Программа предпрофильного курса по выбору"Основы дизайна"
элективный курс по технологии (9 класс) на тему

Аюпова Сажида Аптулсакировна

Программа "Основы дизайна" разработана для обучающихся 9 классов с целью выбора профиля обучения и профессионального самоопределения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_dizayna.docx63.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология», г. Нижневартовск

эмблема школы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная  школа №9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология»

                                                                                                 

                       

Рассмотрено педагогическим советом

Протокол № 01 от  «28» августа 2014 г.

Утверждаю

Директор школы ____________Туценко З.Н.

Приказ  №346 от 28.08. 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Основам дизайна» 

(курс по выбору)

основное общее образование

9 класс

2014-2015 учебный год

Составитель Аюпова Сажида Аптулсакировна

учитель высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Рецензия на рабочую программу ………………………………………………

Пояснительная записка …………………………………………………………

Учебная программа ……………………………………………………………..

Календарно-тематический план ……………………………………………….

Перечень учебно-методического обеспечения ……………………………….

Контрольно-измерительные материалы по предмету ………………………..

Мониторинг обученности ………………………………………………………

Перечень проектов ………………………………………………………………

Материально-техническое обеспечение ……………………………………….

РЕЦЕНЗИЯ

Программа по элективному курсу «Основы дизайна» для 9 классов составлена согласно требований к предпрофильной подготовке обучающихся основной общей школы.

Программа составлена на основе сборника программ: В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко. Основы дизайна. 5-9  кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 2001

Программа откорректирована.

Количество часов по учебному плану – 17 часов в год, по программе – 17 часов.

Программа по элективному курсу «Основы дизайна» для 9 классов составлена в логике знаний и опыта, полученных на уроках по изобразительному искусству, технологии, черчению, обществознанию в 5-7 классах основной общей школы.

Программа по элективному курсу «Основы дизайна» для 9 классов способствует выбору будущего профиля обучения и профессиональной ориентации учащихся в сфере архитектуры и дизайна.

Руководитель кафедры «Технология»                                     С.А. Аюпова

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

Элективный курс

9 класс

Пояснительная записка

Дизайн стал феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже XIX и  XX столетий, он на волне промышленной, а затем и научно-технической революции, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. И сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию максимально комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, изучения оптимальных условий жизнедеятельности человека, его взаимодействия с современной техникой.

Дизайн отличает ориентация на передовые технологии  и материалы, самые современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.

Сегодня дизайн – это проектно-художественная комплексная междисциплинарная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.

Программа «Основы дизайна» создает условия для понимания значения проектно-художественной деятельности и дает представление о средствах моделирования объектов дизайна.

Цель –знакомство с деятельностью дизайнера – современной и востребованной профессией, профессиональная ориентация в данной области.

Программа элективного курса «Основы дизайна» рассчитана на 17часов, 1 час в неделю.

Логическим продолжением данной программы является программа допрофессиональной подготовки: УТМ «Театр моды» для 8-11 классов, которая более углубленно знакомят учащихся с различными видами дизайна и имеют практико-ориентированную направленность.

Каждое занятие имеет свое практическое (проектное) задание, что способствует познавательному интересу учащихся. В программе, после изучения всех тем,  запланировано выполнение.

Основные учебно-воспитательные задачи:

  1. способствовать развитию эстетического воспитания, формировать художественный вкус у  учащихся;
  2. дать учащимся общее представление о дизайне как проектно-художественной специфической деятельности;
  3. ознакомить с основными методами художественного проектирования;
  4. ознакомить с простейшими приемами художественного конструирования (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирования и т.п.);
  5. привить интерес к профессии дизайнера.

Учебный план

Элективный курс «Основы дизайна» рассчитан на 1 год обучения в  9 классе:

«Введение в дизайн» - 5 часов

«Дизайн интерьера» - 5 часов

«Проектная деятельность» - 7 часов

Количество часов в неделю – 1 час

Количество часов в году – 17 часов.

Учебная программа

«ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»

Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

Всего

В том числе

Теория

Практика

Введение в дизайн (5ч)

1.

Дизайн. Виды современной дизайнерской деятельности

1

1

-

2.

Дизайн и современные материалы и технологии. Экология в дизайне

1

0,5

0,5

3.

Мода и стиль в дизайне

1

-

1

4.

Цвет в формообразовании объектов дизайна

1

-

1

5.

Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна

1

-

1

Дизайн интерьера (5ч)

6.

Из истории развития интерьера. Виды интерьера

1

1

-

7.

Интерьер и экология

1

0,5

0,5

8.

Основные принципы оформления интерьера. Современные стили в интерьере

1

1

9.

