Рабочая программа кружка кулинария "Кухни народов мира"
рабочая программа по технологии (7, 8 класс) на тему
Рабочая программа расчитана на учащихся 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_kuhni_narodov_mira.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Кухни народов мира»
I. Пояснительная записка
В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения.
В школьной программе отводится определенное количество времени для приобщения учащихся к кулинарии. Учащиеся с интересом занимаются кулинарией. Приобретенные навыки очень помогают им в повседневной жизни, а некоторым дают ориентацию в выборе будущей профессии. Однако, учебного времени отведенного на данную тему, не достаточно. И для того, чтобы помочь учащимся овладеть навыками самообслуживания, способов приготовления здоровой пищи, расширить их знания о национальных традициях нашей страны и стран мира, познакомить с традиционной русской кухней и кухней других народов, была составлена данная программа. Программа рассчитана на 70 часов учебного времени, предполагает сочетание теоретических и практических знаний – практическим занятиям отводиться 70 % учебного времени.
Цели и задачи курса.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания народов мира как одной из составляющих здорового образа жизни.
Основные задачи кружка:
• ознакомить с организацией труда при приготовлении пищи, экономическими расчётами;
• развить практико-деятельностные умения в области кулинарии
• развить навыки самоорганизации, самоанализа и самооценки;
• ознакомить с особенностями приготовления блюд у разных народов мира , лечебными свойствами некоторых продуктов;
• воспитать уважение к своему здоровью и труду;
• развить коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе;
По окончании прохождения программы учащиеся должны иметь представление:
• о культурных ценностях национальных кухонь;
• о рациональном питании;
• о способах обработки продуктов;
• лечебных свойствах некоторых продуктов;
• об организации труда при приготовлении пищи, экономического расчёта;
• о современных тенденциях в сфере обслуживания пищевой промышленности;
Должны знать:
• о культуре труда;
• пищевой ценности продуктов;
• правила санитарии, гигиены, безопасной работы с инструментами и электрооборудованием
• виды и кулинарные свойства продуктов;
• основы технологии приготовления пищи;
• о культуре застолья, правил приёма гостей, сервировке стола;
• об основах рационального питания;
• о физиологии питания;
• о лечебных свойствах продуктов;
• общие сведенья о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты;
Должны уметь:
• осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии;
• определять количество продуктов и выполнять технологические операции по обработке продуктов с соблюдением безопасных приёмов работы;
• работать с кухонным оборудованием;
• определять качество продуктов;
• планировать работу;
• выполнять сервировку стола;
• правильно выбирать способы обработки продуктов;
• рационально использовать знания о здоровой пищи;
• планировать проектную деятельность;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.
Программа занятий рассчитана на учащихся 5-6 классов. Группы формируются по возрастному принципу: в группу входят учащиеся двух параллелей. Рекомендуется группа не более 10 человек. Для наилучшей организации работы кружка группу делят на 2 бригады по 5 человек в каждой во главе с бригадиром.
В целях воспитания самостоятельности, активности кружковцев рекомендуется проводить дни открытых дверей кружка. Учащиеся показывают гостям оформление готовых блюд, рассказывают о правилах сервировки и поведения за столом, дают советы в приготовлении различных блюд, проводят викторину. Цель данного мероприятия заключается также в том, чтобы познакомить широкий круг ребят с работой кружка, привить им интерес к культуре быта.
II. Основные направления и содержание деятельности.
Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки, сменной обуви. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.
Работа кружка связана с использованием нагревательных приборов (электрическая плита, духовой шкаф, электрический чайник, микроволновая печь), режущих инструментов (ножи, кухонный комбайн), с варкой, жарением, выпечкой. Это обязывает особое внимание обращать на правила безопасности труда.
