Программа предпрофильного курса по выбору"Основы дизайна"
элективный курс по технологии (9 класс) на тему
Программа "Основы дизайна" разработана для обучающихся 9 классов с целью выбора профиля обучения и профессионального самоопределения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_dizayna.docx | 63.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9
с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология», г. Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» |
Рассмотрено педагогическим советом Протокол № 01 от «28» августа 2014 г. | Утверждаю Директор школы ____________Туценко З.Н. Приказ №346 от 28.08. 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Основам дизайна»
(курс по выбору)
основное общее образование
9 класс
2014-2015 учебный год
Составитель Аюпова Сажида Аптулсакировна
учитель высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Рецензия на рабочую программу ………………………………………………
Пояснительная записка …………………………………………………………
Учебная программа ……………………………………………………………..
Календарно-тематический план ……………………………………………….
Перечень учебно-методического обеспечения ……………………………….
Контрольно-измерительные материалы по предмету ………………………..
Мониторинг обученности ………………………………………………………
Перечень проектов ………………………………………………………………
Материально-техническое обеспечение ……………………………………….
РЕЦЕНЗИЯ
Программа по элективному курсу «Основы дизайна» для 9 классов составлена согласно требований к предпрофильной подготовке обучающихся основной общей школы.
Программа составлена на основе сборника программ: В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко. Основы дизайна. 5-9 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 2001
Программа откорректирована.
Количество часов по учебному плану – 17 часов в год, по программе – 17 часов.
Программа по элективному курсу «Основы дизайна» для 9 классов составлена в логике знаний и опыта, полученных на уроках по изобразительному искусству, технологии, черчению, обществознанию в 5-7 классах основной общей школы.
Программа по элективному курсу «Основы дизайна» для 9 классов способствует выбору будущего профиля обучения и профессиональной ориентации учащихся в сфере архитектуры и дизайна.
Руководитель кафедры «Технология» С.А. Аюпова
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
Элективный курс
9 класс
Пояснительная записка
Дизайн стал феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже XIX и XX столетий, он на волне промышленной, а затем и научно-технической революции, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. И сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию максимально комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, изучения оптимальных условий жизнедеятельности человека, его взаимодействия с современной техникой.
Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.
Сегодня дизайн – это проектно-художественная комплексная междисциплинарная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.
Программа «Основы дизайна» создает условия для понимания значения проектно-художественной деятельности и дает представление о средствах моделирования объектов дизайна.
Цель –знакомство с деятельностью дизайнера – современной и востребованной профессией, профессиональная ориентация в данной области.
Программа элективного курса «Основы дизайна» рассчитана на 17часов, 1 час в неделю.
Логическим продолжением данной программы является программа допрофессиональной подготовки: УТМ «Театр моды» для 8-11 классов, которая более углубленно знакомят учащихся с различными видами дизайна и имеют практико-ориентированную направленность.
Каждое занятие имеет свое практическое (проектное) задание, что способствует познавательному интересу учащихся. В программе, после изучения всех тем, запланировано выполнение.
Основные учебно-воспитательные задачи:
- способствовать развитию эстетического воспитания, формировать художественный вкус у учащихся;
- дать учащимся общее представление о дизайне как проектно-художественной специфической деятельности;
- ознакомить с основными методами художественного проектирования;
- ознакомить с простейшими приемами художественного конструирования (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирования и т.п.);
- привить интерес к профессии дизайнера.
Учебный план
Элективный курс «Основы дизайна» рассчитан на 1 год обучения в 9 классе:
«Введение в дизайн» - 5 часов
«Дизайн интерьера» - 5 часов
«Проектная деятельность» - 7 часов
Количество часов в неделю – 1 час
Количество часов в году – 17 часов.
