Технологическая карта по теме «Ажурное вязание крючком»
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Материал содержит конспект урока и технологическую карту урока технологии в 7 классе по теме "Ажурное вязание крючком" (раздел "Рукоделие").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azhurnoe_vyazanie_kryuchkom.docx | 95.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по теме «Ажурное вязание крючком».
учитель технологии МКОУ гимназия г. Вятские Поляны Климкова С.Л.
Учебный предмет | Технология |
Класс | 7 |
Тип урока | Комбинированный |
Тема программы | Рукоделие. Вязание крючком. |
Тема урока | Ажурное вязание крючком. |
Цель урока | Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы крючком. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов. Способствовать формированию представления о видах рукоделия, а именно – вязании крючком. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов. Создание условий для формирования УУД обучающихся (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). Формирование общей культуры через изучение традиций народовнациональной гордости, бережного отношения к прошлому; познавательного интереса к предмету. |
Основные термины, понятия | Ажурное вязание крючком, воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик с накидом, столбик без накида, полустолбик, схема, условные обозначения, мотив. |
Планируемый результат | ||
Предметные умения: - закрепить понятия: ажурное вязание, схема, мотив; - систематизировать знания об основных приемах вязания крючком, их использовании, особенностях; - знать особенности выполнения традиционных способов вязания крючком и уметь их выполнять; - владение терминологией. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать правильновыполненное задание от неправильного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в наглядном материале; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя имеющийся материал, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; -устанавливать причинно-следственные связи; - строить логические цепочки рассуждений; - делать выводы; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная | Презентация, альбомы с образцами и схемами вязания крючком, учебник; Образцы вязания крючком, выполненные учащимися на уроках в прошлые годы, схемы. Схемы ажурного вязания крючком. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организа- ционный. | Метапредметные (УУД): личностные: - определять общие для всех правила поведения; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Здравствуйте! Сегодня мы снова встретились с вами на очередном уроке технологии. - Проверьте, пожалуйста, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, выполнение санитарно – гигиенических требований (убраны ли под косынку волосы) - Почему мы это делаем? | Обучающиеся проверяют Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации «рабочего места» и соблюдении на уроках технологии санитарно-гигиенических требований (наличие на голове косынки). |
Актуализация знаний. Мотивация. | Предметные: - правильно называть условные обозначения вязания крючком; - читать и понимать схемы; - выполнять классификацию видов вязания крючком; -знать особенности выполнения традиционных способов вязания крючком и уметь их выполнять. Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Можете ли вы назвать условные обозначения, изображенные на экране? - Почему на данный момент вы уже можете их назвать? - Скажите их названия. Учителем обращается внимание на правильность названия обозначений. - Можете ли вы прочитать предложенные схемы вязания крючком? - Какую информацию мы можем получить посмотрев на схему? - На какие виды можно разделить вязание крючком? - По какому признаку? - Я предлагаю вам рассмотреть еще один вид вязания крючком.(Ажурное) - Назовите основные приемы вязания, которые используются здесь. - Выскажите предположение, к какому виду вязания относится? -Можете ли сказать название? | -Да. - Потому что мы их уже изучили Обучающиеся называют условные обозначения. -Да. Мы уже изучили условные обозначения. Обучающиеся читают схемы по условным обозначениям. Обучающиесявысказывают свои мнения: - Количество рядов. - Вид вязания. - Основные приемы вязания. При затруднении они могут воспользоваться записями условных обозначений в тетради. Обучающиеся классифицируют предложенные учителем схемы и образцы на:филейное вязание, тунисское вязание, плотное; Обучающиесявысказывают мысль о том, что классификацию проводят по внешнему виду вязания, использованным основным приемам вязания. Обучающиеся обращают внимание на отличие его от других. Обучающиеся называют. Обучающиеся высказывают свои предположения о названии. |
