Рабочая программа по технологии 10 класс 2015-2016 уч. год
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему
В рабочей программе изложены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_10_klass.odt | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании МО учителей истории и обществознания Руководитель МО __Чумак О.В.__ Протокол № _1__ от «___»_августа_2015_г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ГБОУ СОШ № 511 Осипенко Е.А. «____»___августа____2015г. | «Утверждаю» Руководитель ГБОУ СОШ №511 Короваева Л.Е._____________ Приказ № ___ от «__»___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Технологии»
(базовый уровень)
10 « Б» класс.
разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего общего образования по технологии и «Примерной программы по технологии» В.Д. Симоненко,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ 511
Самсонова Лариса Анатольевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____
от «___» августа 2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Рабочая программа по «Технологии» для учеников 10-11 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302).
Место предмета в учебном плане
В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 68 часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X и XI классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.
Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы. Программа предполагает двухлетнее обуче ние (в 10-11 классах) в объёме 68 часов, из расчёта 34 часа в год, 1 час в неделю.
Представленный ниже тематический план предлагает распределение равной учебной нагрузки (по 34 часов) как для 10 класса, так и для выпускного 11 класса.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.
Общая характеристика предмета, класса
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- творческая, проектная деятельность;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса и специфики классного коллектива. В 10 «Б» классе обучается 34 ученика: 20 мальчиков и 14 девочек. Класс сформирован на базе 9»В» и 9»Б» классов, 4 ученицы поступили из других школ. Психологическое и физическое развитие учащихся в норме. Дети положительно относятся к установленным правилам поведения в школе. Класс активно участвует в жизни школы. Вне учебных занятий активно занимается краеведением, спортом. Дети настроены на хорошую учебу. В классе 14 учащихся, которые хорошо успевают по предмету, 2 ученицы успевают на «отлично». Слабо мотивированы Окуловская Т., Пьянкова Г., Бурковский Н. Между детьми в классе товарищеские отношения. По важным вопросам в классе вырабатывается единое мнение, развита в классе самокритика. Дети могут работать над поставленной задачей и доводить ее до конца. У ребят наблюдается бережное отношение к труду. Адекватно воспринимают критику и исправляют недостатки.
Цели и задачи
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом,
личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Принципиальными позициями, которые заложены в данную программу, являются:
- обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
- Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
- Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
- Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
- Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
- Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
- Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
Содержание образовательной программы
Технология проектирования изделий ( 19 ч.)
Основные теоретические сведения.
Технологии как часть общечеловеческой культуры. Технологическая культура. Понятие «технология».Понятие творчества и развитие творческих способностей. Метод мозговой атаки. Метод контрольных вопросов. Метод обратной мозговой атаки. Синектика. Морфологический анализ. Морфологические матрицы. Ассоциации и творческое мышление. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Функционально-стоимостный анализ Алгоритм решения изобретательских задач. Изобретения.
Рационализаторские изобретения. Защита интеллектуальной собственности. Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания. Создание творческого проекта.
Технологии в современном мире (15 ч.)
Основные теоретические сведения
Технологические уклады. Связь технологий с наукой, техникой и производством. Технология и техносфера. Виды технологий Технологии легкой промышленности, индустриального производства, электроэнергетики, производства сельскохозяйственной продукции. .Научно-техническая революция и её влияние на окружающую среду Глобальные проблемы человечества. Демографический взрыв. Обеспеченность человечества питьевой водой. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Глобальное загрязнение окружающей среды. Энергетика и экология. Загрязнение атмосферы. Загрязнение гидросферы. Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. Природоохранные технологии. Экологическое сознание и экологическая мораль.
Перспективные направления развития современных технологий. От резца до лазера. Новые универсальные технологии. Лучевые и ультразвуковые технологии. Плазменная обработка. Технологии послойного прототипирования. Нанотехнологии. Новые принципы организации современного производства. Автоматизация технологических процессов. Создание творческого проекта.
Предполагается выполнение следующих практических работ:
Подготовка доклада об интересующем открытии в области наук и техники. Посадка деревьев и кустарников вокруг школы. Оценка запыленности воздуха. Оценка качества пресной воды. Уборка мусора вокруг школы. Посещение промышленного предприятия. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве. Решение нестандартных задач. Разработка товарного знака своего предприятия. Конкурс «Генераторы идей». Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Решение тестов нак определение наличия качеств проектировщика. Проведение экспертизы ученического рабочего стола. Планирование деятельности по учебному проектированию. Формирование банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Сосотавление бизнес-плана на производство проектируемого изделия.