Учебная программа
«ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Введение в дизайн (5ч) | ||||
1. | Дизайн. Виды современной дизайнерской деятельности | 1 | 1 | - |
2. | Дизайн и современные материалы и технологии. Экология в дизайне | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Мода и стиль в дизайне | 1 | - | 1 |
4. | Цвет в формообразовании объектов дизайна | 1 | - | 1 |
5. | Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна | 1 | - | 1 |
Дизайн интерьера (5ч) | ||||
6. | Из истории развития интерьера. Виды интерьера | 1 | 1 | - |
7. | Интерьер и экология | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Основные принципы оформления интерьера. Современные стили в интерьере | 1 | 1 | |
9. | Гармония цвета в интерьере | 1 | - | 1 |
10. | План, эскиз. | 1 | - | 1 |
Проектная деятельность (7ч) | ||||
11. | Проект. | 6 | - | 6 |
12. | Презентация проекта | 1 | - | 1 |
Всего | 17 | 3 | 14 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ
Введение в дизайн(5 часов)
Дизайн. Основные понятия.
Виды современной дизайнерской деятельности (1 ч)
Дизайн, его роль в жизни современного общества. Краткая история становления дизайна за рубежом и в нашей стране. Виды дизайна.
Проектное задание: сообщение об истории дизайна или творчестве дизайнера русской или зарубежной школы («Могу ли я стать …», «С чего начиналось творчество …?» и т.п.).
Дизайн и современные материалы и технологии.
Экология в дизайне (1 ч)
Материал – это специфика дизайнерской деятельности. Новейшие материалы в дизайне. Рынок и выбор материала в дизайне. Гигиена, экология и дизайн. Материал и мода.
Современное производство высокотехнологично. Знание технологий – центральная задача работы дизайнера.
Проектное задание: сделать подборку тканей или обоев. Сделать сравнительный анализ синтетических и натуральных материалов (на выбор).
Мода и стиль в дизайне (1 ч)
Тесная связь моды и дизайна. Немного из истории моды. Дизайнер диктует моду.
Стиль в дизайне. Понятие «фирменный стиль»
Проектное задание: определить свой стиль в одежде. Разработать свой фирменный знак.
Цвет в формообразовании объектов дизайна (1 ч)
Из истории колористики. Психология восприятия цвета человеком. Функциональная роль цвета.
Проектное задание: выполнить цветовую композицию («Покой», «Нежность», «Радость», «Агрессия», «Угроза», «Огонь и лед» и др.).
Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна (1 ч)
Поисковый рисунок и набросок. Графический эскиз. Объемные макеты. Технические чертежи.
Проектное задание: выполнить форэскизы объектов предметного мира (на выбор) на основе бионики.
Дизайн интерьера(5 часов)
Из истории развития интерьера. Виды интерьера (1 час)
Небольшой экскурс в развитие интерьера от древнего Египта до наших дней. Виды интерьера.
Проектное задание: выполнить зарисовки мебели в различные исторические периоды.
Интерьер и экология (1 часа)
Экскурсия в магазин товаров для ремонта с целью изучения современных материалов, предназначенных для различных видов ремонтных работ в соответствии с экологическими требованиями.
Экскурсия может быть заменена встречей с дизайнерами интерьера или на урок-семинар по заранее подготовленным сообщениям по теме.
Основные принципы оформления интерьера.
Современные стили в интерьере (1 час)
Работа с журналами по интерьеру, изучение современных подходов в оформлении жилых помещений.
Проектное задание: разработать стиль своей комнаты (раздевалки в школе). Выполнить наброски, поисковые рисунки.
Гармония цвета в интерьере (1 час)
Изучение гармоничных цветовых сочетаний. Роль цвета на психику человека в быту.
Проектное задание: выполнить ряд цветовых карточек на основе гармонии цвета для своего проекта.
План, эскиз (1часа)
Основа проектирования и работы с заказчиком – разработка эскиза и плана комнаты (помещения).
Проектное задание: выполнение плана комнаты (раздевалки) и форэскизов в цвете.
