Сладкие блюда. Технология приготовления сладких блюд.
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему
Урок технологии, 7 класс. Классификация сладких блюд; продукты, используемые для их приготовления. Характеристика десертных блюд. Технология приготовления некоторых блюд, требования к качеству. Контрольные вопросы по теме. Схемы приготовления компота из сухофруктов и киселя из свежих ягод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология приготовления сладких блюд | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
7 класс
Тема программы: «Кулинария».
Тема урока: «Сладкие блюда. Технология приготовления сладких блюд».
Цель урока:
Углубить и расширить знания учащихся по данной теме. Систематизировать знания учащихся по вопросам виды сладких блюд; продукты, используемые для их приготовления. Дать характеристику десертных блюд. Познакомить учащихся с технологией приготовления некоторых блюд.
Развивать любознательность, логическое мышление, повышать интерес к урокам технологии.
Воспитывать культуру поведения за столом, аккуратность, внимательность.
Тип урока: Получение новых знаний.
Методы проведения: объяснение; беседа; самостоятельная работа учащихся; демонстрация наглядных пособий; демонстрация трудовых приемов.
Материальное обеспечение:
1) схемы приготовления компотов, киселей; карточки-задания «Контрольные вопросы»; иллюстрации сладких блюд.
2) Оборудование: демонстрационный стол; набор инструментов (нож, разделочная доска), набор посуды (пирожковая тарелка; креманка, столовые тарелки); салфетки; спец. одежда (фартук).
3) Набор продуктов: фрукты (яблоки, мандарины и др.); крахмал; желатин; какао порошок; сахар; орехи.
Ход урока
I. Организационный момент.
- проверка присутствующих;
- готовность учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Актуализация данной темы: даже самый вкусный обед не будет полным без сладкого. Сладкие блюда и напитки – традиционное дополнение к любому меню. Подают сладкие блюда в конце обеда, их называют десертными или третьими блюдами. Однако можно использовать их и во время завтрака, ужина, полдника. С различными видами этих блюд мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
IV. Объяснение нового материала:
1. Значение сладких блюд.
Сладкие блюда приятны на вкус, питательны, вызывают чувство насыщения, усиливают деятельность пищеварительных желез и способствуют улучшению пищеварения.
Сладкие блюда являются источником легкоусвояемых углеводов – сахаров. Однако за счет сахара должна покрываться только 1/3 часть всей потребности в углеводах. При большом содержании в пище очищенных углеводов в организме образуются жиры, поэтому блюда этой группы не могут быть основными в рационе.
Сахар тормозит выделение желудочного сока, поэтому желательно, что бы сладкие блюда подавались через небольшой интервал времени после основных блюд.
??? (вопросы)
- К чему может привести чрезмерное употребление сладких блюд? (излишняя полнота, нарушение обмена веществ, сахарный диабет).
- Чем полезны сладкие блюда? (содержание витаминов, т.к. готовят из фруктов и ягод (витамин С), высокой калорийностью), вкусовыми качествами.
2. Продукты, используемые для приготовления.
а) Фрукты и ягоды: в свежем, сухом, консервированном виде, фруктовые сиропы, соки.
б) Сахар:
1 – свекловичный, тростниковый;
Может производиться в виде: сахар песок, рафинад, сахарная пудра (для кремов, отделки изделий).
Хранить в сухом месте. Большое количество сахара делает изделие липким.
2 - Мед: в некоторых случаях заменяет сахар, придает изделиям специфический вкус, аромат. Кристаллизация меда не является пороком.
в) Другие продукты: молоко, сметана, сливки, масло, яйца, крупы – богаты белками.
г) Желирующие вещества:
Крахмал:
- картофельный;
- кукурузный;
- рисовый;
- пшеничный.
Желатин – получен вывариванием животной соединительной ткани, костей, кожи, который осветляют. Высушивают, измельчают (влажность 16%).
Агар – вываривается из морских водорослей, экстракт осветляют, высушивают, измельчают (влажность до 18%).
д) Ароматические продукты: цедра, какао порошок, ванилин, корица молотая.
е) Продукты, улучшающие вкусовые качества: изюм, орехи, лимонная кислота.
3. Классификация сладких блюд
Холодные (t=+10+14 °C):
1. Свежие фрукты и ягоды;
2. Компоты;
3. Желированные блюда (кисель, желе, мусс, самбук, крем);
4. Замороженные (t=-4-6°C) (мороженое).