Гармония цвета в интерьере

1

-

1

10.

План, эскиз.

1

-

1

Проектная деятельность (7ч)

11.

Проект.

6

-

6

12.

Презентация проекта

1

-

1

Всего

17

3

14

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

Введение в дизайн(5 часов)

Дизайн. Основные понятия.

Виды современной дизайнерской деятельности (1 ч)

     Дизайн, его роль в жизни современного общества. Краткая история становления дизайна за рубежом и в нашей стране. Виды дизайна.

Проектное задание: сообщение об истории дизайна или творчестве дизайнера русской или зарубежной школы («Могу ли я стать …», «С чего начиналось творчество …?» и т.п.).

Дизайн и современные материалы и технологии.

Экология в дизайне (1 ч)

     Материал – это специфика  дизайнерской деятельности. Новейшие материалы в дизайне. Рынок и выбор материала в дизайне. Гигиена, экология и дизайн. Материал и мода.

     Современное производство высокотехнологично. Знание технологий – центральная задача работы дизайнера.

Проектное задание: сделать подборку тканей или обоев. Сделать сравнительный анализ синтетических и натуральных материалов (на выбор).

Мода и стиль в дизайне (1 ч)

    Тесная связь моды и дизайна. Немного из истории моды. Дизайнер диктует моду.

    Стиль в дизайне. Понятие «фирменный стиль»

Проектное задание: определить свой стиль в одежде. Разработать свой фирменный знак.

Цвет в формообразовании объектов дизайна (1 ч)

    Из истории колористики. Психология восприятия цвета человеком. Функциональная роль цвета.

Проектное задание: выполнить цветовую композицию («Покой», «Нежность», «Радость», «Агрессия», «Угроза», «Огонь и лед» и др.).

Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна (1 ч)

    Поисковый рисунок и набросок. Графический эскиз. Объемные макеты. Технические чертежи.

Проектное задание: выполнить форэскизы объектов предметного мира (на выбор) на основе бионики.

Дизайн интерьера(5 часов)

Из истории развития интерьера. Виды интерьера (1 час)

Небольшой экскурс в развитие интерьера от древнего Египта до наших дней. Виды интерьера.

Проектное задание: выполнить зарисовки мебели в различные исторические периоды.

Интерьер и экология (1 часа)

Экскурсия в магазин товаров для ремонта с целью изучения современных материалов, предназначенных для различных видов ремонтных работ в соответствии с экологическими требованиями.

Экскурсия может быть заменена встречей с дизайнерами интерьера или на урок-семинар по заранее подготовленным сообщениям по теме.

Основные принципы оформления интерьера.

Современные стили в интерьере (1 час)

Работа с журналами по интерьеру, изучение современных подходов в оформлении жилых помещений.

Проектное задание: разработать стиль своей комнаты (раздевалки в школе). Выполнить наброски, поисковые рисунки.

Гармония цвета в интерьере (1 час)

Изучение гармоничных цветовых сочетаний. Роль цвета на психику человека в быту.

Проектное задание: выполнить ряд цветовых карточек на основе гармонии цвета для своего проекта.

План, эскиз (1часа)

Основа проектирования и работы с заказчиком – разработка эскиза и плана комнаты (помещения).

Проектное задание: выполнение плана комнаты (раздевалки) и форэскизов в цвете.

Проект (6 ч)

Разработка серии эскизов объекта предметного мира (на выбор) для любого вида дизайна.

Разработка эскиза в цвете с планировкой своей комнаты или раздевалки своего класса в школе.

Выполнение частичного дизайна раздевалки в материале.

Презентация проекта (1 час)

CПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Список учебно-методической литературы

  1. В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко. Основы дизайна. 9 кл. Программы для общеобр. шк., гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Гармония цвета. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005
  3. Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей/Н.А. Ковешникова. – М.: Омега-Л, 2007.
  4. Интерьер квартиры: от проекта до воплощения/под ред. Н.Н. Лазаревой. – М.: Ниола-Пресс, 2006.
  5. История дизайна: учеб. пособие/А.Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2008.
  6. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – М.: АРТ-РОДНИК, 2007.
  7. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. – М.: «Союз Дизайнеров», 2002
  8. 2009 SCALA Group S.p.A. 62, via Chiantiqiana 50012 Baqno a Ripli Florence (Italy) This edition Nakladatelstvi Slovart, s.r.o., Praha 2009.
  9. Орнаменты + цветовая гамма: сборник образцов: исчерпывающее руководство. – М.: Астрель: АСТ, 2006
  10. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.
  11. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Серия «Школа дизайна». – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Критерии оценки творческих проектов

Оценка пояснительной записки проекта

Баллы

эталон

оценка

1

Качество оформления пояснительной записки

1

2

Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

1

3

Полнота  информации по теме проекта.

