1. Контрольная работа по произведениям поэтов 19 века 2. Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимения" 3. Рабочая программа кружка "В мире слов"
учебно-методический материал по теме


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по произведениям поэтов 19 века

1. Кто из этих  учился в Царскосельском лицее?

А) А.С. Пушкин Б) М.Ю. Лермонтов В) В.А. Жуковский Г) Е. И. Баратынский

2.Какие стихи читал А.С. Пушкин на публичном экзамене в Лицее?

А) «Деревня» Б) «Воспоминания в Царском Селе» В) «Узник» Г) «Няне»

3. Какое из стихотворений не принадлежит М. Ю. Лермонтову?

А) «Парус» Б) «Листок» В) «Зимнее утро» Г) «Тучи»

4. Что такое метафора? Приведите примеры.

5. Определите стихотворный размер:    

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря. (М. Лермонтов)                                                      

6.Определите стихотворный размер:  

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес. (А. С. Пушкин)

7. Кто автор стихотворения? Найдите примеры звукописи.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля. 

8.Что символизирует полёт коршуна в стихотворении Ф. Тютчева «С поляны коршун поднялся…»?

9.Какой литературный приём помогает сделать картину живой в стихотворении Е. Баратынского «Весна, Весна! Как воздух чист…»

Как в стихотворении Ф. Тютчева «Листья» проводится сравнительный анализ сущности человека и природы?

10. Найди ИВС в стихотворении Я. Полонского, определи их роль.

Солнце ль внезапно меня озарит -

Тень по горам полосами бежит.

Так на душе человека порой

Думы, как тени, проходят толпой;

Так иногда вдруг тепло и светло

Ясная мысль озаряет чело.

11. Найдите примеры эпитетов в строках стихотворения Н. А. Некрасова:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит

12. «Учись у них – у дуба, у берёзы…» К чему призывает А. Фет в стихотворении?



Предварительный просмотр:

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 6

Тема урока: «Вопросительные местоимения»

Урок « открытия» нового знания.

Цели урока:

 -  деятельностные:  создание  условий  для  усвоения  темы,  развитие  готовности  мышления  к   усвоению   новых  способов  деятельности,   развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки;

 - содержательные:  формировать понятие о вопросительных местоимениях, знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях, создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач,                                                                                составлять  алгоритм  действия,    развивать информационную компетентность учащихся,  умение извлекать информацию и обрабатывать.

Оборудование:    карточки, учебник, компьютер,  мультимедийная  установка

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Мотивация к

деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Учитель приветствует детей:

- В мир новых открытий

  Мы с вами спешим,

  Чтоб знаний рюкзак

  Был наполнен большим

  Запасом умений и знаний

  И всех УУД,

  Которые с нами

  ВСЕГДА и ВЕЗДЕ!!!

Мы отправляемся в путь за новыми знаниями! Удачи и успехов!

Подготовка  класса  к  работе.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Учитель читает стихотворение:

Над М…сквой шумит п..ходный ветер,

Он з…вёт в д…лёкие  кр…я.

Кто ск…зал, что нет чудес на свете?

Ты чуде…на, Родина моя!

Кто  автор  этого  стихотворения? Какие  стихи  Ю. Друниной  вы  знаете?

Списать, вставить  пропущенные  буквы, объяснить  орфограммы.

- Какие  тропы, стилистические фигуры  использует  автор для  создания  образа Родины?

 - Какие слова служат для выражения вопроса?

Учитель читает отрывок из журнала «Как стать?»:

 В русском языке существуют специальные слова, которые помогают расширить или сузить сферу поиска информации и, следовательно, получить более объемную либо более детализированную информацию. Практически каждое из этих слов может превратить обычное утвердительное предложение в вопросительное, а некоторых случаях такое слово может само служить полноценным вопросом. Эти слова так и называются «вопросительные». Вот они, наши безотказные помощники: кто, как, что, зачем, почему, где, куда, откуда, который, когда, сколько, чей, какой и каков.

Вставляют  пропущенные  буквы, делают  синтаксический  разбор    второго предложения.

Дети  отвечают  на  вопросы  учителя.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

III.Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

   - Определение части речи  каких  слов  вызвало  затруднения? Почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?

 - Какова  тема  урока?

- Какое вы заметили противоречие? Что удивило? 

Формулируют тему урока,  ставят цели.

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

IV.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Предлагает обраться на стр.72-73 учебника

(раздел «Теоретические сведения» и «Материал для наблюдения»)

Задаёт вопросы:

- Какие вопросительные местоимения склоняются как прилагательные?

- Предлагает вернуться к строкам из стихотворения Ю. Друниной,  отмечает  выразительность конструкций стихотворения, вводит понятие риторический вопрос.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа от того, кому адресован.