Источники информации и средства обучения.
УМК
- Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2011г.
- Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2010 г.
- 3. Леонтьев А.В. Капустин В.С. Сасова И.А. Технология: Учебник для 10-11 класс / Под. Ред. И.А.Сасовой. – М. Просвещение, 2010
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.
- Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.
- Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973г.
2. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. - М.: ДОСААФ, 1980г.
3. Джонс Дж. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986г.
4. Элотин Б., Зусман А. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. - Кишинев: Лумина, 1998г.
5. Кудрявцев ТВ. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1974г.
6. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978г.
7. Толяко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев: Рад. школа, 1983г.
8. Петрович М.Т., Цуриков В. Путь к изобретению. - М.: Молодая гвардия, 1986г.
9. Растрагин Л. А. По воле случая. - М.: Молодая гвардия, 1986г.
10. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990г.
11. Тринг, Лейтуэйт. Как - изобретать? - М.: Мир, 1980г.
12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995г.
13. Кламов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990г.
14. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1997г.
Тематическое планирование
Разделы и темы | Количество часов |
Раздел 1. Технология проектирования изделий | 19 |
Раздел 2. Технология в современном мире | 15 |
Итого | 34 |
В соответствии с программой воспитания и социализации школы внесены подтемы: ( в основных темах они отмечены двумя звездочками)
№ урока | Основная тема | Направления работы | Подтема |
1 | Введение в курс. Технология как часть общечеловеческой культуры | Профориентация | Критерии выбора профессии в России |
Формы организации учебного процесса:
- Приоритетными педагогическими технологиями являются: технология проблемного обучения и технология развития критического мышления;
- ИКТ
- коллективная. групповая; индивидуальная формы работы;
Формы занятий: лекции, диспуты, дискуссии, практические и лабораторные работы
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся:
● результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля;
● знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях;
● обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию обществознания как учебной дисциплины;
- правильно выполнил схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя
Критерии оценивания творческих проектов учащихся.
1.Оценка пояснительной записки (10 баллов) | ||
Критерии оценивания | Баллы | |
1.1 Общее оформление | 1 | |
1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта | 1 | |
1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов | 0,5 | |
1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи | 1 | |
1.5 Выбор технологии изготовления изделия | 1 | |
1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления | 1 | |
1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики. | 1 | |
1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта) | 1 | |
1.9 Описание окончательного варианта изделия | 0,5 | |
1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия | 0,5 | |
1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия. | 0,5 | |
1.12 Реклама изделия | 1 | |
2.Оценка готового изделия (25 баллов) | ||
2.1 Оригинальность конструкции | 5 | |
2.2 Качество изделия | 10 | |
2.3 Соответствие изделия проекту | 5 | |
2.4 Практическая значимость | 5 | |
3.Оценка защиты проекта (15 баллов) | ||
3.1 Формулировка проблемы и темы проекта | 2 | |
3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи | 1 | |
3.3 Описание технологии изготовления изделия | 3 | |
3.4 Четкость и ясность изложения | 1 | |
3.5 Глубина знаний и эрудиция | 2 | |
3.6 Время изложения (7-8 мин) | 1 | |
3.7 Самооценка | 2 | |
3.8 Ответы на вопросы | 3 | |
ИТОГО: | 50 баллов |
Оценивание творческого проекта осуществляется по следующим показателям:
1. Оценка пояснительной записки (10 баллов)
2. Оценка готового изделия (25 баллов)
3. Оценка защиты проекта (15 баллов)
Оценка «5» - ставится, если учащийся набирает 47 - 50 баллов;
Оценка «4» -ставится, если учащийся набирает 44 - 46 баллов;
Оценка «3» - ставится, если учащийся набирает 40 - 43 баллов.
Оценка «2» - если учащийся набирает меньше 40 баллов;
4. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 10-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и творческого проекта.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Знать/понимать
- влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
- Уметь
- оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
- Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для
- проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.