Горячие (t=+65+75 °C)
1. Пудинги;
2. Яблоки в тесте;
3. Печеные яблоки;
4. Гурьевская каша;
5. Сладкие омлеты.
4. Технология приготовления сладких блюд.
Натуральные свежие фрукты и ягоды:
Полезны благодаря содержанию витаминов, органических кислот, минеральных солей.
??? - Назовите этапы первичной обработки овощей и фруктов? ( повторение 5кл.)
Первичная обработка фруктов: перебирают, удаляют остатки стебельков и плодоножки (кроме вишни, черешни);
Промывают, обсушивают, нарезают (арбуз, дыня)
Блюда из свежих фруктов (например): клубника со взбитыми сливками (и др.) ягоды можно посыпать сахарной пудрой.
Приготовление компотов (см. схему)
Компоты из свежих, сушеных или консервированных фруктов и ягод.
Технологический процесс состоит из подготовки фруктов, ягод, варки сиропа, их соединения.
ВОДУ ДОВЕСТИ ДО КИПЕНИЯ
ОБРАБОТАТЬ ЯБЛОКИ, ГРУШИ
ВАРИТЬ 10-20 МИН.
ДОБАВИТЬ КУРАГУ, УРЮК, ЧЕРНОСЛИВ И САХАР
ВАРИТЬ 15 МИН.
ДОБАВИТЬ ИЗЮМ И ЛИМОННУЮ КИСЛОТУ
ВАРИТЬ 3-5 МИН.
ОХЛАДИТЬ ДО +10 С
НАСТАИВАТЬ 10-12 ЧАСОВ
??? - Что происходит с ягодами в процессе варки? (развариваются)
Следовательно, не все плоды подвергаются варке. Компоты из «нежных» ягод и фруктов (малина, клубника, черешня и т.п.) не варят. Подготовленные фрукты кладут в посуду и заливают кипящим сиропом. Настаивают в течение 3-4 часов.
V. Демонстрация трудовых приемов приготовления компота.
Приготовление сиропа → подготовка плодов → соединение.
Правила подачи: в креманке на пирожковой тарелке. Едят компот десертной ложкой.
VI. Самостоятельная работа учащихся:
Составить схему приготовления компота из свежих фруктов и ягод.
Моют → очищают → приготовление сиропа → соединение-охлаждение (+7+10°С) → настаивание.
VII Демонстрация трудовых приемов: Приготовление сладкого блюда «Банан по-бразильски».
Обработка плодов / промывка – очистка – нарезка – приготовление смеси какао порошка с сахаром – панировка – выкладывание в креманку – взбитые сливки – орехи – подача к столу.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Составить схему приготовления сладкого блюда «Бананы по-бразильски».
Промывка
↓
Очистка
↓
Нарезка
↓
Панировка
↓
Выкладывание в креманку
↓
Взбитые сливки
↓
Измельчение орехов →Посыпать орехами
↓
Отпуск
Объяснение нового материала (продолжение):
Приготовление киселей
Кисели готовят из свежих фруктов и ягод, отваров, компотов, соков с добавлением желирующего вещества (крахмала)
Таблица желирующих веществ
Желированные блюда | |||||||
Наименование желирующих веществ | Нименование изделий | ||||||
Кисели | Желе | Мусс | Самбук | Крем | |||
Густой | Средней густоты | Полужидкий | |||||
Крахмал | 60-80 | 35-50 | 20-35 |
|
|
|
|
Желатин |
|
|
| 30 | 27 | 15 | 20 |
По консистенции:
- густые;
- средней густоты;
- полужидкие.
Технологи приготовления (см. схему)
ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ЯГОД
ПРОТИРАНИЕ ЯГОД
ОТЖИММАНИЕ СОКА → ХРАНЕНИЕ СОКА В ХОЛОДИЛЬНИКЕ
ПРОВАРИВАНИЕ МЕЗГИ С ВОДОЙ 10 МИН.
ПРОЦЕЖИВАНИЕ
ДОБАВИТЬ САХАР
ДОВЕСТИ ДО КИПЕНИЯ
КРАХМАЛ РАЗВЕСТИ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ → СОЕДИНЕНИЕ
ДОВЕСТИ ДО КИПЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ СОКА
ОХЛАЖДЕНИЕ
Правила подачи: в креманках с добавлением сливок, сметаны, меда.