Анализ прототипов

1

4

Анализ возможных идей. Выбор оптимальной  идеи

1

5

 Рациональный выбор технологии изготовления изделия

1

6

Качество экономической   и экологической, эстетической   оценок будущего изделия

1

7

 Качество разработки конструкторской документации, качество графики.

1

8

Качество технологической документации

1

9

Наличие и соответствие   окончательной отделки  изделия замыслу проекта

1

10

 Качество рекламы изделия

1

Оценка защиты проекта

1

Соответствие изделия замыслу проекта

2

2

Соответствие выполнения изделия технической (технологической) документации на его изготовление

2

3

Качество выполнения операций при изготовлении изделия

2

4

Качество демонстрации использования объекта проектирования

2

5

Формулировка проблемы и темы проекта. Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

2

6

 Краткое описание технологии изготовления изделия

2

7

Глубина знаний и эрудиция, четкость и ясность изложения

2

8

 Наличие самооценки

2

9

 Качество объяснения изготовления одного из узлов проектируемого изделия согласно технологической документации (по усмотрению жюри)

2

10

Качество ответов на вопросы

2

Всего

30

3. Итоговая оценка за проект выставляется с учетом следующих оценок:

• Самооценка учащихся.

• Оценка учителя-руководителя проекта.

• Оценка экспертной комиссии.

4. Результаты выполнения проекта оцениваются по 4 бальной системе:

• 5 «отлично»,

• 4 «хорошо»,

• 3 «удовлетворительно»,

• 2 «неудовлетворительно».

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ

  1. Цветовая гармония в дизайне.
  2. Разработка эскизов объекта дизайна.
  3. Изготовление интерьерного аксессуара.
  4. Как стать дизайнером?
  5. Прочие.

МОНИТОРИНГ ОБУЧЕННОСТИ

Мониторинг обученности в рамках элективных курсов – это результаты зачетных работ и накопительная оценка – портфолио абитуриента. Портфолио позволяет накопить графический материал для поступления в профильный класс по выбору.

Инструкцияпо сбору материалов для портфолио

     Сбор документов и материалов для портфолио, то есть папки (портфеля) личных достижений, является ответственным делом. Предлагаемые рекомендации помогут в оформлении достигнутых результатов школьниками, а в дальнейшем – в реализации жизненных планов.

     Форма портфолио (см прил.) – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. При оформлении портфолио необходимо помнить о том, что с ним будут знакомиться другие люди, поэтому важно позаботиться о форме подачи личных достижений. Не все дипломы, сертификаты, грамоты необходимо включать в портфолио, а только те, которые пригодятся для выбранного профиля. Целесообразно сохранить эти документы, так как они могут пригодиться при поступлении в профессионально учебное заведение по окончании школы.

     На первое место следует поставить документ, который свидетельствует о максимальных достижениях, связанных с будущим профилем обучения, на второе – документ «чуть меньшего масштаба» и т. д.

    Можно дополнять свою личную папку различными материалами и документами, которые не указаны в примерной структуре портфолио. Это могут быть собственные размышления и идеи учащегося, которые возникли во время любых занятий или при посещении научно-практических конференций школьников, в ходе индивидуальных консультаций и т. д.

    Важно помнить о том, что все представленные в портфолио документы будут оцениваться и получать соответствующий балл по шкале, которая утверждена и есть в положении о портфолио.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

Кабинет №213

№ п/п

Необходимые средства

Необходимое количество средств

Количество средств, имеющихся в наличии

I

Технические средства

 

мультимедийный компьютер

1

1

 

мультимедийный проектор  

1

1

 

принтер монохромный (+МФУ)

1

1

 

принтер цветной

1

2

 

сканер

1

-

 

оборудование компьютерной сети

1

II

Программные инструменты

 

операционные системы

1

1

 

среды для дистанционного он-лан и оф-лайн сетевого взаимодействия

1

-

 

среда для интернет-публикаций

1

-

 

редактор интернет-сайтов

1

-

 

редактор для совместного удаленного редактирования сообщений

1

-

IV

Отображение образовательного процесса в информационной среде:

 

результаты выполнения аттестационных работ обучающихся

1

В наличии

 

творческие работы учителей и обучающихся

1

В наличии

 

осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления

1

В наличии

 

осуществляется методическая поддержка учителей (интернет-школа, интернет-ИПК, мультимедиаколлекция).