Календарно-тематическое планирование:
№ урока | Тема урока | Количество часов | Основные элементы содержания | Формы контроля/педагогические технологии | Планируемые результаты | Домашнее задание | Сроки освоения | |||||||
Раздел 1. Технология проектирования изделий ( 19 ч.) | ||||||||||||||
1** | .Введение в курс. Технология как часть общечеловеческой культуры | 1 | Технология как часть общечеловеческой куль- туры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • определение понятия «культура»; • основные виды культуры; • определение понятия «технология». Уметь: • приводить примеры взаимосвязи материальной и духовной культуры; • приводить примеры влияния технологий на общественное развитие | с. 4-5 уч., читать | 1.09 -5.09 | |||||||
2 | Технологическая культура; ее сущность и содержание | 1 | Понятие о технологической культуре. Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая структура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • определение понятия «технологическая культура»; • структуру технологической культуры; • определения понятий «технологическое мировоззрение», «технологическое образование», «технологическое мышление», «технологическая этика», «технологическая эстетика»; • разновидности технологической культуры и формы их проявлений Уметь: • характеризовать основные компоненты технологической культуры; • объяснять сущность взаимовлияния основных компонентов технологической культуры; | Сообщение на тему : «Компоненты технологической культуры» | 7.09 -12.09 | |||||||
3 | Особенности современного проектирования | 1 | Проект. Проектная деятельность. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскиз проекта, рабочая документация | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • определение понятий «проект», «проектирование»; • основные этапы проектной деятельности; • основные стадии и процедуры проектирования технических объектов; • сущность понятий «техническое задание», «техническое предложение», «эскизный проект», «рабочая документация». Уметь: • разрабатывать элементы технического задания и эскиза проекта | §1, вопросы к параграфу | 14.09-19.09 | |||||||
4 | Проектная документация | 1 | Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры) | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • определение понятия «проектная документация»; • состав проектной документации; • сущность согласования проектной документации. Уметь: • определять ограничения, накладываемые на предлагаемое решение нормативными документами | §1, вопросы к параграфу | 21.09-26.09 | |||||||
5 | Эксперимен тальные иссле дования в про ектировании | 1 | Роль экспери ментальных исследований в проектировании. Методы исследо вания. Оформле ние результатов исследования | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать; • определение понятия «эксперимент»; методы исследования; • методы обработки ре зультатов эксперимента. Уметь: • объяснять роль экспери ментальных исследова ний в проектировании; • обосновывать необ ходимость проведения экспериментальных ис следований в проектной деятельности | §1, вопросы к параграфу | 28.09-3.10 | |||||||
6 | Цель проектиро вания и источни ки информации | 1 | Определение цели проектиро вания. Источники информации для разработки: спе циальная и учеб ная литература, электронные источники инфор мации, экспери ментальные дан ные, результаты моделирования. Источники науч ной и техничес кой информации. Оценка досто верности инфор мации. Способы хранения инфор мации. Хранение информации на электронных но сителях | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • сущность целеполагания при проектировании; • виды источников инфор мации, необходимых при проектировании; • способы определения достоверности информации; • основные источники научной и технической информации; • способы хранения ин формации. Уметь: • объяснять роль опреде ления цели проектирова ния; формулировать цель проектирования; • выбирать средства и ме тоды реализации проекта; • использовать различные источники информации для проектирования; • оценивать достовер ность информации из различных источников; осуществлять информа ционный поиск | § 2, вопросы к параграфу | 5.10-10.10 | |||||||
7 | Определение потребительских качеств объекта труда | 1 | Методы сбора, систематизации и обработки информации. Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: * методы сбора и систематизации информации; • содержание понятия «потребительские качества объекта труда». Уметь: • формулировать вопросы для определения потребительских качеств продукта; • объяснять роль опросов в определении потребительских качеств инновационньк продуктов | § 2, вопросы к параграфу | 12.10-17.10 | |||||||
8 | Требования, предъявляемые к объекту труда | 1 | Этапы разработ ки технических требований к проектируемому объекту. Этапы расчета экономи ческих показате лей изготовления проектируемого объекта. Поря док контроля и приемки | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: - технические требования, предъявляемые к объекту труда; - необходимые экономические показатели изготовления объекта; -порядок контроля и приемки объекта труда Уметь: - применять полученные знания при работе над проектом | § 2, вопросы к параграфу | 19.10-24.10 | |||||||
9 | Нормативная документация | 1 | Виды нормативной документации, используемой при проектировании | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • сущность понятия «нормативная документация»; • виды нормативной документации, используемой при проектировании. Уметь: работать с нормативными документами | Презентация | 26.10-31.10 | |||||||