Проект (6 ч)
Разработка серии эскизов объекта предметного мира (на выбор) для любого вида дизайна.
Разработка эскиза в цвете с планировкой своей комнаты или раздевалки своего класса в школе.
Выполнение частичного дизайна раздевалки в материале.
Презентация проекта (1 час)
CПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Список учебно-методической литературы
- В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко. Основы дизайна. 9 кл. Программы для общеобр. шк., гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 2001.
- Гармония цвета. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005
- Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей/Н.А. Ковешникова. – М.: Омега-Л, 2007.
- Интерьер квартиры: от проекта до воплощения/под ред. Н.Н. Лазаревой. – М.: Ниола-Пресс, 2006.
- История дизайна: учеб. пособие/А.Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2008.
- Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – М.: АРТ-РОДНИК, 2007.
- Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. – М.: «Союз Дизайнеров», 2002
- 2009 SCALA Group S.p.A. 62, via Chiantiqiana 50012 Baqno a Ripli Florence (Italy) This edition Nakladatelstvi Slovart, s.r.o., Praha 2009.
- Орнаменты + цветовая гамма: сборник образцов: исчерпывающее руководство. – М.: Астрель: АСТ, 2006
- Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.
- Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Серия «Школа дизайна». – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ
- Критерии оценки творческих проектов
Оценка пояснительной записки проекта | Баллы | ||
эталон | оценка | ||
1 | Качество оформления пояснительной записки | 1 | |
2 | Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта | 1 | |
3 | Полнота информации по теме проекта. Анализ прототипов | 1 | |
4 | Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи | 1 | |
5 | Рациональный выбор технологии изготовления изделия | 1 | |
6 | Качество экономической и экологической, эстетической оценок будущего изделия | 1 | |
7 | Качество разработки конструкторской документации, качество графики. | 1 | |
8 | Качество технологической документации | 1 | |
9 | Наличие и соответствие окончательной отделки изделия замыслу проекта | 1 | |
10 | Качество рекламы изделия | 1 | |
Оценка защиты проекта | |||
1 | Соответствие изделия замыслу проекта | 2 | |
2 | Соответствие выполнения изделия технической (технологической) документации на его изготовление | 2 | |
3 | Качество выполнения операций при изготовлении изделия | 2 | |
4 | Качество демонстрации использования объекта проектирования | 2 | |
5 | Формулировка проблемы и темы проекта. Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи | 2 | |
6 | Краткое описание технологии изготовления изделия | 2 | |
7 | Глубина знаний и эрудиция, четкость и ясность изложения | 2 | |
8 | Наличие самооценки | 2 | |
9 | Качество объяснения изготовления одного из узлов проектируемого изделия согласно технологической документации (по усмотрению жюри) | 2 | |
10 | Качество ответов на вопросы | 2 | |
Всего | 30 |
3. Итоговая оценка за проект выставляется с учетом следующих оценок:
• Самооценка учащихся.
• Оценка учителя-руководителя проекта.
• Оценка экспертной комиссии.
4. Результаты выполнения проекта оцениваются по 4 бальной системе:
• 5 «отлично»,
• 4 «хорошо»,
• 3 «удовлетворительно»,
• 2 «неудовлетворительно».
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ
- Цветовая гармония в дизайне.
- Разработка эскизов объекта дизайна.
- Изготовление интерьерного аксессуара.
- Как стать дизайнером?
- Прочие.
МОНИТОРИНГ ОБУЧЕННОСТИ
Мониторинг обученности в рамках элективных курсов – это результаты зачетных работ и накопительная оценка – портфолио абитуриента. Портфолио позволяет накопить графический материал для поступления в профильный класс по выбору.
Инструкцияпо сбору материалов для портфолио
Сбор документов и материалов для портфолио, то есть папки (портфеля) личных достижений, является ответственным делом. Предлагаемые рекомендации помогут в оформлении достигнутых результатов школьниками, а в дальнейшем – в реализации жизненных планов.