Формулиро вание проблемы, планирова ние. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; -высказывать свое предположение; - овладевать умением прогнозировать. личностные: -целеполагание; - нравственно-эстетическая ориентация; -определять общие для всех правила поведения; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний; - обосновывать выбор критериев для вязания крючком, - понимать логику построения плана предстоящей работы; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить и научиться делать? - То есть вы сегодня знакомитесь с новым видом вязания крючком. - Что вы уже знаете о нем? - Что еще необходимо узнать? - Для чего все это вам нужно знать? Сформулируйте, пожалуйста учебные задачи. - Как вы думаете, чтобы добиться хорошего результата нужен ли четкий план работы? -Почему? - Какие у вас есть предположения? - Выбрать изделие; - Выбрать схему вязания. - Выбрать материалы. Предложения, высказанные обучающимися, фиксируются учителем. План записывается на доске. | Обучающиеся высказывают свои предположения Обучающиеся высказывают свои мнения - Как оно называется. - Какие виды бывают. - Где используется. - Чтобы применять знания и умения в жизни. Обучающиеся формулируют: узнать виды вязания крючком, научиться выполнять и применять ажурное вязание. Обучающиеся высказывают свои мнения: - План нужен. Обучающиеся высказывают свои мнения: Обучающиеся в процессе обсуждения приходят к выводу, что работунеобходимо начать с выбора изделия. |
Изложение нового учебного материала и его закрепление. | Предметные: - уметь определять по схемам, описанию, образцам ажурное вязание крючком; - уметь определять какие основные приемы используются при выполнении ажурного вязания; - овладевать умением правильного выполнения ажурного вязания; Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Вязание крючкомодин из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства. Оно позволяет получать множество интересных узоров, изготавливать за короткий отрезок времени несложные изделия для быта и оформления интерьера, модные предметы, одежды и детали для ее украшения.Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Сегодня мы продолжаем знакомиться с видами вязания крючком. - Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Рассмотрим образцы вязания крючком. - Назовите виды вязания крючком? Чем ажурное вязание отличается от других видов? - На какие еще виды можно разделить ажурное вязание? -Какие изделия можно выполнить, применяя ажурное вязание? Демонстрация старинных предметов (полотенца, скатерть, поднавесы) с вышивкой и кружевом, связанным крючком. Беседа о традициях народов, национальной гордости, бережном отношения к прошлому.Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. -Какие способы можно использовать, чтобы края изделия не осыпались? - Края каких изделий можно обработать с помощью крючка? - Какую пряжу и крючок используют для обвязывания? -используют тонкую пряжу и тонкий крючок (ирис, снежинка, №10). -Какую ткань можно использовать для выполнения изделий? - Можно ли использовать шелк? Почему не желательно? Вернемся к нашему плану работы. - Нужно ли что-то изменить в плане, и от чего это зависит? 1 Выбрать изделие; 2 Выбрать вид ажурного вязания (полотно или мотив) 3 Выбрать схему для вязания. 4 Выбрать материалы (ткань, пряжа). 5 Выбрать способ вязания (пришивать к изделию или обвязывать изделие). -Можно ли поменять местами пункты плана? А теперь ответьте на мои вопросы. - Как называется вид вязания крючком, с которым мы сегодня познакомились на уроке? - Как отличить ажурное вязание от других видов? - На какие виды можно разделить ажурное вязание? -Какие изделия можно выполнить, применяя ажурное вязание? | Обучающиеся называют тему урока: -Ажурное вязание. Записывают тему урока в тетрадь. Работа в группах Обучающиеся классифицируют предложенные учителем схемы и образцы на виды:филейное вязание, тунисское вязание, плотное, ажурное. Записывают в тетрадь. Обучающиеся высказывают свои мнения и в процессе обсуждения приходят к выводу, что ажурное вязание имеет отверстия и более рыхлое. Любой ажур образуется за счет вывязывания воздушных петель между различными столбиками. Обучающиеся в процессе обсуждения классифицируют предложенные учителем схемы и образцы и приходят к выводу: - ажурное вязание бываетв виде полотна; - в виде отдельных мотивов. Записывают в тетрадь. Обучающиеся в процессе обсуждения классифицируют предложенные учителем схемы и образцы и приходят к выводу: кружева, украшающие изделие, могут быть связаны отдельно, а потом пришиваться к изделию или непосредственно по краю полотна. Обучающиеся в процессе обсуждения приходят к выводу, чтоажурное вязание используют для вязания одежды, салфеток, подушек и т.д. ажурное вязание используют для обвязывания воротничков, салфеток, носовых платочков, низ изделия, низ рукавов, полотенца. Записывают в тетради. Обучающиеся высказывают свои мнения: -Лен, хлопок и т.д. Записывают в тетради. - Сильно осыпается. Обучающиеся в процессе обсуждения приходят к выводу, что в план необходимо внести изменения. Это зависит от выбранного для работы изделия. Обучающиеся высказывают свои мнения по корректировке плана. Обучающиеся в процессе обсуждения приходят к выводу, что поменять местами пункты 2,3,4,5 можно. Это не влияет на выполнение работы. Обучающиеся высказывают свои мнения. |