10 | Стандартизация | 1 | Стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • сущность понятия «стандартизация»: * сущность понятия «стандарт»; • виды стандартов; • понятие «объект стандартизации» Уметь: • приводить примеры объектов стандартизации | § 5, вопросы к параграфу | 9.11-14.11 | |||||||
11 | Унификация | 1 | Унификация как метод стандартизации. Способы унификации: систематизация и классификация | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • сущность понятия «унификация»; • способы унификации объектов. Уметь: • приводить примеры объектов унификации | § 5, вопросы к параграфу | 16.11-21.11 | |||||||
12 | Понятие творчества и виды творческой деятельности | 1 | Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности Понятие о психологии творческой деятельности; роль подсознания; психоло- го-познавательный барьер; пути преодоле- ния психолого- познавательного барьера; раскрепощение мышления | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • определение понятия «творчество»; • виды творческой деятельности. Уметь: • приводить примеры влияния творческой деятельности на развитие качеств личности | § 3, вопросы к параграфу | 23.11-28.11 | |||||||
13 | Этапы решения творческих за- дач | 1 | Этапы решения творческой задачи. Методы развития творческих способностей. Способы повышения эффективности творческой деятельности | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • основные этапы решения творческих задач; • методы развития творческих способностей; • способы повышения эффективности творческой деятельности. Уметь: применять изученные приемы приемы и методы для развития своих творческих способностей | § 3, вопросы к параграфу | 30.11-5.12 | |||||||
14 | Эвристические приемы решения задач | 1 | Эвристические приемы решения практических задач. Мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов, морфологический анализ | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • сущность эвристических приемов решения практических задач; • особенности применения эвристических приемов решения творческих задач. Уметь: • использовать изученные методы при решении творческих задач | § 3, вопросы к параграфу | 7.12-12.12 | |||||||
15 | Творческая активность личности | 1 | Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: определение понятия «ассоциация»; •сущность понятия «творческая активность личности»; способы повышения творческой активности личности; сущность понятий «генерирование ассоциаций», «первичные ассоциации», «дополнительные ассоциации», «ассоциативный переход». Уметь: использовать метод ассоциаций при решении практических задач | § 4, вопросы к параграфу | 14.12-19.12 | |||||||
16 | Целеполагание в поисковой деятельности | 1 | Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задач Метод «букета проблем» Метод фокальных объектов | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: сущность целеполагания в поисковой деятельности. Уметь: формулировать цели в собственной поисковой деятельности; формулировать задачи на основе выбранных целей | § 7, вопросы к параграфу | 21.12-26.12 | |||||||
17 | Интеллектуальная собственность | 1 | Понятие «интеллектуальная собственность», объекты, критерии патентоспособности, промышленный образец, полезная модель, рационализация | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: основные объекты авторского права Уметь: •формулировать права авторства | § 6, вопросы к параграфу | 11.01-16.01 | |||||||
18 | Защита интеллектуальной собственности | 1 | Способы защиты интеллектуальной собственности, нормативно-правовые акты регулирующие защиту интеллектуальной собственности | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: способы защиты интеллектуальной собственности, нормативно-правовые акты регулирующие защиту интеллектуальной собственности Уметь: приводить примеры способов защиты интеллектуальной собственности | Подготовить проект | 18.01-23.01 | |||||||
19 | Презентация результатов проектной деятельности | 1 | Проектная деятельность | Проблемное обучение Работа с документами | Знать основные понятия по теме Уметь представлять презентовать собственный проект | Составить план | 25.01-30.01 | |||||||
Раздел 2. Технология в современном мире ( 15 ч.) | ||||||||||||||
20 | Виды технологий | 1 | Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные осо бенности техно логий различных отраслей про изводственной и непроизводс твенной сферы Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать; виды технологий; характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Уметь; объяснять сущность взаимовлияния уровня развития науки, техники и технологий и рынка товаров и услуг; приводить примеры технологий производст венной и непроизводст венной сферы | § 8, вопросы к параграфу | 1.02-6.02 | |||||||
21 | Технология электроэнергетики | 1 | Энергетика и энергоресурсы, тепловые, атомные и гидроэлектростанции, альтернативные источники энергии | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: основные тенденции развития мировой энергетики Уметь: приводить примеры наиболее распростра ненных современных технологий в различных отраслях электроэнеретики | § 9, вопросы к параграфу | 8.02-13.02 | |||||||
22 | Технологии индустриально го производства | 1 | Современные технологии ма шиностроения, обработки конс трукционных материалов, пластмасс. Сов ременные техно логии электро технического и радиоэлектрон ного производс тва. Современ ные технологии строительства. Современные технологии лег кой промышлен ности и пищевых производств. Автоматизация и роботизация производствен ных процессов | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: основные виды сов ременных технологий индустриального произ водства; характерные особен ности современных тех нологий индустриально го производства. Уметь: приводить примеры наиболее распростра ненных современных технологий в различных отраслях индустриаль ного производства | § 10, вопросы к параграфу | 15.02-20.02 | |||||||
