Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"
рабочая программа на тему
Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
remesla_rossii_3_klass.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «ООШ №2» Энгельсского муниципального района _______________________/Сливина А.В./ __________г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ №2» Энгельсского муниципального района ____________________/Лихачева О.Н./ Приказ №__________ от __________ г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Духовно-нравственное направление
для обучающихся 3 класса
МБОУ «ООШ №2»
Энгельсского муниципального района
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Вус Ю.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)
Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, развитие художественного вкуса.
Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и работу, адекватную поставленной учебной задаче».
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 9 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности (продолжительность образовательного процесса, этапы): детей факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 1 год. Количество часов в программе отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы и режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр.
Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности) и способы их проверки;
Обучающиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру; знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы – выставка работ и фольклорный праздник.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Наименование разделов темы | Часы учебного времени |
Старинный русский быт. | 9 | |
Новый русский быт. | 6 | |
Русские народные праздники | 8 | |
Русские народные промыслы. | 5 | |
Русские народные игры. | 2 | |
Песни для детей | 2 | |
Народные танцы | 2 | |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов темы | Коли-во часов | Содержание занятий | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел I. Старинный русский быт. 9 часа. | |||||
1 | Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья. | 1 | Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр Универсальные учебные действия: —познакомить с особенностями крестьянской одежды; —сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; —ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем Универсальные учебные действия: —продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки); —показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Универсальные учебные действия: —оценить достоинства традиционной русской кухни; —уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот). Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины Универсальные учебные действия: —разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). Учеба. Школа Универсальные учебные действия: —сравнить учебу детей в старину с современной школой; —букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги. | 01.09.14 | |
2 | Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. | 1 | 08.09.14 | ||
3 | Боярские палаты. | 1 | 15.09.14 | ||
4 | Терема, украшенные резьбой по дереву. | 22.09.14 | |||
5 | Блины .Пироги. Мёд. Взвары. | 29.09.14 | |||
6 | Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. | 06.10.14 | |||
7 | Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря») | 13.10.14 | |||
8 | Школы при церквях и монастырях. | 20.10.14 | |||
9 | Учебные предметы | 27.10.14 | |||
Раздел II. Новый русский быт 6 часов. | |||||
10 | Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. | 1 | Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки Универсальные учебные действия: —сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, проанализировать их различия. Усадьба. Дворянские особняки Универсальные учебные действия: —показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция). Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны Универсальные учебные действия: —разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.); —прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса Универсальные учебные действия: —проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. | 10.11.14 | |
11 | Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички». | 1 | 17.11.14 | ||
12 | Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. | 1 | 24.11.14 | ||
13 | Камины. Изразцовые печи. | 1 | 01.12.14 | ||
14 | Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. | 08.12.14 | |||
15 | Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. | 15.12.14 | |||
Раздел III. Русские народные праздники. 6 часов. | |||||
16 | Сочетание языческих и христианских праздников. | 1 | Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение Универсальные учебные действия: —разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; —познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; —изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха Универсальные учебные действия: —воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы; —разучить песни и игры; —научиться печь блины, красить пасхальные яйца; —разучить игры с катанием пасхальных яиц. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день Универсальные учебные действия: —разучить песни о завивании берёзки, хороводы; —научиться плести венки. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров Универсальные учебные действия: —сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; —нарисовать картинку на тему осенней ярмарки; —показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке». | 22.12.15 | |
17 | Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. | 1 | 29.12.14 | ||
18 | Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы. | 1 | 12.01.15 | ||
19 | Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. | 1 | 19.01.15 | ||
20 | День Петра и Павла — 12 июля. | 1 | 26.01.15 | ||
21 | Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). | 1 | 02.02.15 | ||
22 | Спожинки — окончание жатвы. | 09.02.15 | |||
23 | Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. | 16.02.15 | |||
Раздел IV. Русские народные промыслы. 5 часов. | |||||
24 | Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. | 1 | Керамика Гжели Универсальные учебные действия: —нарисовать несколько гжельских орнаментов. Хохлома и Жостово Универсальные учебные действия: —раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов. Павловопосадские шали. Универсальные учебные действия: —сравнить орнаменты нескольких шалей. Вятская и богородская игрушка Универсальные учебные действия: —изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо- городской игрушки. | 23.02.15 | |
25 | Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. | 02.03.15 | |||
26 | Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века. | 09.03.15 | |||
27 | Вятские матрёшки. | 16.03.15 | |||
28 | Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; | 06.04.15 | |||
Раздел V. Русские народные игры. 2 час. | |||||
29 | Командные игры. | 1 | Наиболее популярные детские игры Универсальные учебные действия: —разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.). | 13.04.15 | |
30 | Горелки. Прятки. Жмурки | 20.04.15 | |||
Раздел VI. Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки). 2 часа. | |||||
31 | Загадки, пословицы, поговорки, | 1 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы Универсальные учебные действия: —разучить несколько песенок, считалок; —научиться разгадывать загадки. | 27.04.15 | |
32 | Сочиняем загадки. Учимся отгадывать. | 04.05.15 | |||
Раздел VII. Народные танцы. 2 час. | |||||
Пляски парные. | 1 | Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы Универсальные учебные действия: —разучить хороводы, игры-хороводы. | 11.05.15 | ||
34 | Переплясы. | 18.05.15 |
ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
2.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
3.Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
5.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
- Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина http://slavya.ru/p/article/read/afan_izba.html
- Мифы народов мира http://www.edic.ru/myth
- Интернет-ресурсы по фольклору http://www.imli.ru/on-line/link/folk/folklore.php
- ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8395.html
- ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8394.html
- ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА http://www.rusedu.ru/detail_8393.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита Отчества – многонациональная традиция народа России
Урок посвящён теме Защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны и раскрывает один из её важнейших аспектов - многонациональное единство страны. Перед учащимися ставятся проблемные воп...
урок-проект "Культура и традиции народов России"
Урок-проект по географии 8 класс...
Внеклассное мероприятие по географии «Культура и традиции народов России»
Цели:- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к другим людям;- воспитывать чувство уважения друг к другу, к традициям и культуре народов России;- развивать крити...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Занятие "Кукла в культуре и традициях народов России"
Цель занятия:Познакомить с историей тряпичной куклы, ролью куклы в народном быту. Задачи:1. Ознакомление с историей тряпичной куклы и видами куклы-примитива, ролью куклы в народном бы...
Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"
Рабочая программа составлена на основе современных требований....