивидуальная работа. Самореализация: «Создание эскиза монограммы». Планирование своей работы. Повторение алгоритма. Обобщение полученных знаний. Представление результатов задания. Критерии: (размер букв, небольшая витиеватость линий, цветовое решение.) - Стебельчатый шов - сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Каждый новый стежок начинается из середины предыдущего. Повторение правил т/б при работе с инструментами. Слайд 12,13 Демонстрация приема выполнения стебельчатого шва. Слайд № 14-18 Повторение ручных приёмов работы. Рациональные приёмы: - Как отмерить длину нитки? - Как быстрее вдеть нитку в иголку? (срезать наискосок край нитки). Критерии оценивания работ: - нитки закреплены на ткани, - стежки одной длины. - равномерное натяжение нитей. - Зачем необходимо следовать этим правилам? Девиз «Красна птица перьями, а девица – уменьями» Повторение алгоритма выполнения работы. | Обеспечивает положительную реакцию на творчество. Организует усвоение нового способа действия при решении проблемы. Направляет деятельность. Оценивает результаты.
| Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Развитие творческих возможностей и мышления. Ставят цель исследования, определяют пути решения, ищут способы.
|
V. Практическая работа. (35 мин) 1. Вводный инструктаж.
2. Текущий инструктаж.
3. Заключительный инструктаж
| Самостоятельная работа учащихся по выполнению стебельчатого шва. Инструкционные карты.
Самостоятельная работа по инструкционной карте в учебнике, практическая работа №14 «Изготовление метки (монограммы) Слайд №19 Физкульминутка. Индивидуальная работа Целевой обход рабочих мест (организация рабочего места, культура труда, соблюдение правил т/б, правильность выполнения операций, качество, степень самостоятельности. рациональное использование времени) Самоконтроль и взаимоконтроль
Приведение в порядок своих рабочих мест. | Осуществление пошагового контроля.
Обеспечивает мотивацию выполнения.
Подводит итоги | Регулятивные и коммуникативные УУД: соотнесение своих действий с алгоритмом, восстановление операций. Фиксация возможных затруднений и определение путей их устранения. Взаимопомощь. Саморегуляция Выполнение правил и норм поведения. |
VI. Рефлексивно- оценочный этап (10 мин)
VII Закрепление знаний (5 мин) | Выставка – смотр выполненных работ на стенде «Моя монограмма» В начале урока мы использовали цветик-самоцветик, определяли настроение на начало урока, давайте теперь определим наше настроение на конец урока – составим еще один цветок и посмотрим, что у нас получилось. Слайд 20,21 Взаимоконтроль: - Что получилось? - Соответствует ли тому, что задумали? - Найдите в работах одноклассников удачные моменты. - За что можно сказать им доброе слово? - Какие возникали затруднения и как справились? -Что получилось неудачно? -Чем можно помочь? Как исправить? - Что изменили бы, если начать работу заново? - Кого можем назвать лучшей рукодельницей? 16. Выставление отметок. Вопросы: 1. Что такое монограмма? 2. Где можно использовать в жизни эти практические навыки? (ими помечают одежду и носовые платочки детей в детском садике. Украшают спортивные шапочки, сумки, кошельки, мешочки с обувью в школе и т. д.)
| Подводит учащихся к выводу, обобщению, выявлению причинно-следственных связей, акцентирует внимание на конечный результат. Делают выводы о значимости, сложности операций.
Руководит, направляет, координирует
Нацеливает на умение применять знания на практике.
Мотивирует на дальнейший успех на уроках технологии | Формирование моральной самооценки, осознание качества выполнения, адекватное восприятие оценки. Контроль и оценка процесса и результата, самоанализ и самооценка. Формулируют конечный результат своей работы.
Осознание адекватной позитивной самооценки.
Умение использовать жизненный опыт и полученные навыки работы. |
VI.II Домашнее задание (5 мин) | 1. Составить эскиз монограммы сестры, брата. Слайд №22 2. Совместно выполнить на наволочке, полотенце или столовой салфетке монограмму. - Вышить метку на носовом платочке младшим членам семьи.
Для расширения кругозора и во влечение в предмет: слайды № 23 | Пояснения творческого развивающего задания | Самостоятельно выбирают д/з |
Литература:
Технология. Обслуживающий труд: 5 Класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 4-е изд., перераб./ под ред.В. Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2018.- 192 с.
Технология. 5класс: Поурочные планы по учебнику Ю. , крупской, Н. И. Кизеевой,Л. В. Сазоновой, В. Д Симоненко ( материаловедение, лоскутная техника, вышивка, кулинария, интерьер)/ Авт.- сост. И. В. Бобунова.- Волгоград: Учитель, .- 128 с.
Крупская Ю. В. Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации /Под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф,- 80 с.
.- 80 с.