Практическая работа. Вводный инструктаж и текущее инструктирование. | Предметные: - правильно записывать схемы вязания крючком с помощью условных обозначений; - проверять работу, сравнивая с образцом; - определять количество рядов в вязании; - выполнять ажурное вязание; - уметь отличать ажурное вязание от других видов; - чётко отвечать на предлагаемые вопросы по теме, владеть терминологией, задавать вопросы, уточнять. Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей); - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Выполнение разноуровневых заданий. Для дифференцированного подхода схемы (приложение) разделены по сложностям: 125-128 – низкая степень сложности, 129-131 - средняя степень трудности, схема 132 кружева - повышенная степень трудности. «Выполнение ажурного вязания –обвязывание прихватки, платочка». Предложенная учащимся инструкционная карта-памятка содержит условные знаки основных элементов и описание последовательности выполнения образца. Вводный инструктаж: Инструктаж по технике безопасности при работе с крючком. -Предлагаю обсудить критерии оценок с учётом поставленных задач. Учитель обращает внимание на план работы. 1 Выбрать изделие; 2 Выбрать вид ажурного вязания (полотно или мотив) 3 Выбрать схему для вязания. 4 Выбрать материалы (ткань, пряжа). 5 Выбрать способ вязания (пришивать к изделию или обвязывать изделие). Учитель обращает внимание на то, что пункты плана 2,3,4,5 можно поменять местами.план работы. У вас имеются детали, края которых обработаны. Каким образом? Они готовы к обвязке. Обвязываем по краю детали, начинаем первую петлю с угла платочка на петле строчки.Кружева мы будем вязать по схемам, которые лежат перед вами. Вяжем по окружности, каждый ряд замыкая между собой и выполняя петли для подъема для след.ряда. Для красивого вязания самое главное суметь правильно подобрать инструменты и материалы, образец вязки, цветовую гамму и выбрать технологию выполнения изделия. -Должны ли соответствовать друг другу крючок и пряжа? Каким образом? - Что получится, если они не будут соответствовать друг другу. Целевые обходы. Учительнаправляет деятельность и исправляет текущие ошибки, следит за соблюдением правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Проводит текущий инструктаж (положение нити и рук при вязании, набор воздушных петель, вязание цепочки из воздушных петель, которые станут основой первого ряда, полустолбика, столбика без накида, столбика с накидом).По необходимости, проводит консультацию для обучающихся; помогает в выборе материалов, инструментов, цветовой гаммы, схемы. Физкультминутка во время практической работы. | Обучающиеся по своему усмотрению выбирают изделие и схему для работы. Обучающиеся объединяются в группы, в зависимости от выбранной схемы для работы. Рассматривают схемы и разбирают их выполнение. В ходе обсуждения учащиеся демонстрируют понимание проблемы и способов её решения, умение планировать и осуществлять работу. Обучающиеся называют правила работы: нельзя перекусывать нитку зубами - можно повредить эмаль зубов, язык или губы. До начала работы необходимо вымыть руки. Делать перерывы в работе, так как утомляются глаза, затекает шея, спина, устают пальцы.Ножницы передавать в сомкнутом виде, кольцами товарищу. Учащиеся вместе с учителем разрабатывают критерии оценки процесса и результатов деятельности: «5» -материалы и инструменты соответствуют друг другу, учитывается цветовая гамма, работа выполнена аккуратно, точно в соответствии со схемой и технологией, соблюдаются правила ТБ и С/Г требования. «4» - материалы и инструменты соответствуют друг другу, работа выполнена в соответствии со схемой и технологией, соблюдаются правила ТБ и С/Г требования, но работа выполнена не очень аккуратно, не учитывается цветовая гамма. «3» - материалы и инструменты не соответствуют друг другу, в работе есть небольшое несоответствие схеме. Обучающиеся высказывают свои мнения. Обучающиеся высказывают свои мнения. Выполнение практической работы индивидуально. Записывают схемы в тетрадь. В ходе деятельности извлекают необходимую информацию, развивают мыслительные процессы, обобщают, делают выводы. Обучающиеся активно работают индивидуально в соответствии с планом, консультируются с учителем по необходимости. |