Предлагает проанализировать предложения, в которых вопросительные местоимения являются риторическими вопросами:

  1. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в стране родной?
  2. Что может быть лучше теплого летнего вечера?
  3. На кого не действует новизна?
  4. Кто виноват и что делать?
  5. Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?

Составляют план достижения цели  и определяют средства (алгоритм).

 Отмечают, что среди многообразия вопросительных слов есть такие, которые указывает на предметы, признаки и количества, не называя их. Обучающиеся называют вопросы, на которые отвечают существительные, прилагательные и числительные. Делают вывод: это вопросительные местоимения.

Работа  в  парах.  

Рассматривают таблицу, склоняют слово птичий (пух)

   

Записывают определение риторического вопроса  в грамматические справочники. Анализируют примеры предложений с риторическими вопросами, отмечают их выразительность.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

V.Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правила

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

1.  Работа   с карточками: выписывают из текста (книга «Большой дом человечества») вопросительные местоимения, указывают их грамматические признаки.

У всех нас есть общий Дом, это – Земля.   С незапамятных  времён людям не давали покоя вопросы: каков этот дом, в котором живёт всё человечество? Какая земля: круглая или плоская? Что находится за горизонтом? Сколько лет нужно, чтобы обойти вокруг Земли? Какие народы живут на севере и на юге?  К сожалению, случается так, что нарушается  гармония пребывания человека с миром и  людьми.   Что мешает нам начать меняться здесь и сейчас?                                          

2.  Работа  с  учебником. Выполняют  упражнение 451

Действие по аналогии (П)   Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П )

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

 Организует деятельность по применению новых знаний.

1. Предлагает найти ошибки, исправить их, объяснить правильность выбора и записать верный вариант. Местоимения подчеркнуть в соответствии с их ролью в предложении:

а) Чего ты читаешь?

б) Сколько время?

в) Сколько много призов ты выиграл на соревнованиях?

2. Предлагает выполнить упражнение 456.

                 

1.В первом предложении неверно выбран падеж вопросительного местоимения: вместо родительного падежа требуется винительный: Что ты читаешь?

Во втором предложении неправильно выбран падеж существительного «время»: вместо именительного падежа требуется родительный: Сколько времени? Или форма: который час?

В третьем предложении избыточно слово «много»: Сколько призов ты выиграл на соревнованиях?

2. Выполняют упражнение. Находят ошибки в образовании глаголов и местоимений. Проверяют по эталону.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самоопределение (Л)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

VII.Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов обучающихся.

 

Учитель  задает  домашнее  задание (на выбор):

  1. Найти примеры предложений с риторическими вопросами  из произведений художественной литературы.
  2. Упражнение 451 из учебника

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)



Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка

          Актуальность  работы  кружка " В мире слов" позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов.

Своеобразным показателем общей культуры человека является культура речи. Нельзя быть по-настоящему толковым специалистом и образованным человеком без умения мыслить и правильно выражать свои мысли. Именно через речь раскрывается богатство внутреннего мира человека. Неразвитость речевой деятельности, малый словарный запас, сквернословие  являются показателем духовной бедности человека. Ясность же мысли, точность и выразительность речи, богатый арсенал лексических средств  свидетельствуют об интеллекте человека и высоких нравственных качествах.  Цель – развитие речи, мышления, воображения школьников, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувство сопричастности к    сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи курса:

-  развивать смысловую точность, выразительность и логичность речи;

- формировать навыки коммуникативной грамотности, предупреждения речевых и стилистических ошибок;

- приобщать учащихся к образцам художественной речи;

- воспитать интерес и бережное отношение к родному языку, уважение к народу - творцу языка, любовь к своему Отечеству;

- готовить к сдаче ОГЭ.

Формы и виды деятельности учащихся:

- практикумы;

- работа в группах;

- тренировочные и тестовые  упражнения;

- работа со словарями;

- творческие задания;

- исследовательский проект.

Методические принципы курса

- коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе работы в группах;

- личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;

- деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;

- поэтапность  обучения предполагает изучение курса по принципу “от простого к сложному”, выводит учащихся к свободному владению синонимическими средствами при создании проекта;

-  принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.

   Главные методические принципы, реализуемые на занятиях, - системность и коммуникативный подход в изучении материала, переход от простого к сложному материалу.

Виды контроля знаний: тестирование, собеседование, наблюдение,  ознакомление с этапами работы над  проектом и продуктом исследования.  