23 | Технологии производства сельскохозяйственной продукции | 1 | Классификация технологий земледелия. Растениеводство, животноводство. Отрасли животноводства Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • основные виды современных технологий производства сельскохозяйственной продукции; • характерные особенности современных технологий производства сельскохозяйственной продукции. Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции | §11, вопросы к параграфу | 22.02-27.02 | |||||||
24 | Технология легкой промышленности | 1 | Подотрасли легкой промышленности. Технологические особенности отрасли | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • основные подотрасли легкой промышленности • характерные особенности современных технологий производства отрасли легкой промышленности Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства продукции легкой промышленности | § 12, вопросы к параграфу | 29.02-5.03 | |||||||
25 | Технологии пищевого производства | 1 | Пищевая промышленность . Группы: молочная, мясная, мукомольно-крупяная, рыбная. Переработка продуктов животноводства. Технологический цикл в пищевой промышленности | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • основные виды пищевого производства • характерные особенности современных технологий производства Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства продукции пищевого производства | §12 , вопросы к параграфу | 7.03-12.03 | |||||||
26 | Человек и окружающая среда | 1 | Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы современного общества Рациональное размеще- ние производства для снижения экологичес- ких последствий хо- зяйственной деятельности | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • основные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Уметь: • указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; • приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду | §13 , вопросы к параграфу | 14.03-19.03 | |||||||
27 | Источники загрязнения окружающей среды | 1 | Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы Уметь: приводить примеры источников загрязнения атмосферы, почвы и воды в своей местности | §13 , вопросы к параграфу | 28.03-2.04 | |||||||
28 | Природоохранные технологии | 1 | Методы и средства оценки Экологического состояния окружающей среды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • определения понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»; • методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; • предельно допустимые нормативы содержания вредных веществ в атмосфере, почве, воде; • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Уметь: • приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий | §13 , анализ документа | 4.04-9.04 | |||||||
29 | Перспективные направления развития современных технологий | 1 | Возрастание роли информа ционных техно логий: ультразвуковая, лазерная, послойного прототипирования Нанотехнологии | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • основные виды современных перспективных • определения понятий • основные сферы применения современных Уметь: • приводить примеры | §14 , вопросы к параграфу | 11.04-16.04 | |||||||
30 | Инновационная деятельность предприятия | 1 | Значение инновационной Деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • определение понятия «инновационная деятельность»;• сущность инновационной деятельности предприятия. Уметь: приводить примеры инновационных продуктов и технологий; определять возможные направления инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей | §14 , анализ документа | 18.04-23.04 | |||||||
31 | Новые принципы организации современного производства | 1 | Автоматизация технологических процессов. Компоненты автоматизации. Техническое обеспечение, программное обеспечение, организационное обеспечение, обслуживающий персонал | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать: • принципы организации современного производства Уметь: определять возможные направления автомотизации технологических процессов | Подготовить проект | 25.04-30.04 | |||||||
32 | Презентация результатов проектной деятельности | 1 | Проектная деятельность | Работа с документами | Знать основные понятия по теме Уметь представлять проект | Составить анкету | 2.05-7.05 | |||||||
33 | Итоговое повторение | 1 | Основные понятия и термины по курсу | Проблемное обучение Устный опрос. Тестовый контроль. Работа с документами | Знать основные понятия по курсу Уметь готовить сообщение, используя Интернет и СМИ | 9.05-14.05 | ||||||||
34 | Комплексное повторение (резервный урок) | 1 | 16.05-21-05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...
Рабочая программа 9-й класс 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа 9-й класс....
Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...
Рабочая программа по английскому на 2015-2016 год для 5 класса.В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, И. П. Костина, О. В. Дуванова, Е. В. Кузнецова; учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012г.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по английскому языку 2012г....
Рабочая программа для 5 класса 2015-2016
Рабочая программа по английскому языку....
Рабочая программа для 10 класса 2015-2016
Рабочая программа по английскому языку....