Знания в области экологии необходимы каждому человеку как умение читать, писать и считать. Экология – наука о взаимоотношении живых организмов и условий среды. Поэтому в области кулинарии экологические знания необходимы. Накапливающаяся пыль в помещении, испарения жидкостей для мытья посуды и сантехники загрязняют воздух в помещении. Чтобы снизить загрязнения воздуха в помещениях необходимо плотно закрывать крышки емкостей с хим.жидкостями и выбрасывать пропитанную химикатами ветошь в герметичные контейнеры. Огромное значение имеет вентиляция. Регулярно проветривать помещение и проводить влажную уборку.
Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация, рефлексия. Заключительный инструктаж, мытье посуды, уборка помещения.
На занятиях применяется широкий арсенал методов:
• словесные (объяснения, рассказ, беседа);
• наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд);
• проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);
• исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);
• метод практического сотворчества;
• метод коллективных и групповых работ;
• метод творческого показа.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся по формированию основ культуры питания являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания кухонь народов мира, сознательно выбирая наиболее полезные;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание |
1. | Вводное занятие | 2 | 1. Цели и задачи кружка, содержание курса, правила безопасности. |
2. | Русская национальная кухня | 12 | 1. Особенности русской кухни. |
3. | Национальные блюда Белоруссии. | 8 | 1–2. Традиционные белорусские блюда. Использование картофеля в белорусской кулинарии. |
4. | Блюда украинской кухни.
| 8 | 1–2. Особенности украинской кулинарии. Место свеклы в блюдах украинской кухни. |
5. | Кухня народов Кавказа.
| 10 | 1–2. Особенности кавказской кухни. Баклажаны. Цветная капуста. Блюда из них. |
6. | Кухня стран Балканского полуострова. Болгария. Венгрия. | 8 | 1. Особенности кухни Болгарии и Венгрии. |
7. | Итальянская кухня | 8 | 1–2. Особенности итальянской кухни. Бутерброды в итальянской кулинарии. |
8. | Французская кухня. | 8 | 1–2. Особенности французской кухни. Салаты. Использование сельдерея , лука-порея, салата-латука, спаржи, авокадо, шампиньонов. |
9. | Творческий проект. | 6 | 1–4. Подготовка к проекту (выбор страны, обзор особенности кулинарии, традиционные блюда). |
ИТОГО: | 70 |
III. Механизм оценки получаемых результатов.
Прямыми критериями оценки получаемых результатов обучения являются достижения учащихся: приготовление блюд данной страны, выполненных в соответствии с технологией приготовления.
IV. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в кабинете технологии, в оборудованном помещении для кулинарии, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям.
V. Список литературы.
1. Вольпер И.Н. “Легенды и быль о продуктах”, М. “Экономика”, 1969.
2. Ковалев В.М., Могильный Н.П. “Традиции, обычаи и блюда русской кухни”, М. “Терра”, 1998.
3. Лазерсон И. “Французская кухня”, М. “Центрполиграф”, 2005.
4. Похлебкин В.В. “Все о пряностях”, М.“Центрполиграф”, 1997.
5. Похлебкин В.В. “Занимательная кулинария”, М. “Центрполиграф”, 1997.
6. Похлебкин В.В. “Специи и приправы”, М.“Центрполиграф”, 1997.
7. Райченок Ж.Е. “Самые популярные блюда мира”,Мн.Литература,1998
8. Сенгурова Е. “Пир на весь мир”, М. “Терра”, 1998.
9. Халин А.А.,Сунин Н.С. “Русский дом”, Н.Новгород, “Нижний Новгород”, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Химия в современном мире"
Предлагаемая программа химического кружка, объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х и 9-х классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальн...
Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"
Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...
1. Контрольная работа по произведениям поэтов 19 века 2. Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимения" 3. Рабочая программа кружка "В мире слов"
Материалы для уроков русского языка и литературы...
Рабочая программа кружка "В мире фразеологизмов"
Основная цель занятий кружка -- развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову,...
Рабочая программа кружка «В мире русского языка»
Рабочая программа кружка «В мире русского языка»...
Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"
Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вен...
Рабочая программа кружка "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 7 класса
Программа на основе курса "ОДНКНР" для 7 классов...