 Оценка результатов учащихся:

 ученик получает зачет при условии выполнения не менее трех обязательных работ в предложенной учителем форме или защите исследовательского проекта. В процессе работы школьники увидят «волшебство знакомых слов», смогут понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к языку должно пробуждать стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

Дидактические принципы отбора содержания материала: 

  • научность;
  • доступность;
  • последовательность и системность изложения материала;
  • преемственность и перспективность;
  • связь теории с практикой;
  • наглядность;
  • целостность.

Кружок  «В мире  слов»  имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: 

  • углубление знаний норм современного русского языка и лексики родного языка;
  •  обеспечение полноты и глубины знаний в разделе «Лексикология», расширение словарного запаса;
  •  развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно - популярной литературой по предмету

   Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры, дидактический и раздаточный материал, скороговорки, ребусы, кроссворды, грамматические сказки и др.

Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.

    Методы обучения: 

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня

       Планируемые результаты

     Первый уровень – развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления,  пространственного восприятия);  создание психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких психологических качеств и умений, без которых учебная деятельность не может осуществляться успешно (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя). Достигается во взаимодействии с педагогом

     Второй уровень – формирование психологических новообразований среднего школьного возраста (внутреннего плана действия, т. е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане в группе и в парах). Достигается в дружественной детской  среде (коллективе.)

     Третий уровень – школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче, рефлексии, т.е. умению осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.

Осознанное участие в интеллектуальных конкурсах.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

      Показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по русскому языку и литературе,  обогащение словаря обучающихся, а также повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности, участие в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Олимпус  по русскому языку», «Альбус по русскому языку», «Филологический чемпионат», «Молодёжный чемпионат по языкознанию» и др.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Цель

Дата

1.

Введение.  Творческая игра «Жизнь слова»

Развитие социальных и коммуникативных умений

2.

 Работа со словарями.  «Слово открывает тайны»

Развитие  познавательных, исследовательских, социальных и коммуникативных умений

3.

Значение слова.

Развитие  познавательных, исследовательских умений

4-5.

Этимология. Происхождение лексики СРЯ

Развитие познавательных, исследовательских умений

6

Читаем выразительно: скороговорки.

Учить произносить правильно каждый звук в слове

7.

Лексика общеупотребительная

Развитие познавательных, исследовательских, социальных и коммуникативных умений

8.

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

Учить объединять слова в группы по темам

9.

Игра «Употребляется активно – пассивно»

Развитие коммуникативных умений

10-11.

Устаревшая лексика. Неологизмы

Развитие  социальных и коммуникативных умений и исследовательских умений

Развитие социальных и коммуникативных умений

12- 13.

Культура общения. Правила речевого этикета

Развитие у детей социальных и коммуникативных умений

13.

Ролевая игра «Как обратиться к собеседнику»

Формирование коммуникативных умений

14.

Паронимы.

Обогащение словарного запаса обучающихся

15.

Омонимы.

Обогащение словарного запаса обучающихся

16-17.

Синонимы.

Обогащение словарного запаса обучающихся

18.

Антонимы.

Обогащение словарного запаса обучающихся

19.

20.

Практикум.  Работа с текстами.

Активизация процессов самопознания

21.

Исконно русские и заимствованные слова

Обогащение словарного запаса обучающихся

22.

Крылатые слова и выражения

Обогащение словарного запаса обучающихся

23-24.

Исследовательский проект «Что я знаю о слове»

Развитие исследовательских умений

25.

Практикум по лексикологии

Развитие исследовательских умений.

Обогащение словарного запаса обучающихся

26-28.

Фразеологические единицы и их употребление

Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы

Развитие поисковых умений

29.

Беседа «Зачем нужны правила речевого этикета»

Формирование коммуникативных умений

28.

29.

Учимся писать письма. Эпистолярный жанр.

Познакомиться с правилами общения

30.

31.

Однозначные и многозначные слова

Пробуждение познавательного интереса к слову

32.

Ролевая игра  «Говорить не устать, было б что сказать»

Пробуждение познавательного интереса к слову

33-35.

Путешествие в Государство  Слов.

 Подведение итогов.

Пробуждение познавательного интереса к слову


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по программе Т. А. Ладыженской

Цель урока: научить правилам постановки на письме тире между подлежащим и сказуемым, в устной речи -- интонации произнесения с нулевой связкой между подлежащим и сказуемым....

Конспект урока русского языка в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова

1. Систематизация и углубление знания о чередованиях гласных в корне слова.2. Развитие умения правильно писать орфограммы в корне.3. Воспитание любви к русскому слову....

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "...

Конспект урока русского языка в 6 классе (по программе Т.А.Ладыженской) "Переходные и непереходные глаголы"

Особенность урока - применение элементов технологии уровневой дифференциации, а также подбор дидактического материала из сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца"...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...