Форма портфолио (см прил.) – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. При оформлении портфолио необходимо помнить о том, что с ним будут знакомиться другие люди, поэтому важно позаботиться о форме подачи личных достижений. Не все дипломы, сертификаты, грамоты необходимо включать в портфолио, а только те, которые пригодятся для выбранного профиля. Целесообразно сохранить эти документы, так как они могут пригодиться при поступлении в профессионально учебное заведение по окончании школы.
На первое место следует поставить документ, который свидетельствует о максимальных достижениях, связанных с будущим профилем обучения, на второе – документ «чуть меньшего масштаба» и т. д.
Можно дополнять свою личную папку различными материалами и документами, которые не указаны в примерной структуре портфолио. Это могут быть собственные размышления и идеи учащегося, которые возникли во время любых занятий или при посещении научно-практических конференций школьников, в ходе индивидуальных консультаций и т. д.
Важно помнить о том, что все представленные в портфолио документы будут оцениваться и получать соответствующий балл по шкале, которая утверждена и есть в положении о портфолио.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
Кабинет №213
№ п/п | Необходимые средства | Необходимое количество средств | Количество средств, имеющихся в наличии |
I | Технические средства | ||
| мультимедийный компьютер | 1 | 1 |
| мультимедийный проектор | 1 | 1 |
| принтер монохромный (+МФУ) | 1 | 1 |
| принтер цветной | 1 | 2 |
| сканер | 1 | - |
| оборудование компьютерной сети | 1 | |
II | Программные инструменты | ||
| операционные системы | 1 | 1 |
| среды для дистанционного он-лан и оф-лайн сетевого взаимодействия | 1 | - |
| среда для интернет-публикаций | 1 | - |
| редактор интернет-сайтов | 1 | - |
| редактор для совместного удаленного редактирования сообщений | 1 | - |
IV | Отображение образовательного процесса в информационной среде: | ||
| результаты выполнения аттестационных работ обучающихся | 1 | В наличии |
| творческие работы учителей и обучающихся | 1 | В наличии |
| осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления | 1 | В наличии |
| осуществляется методическая поддержка учителей (интернет-школа, интернет-ИПК, мультимедиаколлекция). | 1 | - |
V | Компоненты на бумажных носителях: | ||
| учебники (органайзеры) | 15 | 15 |
| рабочие тетради (тетради-тренажеры) | 15 | - |
VI | Компоненты на CD и DVD: | ||
| электронные наглядные пособия | 1 | 1 |
Наименование имущества | Количество | |
1. | Стол компьютерный | 2 |
2 | Стол для раскроя | 1 |
3. | Учительский стол | 1 |
4. | Кресло компьютерное | 1 |
5. | Столы | 17 |
6. | Стулья ученические | 30 |
9. | Доска учебная настенная | 1 |
11. | Карнизы | 2 |
12. | Шкаф многофункциональный (стенка), 3 секции | 1 |
Шкаф-купе | 1 | |
13. | Огнетушитель | 1 |
№ | Наименование ТСО | Марка | Год приобретения | Инвентарный № по школе |
1. | Доска интерактивная | Panasonic UB-T880 | 2012 | 41013400000056 |
2. | Мультимедиапроектор | 2008 | 1040090370 | |
3. | Системный блок (компьютер) | 2008 | 1040090369 | |
4. | Монитор | SAMSUNG | 2008 | 1040090369 |
5. | Принтер | НР 2100 | 2008 | Собственность учителя |
6. | Принтер | НР Р1505 | 2009 | 1040090517 №4 |
7. | Принтер | НР 1050J410 | 2012 | Приз |
8. | Оверлок | Famili ML244 | 2007 | 1040090358 |
9. | Оверлок | Brother 1034D | 2009 | 1040090577 |
10. | Оверлок | Boutique-SO75D | 2009 | 1040090576 |
11. | Коверлок | PFAFF COVERLOCK 4852 | 2010 | 1040090632 |
12. | Распошивальная машина | JANOME Cover Pro II | 2011 | 1040090756 |
13. | Швейная машина | Хаскистар 224 | 2007 | 1040090353 |