1

-

V

Компоненты на бумажных носителях:

 

учебники (органайзеры)

15

15

 

рабочие тетради (тетради-тренажеры)

15

-

VI

Компоненты на CD и DVD:

 

электронные наглядные пособия

1

1

Наименование имущества

Количество

1.

Стол компьютерный

2

2

Стол для раскроя

1

3.

Учительский стол

1

4.

Кресло компьютерное

1

5.

Столы

17

6.

Стулья ученические

30

9.

Доска учебная настенная

1

11.

Карнизы

2

12.

Шкаф многофункциональный (стенка), 3 секции

1

Шкаф-купе

1

13.

Огнетушитель

1

Наименование ТСО

Марка

Год приобретения

Инвентарный № по школе

1.

Доска интерактивная

Panasonic UB-T880

2012

41013400000056

2.

Мультимедиапроектор

2008

1040090370

3.

Системный блок (компьютер)

2008

1040090369

4.

Монитор

SAMSUNG

2008

1040090369

5.

Принтер

НР 2100

2008

Собственность учителя

6.

Принтер

НР Р1505

2009

1040090517 №4

7.

Принтер

НР 1050J410

2012

Приз

8.

Оверлок

Famili ML244

2007

1040090358

9.

Оверлок

Brother 1034D

2009

1040090577

10.

Оверлок

Boutique-SO75D

2009

1040090576

11.

Коверлок

PFAFF COVERLOCK 4852

2010

1040090632

12.

Распошивальная машина

JANOME Cover Pro II

2011

1040090756

13.

Швейная машина

Хаскистар 224

2007

1040090353

14.

Швейная машина

Хаскистар 224

2007

1040090354

15.

Швейная машина

Хаскистар 224

2007

1040090355

16.

Швейная машина

Хаскистар 224

2007

1040090356

17.

Швейная машина

JANOME VS54S

2009

1040090570

18.

Швейная машина

JANOME VS54S

2009

1040090571

19.

Швейная машина

JANOME 419S

2009

1040090574

20.

Швейная машина

FAMILY PLATINUM LINE 8300

31.12.2012

410134000000062

21.

Электроутюг – 1 шт.

BOSCH

2007

1060091309

22.

Электроутюг – 2 шт.

23.

Парогенератор PF 054

Stir Vapor Bierre

2011

1040090758

24.

Отпариватель

Диджитал

2012

410134000000061

25.

Отпариватель

Monster

2011

1040090953

26.

Ножницы професс.

4

2007

104

27.

Ножницы

4

2007

28.

Мольберт «Хлопушка»

14 штук

Напольный

2007

С 1060090960 по 1060090973

27.

Мольберт «Хлопушка»

1 штука

Напольный

2006

Собственность учителя

Гладильная доска

Lelit 013

2011

1060091515

Объекты и средства материально-технического обеспечения кабинет № 213

№ п/п

Необходимые средства

Необходимое количество средств

Количество средств, имеющихся в наличии

I

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Стандарт основного общего образования

1

1

1.12

Научно-популярная литература по темам программы

1

1

1.15

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

1

1

1.16

Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских

1

1

III.

Информационно-коммуникационные средства

3.1

Мультимедийные моделрующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии

1

-

3.2

Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии

1

_

3.3

Интернет-ресурсы по основным разделам технологии

1

-

6.3 

Виртуальные лаборатории по учебным предметам

15

-

VII.

Компоненты на бумажных носителях:

 7.1

Учебники (органайзеры)

15

15

VIII

Компоненты на CD и DVD:

8.2

Электронные наглядные пособия

1

-

IX.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

9.1

Аптечка

1

1

9.2

Халаты (фартуки и косынки)

X.

Специализированная учебная мебель

10.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц

1

1

10.2

Компьютерный стол

1

1

10.3

Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей

1

1

10.6

Специализированное место учителя

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционного курса по выбору "Основы программирования на FreePascal"

Этот дистанционный курс является предметом по выбору для учащихся 9 класса и ребят интересующихся программированием. Он уже был реализован в 4 четверти прошедшего учебного года. В этом уч...

Программа предпрофильного курса "выбор профессии"

Предпрофильный курс «Выбор профессии» призван помочь ученику правильно решить проблему профессионального пути....

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...

ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ (9 КЛАСС) «СЛОВА-ПРИШЕЛЬЦЫ В РУССКОЙ ЛЕКСИКЕ»

 Содержание курса по выбору «Слова-пришельцы в русской лексике» позволит учащимся получить более широкое представление о заимствованиях, причинах их появления, количестве слов иностранного...

Программа предпрофильного курса "Основы финансовой грамотности"

Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предл...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Развитие предпринимательской деятельности, особенно в молодежной среде, является одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства в нашей стране. По мнению экспер...