Молочный кисель – добавка кукурузного крахмала. Подают с фруктово-ягодным сиропом, вареньем, на десертной тарелке.
Желе – в застывшем виде представляет собой прозрачную студнеобразную массу (молочное желе непрозрачное). Густота и плотность зависит от температуры и количества желирующего вещества.
Технология приготовления: подготовка желирующего продукта → приготовление сиропа → соединения → охлаждения до +20 °С → размывание в формы → застывание (при t=+2+8°С)
Правила подачи: выкладывают из формы или нарезают волнообразными краями. Многослойное желе – из различных ягод.
Мусс – отличается от желе тем, что взбивается в пышную пористую массу.
Особенность! Взбивать при дополнительном охлаждении.
Самбук – отличается от муса тем, что вводят в него сырные яичные белки.
Горячие блюда:
Пудинги (англ. Блюдо) – манный, рисовый, яблочный, сахарный.
Особенности приготовления: в приготовленную из различных круп кашу вводят взбитые яичные белки, запекают в жарочном шкафу.
Гурьевская каша – старинное русское блюдо.
Молоко выдерживают в жарочном шкафу до образования румяной пенки (несколько раз)
Приготовление манной каши – введение взбитых желтков, затем белков (в 2 этапа) – выложить слоями в форму, перекладывая пенками – запекают 7-10 мин. – отпускают порционно, украсив консервированными фруктами.
Требования к качеству готовых блюд:
- вкус, цвет, запах соответствуют приготовленному блюду;
- консистенция однообразная без комочков;
- прозрачность: компот, желе;
- мелкопористая, слегка упругая консистенция мусса. Недопустим слой желе в нижней части (самбук);
- пудинги имеют румяную корочку (Гурьевска каша).
IX. Закрепление изученного материала.
Карточки-задания: «Контрольные вопросы».
- Какие холодные сладкие блюда вы знаете?
- Какие продукты входят в состав: компота - ……….
киселя - ……….
- Почему компот из сухофруктов готовят за 10-12 часов до употребления?
- Как подают густые кисели?
- Ваши действия с крахмалом при варке киселя?
- Какова температура подачи горячих блюд?
- Чем мусс отличается от желе?
- Какие желирующие вещества вы знаете?
- Что надо сделать, чтобы на поверхности киселя не образовывалась пленка?
- Запишите в правильном порядке последовательность приготовления киселя: а) охлаждение, б)приготовление отвара из мезги, в)разведение крахмала, г)введение сока, д)отделение сока, е)приготовление сиропа.
Х. Сообщение домашнего задания:
В свободное время под руководством мамы приготовить сладкое блюдо.
Записать рецепт и последовательность приготовления.
ХI. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии в 6 классе в условиях ФГОС "Технология приготовления первых блюд"
В данной разработке представлены технологическая карта урока и презентация к уроку по теме "Технология приготовления первых блюд"...
Технологическая карта урока по технологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме «Технология приготовления первых блюд».
1.Изучить классификацию первых блюд, особенности технологии приготовления. 2.Формирование универсальных учебных действий....
Технология приготовления первых блюд. Приготовление овощного супа
ОБУЧАЮЩАЯ цель занятия. Сформировать у обучающихся знания, умения и навыки по приготовлению первых блюд из овощей.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ цель занятия. Воспитывать взаимопомощь, умение ...
Конспект урока технологии в 6 классе "Технология приготовления первых блюд"
Данный урок направлен на изучение классификации первых блюд, особенности технологии приготовления....
Методические рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ МДК 07. 01. Технология приготовления сладких блюд и напитков Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер
Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работПрофессия 19.01.17 Повар, кондитер разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы профессионального модуля П...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения лабораторно-практических занятий по МДК 07. 01. Технология приготовления сладких блюд и напитков Специальность (профессия): 19.01.17 Повар, кондитер
Выполнение студентами лабораторно-практических занятий по МДК 07. 01. Технология приготовления сладких блюд и напитков служит для закрепления теоретических знаний, полученных при изучении разделов и т...
Презентация к уроку технологии "Технология приготовления первых блюд" 6 класс
Презентация к уроку технологии "Технология приготовления первых блюд" 6 класс...