14. | Швейная машина | Хаскистар 224 | 2007 | 1040090354 |
15. | Швейная машина | Хаскистар 224 | 2007 | 1040090355 |
16. | Швейная машина | Хаскистар 224 | 2007 | 1040090356 |
17. | Швейная машина | JANOME VS54S | 2009 | 1040090570 |
18. | Швейная машина | JANOME VS54S | 2009 | 1040090571 |
19. | Швейная машина | JANOME 419S | 2009 | 1040090574 |
20. | Швейная машина | FAMILY PLATINUM LINE 8300 | 31.12.2012 | 410134000000062 |
21. | Электроутюг – 1 шт. | BOSCH | 2007 | 1060091309 |
22. | Электроутюг – 2 шт. | |||
23. | Парогенератор PF 054 | Stir Vapor Bierre | 2011 | 1040090758 |
24. | Отпариватель | Диджитал | 2012 | 410134000000061 |
25. | Отпариватель | Monster | 2011 | 1040090953 |
26. | Ножницы професс. | 4 | 2007 | 104 |
27. | Ножницы | 4 | 2007 | |
28. | Мольберт «Хлопушка» 14 штук | Напольный | 2007 | С 1060090960 по 1060090973 |
27. | Мольберт «Хлопушка» 1 штука | Напольный | 2006 | Собственность учителя |
Гладильная доска | Lelit 013 | 2011 | 1060091515 |
Объекты и средства материально-технического обеспечения кабинет № 213
№ п/п | Необходимые средства | Необходимое количество средств | Количество средств, имеющихся в наличии |
I | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1. | Стандарт основного общего образования | 1 | 1 |
1.12 | Научно-популярная литература по темам программы | 1 | 1 |
1.15 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | 1 | 1 |
1.16 | Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских | 1 | 1 |
III. | Информационно-коммуникационные средства | ||
3.1 | Мультимедийные моделрующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии | 1 | - |
3.2 | Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии | 1 | _ |
3.3 | Интернет-ресурсы по основным разделам технологии | 1 | - |
6.3 | Виртуальные лаборатории по учебным предметам | 15 | - |
VII. | Компоненты на бумажных носителях: | ||
7.1 | Учебники (органайзеры) | 15 | 15 |
VIII | Компоненты на CD и DVD: | ||
8.2 | Электронные наглядные пособия | 1 | - |
IX. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
9.1 | Аптечка | 1 | 1 |
9.2 | Халаты (фартуки и косынки) | ||
X. | Специализированная учебная мебель | ||
10.1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц | 1 | 1 |
10.2 | Компьютерный стол | 1 | 1 |
10.3 | Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей | 1 | 1 |
10.6 | Специализированное место учителя | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дистанционного курса по выбору "Основы программирования на FreePascal"
Этот дистанционный курс является предметом по выбору для учащихся 9 класса и ребят интересующихся программированием. Он уже был реализован в 4 четверти прошедшего учебного года. В этом уч...
Программа предпрофильного курса "выбор профессии"
Предпрофильный курс «Выбор профессии» призван помочь ученику правильно решить проблему профессионального пути....
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...
ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ (9 КЛАСС) «СЛОВА-ПРИШЕЛЬЦЫ В РУССКОЙ ЛЕКСИКЕ»
Содержание курса по выбору «Слова-пришельцы в русской лексике» позволит учащимся получить более широкое представление о заимствованиях, причинах их появления, количестве слов иностранного...
Программа предпрофильного курса "Основы финансовой грамотности"
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предл...
Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"
Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Развитие предпринимательской деятельности, особенно в молодежной среде, является одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства в нашей стране. По мнению экспер...