Программа предпрофильного курса "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый предпрофильный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_osnovy_finansovoy_gramotnosti_9_klass.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа предпрофильного курса
«Основы финансовой грамотности»
9 класс
Пояснительная записка
Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся 9-х классов с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся 9-х классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение обучающихся, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности обучающегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения обучающегося. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у обучающихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Общая характеристика курса
Рабочая программа предпрофильного курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый предпрофильный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа предпрофильного курса состоит из двух модулей:
- Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
- Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
Цели и задачи курса
Цель - сформировать у обучающихся 9 классов основы финансовой грамотности.
Задачи -
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
- освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
- формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методы и формы обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
- лекции,
- практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
- семинары,
- дискуссии,
- деловые игры,
- решение тестов, задач, проблемных ситуаций.
Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.
Методы и формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.
Критерии оценивания курса:
Для оценивания предпрофильного курса применяется зачетная система. Предпрофильный курс считается пройденным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий и выполнил итоговую тестовую работу по завершению каждого модуля не менее 50%. Оценка выполнения итоговой тестовой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:
100-90% - отлично
80-70% - хорошо
60-50% - удовлетворительно
менее 50% - неудовлетворительно
Планируемые результаты обучения
В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен знать и понимать:
- понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
- структуру денежной массы;
- структуру доходов населения страны и способов её определения;
- зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
- основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
- возможные нормы сбережения;
- способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
- различные виды страхования;
- виды финансовых рисков;
- способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
- способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.
В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:
- умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
- умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
- умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.
Структура курса
Предпрофильный курс «Основы финансовой грамотности» в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.
№ | Раздел | Количество часов |
Раздел 1 | Управление денежными средствами семьи | 10 |
Раздел 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 6 |
Раздел 3 | Риски в мире денег | 5 |
Раздел 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 7 |
Раздел 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 6 |
34 |
Содержание курса
Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.
Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Учебно-тематический план
Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч) | Кол. час. | Теорет. занятия | Практ. занятия | |
Тема 1. Происхождение денег (2 ч) | ||||
1. | Деньги: что это такое? | 1 | 1 | |
2. | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 2. Источники денежных средств семьи (3 ч) | ||||
3. | Какие бывают источники доходов | 1 | 1 | |
4-5. | От чего зависят личные и семейные доходы | 2 | 1 | 1 |
Тема 3. Контроль семейных расходов (1 ч) | ||||
6. | Как контролировать семейные расходы | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 4. Планирование семейного бюджета (4 ч) | ||||
7-8. | Что такое семейный бюджет и как его планировать | 2 | 1 | 1 |
9. | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | 0,5 | 0,5 |
10. | Практическая работа | 1 | 1 | |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч) | ||||
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (3 ч) | ||||
11-12. | Для чего нужны финансовые организации | 2 | 1 | 1 |
13. | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (3 ч) | ||||
14-15. | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 2 | 1 | 1 |
16. | Итоговое тестирование | 1 | 1 |
Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)
Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)
Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.
Учебно-тематический план
Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч) | Кол. Час. | Теорет. занятия | Практ. занятия | |
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч) | ||||
1. | ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 8. Риски в мире денег (3 ч) | ||||
3-4. | Какие бывают финансовые риски | 2 | 1 | 1 |
5. | Что такое финансовые пирамиды | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч) | ||||
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи (2 ч) | ||||
6. | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Польза и риски банковских карт | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 10. Собственный бизнес (3 ч) | ||||
8-9. | Что такое бизнес | 2 | 1 | 1 |
10. | Как создать свое дело | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 11. Валюта в современном мире (2 ч) | ||||
11. | Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | 0,5 | 0,5 |
12. | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч) | ||||
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи (6 ч) | ||||
13-14. | Что такое налоги и зачем их платить | 2 | 1 | 1 |
15. | Какие налоги мы платим | 1 | 0,5 | 0,5 |
16-17. | Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 2 | 1 | 1 |
18. | Итоговое тестирование | 1 | 1 |
Учебно-материальное обеспечение
Для обучающихся
- Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма- териалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014.
- Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2014.
- Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.
- Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 9 класса. – М.: Вита-пресс, 2010.
Для учителей
- Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014.
- Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: Вита-Пресс, 2014.
- Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо- зяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.
- www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
- www.gov.ru – сайт Правительства РФ
- www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
- www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
- www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
- www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
- www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
- www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
- www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
Материально-технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- проектор;
- интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность"
Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность"...
Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
Программа дополнительного образования...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...
Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 10 класс
Финансовая грамотность 10 класс...
Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс
Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"
quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...