Рефлексия учебной деятельнос ти. Оценка.Итоги занятия. | Предметные: - правильно записывать схемы вязания крючком с помощью условных обозначений; - проверять работу, сравнивая с образцом; - определять количество рядов в вязании; - выполнять ажурное вязание; - уметь отличать ажурное вязание от других видов; - чётко отвечать на предлагаемые вопросы по теме, владеть терминологией, задавать вопросы, уточнять. Метапредметные (УУД): личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - адекватно оценивать свою работу; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; познавательные: - проводить анализ изученного материала и использовать его в новых ситуациях опровергать или подтверждать гипотезы; - уметь определять уровень усвоения учебного материала; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; | -Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти ответ? -Соответствуют ли полученные в ходе работы результаты поставленной в начале урока теме? Работа в группах. Учащиеся отвечают на вопросы по карточкам. - Оцените свою работу с помощью пословиц (необходимо поднять руку): «Дело мастера боится», «Дурная голова рукам покоя не дает», «Поспешишь, людей насмешишь» «Сделал дело, гуляй смело» Показ лучших работ. Разбор типичных ошибок. Я хочу закончить сегодняшний урок словами: -Вязание – это красиво! -Вязание – это стильно! -Вязание – это современно! -Вязание – это оригинально, необычно, уютно! -Вязание – это модно! Надеюсь, что этот вид рукоделия вдохновит вас на создание красивых, стильных, оригинальных изделий! Я убеждена, что техникой вязания должна владеть каждая хорошая хозяйка! | Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Их ответы демонстрируют уровень усвоения материала, владение терминологией, широту кругозора. Приобретается навык рефлексии результатов деятельности. Анализируется деятельность, выявляются допущенные ошибки и неточности, удачные находки Обучающиеся анализируют свою деятельность и делают выводы о выполнении цели и основных поставленных задач. |
Домашнее задание. | Познавательные: - возможность применения знаний в дальнейшей работе. | - На следующем занятии мы продолжим работу над совершенствованием умений и навыковв вязании крючком. Домашнее задание:принести работы, выполненные ажурным вязанием своих мам или бабушек, схемы, доделать работу тем, кто не успел сделать на уроке. |
Приложение 1
Выступления учащихся (с презентацией).
1 ученица: Носовой платок впервые появился в Италии, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. В XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. Да-да-да, высморкаться в платок никому бы и в голову не пришло! Ими обмахивались, их носили напоказ. Знатные щеголи и щеголихи друг перед другом хвастали роскошью нового модного предмета туалета. Вышивка, кружева… И размеры! Как всегда, мода в своих преувеличениях доходила до смешного: представьте себе носовой «платочек» длиной не менее метра. Иногда такие совершенно бесполезные «дополнения» чуть ли не волочились за своим владельцем по полу.
В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются только с XVIII века. В XIX веке они становятся предметом, необходимым всем. К тому же этот век был веком путешествий. И возникла мода махать вслед уезжающим носовыми платками.
2 ученица: На Руси носовые платки появились в XVI веке. Их шили из кремовой шелковой ткани, украшали вышивкой. Вышивка выполнялась разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и даже жемчугом. Практического значения такой платок не имел, он служил украшением княжеского и боярского костюма. Девушки-боярышни сами создавали такие произведения искусства. Держа в руках платочек, они на балах демонстрировали свое мастерство.
Приложение 2
Схемы вязания крючком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Что? Где? Когда?" на тему "Основы вязания крючком".
Данная игра разработана с целью проверки качества усвоения материала по теме "Основы вязания крючком" на занятиях вязания крючком....
План- конспект урока по вязанию на тему:" Ажурное вязание в форме квадрата"
План-конспект урока по вязанию крючком в 5 классе на тему:"Ажурное вязание в виде квадрата".По другому зтот способ ещё называют как "Бабушкин квадрат". Предлогается этапы вязания, имеется также презен...
Внеклассное занятие по технологии на тему: «Филейное вязание крючком». 7 класс
Конспект внеклассного занятия по технологии...
Опрос - карты по образовательной программе "Вязание крючком"
Опрос - карты позволяют отследить знания, умения и навыки обучающихся по образовательной программе "Вязание крючком"...
Технологическая карта урока технологии (девочки) Вязание крючком.
Технологическая карта урока по технологии 6 класс. Раздел программы - "Декоративно - прикладное творчество"...
Конспект урока. Тема " История вязания крючком . Материалы и инструменты для вязания крючком. Правила ТБ при работе крючком."
Материал предназначен для знакомства учащихся с историей возникновения вязания, как традиционного вида декоративно-прикладного искусства, для воспитания у подрастающего поколения интереса к исто...
Технологическая карта Технология 6 класс Вязание 2 урок
Технологическая карта Технология 6 класс вязание крючком 2 урок. Вязание полустолбиков....